Массаж делают либо как самостоятельную процедуру, либо перед выполнением тех или иных упражнений: например, перед рефлекторным сгибанием и разгибанием пальцев ног массируют стопы; перед упражнениями в положении лежа на спине массируют грудь и живот и т. д. На каждый массажный прием отводится от 30 секунд до 2 минут. Выполняют массажные приемы в соответствии с теми правилами, о которых уже рассказывалось.
Обычно массаж хорошо действует на детей: у них улучшаются настроение и самочувствие, они становятся жизнерадостными и активными. Ребенка нужно массировать каждый день, но сначала без гимнастических упражнений, которые вводят в занятия постепенно. Таким образом, в первые 2 месяца занятий преимущественное внимание уделяется массажу, в следующие 2 месяца (возраст ребенка – 3–4 месяца) время на массаж и физические упражнения распределяется приблизительно поровну, а в 5–6 месяцев с ребенком в основном занимаются гимнастикой. Более того, здоровому доношенному малышу массаж в это время можно уже не делать.
Однако недоношенным детям, малышам, страдающим рахитом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, гипотрофией, врожденными пороками сердца, массаж нужно делать в течение всего времени болезни.
Здоровым недоношенным детям проводят общий классический и точечный массаж, больным – по показаниям.
Занятия гимнастикой должны включать в себя упражнения, способствующие развитию двигательных умений, двигательных ощущений, зрительных и слуховых реакций. Для этого используют всевозможные игрушки различного цвета, формы и звучания.
В первые 2 месяца занятий (возраст малыша от 1 до 2 месяцев) ребенок выполняет только движения, основанные на безусловных рефлексах. Это необходимо из-за того, что у малыша в этот период тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Ребенок выполняет движения в ответ на те или иные раздражители.
Для развития мышц ног используются безусловные кожно-мышечные рефлексы – подошвенный и рефлекс Бабинского. Для разгибания ног в коленных и тазобедренных суставах – рефлекс опоры и рефлекс Бауэра. Сокращение мышц спины (разгибание позвоночника) вызывают с помощью рефлекса Галанта.
Со 2-го месяца жизни у ребенка формируются рефлексы положения: боковой, передний и задний шейные. Если малыша, лежащего на животе или спине, поднять на ладонях горизонтально и держать на весу, он будет так изменять положение головы, таза и нижних конечностей, чтобы сохранить горизонтальную позицию. При этом у ребенка укрепляются мышцы шеи, спины, живота, конечностей.
Начиная с 3–4 месяцев жизни в гимнастический комплекс понемногу вводят пассивные упражнения – всевозможные перемещения ребенка, выполняемые матерью: сгибание и разгибание ног в голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; разведение рук в стороны; скрещивание их на груди; поднимание и опускание рук. Перед проведением пассивных упражнений нужно добиться полного расслабления мышц ребенка, чему помогает массаж.
Выполнение пассивных движений в 3-месячном возрасте становится возможным потому, что к этому времени тонус сгибателей снижается. К 4 месяцам он приходит в норму, и с ребенком начинают заниматься пассивно-активными упражнениями. В этих упражнениях движения частично выполняются ребенком, а взрослый помогает ему. Пассивно-активным упражнением, к примеру, является перевод младенца из положения лежа на спине в положение сидя и обратно, когда мать поддерживает его с боков. Затем (на 6-м месяце жизни) в гимнастический комплекс вводят и активные упражнения – их ребенок выполняет самостоятельно (например, ползание, вставание). Для того чтобы малыш более активно осваивал самостоятельные движения, используйте различные приспособления – турнички в кроватке, крупные разноцветные игрушки.
Перед тем как вы приступите к активным физическим упражнениям, научитесь правильно поддерживать ребенка. Проводя гимнастику, не допускайте никакого насилия над малышом, его голова не должна подвергаться толчкам из-за резких или неловких движений. Кожа, сосуды, кости и мышцы грудничка очень нежны. А потому нужно начинать занятия с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Движения делайте ритмично, плавно, спокойно, в медленном темпе. Подолгу не упражняйте одну группу мышц, чтобы не вызвать их переутомления и неприятных ощущений у ребенка. К гимнастике малыш должен относиться положительно. Если же врач рекомендует увеличить нагрузку на какую-либо группу мышц, то же количество упражнений (от 2 до 6) следует выполнять 2–3 раза в день.
На протяжении всего занятия с малышом нужно ласково разговаривать, улыбаться ему, подбадривать. Ребенок должен быть сосредоточен на упражнении. А потому, занимаясь с ним, не отвлекайтесь на посторонние разговоры и дела. Не стоит, чтобы в комнате находился еще кто-нибудь из близких. Исключаются и громкие, резкие звуки. Лучше, если занятия сопровождаются тихой мелодичной музыкой.
Уже с 3–4 месяцев жизни малыша можно постепенно приучать к некоторым речевым инструкциям вроде: «Дай ножку», «Дай ручку», «Повернись на животик» и т. д.
Порядок проведения занятий остается прежним. В теплое время года с ребенком занимаются при открытом окне, а с 5–6 месяцев – на свежем воздухе. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Перед проведением занятий проверьте, коротко ли у вас острижены ногти, не поцарапаете ли вы ими ребенка (обработайте их пилочкой). Снимите кольца, браслеты, часы. Вымойте руки теплой водой с мылом и тщательно вытрите. Они должны быть сухими и теплыми – от этого также зависит успех занятий.
К проведению гимнастики и массажа могут быть временные противопоказания. Это острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, болезни крови, туберкулез в активной стадии, тяжелый рахит, болезни печени и почек, заболевания кожи (в этих случаях особенно противопоказан массаж). При гипотрофии в первом полугодии жизни занятия гимнастикой также не проводятся. Приходится на время отказываться от физических упражнений и массажа в тех случаях, когда ребенок отрицательно относится к ним. Это может быть связано с болями в животе, голодом, с тем, что у вас холодные руки. Если малыш плачет, заниматься с ним не следует.
Во время занятий нужно наблюдать за ребенком. Если он хорошо переносит нагрузку, то остается жизнерадостным и активным. В противном случае занятие следует прекратить и обратиться к врачу, который введет в комплекс упражнений необходимые изменения.
|
|
|
Плавание
В том случае, если малыш начал обучаться плаванию в домашней ванне уже на 1-м месяце жизни, продолжайте заниматься с ним в соответствии с рекомендациями, при этом регулярно советуясь с врачом.
Закаливание
Сегодня многие родители выбирают систему воспитания ребенка, предложенную Б. П. и Л. А. Никитиными. Если вы решили стать последователями этих замечательных педагогов, рекомендуем вам их книги: Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней.
Лениздат, 1990; Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. Москва: Физкультура и спорт, 1990.
Если же система Никитиных вас почему-то не устраивает, вы можете воспользоваться традиционной системой закаливания воздухом, водой и солнцем.
Воздушные ванны по этой системе дети принимают с 1,5–2-месячного возраста. Комнату хорошо проветривают. Начинают закаливание при температуре воздуха 22–23 °C, каждые 2–3 дня ее снижают на 1–2 °C, доводя до 18–20 °C. Воздушные ванны ребенок принимает во время переодевания, массажа, гимнастики. Сначала их продолжительность невелика – 1–2 минуты, но постепенно ее увеличивают до 10–15 минут. При этом нужно следить за состоянием ребенка. Если появились признаки переохлаждения (малыш перестал двигать ручками и ножками, начал икать, забеспокоился), процедуру нужно сразу же прекратить, ребенка завернуть в теплую пеленку и прямо через нее легко помассировать его тельце. Когда малышу исполнится 3 месяца и если это время придется на лето, ребенка можно закаливать и на открытом воздухе при температуре не ниже 20 °C в защищенном от ветра месте.
И все же старайтесь не ограничиваться режимными моментами. Периодически снимайте с ребенка теплую распашонку или на время оставляйте малыша одетым не полностью – либо с голыми ножками, либо с открытой грудкой. Такой простой прием очень эффективен, он помогает ребенку быстрее приспособиться к смене температур.
Температура воздуха в комнате не должна быть высокой (от 16 до 22 °C). Только недоношенные и ослабленные дети нуждаются в более высокой температуре. Комнату необходимо проветривать часто. Неуклонно приучайте ребенка находиться дома в легкой одежде. Прекрасными закаливающими процедурами являются сон на открытом воздухе, прогулки при любой погоде.
Закаливание ребенка водой начинается практически с первых дней его жизни дома; это ежедневные гигиенические ванны с последующим обливанием водой, температура которой на 1–2 °C ниже, чем в ванне, а также умывание и подмывание водой комнатной температуры.
С 2–3 месяцев приступают к влажному обтиранию младенца. Начинают обтирание только с ручек или только с ножек, которые тут же вытирают насухо. Этот вводный прием длится 1–2 недели, после чего переходят к общему обтиранию. Ребенка укладывают на стол, застеленный чистой простынкой. Обтирание производят мягкой варежкой, сшитой из трикотажа или махровой ткани. Сначала обтирают ручки, слегка массируя их от пальцев по направлению к туловищу. И сразу же вытирают досуха. Затем обтирают ножки, массируя от пальцев к туловищу, и вытирают их. Последовательно обтирают грудь, живот и спинку. Первоначальная температура воды 35 °C, в течение года ее постепенно снижают до 28 °C.
Закаливание солнцем проводят обычно во время прогулок, но солнечные ванны ребенок может получать и дома через открытое окно. Общее правило приема солнечных ванн остается тем же – это постепенное повышение дозы облучения. Достигается оно двумя способами: начинают с местного облучения, для чего постепенно облегчают одежду – вместо ползунков надевают трусики, потом оголяют ручки, затем оставляют одни трусики, и в конце концов малыш может находиться на солнце голеньким. Продолжительность первой солнечной ванны 1–2 минуты, затем каждый день ее увеличивают на 2 минуты, до тех пор пока она не достигнет 10 минут. Принимать солнечные ванны можно 2–3 раза в день, а остальное время ребенок может находиться в тени.
ГЛАВА 7
От шести месяцев до года
Развитие ребенка
Масса и размеры тела
После того как миновало первое полугодие жизни, ребенок растет уже не так быстро, как раньше.
Если общее физическое развитие ребенка соответствует норме и он хорошо прибавляет в массе тела и росте, нет необходимости взвешивать его каждую неделю, достаточно 1 раз в месяц.
При различных соматических заболеваниях, в частности простудных или инфекционных, физическое развитие младенца может нарушаться. Нередко у больного малыша прибавки массы тела какое-то время отсутствуют, но зато после выздоровления он очень быстро догоняет своих сверстников.
Причиной отставания ребенка в физическом развитии по-прежнему может быть анемия, которая часто возникает после перенесенных болезней, особенно у детей с гипотрофией и недоношенных. Однако анемия может сопутствовать многим заболеваниям, в том числе синдрому кишечной потери белков. Этот синдром бывает нескольких форм, и среди них – желудочно-кишечная аллергия к коровьему молоку, при которой нередки скрытые кишечные кровотечения, приводящие к анемии.
Ребенок может отставать в физическом развитии также из-за рахита. Мы говорили уже о том, что наиболее опасным для возникновения этой болезни является 2-й месяц жизни, но рахит может обнаружиться и во втором полугодии, когда ребенок интенсивно растет, у него усиленно развивается костная система. Проявляется рахит в это время иначе, чем в первом полугодии. Снижается тонус мышц, из-за чего живот становится большим и дряблым, разбалтываются суставы, нарушается рост костей, и в частности черепа: образуются лобные и теменные бугры, западает переносица. Изменяется грудная клетка: она либо сужается с боков («куриная грудь»), либо западает («грудь сапожника»). На ребрах возникают твердые малоболезненные бугорки («четки»). Очень опасен рахит для девочек, он может нарушать нормальную форму таза (плоский таз). В детском возрасте деформация незаметна, но она обнаружит себя, когда девочка вырастет и ей придет время стать матерью. Деформация крайне затрудняет роды.
Для профилактики рахита нужно как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе в любую погоду, а особенно в солнечную, проводить водные закаливающие процедуры, ежедневную гимнастику, массаж. Ребенок должен получать пищу с достаточным содержанием полноценного белка, высококачественных жиров и витаминов.
При некоторых болезнях может наблюдаться сочетание анемии с рахитом. Это синдром, при котором тяжелый рахит, проявляющийся в виде выступающих лобных бугров, ломких, тонких и сухих волос, широко открытых родничков, изменений костей, сочетается с железодефицитной анемией, общей гипотрофией, увеличением селезенки. Такой малыш отстает в физическом развитии, часто болеет. Для диагностики заболевания, кроме педиатрического обследования, необходим анализ крови. Лечение проводится врачом и обычно дает хороший эффект.
Сочетание рахита с отставанием в массе тела и росте наблюдается и при синдроме де Тони – Добре – Фанкони, названном так по фамилиям авторов, его описавших. Первые признаки заболевания проявляются во втором полугодии жизни. У ребенка исчезает аппетит, его часто рвет. Малыш становится вялым и бледным, много пьет, часто и обильно мочится. Начинает отчетливо проявляться отставание в росте и массе тела, которое прогрессирует. Дефицит массы тела может достигать 30 %.
Задержка в физическом развитии наблюдается у детей, больных муковисцидозом, синдромом мальабсорбции.
Особое беспокойство родителей должно вызвать одновременное отставание малыша в росте и психическом развитии. Это характерно для многих наследственных заболеваний центральной нервной системы. Такого младенца следует обязательно показать невропатологу. Иногда может потребоваться консультация эндокринолога и медицинского генетика.
В некоторых случаях ребенок может по своему физическому развитию опережать средние показатели. Чаще всего это здоровый, сообразительный малыш, в родословной которого преобладают крупные члены семьи. Но иногда ускоренное физическое развитие может быть одним из признаков болезни. В частности, оно наблюдается при синдроме Видемана – Беквита. Частота этого заболевания достаточно велика и составляет 1:12 000 новорожденных. Ребенок родится крупным (с длиной тела более 52 см и массой свыше 4 кг). И в дальнейшем он продолжает значительно опережать свой возраст по физическому развитию. Большая масса тела сочетается с грыжей пупочного канатика, умеренной микроцефалией или, напротив, гидроцефалией. Для таких детей характерны аномалии прикуса, а также вертикальные бороздки на мочках ушных раковин. Внутренние органы (печень, почки, поджелудочная железа, реже – сердце) обычно увеличены в размерах. Типичным признаком синдрома является большой язык, из-за чего ребенку трудно сосать. В дальнейшем у малыша могут наблюдаться достаточно стойкие нарушения произношения. Частый и ранний симптом болезни – опережение костного возраста (раннее окостенение скелета), что определяется при рентгеноскопии костей рук. В психическом развитии эти дети в большинстве случаев не отстают от сверстников. Однако умственная отсталость у ребятишек с синдромом Видемана – Беквита отмечается в 4 раза чаще, чем в популяции. Заболевание может возникать случайно, но может иметь и семейный, наследственный характер. И если при случайном возникновении болезни вероятность повторного рождения ребенка с этим синдромом невелика, то при семейном ее характере риск достигает 50 %.
Ожирение, появляющееся на 1-м году жизни и прогрессирующее, может встречаться еще при одном наследственном заболевании – синдроме Лоуренса – Муна – Барде – Бидля. Это заболевание характеризуется сложным дефектом – сочетанием умственной отсталости с постепенным ухудшением зрения вплоть до слепоты, недоразвитием половых органов, двигательными нарушениями и скелетными аномалиями.
Ожирение, выраженное отставанием в развитии моторики и психических функций, а также резкое снижение мышечного тонуса наблюдаются при тяжелом неврологическом заболевании – синдроме Ферстера. Иногда малышам с этим заболеванием на 1-м году жизни ставится диагноз атонически-астатической формы детского церебрального паралича. Такой младенец лежит распластанный в позе «лягушки», у него отсутствуют рефлексы, он не держит головку, а в дальнейшем не может ни сидеть, ни стоять, ни ходить.
Ожирение наряду с отставанием в психическом развитии, низким мышечным тонусом и эндокринными нарушениями, из-за которых у ребенка недоразвиты половые органы (у мальчиков – половой член и мошонка, в которую не опустились яички, у девочек – половые губы), наблюдается при наследственном заболевании – синдроме Прадера – Вилли. Дети с синдромом Прадера – Вилли обычно рождаются доношенными, иногда с нерезко выраженной гипотрофией. Однако отмечается довольно высокая частота родов в ягодичном предлежании (от 10 до 40 %). На 1-м году жизни болезнь имеет двухфазный характер.
В первой фазе (с рождения до нескольких месяцев) снижен мышечный тонус, ребенок вялый, лежит большей частью неподвижно, у него угнетен ряд врожденных рефлексов, в том числе и сосательный, из-за чего возникают трудности со вскармливанием. Вторая фаза болезни отчетливо проявляется со второго полугодия жизни. У ребенка быстро усиливается аппетит, в связи с чем и развивается ожирение. Жир откладывается преимущественно на туловище и бедрах. При осмотре ребенка обращают на себя внимание непропорционально маленькие стопы и кисти. Гипотония, наблюдаемая в первые месяцы жизни, несколько уменьшается. Младенец отстает в росте и психическом развитии.
При синдроме Прадера – Вилли часто наблюдаются микроцефалия, высокое арковидное небо, ранние дефекты зубов, полное или частичное сращение соседних пальцев кисти или стопы. На ладони имеется поперечная складка. Характерны также судороги и косоглазие. Если у вас возникло подозрение, что ребенок болен, немедленно обратитесь к врачу. Своевременно поставленный диагноз позволит рано приступить к лечению и специальным занятиям с ребенком. От этого во многом зависит его дальнейшее развитие.
Во втором полугодии у детей заметно снижаются и темпы роста окружности головы. В 7 месяцев она в среднем достигает у мальчиков – 44,7 см, у девочек – 43,8; в 8–45,5 и 44,1; в 9–46,0 и 44,4; в 10–46,2 и 45,5; в 11–48,8 и 45,7; в 12 месяцев – 46,9 и 45,9 см. Уменьшаются размеры большого родничка: к 9 месяцам – до 1,6–1,4 см, к 10 месяцам – 1,4–1,2 см, а к концу года или немного позже он закрывается.
Однако большой родничок может закрыться и раньше – к 8–10 месяцам. Как к этому отнестись? У вас нет поводов для беспокойства, если окружность головы малыша продолжает увеличиваться так, как того требует норма. Это означает, что мозг растет, а внутричерепное пространство не ограничено. И напротив, если раннее закрытие большого родничка повлекло за собой уменьшение прироста окружности головы по сравнению со средними показателями, вам нужно обязательно обратиться к врачу. Его совет понадобится и тогда, если окружность головы увеличивается чрезмерно, что встречается при гидроцефалии, микроцефалии и так называемых глиозах мозга.
Органы чувств
Зрение
Во втором полугодии жизни зрительное восприятие детей продолжает совершенствоваться. Малыш хорошо фиксирует взор и следит за движением предмета во всех направлениях.
Но в этом возрасте у детей более отчетливо выявляются и различные дефекты зрения, а также косоглазие, связанное с нарушением функции глазодвигательных мышц. При косоглазии подвижность глаза ограничена в одном или нескольких направлениях. Если в период новорожденности и первые месяцы жизни сходящееся косоглазие может быть физиологическим, то во втором полугодии оно уже имеет патологический характер, особенно если это расходящееся косоглазие. Сходящееся косоглазие обусловлено нарушениями функции отводящего нерва. Расходящееся косоглазие встречается реже, чем сходящееся, оно чаще бывает односторонним и иногда сопровождается опущенным веком на этой же стороне (птоз).
Косоглазие может быть обусловлено различными врожденными и приобретенными заболеваниями центральной нервной системы. Ребенок с косоглазием нуждается в консультации невропатолога и окулиста.
У детей раннего возраста кроме косоглазия наиболее часто встречается врожденная близорукость, которая нередко имеет наследственный характер.
Причинами дефектов зрения у ребенка могут быть различные инфекции и интоксикации матери во время беременности, в частности из-за употребления ею алкоголя, а также родовые травмы. Дефекты зрения могут наблюдаться у глубоко недоношенных детей – ретролентальная фиброплазия нередко проявляется в этом возрасте.
Все дети с подозрением на заболевания глаз должны быть как можно раньше обследованы квалифицированными специалистами. При выявлении дефекта зрения они нуждаются не только в лечении, но и в специальных коррекционных занятиях, которые нужно начинать сразу же после установления диагноза.
Для этого родителям нужно наладить эмоциональный контакт с ребенком и всячески его поддерживать. Обогащайте чувственный опыт ребенка: поглаживайте его, меняйте положение его тела, проводите пассивно-активные упражнения с ножками и ручками, привлекая внимание младенца к возникающим при этом ощущениям и сопровождая упражнения речью, пением, музыкой. Чаще берите малыша на руки и разговаривайте с ним. Таким образом он будет постепенно узнавать окружающих по голосу, по шагам, по прикосновениям к нему.
Помните, что дефекты психического развития, связанные со слепотой, могут быть компенсированы за счет раннего и широкого использования функций других анализаторов – здоровых. Особо важное значение при воспитании слепого ребенка имеет развитие активного осязания. Вкладывайте ему в ручки всевозможные предметы, имеющие различную форму и поверхность, учите их ощупывать, рассказывайте о назначении предметов, иллюстрируя свой рассказ действием.
Детям с серьезными нарушениями зрения очень трудно ориентироваться в пространстве, действовать с предметами. Поэтому взрослые должны их учить передвижениям сначала в пределах кроватки или манежа, а затем – комнаты и квартиры, показывать, как нужно манипулировать предметами, играть в игрушки. Ребятишкам особенно полезны звучащие игрушки, а также предметы с хорошо воспринимаемой на ощупь фактурой.
Совершенно необходимы для детей с дефектами зрения и специальные занятия для умственного и речевого развития, воспитания движений и ощущений пальцев рук. Особенно важно раннее речевое развитие, так как оно напрямую связано с интеллектом ребенка.
Слух
Характерным показателем нарушений слуха в этом возрасте является быстрое затухание гуления и лепета. Ребенок с заболеванием органа слуха может гулить и лепетать в том же возрасте, что и здоровый, но эти звуки обычно монотонны и очень однообразны. Преимущественно он произносит гласные звуки, голос у него, как правило, резкий, скрипучего тембра. Особенно должно настораживать отсутствие последовательного развития у малыша голосовых реакций, и прежде всего лепета. Если вы обратили внимание на такие симптомы, срочно покажите малыша сурдологу, который проверит его слух с помощью компьютерной аудиограммы.
Для оценки состояния слуха ребенка 1-го года жизни у него поэтапно исследуют слуховое внимание. С этой целью используют различные детские звучащие игрушки (колокольчики, погремушки и т. д.), ориентируясь на возрастные показатели развития слухового внимания. Так, малыш в возрасте 3–4 месяцев пытается повернуть голову в сторону источника звука; в 6–7 месяцев он способен обнаружить звуковой раздражитель, расположенный сбоку, а к 10 месяцам может установить источник звука, идущего снизу. Используют и другие, специальные методы исследования слуха.
Различают нейросенсорную и кондуктивную глухоту и тугоухость. О первой говорят при нарушении звуковосприятия, о второй – при нарушениях звукопроведения. Кондуктивная тугоухость может возникать при различных патологических состояниях в области наружного слухового прохода, например при врожденных дефектах органа слуха, изменениях барабанной перепонки той или иной природы, возникающих при острых и хронических заболеваниях среднего уха.
Нейросенсорная тугоухость и глухота могут иметь наследственный характер. Наследственная нейросенсорная глухота проявляется с рождения или несколько позже. Обычно она двусторонняя и не прогрессирует. Эта форма глухоты с одинаковой частотой встречается как у мальчиков, так и у девочек. Другие формы нейросенсорной глухоты могут сочетаться с почечной недостаточностью, различными пороками развития лица, например расщелинами губы и нёба, отставанием в росте и массе тела, микроцефалией, врожденными пороками сердца, аномалиями позвоночника. Нейросенсорная глухота наблюдается и при некоторых врожденных дефектах обмена веществ. В этих случаях она обычно сочетается с аномалиями развития костной системы, органов зрения, нервной системы и психики. Нейросенсорная тугоухость и глухота могут возникать и под влиянием различных воспалительных процессов в центральной нервной системе, кровоизлияний, интоксикаций и других причин. Известно, что нейросенсорная тугоухость и глухота нередко являются следствием тяжелой формы гемолитической болезни, когда «непрямой» билирубин поражает головной мозг (билирубиновая энцефалопатия, или ядерная желтуха), алкогольного синдрома плода, применения некоторых ототоксических антибиотиков. При этом предрасполагающую роль к возникновению нейросенсорной тугоухости и глухоты играют наследственная отягощенность и недоношенность.
Развитие движений
Движения тела
Во втором полугодии ребенок становится необычайно подвижным. Совершенствуются выпрямительные рефлексы туловища, благодаря которым малыш 6–7 месяцев быстро поворачивается со спины на живот, крутится на животе с вытянутыми и отведенными в стороны ногами. В положении на животе младенец высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны, а иногда и назад, опирается на вытянутые руки и легко переносит центр тяжести с одной руки на другую. Опираясь на одну руку, он другой тянется к игрушке.
В этом возрасте ребенок начинает переворачиваться с живота на спину. Если раньше поворот одной части тела ребенка, например плечиков или таза, вызывал его рефлекторное перекатывание на спину, то теперь малыш может, скажем, повернуть верхнюю часть туловища без того, чтобы повернуться всем телом. Например, он хочет взять игрушку, лежащую сбоку. Он приподнимается на руках, переносит опору на одну из них, поворачивает плечи и берет игрушку. Таз и ноги положения не меняют. Или: ребенок возится в манеже, ему под животик попал мячик. Он приподнимает попку и передвигает ее на другое место, плечи и ноги при этом остаются на месте. Это уже движения более высокого порядка и свидетельствуют о правильном психомоторном развитии младенца.
Во втором полугодии жизни малыш учится сидеть. В 6–7 месяцев он уже понемногу сидит, поддерживая себя на руках, вытянутых вперед или вдоль туловища. Спина у него более прямая, чем у 5-месячного ребенка. Стоит взять малыша, лежащего на спине, за одну руку и слегка потянуть, как он тотчас же сядет. Это промежуточная стадия присаживания.
В 7–8 месяцев ребенок сидит без поддержки с достаточно прямой спиной, однако сохранить равновесие в этом положении ему пока не удается, поэтому он все еще помогает себе руками. Только к концу 8-го месяца младенец способен оторвать руки от опоры. Но, сев самостоятельно, вернуться обратно в положение лежа он еще не может, а потому, устав сидеть, кричит, призывая на помощь взрослых.
В возрасте 7–8 месяцев наряду с дальнейшим совершенствованием выпрямления туловища развивается и равновесие.
Движения рук
С улучшением контроля над положением туловища руки освобождаются для более тонких действий. С 7–8 месяцев быстро развивается манипулятивная деятельность с предметами. Присматриваясь к действиям малыша, вы можете заметить, что происходит качественное изменение в развитии функций его рук. Ребенок уже протягивает руку не только для того, чтобы захватить игрушку, рассмотреть ее и засунуть в рот. Он еще и ощупывает ее, похлопывает по ней рукой, гладит ее. Это одно из серьезных достижений в психомоторном развитии. При некоторых нервно-психических заболеваниях, например при детском церебральном параличе, нарушена хватательная функция кисти, слабо развиты ощупывающие движения и тактильные ощущения в руках, из-за чего больной ребенок все больше отстает в психическом развитии. Поэтому необходимо, чтобы родители как здорового, так и больного ребенка уделяли особое внимание развитию и стимуляции ощупывающих движений рук. Следует всячески поощрять стремление малыша ощупывать и гладить предметы. Помогайте ему с помощью рук открывать удивительное разнообразие свойств окружающих его предметов. Пусть он больше играет не только в кроватке, но и на ковре, подстилке из соломки, голом полу.
Посредством ощупывания предметов у ребенка формируется кинестетическое чувство. С ним связано ощущение собственного тела в пространстве – туловища, конечностей, пальцев, языка, головы и т. д. Кинестетическое чувство лежит в основе развития произвольных движений. Если оно у младенца не сформировалось, движения его будут хаотичными, как у новорожденного. Во втором полугодии кинестетическое чувство все более и более регулирует движения рук. К 8–9 месяцам ребенку удается доставать игрушки при положении руки в так называемой нейтральной позиции (промежуточная позиция между положением руки в пронации, когда ладонь направлена вниз по отношению к глазам ребенка, что наблюдалось в возрасте до 6–6,5 месяца, и положением в супинации, когда ладонь направлена вверх) – у левой руки раскрытая ладонь направлена вправо, а у правой – влево.
Когда малыш захватывает предметы рукой, находящейся в нейтральном положении, он может видеть движения пальцев. В положении пронации это было трудно делать – предмет закрывала ладонь, и ребенок должен был в основном ориентироваться на тактильные и кинестетические ощущения. Зрительный контроль помогает малышу развивать координированные движения ручек с использованием большого пальца для удерживания взятого предмета.
В возрасте 7–8 месяцев малыш уже предпринимает отдельные попытки бросать предметы, но он это делает всей рукой, из-за чего предмет отлетает далеко от него. В 9–10 месяцев он выпускает игрушки из пальцев рук, когда захочет. Во время игр младенец обычно пользуется одной рукой, но легко меняет руки. Осваивает захват предметов при положении руки в супинации, когда он хорошо видит ее. Благодаря этому дифференцируются действия большого и указательного пальцев. Между 9 и 12 месяцами малыш начинает использовать новый способ захвата предметов – с участием этих пальцев. Вскоре появляется указательный жест. Все активнее ребенок манипулирует предметами – с упоением мнет и рвет бумагу, крошит хлеб.
Вы можете помочь малышу научиться управлять руками: пусть он берет ложку в руки во время еды, а маленькое полотенце – в ванной, показывайте, как нужно снимать носочки, переворачивать страницы картонных, а затем и обычных книжек, стучать пальчиком по клавишам пианино, и предлагайте ему проделывать все это. Давайте ребенку как можно больше самых разнообразных вещей, но каждый раз не более одной, так как младенец не может еще одновременно действовать двумя и более предметами. Например, малыш держит кубик в правой руке, а вы протягиваете ему еще какую-либо игрушку, чтобы он взял ее в левую руку и держал обе игрушки одновременно. Этого ребенок сделать не в состоянии, его внимание сразу и полностью переключается на новую игрушку, и кубик просто выскальзывает у него из руки. Лишь по мере обособления движений большого пальца от других пальцев малыш постепенно освоит одновременное манипулирование двумя предметами. Как только это станет возможно (в 11–12 месяцев), учите его соединять движения одной игрушки с движением другой (например, ударяя кубиками друг о друга). Давайте ребенку легкие мячи, которые он мог бы бросать, наборы кубиков или других предметов, которые он складывал бы в коробки и вынимал оттуда.
Полезны для малыша и музыкальные игрушки: барабанчики, бубны, ксилофоны. Дети приходят в восторг, когда в результате их действий возникают звуки, они стараются извлечь их снова и снова. Таким путем развивается не только моторика рук, но и произвольная деятельность ребенка. В период бодрствования сажайте малыша чаще на пол и давайте ему 3–4 игрушки, покажите ему, как можно с ними играть. Когда эти игрушки надоедят ему, уберите их и дайте другие.
Быстрое развитие функций рук к концу 1-го года жизни изменяет деятельность ребенка. Посмотрите, как малыш, сопя от усердия, открывает и закрывает коробочку, отрабатывая эти действия и попутно изучая особенности формы коробочки. Теперь повторные действия составляют основу предметной деятельности ребенка.
Все действия младенца эмоционально окрашены. Если ему удалось сделать то, что он хотел, малыш радуется, смеется, лепечет. Неудавшиеся действия вызывают неудовольствие, протест, плач.
Благодаря развитию ручной моторики и предметно-манипулятивной деятельности у младенца формируется и новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловой, о котором мы расскажем чуть позже.
Ползание