Краткое содержание темы: Понятие системы физического воспитания (цели, задачи, средства, формы организации). Исторические предпосылки возникновения систем физического воспитания в европейских странах (17-18 вв). Английская, немецкая. французская, шведская, чешская системы. Цели, задачи, средства, формы организации. Российская система физического воспитания. П.Ф. Лесгафт - создатель отечественной системы “физического образования”. Своеобразие целей, задач, звеньев, средств, форм организации, методов обучения.
Состояние системы физического воспитания в России на современном этапе. Цели, задачи, принципы построения. Звенья системы физического воспитания: обязательное физическое воспитание в государственных учреждениях (родильных домах, дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших, профилактических и лечебных учреждениях). Спортивные общества. Физическое воспитание в семье. Преемственность в задачах, содержании, формах, нормативных требованиях. Подготовка кадров. Материально-техническая база для развития физической культуры.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие “система физического воспитания”.
2. Развитие системы физического воспитания в европейских странах в XVII - XX в.в. (Англия, Швеция, Германия, Франция, Чехия).
3. Особенности системы физического воспитания в России. П.И. Лесгафт - основоположник системы физического воспитания в России.
4. Восточные системы физического воспитания
Задание 1:
На основе изучения литературы заполнить таблицу “Системы физического воспитания”
Система физ.воспитания | Цели | Задачи | Звенья | Содержание физич. упражнений | Формы органи зации | Особенности взаимодействия педагога и обучающих-ся |
Подсказка: Любую систему физического воспитания следует рассматривать как исторически сложившуюся социальную практику, которая характеризуется идеологическими, программно-нормативными, организационно-управленческими и научно-методическими началами. Следует выделить положительные и отрицательные стороны различных систем физического воспитания. Важно понять, в чем выражается исторический и классовый характер физического воспитания, проследить зависимость задач, содержания, средств и методов физического воспитания от уровня развития производительных сил и общественных отношений, от экономического состояния страны, ее военной политики, здоровья нации, уровня развития науки.
|
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Полнота характеристики системы | 1-2 |
Характеристика всех названых систем | 1-3 |
Задание 2: Доклады а темы «Системы изического воспитания в древней Греции, Риме, в эпоху средневекjвья, возрождения», «восточные системы физического воспитания»
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
глубина и содержательность проработки исторической эпохи | |
аргументированность, убедительность выступления, подтверждение примерами из источников, из опыта мировой культуры, образовательной практики | |
культура презентации подготовленного материала (четкая и грамотная речь, убежденность, заинтересованность, использование наглядности или компьютерной презентации и пр.) | |
инициативность, дискуссионность, полемика в ходе обсуждения вопросов | |
адекватность и содержательность схемы развития педагогической науки в истории | |
Задание 3: Составить таблицу об особенностях организации физического воспитания дошкольников за рубежом
|
Страна | Задачи физ. воспитания дошкольников | Особенности содержания и форм физ. воспитания | Особенности подготовки специалистов для работы с детьми дошк. возраста |
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Полнота характеристики системы | 1-2 |
Использование Интрнет-ресурса | 1-3 |
Задание 4. Проанализируйте государственную политику по развитию системы физичекого воспитания в современной России на основе использования интернет-ресурса.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Глубина и адекватностьанализа государственных документов. мер | 1-3 |
Использование Интрнет-ресурса (количество использованных источников: не менее 10) | 1-3 |
Четкость критериев анализа, их полнота и оригинальность | |
Аргументированность своей позиции | |
Содержательность и проблемность вопросов выдвинутых на обсуждение |
Рекомендуемая литература
а) основная
1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2001.
2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1982.
3. Лесгафт П.П. Избранные труды./сост. И.И. Решетень. - М.: ФиС, 1987.
4. Столбов В.В. История физической культуры. - М.: ФиС, 1989.
|
5. Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб пос. для студентов академий, университетов, институтов физической культуры педагогических Вузов /Под ред. С.О.Филипповой, Г.Н. Пономарева –СПб., «Детство-Пресс», М., ТЦ «Сфера». 2008
б) дополнительная
1. Столбов В.В. История и организация физической культуры и спорта. - М.: Просвещение, 1982.
Сроки представления задания: вторая неделя
Сроки проверки задания: вторая неделя
Дата: третья неделя
Название темы и часы на освоение темы: Источники и этапы развития теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста. (лекции: 4часа, п/з: 2 часа)
Краткое содержание темы: Источники возникновения и этапы развития. Взгляды прогрессивных общественных мыслителей 17-19 вв. о физическом воспитании детей. Взгляды К.Д. Ушинского и П.Ф. Лесгафта на требования к педагогу, условиям жизни и развития детей средствами физического воспитания. Вклад В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, Л.И. Чулицкой в разработку теоретических основ физического воспитания дошкольников. Становление теории и методики физического воспитания дошкольников во второй половине ХХ века. Современные проблемы теории и практики физического воспитания дошкольников, педагогические технологии физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения
1. Русские педагоги о физическом воспитании подрастающего поколения.
2. П.Ф. Лесгафт о семейном воспитании детей.
3. Развитие идей П.Ф. Лесгафта в трудах В.В. Гориневского, Л.И. Чулицкой.
4. Вклад Е.А. Аркина в создание системы физического воспитания дошкольников.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Задание 1. Представить тезисы по изученной литературе
Критерии | Баллы |
Полное выполнение письменных заданий | 0,5-1 |
Содержательные устные выступления на занятии | 1-2 |
Подсказка: На основе изучения литературы студенты должны проследить развитие идей о физическом воспитании дошкольников в России (Ф.М. Ртищев, Е. Славинецкий, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.П. Протасов, Н.М. Максимович-Амбодик, А.Н. Радищев, Н.Н. Пирогов, К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, П.Ф. Каптерев). Важно понять значение основных теоретических положений П.Ф. Лесгафта для развития науки о физическом воспитании детей дошкольного возраста, раскрыть задачи, содержание физического воспитания детей в семье. Проследить, как развивались идеи П.Ф. Лесгафта в трудах В.В. Гориневского, Л.И. Чулицкой. Педагогические идеи Е.А. Аркина. Определить роль основоположников физического воспитания в развитии науки о физическом воспитании дошкольников.
Задание 2. Разъясните, в чем специфическая суть физического образования по П.Ф. Лесгафту.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Доказательность приведенными аргументами | |
Обоснованность выводов |
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Доказательность приведенными аргументами | |
Обоснованность выводов |
Задание 3. Дать сравнительную характеристику взглядов основоположников теории и технологии физического воспитания дошкольников на роль подвижной игры в жизни ребенка. (П.Ф. Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая). Выпишите цитаты из первоисточников.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии | Баллы |
Доказательность приведенными аргументами | |
Обоснованность выводов |
Рекомендуемая литература:
а) основная
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 1968.
2. Грядкина Т.С., Добронравов А.В. Союз педагогики и гигиены в научном исследовании Л.И. Чулицкой //Соотношение теории и праткики дошкольного воспитания. Сб.научн.статей. - Л.: Образование, 1992, с.35-41.
3. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Просвещение, 1991.
4. Никитюк Б.А. Принципы и приоритеты физического воспитания детей дошкольного возраста.//Теория и практика физической культуры, 1994., № 7, с.5-7.
Сроки представления задания: третья неделя
Сроки проверки задания: третья неделя
Дата: четвертая неделя