Своеобразие общения взрослого и младенца




Начиная со 2-го месяца жизни периоды бодрствования ребенка понемногу удлиняются и наконец достигают 5–6 часов в сутки. У малыша появляется больше возможностей для знакомства с окружающим миром.
Свои первые эмоции младенец выражает в крике. В это время ребенок передает в нем преимущественно свое эмоционально отрицательное состояние. Но с конца 1-го и в начале 2-го месяца возникают другие эмоции. Вы помните, что почти сразу после того, как между мамой и малышом устанавливается контакт взглядами, ребенок начинает смотреть ей в глаза, появляется и первая социальная улыбка. Немного позже она уже сопровождается радостными переливчатыми горловыми звуками – это начало гуления и смеха. В 8 недель улыбка всегда возникает при виде взрослых, а в 9–12 недель появляется смех. Как правило, это бывает неожиданно для родителей: вдруг с удивлением они слышат, как заливисто хохочет их дитя, явно наслаждаясь новыми ощущениями.
Если вы тихим протяжным голосом с улыбкой и ласковым взглядом несколько раз произнесете «агу», глядя в глаза своего крохи, он попытается ответить вам каким-либо звуком. Вначале это будут отрывистые тихие гуканья («гу» или «га»), но вскоре и протяжные певучие звуки – гуление («агу», «ааа», «гаа»). Малыш повторяет за вами, а вы – за ним. Услышав его гуканье или гуление, не оставляйте их без внимания, подойдите к ребенку, улыбнитесь и поговорите с ним – он быстро научится призывать вас таким способом.
Кроме взгляда, улыбки, вокализаций есть и еще один прием, с помощью которого младенец привлекает внимание взрослого: двигательное оживление. Уже в конце 1-го – начале 2-го месяца вы можете заметить, что движения малыша становятся не такими импульсивными и хаотичными, как прежде. Когда он видит вас или слышит ваш голос, его ручки и ножки перестают двигаться на несколько секунд, малыш как бы замирает, «прислушивается». Затем движения возобновляются. Вы обращаетесь к нему вновь – и все повторяется сначала: ребенок замирает, затем во время паузы снова сучит ножками и перебирает ручками, а иногда и вертит головкой из стороны в сторону. С 8 недель реакция оживления сопровождается глубоким вздохом.
В конце концов замирание (или сосредоточение), сменяющее его двигательное оживление, улыбка, вокализации, взгляд в глаза взрослого объединяются в единый комплекс поведения, получивший название «комплекс оживления». К 3 месяцам комплекс оживления достигает своего апогея. Улыбка освещает все личико ребенка, глазенки его блестят. Он вскидывает ручки, дрыгает ножками, иногда выгибается «мостиком» и энергично шлепается спинкой о матрац. Все это может сопровождаться серией глубоких вздохов. Младенец начинает широко пользоваться возможностями голоса: вы слышите и тихие звуки, и повизгивания, и громкие ликующие вскрики, и смех.
Комплекс оживления – не просто эмоциональная реакция ребенка на нечто приятное для него, но и действие, прямо адресованное взрослому. Если малыш начал использовать комплекс оживления, для того чтобы вызвать взрослого на общение, то есть комплекс оживления стал инициативным, это очень хороший показатель психического развития малыша. Однако комплекс оживления может приобрести это новое качество только в том случае, если он подкрепляется одобрением взрослого. Сравните, какой опыт приобретает малыш, если он только пискнул, а мама его тут же покормила, перепеленала или потеплее укрыла. Улыбнулся либо загулил – а мама сразу обрадовалась, попросила повторить. А кроха и рад – еще и еще раз улыбается, и гулит, и размахивает ручонками. А вот другой ребенок. Ему плохо, его что-то беспокоит, он хнычет, но никто на это не обращает внимания, так как время кормления или пеленания еще не наступило. Он улыбнулся, взмахнул ручками, но опять никто не подошел, не одобрил, не поддержал. И остался малыш предоставленный самому себе. Хнычь не хнычь, улыбайся не улыбайся, все равно это никому не нужно.
Понятно, что у первого младенца гораздо больше шансов стать активным и жизнерадостным, чем у второго. Если каждое действие ребенка приводит к продолжительному «разговору» со взрослыми, причем к «разговору», приносящему радость обоим, то малыш успешно овладевает первой формой общения – эмоциональной. В первом полугодии жизни обмен положительными эмоциями – главная особенность общения ребенка со взрослыми.
В отличие от взаимодействия взрослого и ребенка в период новорожденности теперь в общении активны оба партнера. Мать обращается к ребенку, а он отвечает ей, и наоборот. Для них обоих это интересно и важно. Во время общения ребенок не только воспринимает действия взрослого и реагирует на них, но и сам адресуется к взрослому, ждет ответа на свои обращения, стремится продлить контакт, варьируя свое поведение с целью привлечь внимание и получить одобрение взрослого.
О том, что общение сформировалось, можно судить по четырем признакам.
1. Ребенок смотрит в глаза взрослому. Это говорит о том, что малыш настроен на общение и заинтересован в нем.
2. В ответ на обращение взрослого ребенок улыбается. Это эмоциональная реакция, выражающая удовольствие ребенка от общения со взрослым.
3. При виде взрослого ребенок начинает улыбаться, оживленно двигать ручками и ножками, а то и всем тельцем, вокализировать. Это попытки привлечь к себе внимание взрослого.
4. Малыш изменяет свое поведение, чтобы продлить эмоциональное общение со взрослыми и дать им возможность еще и еще раз продемонстрировать свою любовь и нежность к нему, ребенку.
Если в поведении младенца вы находите только отдельные из перечисленных признаков, то это означает, что процесс общения находится в стадии становления. Когда налицо все четыре признака, общение считается сложившимся. Обычно при правильном воспитании к 3 месяцам малыши уже хорошо умеют общаться с близкими людьми на доступном им эмоциональном уровне.
Если вы подойдете к кроватке бодрствующего 3-месячного младенца, он сразу устремит на вас взгляд, улыбнется, задрыгает ручками и ножками, загулит. Чем дольше вы не ответите ему, тем активнее он будет проявлять комплекс оживления и лишь спустя минуту-другую замрет, а затем недовольно отвернется. Значит, малыш ждет общения, поощряет его, проявляет недовольство безразличием взрослого. Не разочаровывайте своего ребенка, окликните его, приласкайте, поговорите с ним. У такого малыша общение сформировано.
Если же младенец только смотрит на вас, не проявляя инициативы к общению, безразлично отворачивается или устремляет взор на что-либо, значит, он еще не умеет общаться. Иногда малыши отвечают на обращение взрослого улыбкой или двигательным оживлением, но сами не стремятся вызвать взрослого на общение. Это часто бывает, когда взрослые не поддерживают инициативу малыша, а в общение с ним вступают только по собственному желанию.
Чтобы у ребенка развивалась инициатива, вы должны подкреплять ее всем своим поведением. С первых дней его жизни чутко реагируя сначала на признаки недовольства, а позже – и удовольствия малыша, вы даете почувствовать ему, что эта его собственная активность очень важна: она изменяет обстоятельства в желаемую сторону. Вы помогаете ребенку ощутить эффективность его действий, приобрести самостоятельный опыт влияния на окружающий мир. Так общение пронизывает всю жизнь ребенка. И оно ни в коем случае не должно быть эпизодическим.
Вступая в эмоциональный контакт с младенцем, следует использовать такие действия, которые выражают любовь к малышу и легко им воспринимаются. Какие же это действия?
1. Прикосновение. Обычно ребенку доставляет удовольствие, когда вы его поглаживаете, похлопываете по плечику, перебираете пальчики, производите его ручками и ножками движения типа пассивной гимнастики.
2. Разговор с ласковыми интонациями, обращение к ребенку по имени, воспроизведение звуков из репертуара младенца. Обязательно выслушивайте «ответ» ребенка и вновь обращайтесь к нему, продолжая «разговор».
3. Улыбка. Все действия с малышом сопровождайте приветливой улыбкой. Особенно она важна в ответ на улыбку малыша. Когда он особенно развеселится, смейтесь вместе с ним.
4. Взгляд. Не забывайте смотреть в глаза малышу, старайтесь как можно дольше продлить контакт взглядов.
Обычно любящая мать сама изобретает различные способы эмоционального общения с ребенком. Одни носят малыша на руках, покачивая его, другие любят тормошить младенца и щекотать его, третьи – рассказывать сказки-потешки или играть, шутливо «бодаясь».
Ребенок, с которым достаточно и правильно общаются близкие ему взрослые, хорошо развивается. Он – энергичное, жизнерадостное, открытое и доброжелательное существо.
К концу первого полугодия комплекс оживления как основное средство «разговора» со взрослыми постепенно распадается, заменяясь более совершенными средствами общения. Вы можете обнаружить это, когда на 4-м месяце ребенок начинает по-разному реагировать на различных взрослых людей. До этого комплекс оживления возникал у малыша как на знакомое, так и незнакомое лицо. Теперь при попытке взрослого вступить в контакт с ребенком у малыша можно заметить ориентировочную реакцию, которая может переходить либо в комплекс оживления, либо в страх. В последнем случае вслед за замиранием у младенца учащается дыхание, в глазах появляется испуг, и он кричит. В возрасте 4–5 месяцев у малыша возникает реакция испуга при резких звуках. Особенно сильно испуг выражен у возбудимых детей, у малышей с невропатией, детским церебральным параличом.
Появление в возрасте 4–5 месяцев дифференцированной реакции на общение со взрослым – важный признак нормального психомоторного развития младенца. При отставании ребенка в развитии эта реакция может отсутствовать. Она порой не обнаруживается и у детей, воспитывающихся в детских учреждениях.
В этом же возрасте вы можете наблюдать у своего крошки еще одну новую для вас реакцию – недовольство в ответ на прекращение общения: он протестует криком против ухода взрослого. Эта реакция очень непостоянна, ее проявляют не все здоровые ребятишки. Однако, если вы ее обнаружили, значит, у вашего малыша хорошее нервно-психическое развитие.
В конце первого полугодия у ребенка возникает потребность более тонко разбираться в эмоциях взрослого и более совершенно выражать собственное к нему отношение, свои желания и состояния. Характерно, что в первом полугодии дети обнаруживают обостренную чувствительность к разнообразным оттенкам положительных эмоций взрослых, а отрицательные эмоции различают менее тонко. На выражение упрека, сердитое лицо матери 3–4-месячные младенцы реагируют так же радостно, как и на ее улыбки, похвалы. В этом возрасте малышу прежде всего важно то, что взрослые внимательны к нему. Безразличие взрослого воспринимается детьми отрицательно, вызывая у них тревогу и недовольство.
В рамках обмена положительными эмоциями вызревает следующая форма общения, в которой уже будет место и отрицательным эмоциям, и жестам, и другим невербальным действиям. Переход к новой форме общения невозможен без достаточно развитого эмоционального общения, без овладения манипуляциями предметами. Однако предметные действия ребенок осваивает также под влиянием общения.
Давно известно, что дети, лишенные полноценного общения, поздно и плохо овладевают действиями с предметами, неохотно играют. Почему столь важна роль общения в познавательной активности ребенка?
Во-первых, в общении малыш получает такой заряд бодрости и радости, что надолго сохраняет его и способен употребить для получения любой информации, не обязательно исходящей от человека. Общение ставит малыша в активную позицию и по отношению к предметному миру. Во-вторых, общающийся взрослый представляет для ребенка самый интересный источник воздействия, объект познания. И малыш, для того чтобы вступить в общение с ним, вынужден овладеть некоторыми познавательными действиями. Рассматривая во время общения лицо, фигуру человека, трогая его, вслушиваясь в его голос, ребенок учится совершать сложные действия под контролем зрения и слуха, обучается приемам обследования, которые использует в дальнейшем и при изучении предметов.

 

Предречевое развитие

Издаваемые звуки. Все голосовые реакции ребенка можно разделить на две группы: рефлекторные и социализированные звуки. Среди рефлекторных выделяют крик и звуки удовольствия.
При помощи электроакустического анализа ученые доказали, что крик ребенка представляет собой новую, качественно более высокую ступень по сравнению с криком новорожденных обезьян. Уже ко 2-му месяцу жизни крик ребенка начинает приобретать все новые и новые оттенки, а к 3 месяцам мать уже может определить, почему малыш кричит: голоден ли он, мокрый ли он или у него что-то болит. Во всех случаях крик имеет особенности. У здорового младенца интонационная окраска крика отчетливо выражена начиная с 3-го месяца жизни. У детей, перенесших родовую травму, асфиксию в родах и другие патологические состояния, интонационные особенности крика могут отсутствовать. Голос у этих детей тихий, монотонный. Нарушения в развитии интонационной окрашенности крика часто сочетаются с трудностями кормления. Малыш может плохо сосать, поперхиваться и захлебываться во время кормления, иногда молоко вытекает у него через нос. Такого малыша следует обязательно показать невропатологу.
В первые месяцы в крике ребенка преобладают гласноподобные звуки, имеющие некоторый носовой оттенок. Это звуки типа «э», «ай». Иногда звуки напоминают согласные «г», «к», «н». Но, поскольку они рефлекторной природы, их не считают предшественниками фонем. И тем не менее, произнося эти звуки, малыш учится координировать работу дыхательной, фонаторной и артикуляционной мускулатуры. Развивается и обратная связь между артикулярными движениями и их слуховым восприятием.
Рекомендуем вам внимательно прислушиваться к крику ребенка. Характер крика имеет важное диагностическое значение. У здорового младенца 2-го месяца жизни крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выходом. Дети с поражением центральной нервной системы, у которых в дальнейшем возникают расстройства речи, в первые месяцы могут не кричать. Или крик у них бывает пронзительным либо очень тихим. На выдохе ребенок всхлипывает или вскрикивает. Признаком неблагополучия является и значительный носовой оттенок голоса. Если у здорового младенца интонационные особенности крика формируются к 3 месяцам жизни, то при органическом поражении центральной нервной системы, например при детском церебральном параличе, крик остается однообразным, невыразительным.
В 2–3 месяца во время крика у здорового ребенка начинают усиливаться общие некоординированные движения рук и ног. Появляются и первые слезы. Кроме того, если в период новорожденности ребенок кричал только от холода, дискомфорта и боли, то с 2 месяцев он начинает возмущенно кричать, если мама прекращает общение или меняет положение его тела. С этого же возраста ребенок нередко кричит перед сном от перевозбуждения.
Звуки удовольствия, как мы говорили, также имеют рефлекторную природу. Обычно после кормления или после того, как вы переодели мокрого или грязного малыша, вы слышите звуки довольного кряхтения, удовлетворенного ворчания, гуканья, гуления или начального лепета. Среди них чаще всего встречаются передние гласные и задние согласные. В отличие от крика они не имеют носового оттенка. Специалисты считают, что речь развивается быстрее, когда слух стимулируется звуками удовольствия. Наибольшее значение среди них имеют гуление и лепет.
Стадия гуления охватывает первое полугодие жизни ребенка. Звуки гуления возникают на выдохе. Гуление – своеобразная тренировка речевого дыхания. Звуки гуления произносятся спонтанно, с открытым ртом. Репертуар их постепенно обогащается, как и интонации. Звуки гуления уже приближаются к стандартным фонемам.
В период гуления чисто рефлекторные звуки нередко переходят в социализированные. Малыш все чаще начинает использовать гуление для общения с окружающими. Он может гулить и оставаясь один в комнате. Но с вашим появлением гуление усиливается. Постепенно малыш начинает произносить длинные цепочки звуков, как бы подражая самому себе.
Вначале гуление возникает в общем комплексе оживления, который сопровождает эмоциональное общение ребенка и взрослого. В период так называемого истинного гуления движения ручек и ножек малыша постепенно притормаживаются, и он как бы сосредоточивается на новых для него артикуляционных и слуховых ощущениях. Это необходимая предпосылка для формирования основных механизмов речи и развития самоподражания – нового качественного приобретения в период доречевого развития.
У детей с поражением центральной нервной системы, в частности при детском церебральном параличе, развитие голосовых реакций нарушено. При тяжелых формах болезни гуление не появляется вообще, при более легких – возникает в более поздние сроки. Звуки его однообразны, произносятся редко и тихо, часто сопровождаются чрезмерно хаотичными движениями конечностей.
В первом полугодии жизни ребенка вас должны насторожить: отсутствие гуления, повышение мышечного тонуса языка, неправильное положение его в полости рта (он может отклоняться от средней линии), так называемый большой язык при полуоткрытом рте, появление его насильственных движений. Такого малыша нужно обязательно показать невропатологу, поскольку у него в дальнейшем могут возникнуть трудности с произношением звуков. Они связаны не только с недостаточностью речевых движений, но и со слабостью, неотчетливостью их ощущений. Ребенок может нечетко или искаженно воспринимать положение языка, губ, что сильно затрудняет развитие правильного произношения звуков. С малышом необходимо специально заниматься.
К 5–6 месяцам здоровый ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков, таких, как «баа», «маа», а также язычных звуков «ттт» и «лаа». В это же время появляется и первый слог «ба» или «ма». Вначале он произносится однократно, очень редко и как будто случайно. Это начало развития лепета. Лепет – повторное произнесение слогов под контролем слуха. В лепете каждый звук артикулируется одновременно с выходом. Так ребенок тренирует координацию дыхания и артикуляции.
«Речь» младенца. Многие родители считают, что говорить ребенок начинает только в конце 1-го года жизни или еще позже, а раньше с ним бесполезно разговаривать, так как он все равно ничего не понимает и не может ничему научиться. Это глубокое заблуждение. Мы уже говорили о том, что малыш от природы наделен удивительной способностью к речевому развитию. Голосовой аппарат новорожденного настроен на звучание той речи, которую ребенок слышит после рождения. Даже во время внутриутробного развития он способен выделять и запоминать речь матери, или часто звучащее стихотворение, или музыкальное произведение. Если мать регулярно читает вслух одно и то же стихотворение, то, услышав его после рождения, малыш реагирует именно на это стихотворение, выделяя его из других. Это проявляется в изменении ритма сосания пустышки. Кроме того, в экспериментах показано, что младенец синхронизирует свою двигательную активность с ритмом осмысленной речи взрослого. А запись микродвижений с голосового аппарата младенца повторяет аналогичную запись речи взрослого, причем такую синхронизацию можно обнаружить уже в первые дни жизни ребенка.
Таким образом, младенец сразу после рождения готов к восприятию звуков человеческой речи, настроен на осмысленную речь и имеет предпосылки к речевому развитию. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш малыш успешно и вовремя овладел речью, создавайте условия, благоприятствующие такому развитию. Для каждого возраста они свои. Новорожденному достаточно слышать речь взрослого – обращайтесь к нему по имени, нежно приговаривая и создавая атмосферу общения. В этом возрасте младенцу свойственно слуховое сосредоточение, в котором речь играет главенствующую роль.
В первом полугодии жизни ребенка ваша речь, обращенная к нему, будет вызывать у младенца максимальное внимание и радость по сравнению со всеми другими воздействиями – ведь это наиболее значимый признак того, что взрослый вступает в общение. Причем особую чувствительность малыш обнаруживает к «бэби-ток», специальной «детской речи». И это очень важный момент, так как именно преисполненная любви и нежности к ребенку мать невольно начинает говорить тонким, «сюсюкающим» голосом с характерными интонациями, пользуясь особыми словами. А это и есть именно то, что необходимо ребенку в первом полугодии жизни: такой язык выражает любовь, нежность, ласку к крошечному человеку.
Нередко педиатры настаивают на том, чтобы с ребенком ни в коем случае не «сюсюкали». Конечно, за неимением лучшего малыш будет реагировать и на обычную «взрослую» речь. Но можем ли мы быть уверены в том, что при этом ребенок получает все необходимое и не остаются нереализованными его возможности? Не связано ли невольное стремление матери общаться с младенцем своим особенным языком с тем сокровенным отношением, которое она испытывает к малышу? Не затрагивает ли оно те струны в раскрывающейся душе младенца, которые должны «прозвучать» именно в столь нежном возрасте?
Некоторые родители также считают, что «сюсюкать» с детьми нельзя. Часто, особенно в молодых семьях, возникают конфликты между мамой, сторонницей «передовых» взглядов на воспитание детей, и бабушкой, «сюсюкающей» с внучонком. Поэтому мы еще раз обращаем внимание этих мам на особую настроенность младенцев на «бэби-ток». Иногда молодой матери трудно общаться с малышом, ей не удается выразить свои чувства к нему «взрослым» языком, а «бэби-ток» ей чужд. Обычно подобные трудности возникают у женщин, которые сами были лишены такого общения в 1-й год жизни – по каким-то причинам их матери не могли открыто и раскованно выразить свою любовь к ним.

«Бэби-ток» биологически необходим для развития общения и речи. Поэтому не стесняйтесь «сюсюкать» с малышом, делайте это эмоционально и раскованно. В первом полугодии жизни у младенца возникают первые привязанности, он учится открыто и полно выражать свои чувства… но только в том случае, если и вы не стесняетесь проявлений своей любви. Вероятно, эта способность сформируется и позже, но вряд ли стоит упускать возможность незаметно развить ее. Может получиться и так, что в более старшем возрасте для этого потребуются специальные усилия.
Хотя в первом полугодии жизни ребенок еще не овладевает элементами речи, у него интенсивно формируется речевой слух. Малышу необходимо слышать речь взрослого. Однако не просто разговоры людей между собой, а речь, обращенную именно к нему, ребенку. Только в этом случае она будет благотворно влиять на развитие малыша. И напротив, если живое человеческое общение заменить включенным радиоприемником или телевизором, у ребенка быстро угаснет интерес к речи. Помните также, что речь развивается прежде всего как средство общения. Она нужна ребенку именно для этого. И чтобы малыш заговорил в срок, нужно правильно и своевременно организовать само общение с ним. Если с 4–5-месячным малышом много разговаривать, он очень быстро начинает произносить все более и более сложные звуковые сочетания. Понаблюдайте за ребенком. Когда вы говорите с ним, он внимательно вглядывается в ваше лицо и, как только возникает пауза в вашем речевом потоке, начинает издавать звуки – «отвечать» вам. Главное условие, для того чтобы малыш «заговорил», – эмоциональное, теплое общение с ним. В процессе такого общения ребенок учится различать голоса на слух. К 6 месяцам он может радостно «рассказать» вам, что общается с хорошо знакомым ему человеком. Если вы войдете в комнату так, что малыш вас не будет видеть, и заговорите с ним, он заулыбается. А если услышит голос незнакомого человека, то может и раскричаться.
Привязанность к взрослому заставляет ребенка подражать ему. Многие малыши с удовольствием слушают сказки, стишки, потешки, звукоподражания. Занимаясь с малышом, вы скоро заметите, что он старается повторять наиболее простые выразительные слова. Поощряйте его инициативу, хвалите за вокализации и звукоподражания – его вклад в игру. Малыш несомненно воодушевится, а его интерес к речи возрастет.
Можно заниматься с младенцем и по-иному. Мать наклоняется над ребенком, ласково улыбается и произносит через определенные интервалы одни и те же протяжные звуки, побуждая малыша ответить ей. Затем она учит малыша прислушиваться к голосу и подражать ей, повторяя звуки, а позже и звукосочетания.
Чтобы помочь малышу «разговориться», относитесь к нему – напомним еще раз – как к личности. И разговаривайте с ним как можно больше. Например, во время ухода за ним, раздевая и одевая его, называйте предметы одежды. При купании обязательно рассказывайте ему, что вот сейчас вы моете пальчик, или личико, или ножку и т. д. И называйте каждый предмет, который берете в руки.
Особенно важно разговаривать с малышом во время игры. И не забывайте о том, что он – ваш собеседник, а ваш «разговор» – обязательно диалог. Игру выбирайте в соответствии с настроением младенца. Если у него хорошее самочувствие и активное поведение, ему нравятся более подвижные и веселые игры-тормошения типа «Идет коза рогатая». Если же младенец вял, утомлен – игра должна быть тихой. Ласково поглаживайте ребенка, целуйте его, негромко пойте протяжную песню. Именно при общении, подходящем к настроению, малыш охотно начинает «разговаривать».

 

Первые привязанности

Когда малыш общается с вами, бабушкой или дедушкой – словом, людьми, любящими его и охотно идущими на контакты, он осваивает такую сферу человеческой деятельности, как взаимоотношения с другими людьми. У ребенка формируются установки – ожидания определенных отношений и действий со стороны взрослых. В общении рождаются и первые привязанности малыша к тем людям, которые полнее всего удовлетворяют его потребности во внимании и доброжелательности.
Как вы помните, в первом полугодии жизни общение ребенка с близкими строится на обмене положительными эмоциями. Младенец открыт и доброжелателен по отношению ко всем взрослым. Но тем не менее среди них он выделяет мать, отдавая ей явное предпочтение перед другими. Посмотрите, как бурно 3-месячный малыш приветствует свою маму, как быстро при виде ее проявляет радость и оживление. Ни один другой взрослый не вызывает у него чувства подобной приязни.
Возникновение привязанности к матери (или другому близкому взрослому) – одно из самых важных психологических приобретений ребенка в первом полугодии жизни. Оно во многом определит его дальнейшее развитие и даже судьбу. Привязанности психологи относят к аффективно-личностным связям. Аффективным – потому, что в их основе лежат эмоции, личностным – потому, что возникают они именно в общении – контакте личностей, а не в результате иных взаимодействий со взрослыми. Если эти связи сформировались вовремя и правильно, между ребенком и взрослым возникают отношения доверия и уважения. Если нет – неизбежны проблемы с воспитанием. Доверие и уважение во взаимоотношениях с близкими людьми дают толчок активной деятельности младенца – он стремится к самоутверждению, развитию своих способностей.
Понаблюдайте за своим 5–6-месячным малышом, когда он рассматривает игрушку, а вы сидите рядом с ним. Крошечный ребенок усиленно старается привлечь вас к этому занятию, смотрит то на вас, то на игрушку, стремясь удержать обоих в поле зрения, и особенно радуется, если вы вместе с ним разглядываете игрушку и улыбаетесь ей. У малыша благодаря привязанности к вам появилась потребность в том, чтобы вы вместе с ним переживали радость и удовольствие. По-видимому, для того чтобы научиться сопереживать, ребенок сначала учится делить с близким человеком свои собственные переживания. Причем в первом полугодии это касается только положительных эмоций. Своими отрицательными переживаниями ребятишки способны делиться со взрослыми, начиная со второго полугодия жизни.
О том, как важно возникновение привязанностей в раннем детстве, свидетельствуют многие психологи. Так, известный ученый Д. Боулби считает, что разлука младенца с матерью имеет необратимые последствия для психики ребенка, а малыши, не нашедшие до 2 лет объекта своей привязанности, уже никогда больше не смогут завязать полноценные отношения с каким-либо взрослым человеком.
Хотя опыт воспитания сирот в детских учреждениях свидетельствует о том, что не все случаи разлуки с матерью имеют столь неблагоприятный исход для ребенка, тем не менее большинство женщин, которые в первом полугодии жизни не имели прочных аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, не могут устанавливать полноценных отношений со своими детьми, а часто и с другими людьми.
Вот почему так важно, чтобы мать не разлучалась с младенцем, даже если его необходимо поместить в больницу. Когда разлука неизбежна, ребенок должен непременно находиться в тесном эмоциональном контакте с другим взрослым человеком. После прекращения разлуки мать должна быть особенно чуткой к малышу и общаться с ним по возможности больше.

 

Мир младенца

Как младенец воспринимает внешний мир? Какой он для него: нагромождение разноцветных пятен, пересекающихся линий, нечто неоформленное, бессмысленное или же иное, похожее на знакомый и понятный мир взрослых?
На эти очень сложные вопросы современная наука еще не имеет окончательных ответов. Однако уже накоплено множество фактов, позволяющих хотя бы приблизиться к решению этой загадки и в самых общих чертах представить себе образ мира, каким он видится младенцу.
Прежде всего ученые обратили внимание на то, что никто из взрослых не помнит событий, которые происходили с ними в первый год жизни. Скорее всего, это свидетельствует о том, что восприятие младенцем окружающего мира действительно очень своеобразно и отлично от восприятия взрослого. Предполагалось даже, что ребенок весь первый год жизни как бы погружен в себя, в свои ощущения, порождаемые биологическим функционированием организма. И только факты, полученные в последние десятилетия, опровергли эту точку зрения. Мы уже немного говорили о компетентности младенца, его умении различать окружающие предметы по цвету, форме, сложности.
Открытие ранее неизвестных возможностей малыша позволило выдвинуть новую гипотезу, а именно: сначала ребенок воспринимает отдельные качества предметов, а затем они объединяются, создавая более сложный образ мира. Однако нарастающий поток исследований и новых данных поставил под сомнение и это предположение. В частности, выяснилось, что у человека есть примитивное единство информации, поступающей от различных органов чувств, которое, по-видимому, определяется структурными особенностями нервной системы. Например, зрительная информация одновременно содержит сведения о тактильных свойствах предметов. Иными словами, зрение с самого начала предполагает возможность осязания предмета, его реальное существование в пространстве.
Американские психологи провели уникальные опыты с новорожденными. Малышам надевали специальные очки, поляризующие свет и создающие иллюзию присутствия предмета там, где его на самом деле не было. Предварительно выясняли, что младенец уже может дотрагиваться до предмета – находящегося перед ним маленького шарика – и схватывать его. В этих опытах новорожденные трогали и схватывали предмет без каких-либо признаков недоумения. А в опытах с иллюзорным предметом поведение малышей было совсем другим. Иллюзорный предмет (тот, который ребенок видел, но не мог схватить) всегда вызывал плач, как только ручка малыша достигала его видимого места нахождения, но не находила там реального объекта. Этот поразительный эффект служит доказательством примитивного единства ощущений – хотя тактильная информация отсутствовала, она несомненно ожидалась ребенком.
Относительно недавно получены сведения о том, что младенец уже в первые месяцы жизни может находить сходство между явлениями из разных областей восприятия: видением и слышанием, видением и осязанием. Шестимесячным малышам давали соски разной формы: гладкую и шишковатую. Младенец не видел, какую соску ему дают, всю информацию о ней он получал только путем осязания, когда соска находилась у него во рту. Затем пустышку забирали и показывали ребенку обе соски одновременно. И что удивительно, младенец дольше разглядывал ту из них, которую только что сосал.
Судя по приведенному факту, можно предположить, что у малыша, пока он сосал пустышку, сложился ее обобщенный образ, с помощью которого он потом, глядя на две соски, выбрал «свою».
Способность младенца к построению обобщенного образа, но уже в сфере видения и слышания, можно проиллюстрировать таким примером. Малышам давали прослушивать отрывистые или протяжные звуки, а потом им показывали изображения коротких и прерывистых, а также протяженных линий. Выяснилось, что те младенцы, которые слышали прерывистые звуки, дольше смотрели на прерывистые линии, а те, что слушали протяжные звуки, больше интересовались непрерывными, протяженными линиями. Столь удивительные возможности ребенка психологи рассматривают как способность к мыслительным операциям типа моделирования. Моделирование – очень рано возникающая способность младенца распознавать в явлениях сходные свойства, обобщая их в схемах. К 2–3 месяцам малыш обычно обнаруживает повышенный интерес к явлениям, которые немного отличаются от известных ему, и уделяет меньше внимания хорошо знакомым или совершенно новым. Уже в этом возрасте младенцы способны сравнить то, что они воспринимают, с накопленным опытом.
Как мы уже говорили, человеческое лицо необычайно рано привлекает ребенка. В первые месяцы жизни у него складывается обобщенная схема лица – овал с двумя кружками (глаза). Четырехмесячный младенец, «составивший» схемы лиц своих родителей, будет долго и пристально смотреть на картинку, изображающую лицо с глазами на месте носа, но он почти не уделит внимания тому изображению, где на лице глаз нет вовсе. Это происходит потому, что незначительные перемены в предмете или явлении для младенца гораздо привлекательнее, чем полная новизна.
Как правило, отличающиеся явления вызывают у младенца внимание, оживление, улыбку – это значит, что ему удалось сравнить свои впечатления с теми образами, что имеются в его памяти. Но иногда отличие нового от уже знакомого может вызвать тревогу или даже огорчение. Например, 3–4-месячный ребенок, у мамы которого светлые волосы и голубые глаза, может улыбнуться похожей на нее светловолосой женщине, но, скорее всего, насторожится и забеспокоится при виде темноглазой и темноволосой.
В повседневной жизни легко наблюдать «мыслительную» работу младенца. Например, мама собирает 3-месячного малыша на прогулку. Готовая коляска с ребенком стоит в коридоре. Ребенок сосет пустышку и смотрит по сторонам. Если в это время в коридоре включить свет и слегка качнуть абажур (при условии, что младенцу хорошо виден источник света), вы заметите, что сосание прекратится, малыш на некоторое время замрет, сосредоточенно глядя на абажур. Через некоторое время сосание возобновится, и ребенок отведет взгляд в сторону. Аналогичные наблюдения за изменением характера сосания вы можете сделать, подбрасывая и ловя в поле зрения малыша яркий воздушный шарик, надевая на голову и снимая пеструю косынку, показывая яркую картинку в разных положениях.
Во всех случаях, когда ребенок замирает, сосредоточивается, в его мозгу происходит сложная работа: он сличает слегка изменившийся облик воспринимаемого объекта с имеющимся обобщенным образом. Малыш все время осваивает новые и новые впечатления, формирует новые образы, видоизменяет старые.
Разнообразие окружающих явлений и предметов заставляет ребенка разбираться в них и способствует его познавательному развитию. Следовательно, умственное развитие младенцев, живущих в однообразной среде, может быть несколько замедленно по сравнению с развитием тех детей, кто живет в более разнообразной обстановке и имеет возможность получать больше впечатлений.
По-видимому, построение моделей, обобщенных образ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: