Для формирования гражданского общества необходим свободный индивид, сознающий свои интересы и активно выступающий за их реализацию. Причем свобода данного индивида ограничивается принятыми в данном обществе нормами морали и права, а не государственными, классовыми или корпоративными интересами. Создание такого индивида является объективно необходимым для России процессом в условиях демократизации общества.
Начавшиеся с 1985 г. преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная..
Отношения между государством и обществом развиваются в современной России на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с другой - неспособностью или нежеланием правящей элиты создать новые "правила игры" в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя.
Большинство населения оказалось не включённым в активную экономическую деятельность, так как не было своевременно принятых необходимых для этого решений правительства. Обесценивание денежных вкладов населения из-за инфляции, отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые другие негативные моменты не способствуют становлению зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями.
На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности: прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые во многом отторгают экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. Частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок порождают психологический дискомфорт.
|
Общество с низким уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость не обеспечена и проблематична. Сама возможность существования современных и политических организаций решающим образом зависит от предсказуемости и надёжности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми.
Процесс обособления отдельной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.
Для того чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;
политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;
|
оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном, так и на региональном уровне;
ставится под сомнение свобода слова и прессы через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Гражданское общество в современном мире – идеальная модель устройства государства, при которой ценность человеческой личности ставится превыше всего. Это и очевидно: права и свободы каждого гражданина охраняются законами государства, в том числе наивысшим законом – Конституцией, каждый гражданин вправе влиять на общественную и политическую жизнь, владеть частной собственностью.
15.Понятие и происхождение п.п.
Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладетьполитической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологиипартии, перечень её целей и способов их достижения.
|
Макс Вебер разделил партии на виды в соответствии с хронологией их возникновения:
аристократические кружки-коттерии (период афинской демократии)
партии - политические клубы (тори и виги)
массовые партии.
Хронология Вебера неприменима ко многим странам, однако это была первая попы
Обычно это были группировки, связанные с фигурами вождей, сравнительно немногочисленные и узкие по составу. Они выражали в основном интересы различных течений внутри класса рабовладельцев. Собственно история политических партий начинается в конце XVIII века и в особенности развертывается в XIX веке. Можно согласиться с мнением французского политолога Мориса Дюверже о том, что современные политические партии порождены парламентскими процедурами и развивались параллельно им. Необходимость формирования парламентского большинства, подготовка к принятию важных решений, стремление «провалить» принятие неугодных законоположений побуждала политических деятелей объединяться в группировки и политические партии. На образовании партий заметно сказался переход от феодального общества к буржуазному, когда стала формироваться более сложная социальная структура общества. В конце XIX века и в XX веке образованию партий способствовало также пробуждение классового сознания пролетариата и национального сознания народов колоний.
Вслед за М. Вебером принято делить историю политических партий на три периода. В первый период партии выступают как аристократические группировки. Во второй период партии выступают как политические клубы. В третий период возникают современные массовые партии. Классический образец всех стадий развития дали лишь две английские партии: тори и виги. Тори как партия возникла в конце 70-х – начале 80-х годов XVII века. Она выражала интересы земельной аристократии и высшего духовенства англиканской церкви. В середине XIX века на ее основе сложилась консервативная партия Великобритании. Партия вигов возникла в начале 80-х годов XVII века как группировка обуржуазившейся дворянской аристократии и крупной торговой и финансовой буржуазии. В середине XIX века на ее основе сложилась либеральная партия Великобритании.
В политологической литературе отмечается тенденция, свойственная развитию политических партий: переход от классовой партии к «общенародной». Конец XIX – первая половина XX века были временем резкого размежевания позиций разных классов. Приобщение масс к политике в этот период осуществлялось в значительной мере как выбор той или иной классовой позиции. Партии были политическим выражением интересов классов. В это время действуют не только рабочие и буржуазные, но и крестьянские и мелкобуржуазные партии. Рабочее движение внесло огромный вклад в развитие организационных форм партии. Именно оно создало классический тип партии с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, четким уставом и фиксированными размерами членских взносов. Эти черты в той или иной мере были заимствованы буржуазными партиями Европы. Но уже в этот период партийная структура общества не совпадала с классовой. В жизни проявляли себя всегда разные варианты политики. У рабочего класса – это социал-демократический и коммунистический варианты политики; у буржуазии – либеральный, консервативный. Кроме того, такие партии, как национальные, конфессиональные (церковные) существовали как межклассовые. Чем больше центр тяжести политики перемещается в область парламентских процедур, тем яснее становится, что для успеха на выборах партия должна учитывать интересы не какого-то одного класса или социального слоя, но целого блока социальных сил. Их интересы должны определенным образом сочетаться, согласовываться. Вариант такого согласования ложился в основу политики.
С середины XX века на смену классовым стали приходить «общенародные» партии. В западной политологии для их обозначения употребляется термин «партии для всех». На этот путь вступили все партии с массовым членством, в том числе и рабочие партии. В политической жизни Запада каждая из конкурирующих партий должна стремиться стать «партией для всех». Этот термин не следует понимать буквально. Любая партия представляет лишь один из возможных вариантов политики. Поэтому она не может удовлетворить всех. Но партия может реально рассчитывать на завоевание большинства и в соответствии с этим строить свою программу и реальную деятельность, исходя из учета различных интересов.
Типология партий
по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру);.
В зависимости от социального состава партии подразделяются на буржуазные, рабочие, крестьянские и т.п.
Партии различаются и по отношению к общественному строю: консервативные, стремящиеся сохранить общество в неизменном виде; реакционные, ориентирующие на возвращение прошлого; реформаторские, ориентирующиеся на изменение общества посредством реформ; революционные, стремящиеся радикально изменить общественную систему в целом[1].
По месту в политической системе партии можно разделить на правящие и оппозиционные по отношению к существующей в стране системе власти: правящие и оппозиционные.
История политических партий насчитывает много столетий. Большинство ученых ведет ее из античных времен, от появления первых аристократических кружков-коттерий и клиентелы до современных партий - уже институционализированных субъектов политики.
17. Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.
Виды партийных систем:
однопартийные;
двухпартийные;
многопартийные.
Однопартийная система
Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.
Двухпартийная система
Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.
Многопартийная система
Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.
В рамках многопартийной системы выделяют:
многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;
многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;
«блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.
В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.
В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.
Политический процесс
Политический процесс - это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
Термином "процесс" (от лат. "processus" - продвижение) обычно характеризуют определенное движение, какой-либо ход, порядок движения, имеющий свое направление; последовательную смену состояний, стадий, эволюции; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Основные виды политических процессов:
› формирование органов политической системы: в ходе него создаются ранее не существовавшие политические учреждения и устанавливаются регулируемые специальными нормами отношения между ними;
› воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: политическая жизнь складывается не только из непрерывного обновления, возникновения ранее не существовавших политических отношений и институтов, но и из действий по поддержанию этих отношений в стабильном состоянии через использование таких механизмов, как традиции, процедуры, юридические и идеологические предписания;
› принятие и исполнение политических решений, определяющих задачи и способы их решений, осуществляющих выбор средств достижения политических целей, направления политических действий.
Взаимосвязь этих процессов рождает сложное сочетание действий, направленных на обеспечение постоянства, незыблемости политических отношений и их изменения, на придание им динамики, обновления.