Что лучше – порицание или похвала?




Возможно, вы удивитесь, но до недавнего времени в психологии была широко распространена точка зрения, что младенец не способен отделить себя от взрослого, определить границы между собой и окружающим миром.
Однако полученные в последнее время экспериментальные факты поставили под сомнение подобные утверждения. В частности, психологи установили, что ребенок, вступая в общение с близким взрослым, очень рано начинает действовать как активный, равноправный партнер, переживая свое собственное «я» и «я» другого человека как разные. Кроме того, уже в первом полугодии жизни младенец выделяет отношения взрослого к своим действиям и отношение к себе как личности.
Хотя маленький ребенок еще не в полной мере понимает значение обращенных к нему слов взрослого, он чрезвычайно чувствителен к тому, какое именно отношение выражает к нему взрослый. Это подтверждается научными фактами. А в обыденной жизни принято считать, что младенец ничего не понимает, поэтому с ним не нужно специально разговаривать, да еще хвалить. Нередко мама, не особенно выбирая выражения, начинает порицать малыша за какую-то, с ее точки зрения, провинность. Находясь среди молодых мам и бабушек, гуляющих в парке с годовалыми детьми, часто можно услышать самые разные отрицательные оценки поведения ребенка, которому говорят, что он не туда пошел, не туда залез, не то взял, не так сел, а то и просто: «Ах ты нехороший мальчик, хорошие дети так не делают!» Или: «Фу, какая ты плохая девочка, смотри, какие у тебя грязные ручки!»
Конечно, оценки взрослых – важнейший инструмент управления поведением малыша, который самостоятельно еще плохо регулирует свои действия и поступки. Однако вы должны уметь его правильно применять, иначе эффект может оказаться прямо противоположным. Как же правильно пользоваться похвалой и порицанием, чтобы это пошло на пользу развитию малыша и не травмировало его?
Прежде всего помните, что похвала гораздо информативнее порицания, потому что, ругая ребенка, мы говорим ему о том, чего нельзя делать, но ничего не сообщаем о том, что и как можно.

Применять запрещения и порицания иногда необходимо, но делать это нужно очень осторожно. Часто взрослые, беспокоясь о безопасности малыша, запрещают ему все подряд. Такое запрещение будет сковывать инициативу ребенка, помешает ему интересоваться окружающим миром. Очень послушный и «несвоевольный» ребенок часто оказывается робким и пассивным.
Не забывайте о том, что ваш малыш – существо очень любознательное и творчески одаренное. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на вкус, исследовать. Не нужно мешать ему. Ведь это для него не баловство (как вам часто кажется), а серьезное занятие – постижение окружающего мира предметов и действий. Запрещайте ребенку лишь то, что безусловно опасно. Во всех остальных случаях есть множество способов управлять его поведением.
Ваш малыш хочет покрутить тумблер телевизора или включить радиоприемник? Вы можете предоставить ему эту возможность, понимая, что для него необычайно важно самому «управлять» возникающим звуком и изображением. Однако ребенок еще крайне неопытен, поэтому держите его руку в своей, контролируя его действия и повторяя: «Только вместе с мамой, одному не надо».
Малышу понравился будильник? Не торопитесь сказать: «Нельзя». Возьмите будильник в руки и покажите его малышу, дайте потрогать, рассмотрите вместе стрелки и цифры, послушайте, как будильник тикает, звонит, а потом поставьте его на место. Скорее всего, ребенок будет удовлетворен, а ваше общение с ним окажется хорошим примером сотрудничества.
Если вам приходится все же сделать за что-нибудь замечание ребенку, то говорите спокойным, доброжелательным тоном, адресуя слова к действиям ребенка, но ни в коем случае не к его личности.
Малыш пил из чашки и разлил молоко или ел из тарелки и испачкался кашей. Не кричите на него, не называйте плохим и гадким. Ребенок может подумать, что вы его не любите, и испугается из-за невозможности соотнести ваше новое поведение с тем образом нежной, любящей мамы, который у него уже сложился. Не травмируйте ребенка, а спокойно скажите ему, что так делать нельзя, и тут же покажите, как нужно. Ведь малышу еще трудно справиться с едой самостоятельно, помогите ему и обязательно похвалите, если даже особенно и не за что. Наберитесь терпения, с каждым разом ваш малыш будет справляться с ложкой все лучше и лучше, а ваши неизменные доброжелательность и похвала помогут ему в этом.
В конце года, когда ребенок станет самостоятельнее, ваши поддержка и одобрение будут особенно важны. Поскольку в этом возрасте малыш очень чувствителен к оценкам, адресованным к нему как личности, и хорошо отличает их от оценок своих действий, не говорите ему: «Ты плохой!» – если даже он, предположим, разбил чашку. Скажите: «Ты плохо сделал, из чего же теперь пить молоко?» Попробуйте объяснить малышу житейский смысл поступка и завершите все словами:
«Ты очень хороший, я тебя люблю, а ты так плохо сделал и огорчил меня». Может быть, ребенок поймет не все, но ваши объяснения дадут ему новую информацию о мире и выявят смысл его действия для других.
Психологи установили, что дети до 5 лет не способны регулировать свое поведение, руководствуясь только требованиями взрослых. Словесные запреты не имеют еще для них императивного значения. Лучше всего отвлечь их внимание и переключить его на более безопасный или интересный предмет.

 

О чем говорит зеркало

Пожалуй, впервые в научной литературе интерес маленьких детей к зеркалу был описан Ч. Дарвином. Он заметил, что его 9-месячный сын проявлял неиссякаемый интерес к зеркалу и неизменно указывал на него, когда кто-либо называл ребенка по имени. Дарвин выделил реакцию ребенка на зеркало как важное событие в его психическом развитии и меру самоузнавания.
Следует отметить, что и в семейном воспитании, и в детских учреждениях издавна пользуются зеркалом как средством, стимулирующим развитие представления ребенка о себе.
Что именно и как воспринимает маленький ребенок, глядя на себя в зеркало? До недавнего времени этот вопрос в детской психологии не ставился. Мы, взрослые, без труда узнаем себя в зеркале и привычно пользуемся им в обиходе. Возможно, эта привычность и создала иллюзию того, что никакой проблемы нет, так было всегда. Интересно, что поводом для изучения самоузнавания у детей послужили сенсационные опыты с животными.
В 1980-е годы американский исследователь Г. Геллап изучал поведение приматов. Впервые в истории зоопсихологии ему удалось наблюдать, как четыре дикорожденных шимпанзе, после того как они на протяжении трех дней свободно «знакомились» с зеркалом, разглядывали в нем обычно невидимые части тела. В последующих опытах шимпанзе усыпляли и делали две отметки краской над бровью и на противоположном ухе. После того как животное просыпалось, его помещали перед зеркалом. Все четыре обезьяны вели себя одинаково: старались, глядя в зеркало, стереть пятна не с отражения, а со своего лица, действуя так, будто узнают себя в зеркале. В экспериментах принимали участие и другие обезьяны, не имевшие опыта обращения с зеркалом: в отличие от первых эти оставались совершенно равнодушны к своему отражению и не обращали никакого внимания на пятна краски на лице после пробуждения. Подобные же результаты наблюдались в аналогичных опытах с орангутанами, а вот у низших обезьян (макаки, гиббоны, капуцины) самоузнавания никогда не отмечалось. Авторы, работавшие в этом направлении, высказывали предположение, что узнавание себя у приматов связано с определенным опытом взаимодействия с другими членами сообщества. Данные Геллапа подтвердили это предположение: у особей, выросших в изоляции, самоузнавания не наблюдается.
Подобные опыты впоследствии стали проводить с детьми 1-го и 2-го года жизни. В результате тщательных исследований было показано, что к концу 2-го года жизни все дети узнают себя в зеркале. Причем устойчивому самоузнаванию предшествует ряд этапов, относящихся к предыстории узнавания себя.
Так, младенцы 2–3 месяцев жизни вычленяют свое отражение в зеркале, долго и сосредоточенно его рассматривают, останавливаясь преимущественно на лице и глазах и проявляя при этом ярко выраженное удовольствие. К концу первого полугодия жизни свой зеркальный образ вызывает у малыша исследовательское поведение: он не только улыбается себе, но и обследует свое отражение руками, обводя контур лица, дотрагиваясь до отражения руки.
В первые месяцы второго полугодия дети охотно соотносят свои реально совершаемые движения с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают ручками, глядя в зеркало и прослеживая взглядом отражение своих движений, а иногда переводят взгляд с руки на ее отражение в зеркале.
К концу года дети уже подолгу играют со своим отражением, совершая множество ритмических и мимических действий. В этом возрасте малыши уже способны использовать зеркало как средство, с помощью которого можно корректировать свой внешний облик. В 10-месячном возрасте малыш уже определенно узнает себя в зеркале. Об этом свидетельствует такой эксперимент. На ребенка надевали повязку, которая сильно искажала его облик, но младенец быстро привыкал к ней, и она его нисколько не беспокоила. Когда же ребенка поднесли к зеркалу, на лице его отразилось изумление, как будто он увидел совсем не то, что ожидал, а затем точным движением стал стаскивать с головы повязку.
В первом полугодии жизни дети уже пользуются зеркалом, для того чтобы рассмотреть, например, рисунок на кармашке, туфельки, шнурочки… Игра перед зеркалом становится разнообразнее: малыши оживленно жестикулируют, гримасничают, играют с отражением игрушки, манипулируя ею перед зеркалом.
Что же лежит в основе складывающегося у ребенка представления о себе? Прежде всего опыт общения, а затем и собственный опыт. Поэтому радостное отношение к своему зеркальному отражению свидетельствует о положительном переживании себя ребенком. Если же близкие мало интересуются младенцем, редко играют и не часто разговаривают с ним, если ребенок для мамы и папы скорее «объект ухода», нежели полноценное человеческое существо, он будет равнодушен к своему отражению в зеркале. Такой малыш вряд ли станет играть перед зеркалом, красоваться, строить веселые рожицы. Его образ себя недостаточно развит. В этом случае можно говорить о несформированности у ребенка ядра образа – положительного эмоционального самоощущения, переживания себя как значимого и ценного для других.
Однако зеркало может и помочь малышу в формировании образа себя. В самом деле, когда малыш играет перед зеркалом, сравнивая реальный предмет с его отражением, когда, размахивая ручкой, снимает и надевает шапочку или платочек, трогает свои щечки, лобик, ротик, он проверяет свои знания о себе и формирует новые (и это тоже я), в результате образ себя становится более обобщенным и стабильным.

 

«Кризис» первого года

Процесс личностного развития младенца, начавшийся в первые месяцы жизни, продолжается во втором полугодии. Овладение предметно-манипулятивной деятельностью обогащает малыша опытом самостоятельных действий и влияет на становление личности. То, насколько успешен ребенок в своих действиях, отражается на его самоощущении, на представлении о себе. Сравните, что чувствует младенец, когда он сумел дотянуться, скажем, до игрушки, разобрать ее на части или вытащить из коробочки и когда ему этого не удается сделать. Очевидно, в первом случае ребенок почувствует себя более уверенным, способным что-то совершить, и это поможет ему быть настойчивее при последующих затруднениях. Если же неудачи повторяются, то малыш будет ощущать себя неумелым, неуверенным и любые попытки в затруднительных ситуациях прекратит гораздо быстрее.
Во втором полугодии дети очень различаются между собой по активности. Одни более настойчивы, другие менее, одни при затруднениях сразу обращаются за помощью к взрослым, другие сами пытаются достичь своей цели.
В конце 1-го года окончательно оформляется первое личностное образование, что часто отмечается родителями как появление сложностей в воспитании малыша. Многие родители жалуются: прежде ребенок был таким послушным, ласковым, хорошим, а вот теперь стал упрямым и вредным, сердится, дерется, а ему всего-то 11 месяцев!
Другая мама досадует на повышенную обидчивость ребенка: «Слова не скажи, чуть что – сразу обиженная гримаса, отворачивается, а то и плачет». А вот наиболее распространенный случай: «Ему говоришь “нельзя”, а он нарочно, нарочно делает и смотрит, ждет, что ты скажешь». Все эти примеры свидетельствуют о том, что малыш переживает себя как самостоятельного субъекта, который имеет свои представления о себе и своих желаниях, не всегда совпадающие с точкой зрения взрослых, и что с ним уже нельзя не считаться.
Упрямство и негативизм – это естественные признаки утверждающейся личности. Однако отрицательные проявления вовсе не обязательны. Этот период в жизни ребенка называется «кризисом». Отличительная черта его – возникновение на сравнительно небольшом отрезке времени новых умений, черт характера, особенностей поведения. Внешние проявления кризиса связаны с тем, как взрослые реагируют на новое в поведении ребенка, забегают ли они вперед, требуя от малыша большего, чем он может, или, напротив, «отстают» от него, недооценивая новые возможности младенца, по-старому относясь к нему. И в том и в другом случае отношение взрослых провоцирует негативизм ребенка. Если же родители относятся к нему в соответствии с его возможностями, как правило, конфликтов не бывает. Вместе с тем следует помнить и о том, что ребенок может быть повышенно капризным в силу индивидуальных особенностей. Тем более важен правильный подход к такому малышу. Его негативное поведение сигнализирует о том, что взрослым пора изменить свое отношение к нему. Внимательным и чутким родителям это помогает перестроиться.
Если родители недостаточно общаются с ребенком, мало играют с ним, не предоставляют ему возможности утвердиться в совместных играх и делах, то ареной демонстрации личностных проявлений малыша становятся режимные моменты. Например, младенец начинает отказываться есть то, что ему предлагают, хотя раньше он послушно открывал ротик и съедал все подряд. Теперь ребенок часто выхватывает ложку из маминых рук и пытается есть сам, расплескивая суп и размазывая кашу по столу. Если не возникает проблем с кормлением, то они проявляются при укладывании спать. Ребенок вскакивает в кроватке, и, прежде чем он уснет, приходится вновь и вновь укладывать его в постель. Некоторые мамы жалуются на трудности в одевании малыша. Сборы на прогулку иногда превращаются в мучительное противоборство с ребенком. То он не протягивает ручку, чтобы всунуть ее в рукав, то дрыгает ногами, сбрасывая ботинки…
Так возросшая самостоятельность малыша доставляет множество хлопот родителям. Они часто стараются пресечь всякое непослушание, добиваясь беспрекословного подчинения. Если им это удается, то появляются «беспричинные капризы». Родители часто никак не могут понять, что малыш не способен утвердить себя как личность иначе, чем противопоставляя себя взрослому, причем именно близкому взрослому. Посторонним людям дети редко демонстрируют упрямство и непослушание. Если папа и мама вовремя не замечают возросшую самостоятельность ребенка и его желание делать собственный выбор, не относятся с уважением к его личности, то малышу ничего не остается, кроме того, как заявить о ней «капризами».
Если же родители, играя с ребенком, отмечают его успехи, хвалят за новые умения, позволяют самому делать что-то вместе со взрослыми, подчиняются его требованиям и учитывают желания в играх, малыш не будет стремиться противодействовать тогда, когда его требования принять невозможно.
Часто бывает так, что, не умея самостоятельно есть, ребенок непременно пытается это сделать, но, научившись, охотно позволяет себя кормить и даже отказывается есть сам. Теперь родители выражают недовольство тем, что малыш не делает того, что умеет. Это означает, что «кризисный» период самоутверждения миновал и либо у ребенка нет нужды утверждаться в той деятельности, которая теперь для него малозначительна, либо желание что-то делать самому у него полностью подавлено. Случается и так, что родители, заметив возросшую самостоятельность ребенка, перестают с ним играть, а к бытовым занятиям не привлекают. Тогда малыш начинает демонстрировать свою беспомощность, стремясь вернуть то же внимание взрослого, что было раньше. Он настаивает, чтобы его по-прежнему кормили, носили на ручках, укладывали спать.
Итак, к концу года младенец не только успешно овладевает сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи, двумя формами общения, преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития. Теперь вы имеете дело с настоящим маленьким человеком, и, хотя ему еще предстоит многое усвоить, фундаментальные основы своего развития он уже имеет. Желали того родители или нет, но они внесли свой вклад в формирование личности малыша, и то, каким он будет в дальнейшем, в значительной мере зависит от взаимоотношений, сложившихся у взрослых с ребенком на 1-м году жизни.

 

Режим ребенка

Во втором полугодии жизни ребенок находится на 5-разовом кормлении через 4 часа с ночным перерывом 7,5 часа. В возрастном интервале от 6 до 9 месяцев малыш спит днем 3 раза в среднем по 2 часа. Общая продолжительность сна составляет от 13,5 до 14 часов. Между кормлениями ребенок бодрствует в среднем 1,5 часа. Предлагаем примерный режим дня для детей этого возраста.

Кормление: 6–6.30
Туалет, бодрствование: 6.30–8
Сон на воздухе: 8–10
Кормление: 10–10.30
Бодрствование (массаж, гимнастика, прогулка): 10.30–12
Сон на воздухе: 12–14
Кормление: 14–14.30
Бодрствование: 14.30–16
Сон на воздухе: 16–18
Бодрствование, купание: 18.30–20
Сон: 20–22
Кормление: 22–22.30
Ночной сон: 22.30–6

С 9 месяцев до года ребенок может спать днем по-прежнему 3 раза, но продолжительность сна варьируется. Первый дневной сон может длиться 2,5 часа, а третий (вечерний) – только 1,5 часа. Однако некоторые детишки в этом возрасте отказываются спать третий раз и обычно переходят при этом на 4-разовое кормление. Предлагаем два варианта режима дня для детей в возрасте от 9 месяцев до года.

Первый вариант
Кормление: 6–6.15
Бодрствование, туалет: 6.15–7.30
Сон на воздухе: 7.30–10
Кормление: 10–10.15
Бодрствование (массаж, гимнастика, прогулка): 10.15–14
Кормление: 14–14.15
Сон на воздухе: 14.15–16.30
Бодрствование: 16.30–18
Кормление: 18–18.15
Бодрствование: 18.15–19
Купание: 19–19.30
Сон: 19.30–22
Кормление: 22–22.15
Ночной сон: 22.15–6

Второй вариант
Подъем, туалет: 6.30–7.30
Кормление: 7.30–8
Бодрствование: 8–9
Сон на воздухе: 9–11.30
Кормление: 11.30–12
Бодрствование (игра, прогулка, занятия): 12–14(14.30)
Сон на воздухе: 14(14.30)–16
Кормление: 16–16.30
Бодрствование (игра, прогулка, занятия): 16.30–18.30
Купание: 18.30–19
Кормление: 19–19.30
Ночной сон: 19.30–6.30

 

Вскармливание


От 6 месяцев до года ребенок по-прежнему пьет молоко, но оно уже не является в его питании основным продуктом. Как только прорезывается первый зуб, а это бывает в 5–8 месяцев, ребенку необходима новая пища. Природа «высылает» зуб, по-видимому, не случайно. Это сигнал к разнообразию меню.
Введение в рацион малыша новых продуктов необходимо не только для того, чтобы у него были пухлые щечки. Прогресс в питании ведет к прогрессу в общем развитии. Переход от протертой пищи к нарезанной кусочками, умение пользоваться ложкой и пить из чашки – большие достижения ребенка в умственном развитии.
Шестимесячный младенец уже может хорошо есть с ложечки, открывает рот при виде пищи и снимает ее губами. Понемногу нужно приучать малыша пить из чашки. Ему требуется время, чтобы освоиться. Поскольку дети в этом возрасте любят хватать предметы и засовывать их в рот, дайте ребенку небольшую чашку с прямыми стенками. Он будет с ней играть. Когда малыш привыкнет к новой игрушке, налейте в нее немного молока. В первые месяцы обучения ребенок не сможет делать несколько глотков подряд. Этому он научится не раньше чем в 1–1,5 года.
При переходе на обычную пищу в силе остается прежнее правило – постепенность.

 

Седьмой месяц

На 7-м месяце дети, находящиеся на грудном вскармливании, начинают получать третий прикорм – овощной вегетарианский суп-пюре и мясо. С супом малыш может съедать размоченный белый или ржаной сухарик. Суп, мясо в виде пюре, овощное пюре и сок дают ребенку обычно в одно кормление – третье по счету. Таким образом, в рационе малыша формируется обед из четырех блюд.
Как и все новые виды пищи, мясо сначала дают ребенку в небольшом количестве: -------
чайную ложку. Затем дозу увеличивают, доведя ее до 2–3 столовых ложек. Детям 1-го года жизни рекомендуется нежирное говяжье мясо. Ранее бытовавшее мнение, что телятина больше подходит для питания младенцев, сейчас пересмотрено. Мясо должно быть зрелым. Наряду с мясным пюре, которое готовят дома, можно использовать высококачественные специализированные мясные консервы, выпускаемые в России заводом детского питания «Фаустово» и Тихорецким мясокомбинатом. Консервированное мясное и мясо-растительное пюре поставляют в Россию фирмы «Нестле» (Швейцария), «Нутриция» (Нидерланды), «Хипп» (Австрия), «Данон» (Франция), «Гербер» (США).
До недавнего времени наравне с мясным пюре для вскармливания грудных детей использовали пюре из печени. Однако в настоящее время печенью кормить детей не рекомендуется. Этот орган выполняет в организме животных барьерную функцию и накапливает вредные вещества. Кроме того, печень (как и птица, рыба) провоцирует у ребенка аллергические реакции.
На 7-м месяце в рацион ребенка включают желток сваренного вкрутую куриного яйца. Его растирают с небольшим количеством грудного молока. Сначала ребенку дают желтка очень немного – на кончике чайной ложки. Если аллергической реакции не последовало, дозу постепенно увеличивают до -------
желтка в день. Его можно добавлять в кашу или овощное пюре.
В этом возрасте детям можно давать в первое кормление несдобное печенье, а в суп добавлять растертый мягкий сыр.
Пятиразовый режим кормления, к которому ребенок уже привык, остается без изменения до конца 1-го года жизни.
Разумеется, этот период, как и весь процесс питания, должен проходить под наблюдением участкового или семейного врача, который хорошо изучил вашего малыша и учел индивидуальные особенности его развития. Если во время одного из кормлений малыш ест мало и неохотно, то, возможно, это означает, что ребенок уже готов к переходу на 4-разовое питание.
Рацион ребенка, вскармливаемого адаптированными смесями, мало чем отличается от приведенного выше: в последние два кормления он вместо молока может получать кефир.

 

Восьмой месяц

На 8-м месяце ребенка прикладывают к груди 2 или 3 раза в сутки в зависимости от количества молока у матери. От дневного кормления грудью постепенно отказываются, а малышу вместо молока предлагают кефир с толченым или размоченным печеньем, соки или фруктовое пюре. В остальные кормления он получает кашу, творог, овощное пюре, овощной вегетарианский суп, мясное пюре, скобленое яблоко или фруктовое пюре, соки. Таким образом, грудное и искусственное вскармливания к этому возрасту еще более сближаются.
Для тренировки десен малышу дают в руки сухарик, который он обсасывает и пытается разжевать.
Если ребенок уже хорошо сидит самостоятельно, то его можно кормить за столом, усаживая на специальный стульчик. На шею ему надевают фартучек или повязывают салфетку, в руки дают ложку, которая играет пока символическую роль, поскольку младенца кормит взрослый, пользуясь для этого другой ложкой.
По-прежнему нужно поощрять малыша к тому, чтобы он пил из чашки. Удерживать чашку он пока не может, поэтому поить его должен взрослый, а ребенок пусть держится за нее рукой.

 

Девятый месяц

К этому возрасту меню у детей, вскармливаемых грудью, и искусственников почти совпадают. Отличаются только первое и последнее кормления – одних малышей прикладывают к груди, а другим дают бутылочку с адаптированной молочной смесью или кефиром. Лактация у матери резко идет на убыль, и ребенка, после того как он пососал грудь, приходится докармливать. Причем объем докорма подчас много больше количества высасываемого грудного молока. А потому на 9-м месяце грудное и искусственное вскармливания не разделяют.
Теперь ребенок имеет уже три плотных кормления – второе, третье и четвертое. Обед, состоящий из четырех блюд, передвигается на третье кормление, во второе кормление малыш получает кашу, творог и запивает все это соком, в четвертое кормление съедает овощное пюре с желтком и растительным маслом, а также пьет сок.

Для того чтобы ребенок ел с удовольствием, стол нужно сервировать. Для еды хорошо использовать детские наборы посуды с яркими рисунками. Каждое блюдо лучше накладывать в отдельную тарелку. Сразу весь обед на стол подавать не стоит, чтобы не отвлекать внимание ребенка блюдами, которые он предпочитает другим. Питье малышу нужно давать только в чашке.
Перед каждым кормлением ребенку нужно мыть руки. Это не только гигиеническая процедура, поскольку вода – один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение пищеварительных соков, что, в свою очередь, усилит аппетит.

 

Десятый месяц

К этому возрасту лактация у матери обычно заканчивается. Малышу удается в первое и последнее кормления высасывать немного грудного молока, но и в таком количестве оно оказывает благотворное действие на ребенка. В эти кормления малыш дополнительно получает подслащенный кефир.
В обед ребенку теперь предлагают не только мясо, но и рыбу (треску, серебристый хек, морской окунь). Блюда из этих продуктов несколько видоизменяются – готовят не только пюре, но и отварные фрикадельки – пищу более грубую, благодаря чему младенца постепенно подготавливают к употреблению пищи, нарезанной кусочками.
Понемногу ребенка приучают есть хлеб. До сих пор ему давали в обед сухарик. И не случайно. Его пищеварительный тракт с трудом переваривает мягкий хлеб, сухарик усваивается легче. Поэтому, если малыш страдает расстройствами пищеварения, от хлеба лучше пока отказаться и по-прежнему предлагать ему сухарик.

 

Одиннадцатый месяц

К этому возрасту нужно стараться научить ребенка есть пищу, приготовленную небольшими кусочками. Например, картофелины дают разломанными на совсем мелкие кусочки так, чтобы малыш мог жевать их и глотать.
Блюда становятся еще более разнообразными. Теперь ребенок ест уже мясное суфле наряду с мясным пюре и отварными фрикадельками. Из творога готовят запеканки, пудинги, крупеники. Начинают приучать малыша к киселям и муссам. Дают ему также сырые овощи и фрукты, протертые на пластмассовой терке.
На 11-м месяце у ребенка обычно уже есть 6 зубов, и нужно, чтобы они работали. Для этого малышу дают в руки небольшое очищенное яблоко. Ребенок скоблит его зубами и откусывает. Мать при этом должна быть рядом и следить, чтобы младенец не откусил слишком большой кусок и не подавился. Яблоко не должно быть чересчур рыхлым, рассыпчатым. Разумеется, если оно упадет на пол, его нужно вымыть и слегка поскоблить, чтобы удалить попавшие в мякоть соринки.

 

Двенадцатый месяц

На 12-м месяце дети, как правило, уже перестают получать грудное молоко. Их меню по-прежнему состоит из мяса, рыбы, овощей, фруктов, молочных продуктов, хлеба, каш. Продукты даются в вареном и размельченном виде. Для разнообразия можно готовить паровые котлеты из мяса или рыбы, бульон с фрикадельками. Некоторые специалисты рекомендуют давать годовалому ребенку целое яйцо, взбитое или смешанное с молоком. Если участковый педиатр одобрит эти рекомендации, попробуйте предложить такое блюдо ребенку. Скорлупу, перед тем как разбить яйцо, нужно тщательно вымыть горячей водой с мылом, чтобы в блюдо не попали возбудители кишечных заболеваний.
Детям этого возраста еще нельзя давать сладости. Конфеты и шоколад у них часто прилипают к небу и вызывают рвоту – малыши еще не умеют сосать кусочки пищи и стремятся сразу их проглотить. Кроме того, конфеты и шоколад вредны и по другим причинам. Они могут провоцировать аллергические реакции, а также кариес, который может развиваться и в раннем возрасте, если мать во время беременности не получала с пищей достаточно кальция.


Зубы

У здорового ребенка возраст, когда появляются зубы, определяется наследственностью – у одних детей они режутся немного раньше, у других – позже. Можно воспользоваться формулой, по которой ориентировочно можно подсчитать, в каком возрасте и сколько молочных зубов должно быть у ребенка. Выглядит она так: N = n-4, где N – количество зубов, а n – возраст ребенка в месяцах.
Некоторые дети хнычут и жуют все подряд за 3–4 месяца до появления каждого зуба. Но часто зубы прорезываются безболезненно, по нескольку раз, и мать обнаруживает это, когда ложечка ударится о них. У малышей, которых кормят грудью, зубы вырастают раньше, чем у искусственников. Наблюдения показывают, что у худощавых детей зубы растут быстрее, чем у полных. От 6 до 12 месяцев у ребенка обычно появляется 8 зубов (4 внизу и 4 наверху). Это нижние и верхние центральные и боковые резцы.
Когда растут первые зубы, ребенок может на время стать более капризным, часто просыпаться ночью, у него может ухудшиться аппетит, а у детей, склонных к повышению внутричерепного давления, отмечается ухудшение состояния. Все эти симптомы исчезают с появлением зубов.
Во время прорезывания зубов следите за тем, чтобы ребенок не поранил слизистую оболочку полости рта, так как в это время детишки все тянут в рот – у них чешутся десны. У малыша должны быть предметы для жевания, которые не имеют острых краев или углов. Больше всего для этой цели подходят специальные резиновые или пластмассовые кольца, которые можно купить в аптеке. Ребенок охотно грызет округлые небольшие брусочки из хорошо отшлифованного некрашеного дерева. Посмотрите внимательно на деревянные прутья его кроватки. Снизу, там, куда он смог дотянуться, они все исцарапаны его первыми зубками. Некоторые дети предпочитают жевать кусок материи или завязочки от рубашки. Если малыш очень беспокоен, ему может помочь легкий массаж воспаленной десны (ее обхватывают изнутри и снаружи большим и указательным пальцами), а также переход от сосания бутылочки к питью из чашки.
До 1 года особого ухода зубы не требуют. Для предупреждения кариеса необходимо смывать остатки пищи с зубов. Поскольку чистить или полоскать зубы малыш еще не может, дайте ему после еды немного кипяченой воды.

 

Уход за ребенком

 

Ежедневный туалет

Ребенка второго полугодия жизни ежедневно после пробуждения умывают водой комнатной температуры, моют ручки с мылом, хорошо его смывая, и расчесывают волосы мягкой щеткой. Даже если кажется, что волос мало или они короткие и не требуют расчесывания, все равно проведите несколько раз щеткой по головке ребенка, и вы увидите, как он улыбается и с удовольствием жмурится. Расчесывание волос не только создает у малыша хорошее настроение, но и помогает вычесыванию корочек, образующихся на коже головы. Если пряди волос сильно спутались и их трудно расчесывать даже после купания, разумнее обрезать спутанные клубки, чем причинять ребенку боль при расчесывании. Вся процедура туалета должна доставлять удовольствие малышу.
Как только ребенок сможет самостоятельно стоять, мойте ему ручки и лицо под краном, побуждая его подставлять руки под струю воды, самому умывать лицо. Обязательно вытирайте или мойте руки и щеки, запачканные во время кормления. Так вырабатываются необходимые гигиенические навыки.
После стула малыша подмывают под струей воды (из крана или кувшина). Сначала приготовьте пеленку или полотенце, воду, проверив ее на коже внутренней поверхности локтя, потом несите ребенка. Если малыш страдает опрелостями, желательно его подмыть, даже если он просто обмочился. После того как вы вытерли ребенка насухо, дайте ему 3–5 минут попрыгать в кроватке без штанишек.

 

Купание

Детей от 6 до 12 месяцев рекомендуют купать ежедневно в водопроводной воде при температуре около 37 °C. Продолжительность купания – 5–7 минут. Для хорошего настроения дайте малышу яркие плавающие игрушки. При этом следите, чтобы вода не остыла и ребенок не переохладился. Дайте ему соску, и он не будет брать в рот игрушки из мыльной воды. Обычно до 8–9 месяцев еще можно пользоваться матерчатым гамачком.
Если ребенок страдает опрелостями, капните в воду немного бледного раствора марганцовокислого калия. Если же кожа в местах опрелостей сухая и зудящая, то можно заварить 100 г крахмала и развести его в ванночке. После такой ванны ребенка не ополаскивают. Хорошо помогает при опрелостях купание в отваре березовых листьев, собранных в конце мая – июне и высушенных в тени на сквозняке.
Если ребенок после ванны возбуждается, через день добавляйте в воду концентрированный отвар пустырника. Последите за тем, чтобы вода не была слишком теплой. Купать малыша желательно не позже 9 часов вечера.
Два раза в неделю ребенка моют мылом «Детское» или «Бальзам», содержащим противоаллергические компоненты. Тельце намыливают махровой варежкой или ватой. После мытья малыша хорошо ополаскивают из кувшина или душа. Если душ пугает ребенка, ополосните сначала игрушки, потом ручки и грудку так, чтобы малыш видел струйки и брызги и убедился, что в них ничего страшного нет. В последнюю очередь ополосните голову.
Голову ребенку следует мыть не менее 2 раз в неделю. Даже если волосы кажутся чистыми, не забывайте, что он много ползает, прижимаясь головкой к полу или ковру, размазывает пищу по волосам, наконец, потеет. При регулярном мытье головы легче отходят образующиеся корочки. Голову также моют ароматным мылом «Бальзам» или «Детское». Специальные детские шампуни можно использовать ближе к году, обязательно проверяя, нет ли на них аллергической реакции.
Если по каким-то причинам вы не смогли искупать ребенка, не огорчайтесь. Хорошо подмойте его на ночь и полностью переоденьте, не забыв вымыть лицо и руки. Известны семьи, где грудных детей систематически купали лишь 1 раз в неделю.
При купании мама должна быть по-прежнему бдительной. Уровень воды в 15–20 см уже опасен для ребенка, а если вы купаете его одна и он, мокрый и намыленный, пытается вырваться у вас из рук, то будьте особенно внимательны. Одной рукой обязательно поддерживайте малыша за плечо и под мышку (удобнее – слева). Старайтесь купать его, не причиняя неприятных ощущений, приговаривая или напевая что-то знакомое.
Телефонных звонков для вас в этот момент не существует. На плите ничто не должно кипеть или убегать, а утюг должен быть выключен. Если в дверь стучат, крикните, чтобы подождали 2 минуты. Хотя этот ваш крик может и встревожить малыша, но тем не менее ребенка в ванночке нельзя оставлять одного ни на минуту.


Одежда

Детей второго полугодия жизни по-прежнему одевают в ситцевые нательные рубашечки, фланелевые кофточки с длинными рукавами и ползунки. Если прохладно, малышу можно надеть свитер или кофточку. Даже очень чувствительный ребенок не будет возражать против свитера, когда, надевая его, вы соберете горловину в гармошку и подложите свою руку под свитер малышу на лоб. Снимая свитер, сначала выньте ручки из рукавов, затем подложите свою ладонь под горловину свитера на личико ребенка, стягивая при этом свитер. Вместо неприятного трения шерсти о нежную кожу малыш будет ощущать привычное тепло маминой руки.
Чтобы ребенок мог свободно двигаться, в холодное время года для прогулок рекомендуется комбинезон с шерстяной кофточкой и рейтузами. Для сна на открытом воздухе удобно использовать спальный мешок. Он не стесняет дыхания и позволяет малышу принять удоб<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: