Стимул развития - не выбор, а поиск




 

Если мы согласны с тем, что всякое целенаправленное обучение - это управление развитием (а не техника сборки) чужого сознания, то политика образования должна опираться на внутренний стимул этого естественного процесса. Эта проблема мало интересует силовую класс-школу, а под влиянием такой же силовой агротехники Чарльз Дарвин выдвинул свой постулат о «естественном» отборе, надолго положив конец спорам о внутреннем стимуле развития и в биологии, где главным фактором в развитии особи негласно признается тот же фатальный выбор выживания самых приспособленных. Все это делает выбор уже и теоретической доминантой развития.

Мы видим тот или иной аспект внутривидовой борьбы там, где действует межвидовой симбиоз и внутривидовая кооперация. Их постоянный поиск составляет главное содержание всякого органичного развития и самой жизни. Интуитивно ясно, что найденный и сделанный выбор означает прекращение поиска, а это значит, что он ближе к смерти, чем к жизни.

Как видно, чтобы системно управлять живым социальным организмом системы образования, следует искать доминанту поиска особи и группы. А для этого придется признать довольно тривиальное положение о стремлении организма к комфорту за основу концептуального анализа. Это позволяет учесть, что микрокосм всякого организма составляет интегральный компонент ценоза и всей биоты.

Такой более органичный взгляд позволяет понять, что главный стимул поиска всякой особи связан с развитием ее статуса туда (и там), где ее жизнедеятельность протекает в наиболее комфортном окружении. А это происходит тогда и там, где продукты ее жизнедеятельности нужны другим существам ценоза. Лишь такое внешнее управление (в том числе и в обучении), которое не препятствует подобному поиску, а как-то поддерживает его, может привести к желаемому эффекту на системном уровне. В экономике, где удалось отыскать финансовую доминанту такого поиска, системным регулятором работает учетная ставка.

Как видно, политике образования нужно определиться с аналогом такой доминанты в духовном развитии личности. Здесь столь же важным (как финансы в развитой экономике) ресурсом развития является постоянный «труд души», который, как известно, проявляется в разных формах поиска своего места в мире. Мы все это понимаем, но лишь в условиях возникшего дефицита остро ощущаем важность свободы поиска. Если умело использовать такое явление «системного дефицита», можно существенно оптимизировать учебный процесс. Ведь изменение учетной ставки порождает «системный дефицит» там, где это нужно для развития экономики,

Примеры появления такого же действенного дефицита в духовной и познавательной сфере всем хорошо известны. Но силовая техника класс-школы не позволяет его использовать для системного управления учебным процессом.

Видимо, многие обитатели Internet (особенно те, кто часто пользовался электронной почтой) чувствовали себя «не в своей тарелке», если им приходилось надолго покидать это пространство. Чем Internet-пространство отличается от других, более привычных сфер культуры? Оказывается, тем, что в обыденной жизни каждый взрослый лишен существенной (для его духовного развития) возможности - вести постоянный поиск чего-то ставшего (пусть на самое короткое время!) очень важным. Оперативный просмотр писем и ответ на них, несомненно, позволяет вывести за привычные рамки поиск себя в этом мире.

Попытаемся заменить расхожую метафору «поиск себя» на более определенное и натуральное намерение, с которым мы, видимо, приходим в этот мир по воле Творца. Речь обычно идет о неизбывном стремлении отыскать блаженство, которое индусы называют «нирваной». Если учесть, что слово «нирвана» можно перевести с санскрита как «растворение себя» (в других), то легко понять, что объектом извечного творческого поиска может оказаться такое «место» (в социальном, познавательном или даже физическом смысле этого слова), где от тебя была бы самая большая польза как для людей, так и для самой природы.

Как видно, речь идет не о возвышенных категориях религии, а о поиске популярности, собственной полезности, а отсюда - и собственной привлекательности, симпатии и любви. Этот естественный для любого существа Свободный и Творческий Поиск (СТП) у человека неизбежно ведет к росту сначала диффузной, потом модальной и предметной членораздельности восприятия мира. На языке педагогов и психологов такая СТП-активность приводит личность к развитию знания, сознания, морали и профессионализма в своем деле. Но это происходит, если творческий поиск ведется в свободном режиме СТП-входа и СТП-выхода «без морально-этических осложнений». Нечто сходное пока обеспечивает каждому пользователю только Internet.

Этому природному СТП-критерию явно противоречит не только сама техническая система классно-урочного образования (как в школе, так и в вузе), но и этические и моральные принципы, воспитанные этой техникой; они отвергают большую часть СТП-процедур, считая такой «беспредметный поиск» пустым и вредным делом.

Даже Эрих Фромм ограничился умозрительной критикой такого предметного выбора (обычно идущего в «модусе обладания»), призывая всегда жить в СТП-режиме «модуса бытия», то есть непрерывного возрождения, генезиса. Он хорошо понимал, что если представить достоинства СТП-бытия более конкретно - хотя бы «библейским» способом этических запретов, мы получим бунтарскую пропаганду:

ü Не подражай другим в том, что тебе неинтересно делать.

ü Не подавляй своего любопытства там, где это не задевает интересы других.

ü Не насилуй свою память тем, что тебе неинтересно.

И хотя мы постоянно стремимся вести именно такой СТП-образ жизни, реальные действия (не только учеников) часто подчиняются «более силовым» установкам морали конечного выбора, а не свободного поиска. Пожалуй, только общение с миром через компьютер и Internet позволяет не «кривить душой» в этом плане и следовать в своем развитии СТП-принципам. Поэтому, если не идти напролом, то повальная мода на компьютерную модернизацию всего на свете поможет ввести СТП-режим даже в систему образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: