Кун Фу-Цзы (Конфуций). Сборник бесед и суждений его учеников «Лунь Юй». 1, 2 главы. Личное отношение, отзыв, свои мысли.




Лунь Юй – значимая книга конфуцианства, содержащая в себе те порядки, нормы и принципы, которые должен соблюдать каждый Древний китаец. Ну, или не очень древний. Конечно для человека (конкретно в этом контексте - меня), представляющего русско-православную цивилизацию, понять логику мышления, доминирующую в самой старой ныне существующей культуре, невероятно сложно и проблематично. Так что помимо поблажки на свой возраст, а конкретно недостаток опыта в знаниях и понимании мира, прошу Вас строго не относится к моим выводам еще и из-за моих культурных взглядов, которые по существу зависят не от меня, а от окружающей среды, в которой я родилась и выросла. А теперь перейдем к самому Лунь Юй.

При первом прочтении данного произведения в глаза бросается чрезмерно частое упоминание таких слов и словосочетаний как «ритуал», «благородный муж» и «человеколюбие». Упоминаются они настолько часто, что порой, кажется, они составляют 80 % всего текста. И на самом деле так и есть. Если понять, что для древнекитайского философа значили эти слова, то Вы, можно сказать, прочли весь Люнь Юй, познали Жэнь и стали просвещенным последователем конфуцианства. Это, конечно, гротеск, но доля правды тут действительно имеется. Потому что именно от этих понятий, в которые Конфуций закладывает особый смысл (как и любой древневосточный житель), строится вся идеология совершенной личности в философии Древнего Китая. Дело в том, что, несмотря на четкую иерархию и особое уделение внимания к почтительности по отношению к старшим (И тут, в отличие от современности, уважение к старикам идет по существу верное и обоснованное, т.к. чем старше человек, тем он опытней, а значит мудрее. Это целый культ восточной жизни: основой всей культуры Древнего Китая является духовное саморазвитие, т.е. Ваша задача на жизнь – постоянно думать и узнавать новое, что в современном мире, к большому сожалению, встречается нечасто и в 40+ лет большинство людей – тронутые маразмом пустышки. В 21 веке Ваша задача – заработать побольше денежек на старость, а «книжки надо было читать в молодости, когда было время», но этого никто или почти никто не делает.), прочтя данный сборник можно четко проследить, что есть отдельная духовная иерархическая структура, регулируемая моралью. Это не простое хорошее отношение к людям, относящимся замечательно к тебе и наоборот, а нечто большее и значительное – столп мышления представителей цивилизации. Помимо культурного фундамента в виде Золотого правила морали («Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»), значимость индивидуального статуса личности регулирует сам человек своими же качествами. Тут как раз и всплывают такие понятия, как «благородный муж», «человеколюбие» и «ритуал». Вывод вступления: ключ философии Конфуция заключается в воспитании правильных (с точки зрения морали) качеств, в моральном совершенствовании человека.

Начнем с простого и по порядку. «Благородный муж или цзюнь-цаы – является в конфуцианстве нормативной личностью, совершенным (прежде всего с моральной точки зрения), гуманным человеком. Качествами такой личности, согласно взглядам конфуцианства, должен, прежде всего, обладать государь. Поэтому понятия «благородный муж» и «государь», «правитель» у Конфуция часто совпадают. Противоположность «благородного мужа» – «низкий человек» или сяо жэнь, человек, лишенный высоких моральных качеств, как правило, синоним простолюдина».[i] Отсюда заключаем, что благородный муж – идеал и высшая точка нравственного развития духовной культуры человека, чему посвящена вся первая глава. А если быть точным – вся книга. Другими словами, благородство мужчины (мужа) определяет он же сам, своими поступками, а не происхождением. Со столь справедливым порядком согласится любой современный разумный человек. Жаль, конечно, что у Древних китайцев патриархальная философия, а то я бы с радостью выделила ее как любимую, среди Древних философий.

Далее вспомним про человеколюбие (из сдержки переводчиков, это условный перевод жэнь) – важнейшую этико-философскую категорию конфуцианства. В понимании Конфуция, человеческая гуманность несколько отличается от привычного нами понимания. «У Конфуция жэнь характеризует прежде всего отношения, которые должны существовать между отцами и сыновьями, братьями, государями и чиновниками, друзьями. И только во вторую очередь отношения между людьми вообще».[ii] То есть, человеколюбие это своего рода этикет, нормы поведения между определенными людьми, конкретными, представляющими определенный статус, и только потом, между социумом. Я понимаю это в каком-то смысле как толерантность к знакомым или конкретным единицам общества, не обобщая людей в какие-то группы, как это делается сейчас. Возможно, это даже правильней – не распространять свое всепрощение и всепонимание на всех сразу, иначе эти же условные группы людей организуются в единый массовый поток, поглощающий общественное внимание, а превращаясь в толпу, обращает толерантность против друг друга как оружие. Так что, конкретно тут я тоже абсолютно довольна конфуцианством и казалось бы, уже хочу пополнить ряды их последователей…

Но…

Есть в философии Конфуция еще одна замечательная вещь, как «ритуал». Раскрытие смысла этого понятия начинается со 2й главы, а после так часто упоминается, что я не могу молчать и не высказаться. В каком-то значении ритуал, как регулятор порядка, нужен и праведен. Но как только традиционность, закладываемая в цикличный обычай, перерастает в консервативность мышления, ритуал становится клеткой человеческого сознания и цивилизации, так как мир всегда требует прогрессивности. Еще раз, я согласна с Конфуцием, что ритуал это важное средство управление обществом. Однако как религиозный порядок, ритуал может усугублять поведение человека и его интеллектуальную среду, как это происходит с православием в России, где особо верующие люди больше опасны для социума (имеется в виду, оскорбительное и насильственное отношение со стороны некоторых религиозных групп по отношению к атеистским людям), нежели (по их же правилам поведения) смиренны. Ритуал не должен граничить с «оритуаливанием» всех и всего. То есть, он должен распространяться в естественной среде, а именно – у каждого конкретного человека, не выходя за рамки его поведения. Ритуал – отличный способ регулировки социума в единичном порядке. Это осуществимо через образование или переосмысление канонов. Конфуций считал, что «тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником людей». Значит, цикличность повторения старых понятий помогает их переосмыслить и либо найти в них что-то новое, либо осознать что-то непонятное до этого. В любом случае это будет означать духовное развитие – стремление к «прекрасному». Понятное дело, что образование в каждой культуре играет какую-либо роль, однако в древнекитайской философии ей выделено почетное место. Тяга к искусству («к прекрасному») ставится как синоним получению образования, а превыше этого, естественно, нравственное поведение. Потому что, как считает Конфуций, знания лишь тогда прочны, когда они выражаются в определенных моральных поступках. По итогу, ритуал - правила высшие, осмысленные человеком и переведенные им на язык слов и жестов, а не правила поведения. Таким образом, правильное осмысление ритуала возможно только в рамках жизненного учения и наоборот, а соответственно – процессы образования и ритуал должны протекать одновременно.

Подытожим, что имеем. Конфуций оставил нам много материала для размышления. О том, что правильно и нет. Его слова, записанные учениками, до сих пор актуальны, как для современности в исторически-прогрессивном контексте, так и межкультурного пространства. Лунь Юй, как и любую хорошую книгу, стоит перечитывать раз в несколько лет, чтобы осознавать новое, когда-то незамеченное ранее, или вспоминать хорошо забытые старые истины.

 


[i] ЛитМир - Электронная Библиотека > Конфуций Кун Фу-цзы > Лунь юй > Стр.1 «Благородный муж» https://www.litmir.me/br/?b=14852&p=1

[ii] ЛитМир - Электронная Библиотека > Конфуций Кун Фу-цзы > Лунь юй > Стр.1 «Человеколюбие» https://www.litmir.me/br/?b=14852&p=1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: