Выходные в стране гор. Киргизский вояж.

Меня всегда тянуло в горы. Неведомая сила притягивает и завораживает души тех, кто готов окунуться в неизвестный мир. Киргизия манила своими необъятными просторами уже давно, но особый интерес привлек южный берег Иссык-Куля, ущелье Барскоон и плато Арабель. Я моментально загорелся поездкой и решил, что обязательно попаду в эти края. Мне посчастливилось найти человека, который поддержал меня в моем стремлении. Юля, как и я, была легкой на подъем, стоило только загореться. Наступил день выезда. Нас ждали долгие 12 часов пути в душном автобусе до города Каракол. В 10 утра мы были на автовокзале. Кроме нас здесь были иностранные туристы, вокруг которых настойчиво копошились местные водилы. По условному договору нас должен был забрать уже знакомый мне водитель Андрей. Задорный мужичок лет пятидесяти, охотно беседующий на различные темы. Не прошло 20 минут, как на территорию заехала делика. Мы дружно погрузились в машину и отправились за покупками на базар. Стояла жаркая погода, схватив все необходимые продукты, мы поспешили в путь. Легкий ветерок и открывающиеся пейзажи изумрудного Иссык-Куля настраивали на позитивный лад. Вскоре мы проехали береговую линию озера, дальше наш путь пролегал по ущелью Барскоон. Сразу хочется отметить идеальное состояние грунтовой дороги, которую не встретишь у нас в Алмате. Дорогу строили канадцы, прокладывая путь к крупнейшему золотому руднику Киргизии – Кумтор. Машина шла «как по асфальту». Первую остановку мы решили сделать в середине ущелья, напротив памятника Юрию Гагарину, который любил отдыхать в этих местах. Нашей первой целью было увидеть один из красивейших памятников природы – водопад Барскоон. Путь к нему пролегал мимо многовековых елей по хорошо натоптоной тропинке. Уже через полчаса нашему взору открылась первая часть водопада. Мы остановились, чтобы почувствовать прохладное дуновение ветра и долетавших до нас капелек воды.

Сделав не большую паузу, направились ко второму каскаду, обещавшим быть еще более грандиозным. Тропа пролегала через густые заросли растительности, то терялась, то снова появлялась между зелеными островками заросшего мха. Вторая часть водопада потрясала своими масштабами и гордым величием, мириады капель кристально чистой воды срывались с неприступных скал и стремительно бросались вниз, образуя нескончаемый поток свежести и огромной внутренней силы. Такое зрелище завораживает и очаровывает.

Именно в такие моменты особенно чувствуется, на сколько, мы ничтожно малы на фоне стихии. Мы спешили увидеть как можно больше. Уже было за полдень, и мы снова поднимаемся вверх, куда-то к облакам. Перед нами вырастали массивные ледники и скалы.

Дорога на перевал Барскоон насчитывала 32 серпантина. Забравшись, на самый верх мы вышли сделать несколько снимков. Перевал находится на высоте 3819 метров над уровнем моря. Именно здесь берет свое начало высокогорное плато Арабель.

В этот день мы решили заночевать неподалеку от моренных озер. Разбив лагерь можно было насладиться открывающимися видами. На фоне зеленого альпийского ковра вырастали белоснежные вершины. День катился к логическому завершению, когда с запада потянулись серые тучи. Поднялся ветер, надвигалась непогода. Небо пестрило невероятными красками.

Лучи уходящего солнца изо всех сил пытались пробиться сквозь хмурое небо, оставляя местами бело-голубые полоски. Вскоре все небо затянуло серым плащом, начал накрапывать мелкий дождик. Мы укрылись в палатке.

Ночью прошел дождь. На утро ситуация не поменялась, погода нас не баловала. Позавтракав, мы начали собираться в дорогу. Еще с вечера мы задумали сходить на какую нибудь вершину. Подход к вершинам пролегал через водные преграды. Плато было изрезано мелкими озерами и ручейками, стекавшими с синих ледников. В этот момент я пожалел, что не взял с собой горные ботинки. Изначально план был перебраться вброд через реку Арабель, на противоположную сторону, но он осталась лишь идеей. На берегу реки мы встретили чабана, который воспринял нашу идею неоднозначно. Река в этом месте была полноводной, уровень воды в реке по грудь лошади. Так что мы были вынуждены отступить. Пошел холодный дождь, температура упала. В долину спустился туман, словно на вершины одели сизые шапки. Мы узнали, что не только в горах, но и на побережье Иссык-Куля идет дождь. Это воодушевило нас на вторую попытку, терять нам было нечего. В какой-то момент туман рассеялся, Юля заметила прелюбопытную вершину.

Прямо с дороги просматривалась логичная линия подъема. Было решено идти здесь и сейчас. Температура за бортом около нуля. Самое сложное в этот момент было выйти из теплой машины. Я быстрыми шагами зашагал впереди, надо было согреться в мокрых кроссовках. Погода проверяла нас на прочность, дождь сменился мокрым снегом. Крупные хлопья снега ложились на зеленую поверхность долины.

Идти приходилось буквально на ощупь, примерно оценивая траекторию подъема. Но не успели мы пройти и полкилометра, как снег кончился. Ветер продул облака по ущелью. Погода стала меняться в лучшую сторону, наконец-то мы увидели синее небо над головой, и только что выпавший снег начал таять у нас на глазах. Облака проплывали над долиной. Это был удивительно красивый пейзаж из замысловатых и причудливых линий и форм.

Здесь на высоте около 4000 метров растет не просто скудная растительность, а самые разные горные цветы. Эдельвейсы, альпийская роза и другие дары здешней природы.

Мы не ждали увидеть здесь следы человека, поэтому были рады даже тропинке, которую, по-моему, сделали парно копытные создания. Козлиная тропинка перешла в каменную сыпуху, поднимались аккуратно. Облака сменяли друг друга за считанные минуты. Небо открывало совершенно невероятные краски, что-то свое – мистическое и притягательное.

Не прошло и трех часов как мы поднялись до нужного места. Долгожданная вершина была достигнута. Стоишь на краю, смотришь вдаль и дышится так легко и не принужденно. Хочется остановить время и протянуть момент, прокручивая его в памяти. Разделять этот момент с близкими людьми и чувствовать свободу всей кожей.

На спуске мы успели попасть в окно хорошей погоды, лишь сильный ветер сбивал с ног. Едва мы спустились к машине, как долина снова погрузилась в темно серый цвет, дождливое место, однако. Мы поспешили спуститься в зону леса. Ночевка была в елках. Незабываемый ароматный запах ели, шум горной речки, щебетание птиц и треск костра стали заключением еще одного увлекательного дня. Даже в очередной раз поднявшийся ветер с дождем не смог испортить воодушевленное настроение. Мы с нетерпением ждали, что нам принесет новый день.

Все наше путешествие было свободной импровизацией, и никто не знал, куда нас занесет на этот раз. У меня в голове затесалась шальная мысль подняться по не известному склону к скальной вершине, с который возможно будет виден Иссык-Куль. Маршрут трудно прослеживался с нижней точки и был полной авантюрой. Но мы рискнули. В этих местах активно идет вырубка леса, воспользовавшись колеей для спуска леса, мы поползли вверх. Крутые травяные склоны и непроходимая лесная чаща встали на нашем пути, сквозь густой лес трудно было разобрать куда идти. Кажется, здесь никто до нас не ходил. Извилистым путем мы вышли до скального пояса. Я тут же оценил сложность прохождения данного участка. К сожалению, для нас это был тупик. Тяжело было разворачиваться, когда цель была уже так близка, но безопасность стояла во главе.

На спуске у подножия ущелья мы встретили киргизскую семью, среди них было несколько детей. Стало полной неожиданностью, когда мальчик лет шести произнес коронное, на мой взгляд, приветствие в наш адрес: «Hello!». Вот чего-чего, но этого я никак не ожидал. Не сразу, а уже вдогонку я ответил ему: «Hi!». Мы загрузились в машину и покатили вниз.

Горная часть путешествия осталась позади. По пути нас ждало новое интересное место. Фантастический каньон «Сказка», расположенный на южном берегу Иссык-Куля. Здесь каждый увидит что-то свое, эстетичность и живописность этого места подкупает. Здесь встречаются марсианские пейзажи. Рельеф тут обманчив, а почва рыхлая и не надежная. Извержения песчаных пород принимают всевозможные очертания древних замков и сказочных чудовищ. Пожалуй, тут можно найти непревзойденные места для съемок кино. Красная глина, песчаник, известняковые породы, пласты других отложений вкупе с дождевыми водами, под управлением настоящего мастера под именем ветер дарят людям, посещающим эти места, незабываемые восторженные чувства.

Ну, а на последок, мы не могли проехать мимо жемчужины Киргизии. Чистейшая прозрачная вода Иссык-Куля восстановила силы.

Южный берег Иссык-куля не устает поражать. На протяжении всего пути можно наслаждаться невероятными красотами этого края. Уникальные ландшафты и климатические зоны. Тут каждый путешественник найдет себе что-то по душе, ведь такое разнообразие природных красок можно встретить не везде.

Всю дорогу пока мы рассматривали местные красоты, Андрей рассказывал интересные случаи из жизни туристов. Ему ужасно повезло родиться в этих краях, где каждый день происходит что-то новое. Небо рисует волшебными красками, природа поет, а душа летит!