Сцеживание и хранение молока




К сцеживанию молока прибегают в тех случаях, когда малыш не в состоянии сосать материнскую грудь из-за слабости (например, недоношенный ребенок, младенец с последствиями внутриутробной гипотрофии), врожденных дефектов полости рта, при болезнях матери, когда нежелателен ее контакт с ребенком, и т. п.
Для сцеживания молока можно пользоваться различными способами.
Первый способ. Кладут большой и указательный пальцы на внешнюю границу околососкового кружка, сильно и ритмично сжимают пальцы, немного оттягивая грудь вперед. При этом нельзя трогать сосок, чтобы не повредить его. Рекомендуют также легко поглаживать грудь – от ее основания по направлению к соску. При сцеживании большой и указательный пальцы постепенно передвигают по часовой стрелке, чтобы полностью опорожнить грудь.
Второй способ. Это так называемый «способ с чашкой». Некоторые женщины предпочитают его первому, считая более эффективным. Для этого берут чистую чашку с наклонными краями и зажимают околососковый кружок между краем чашки и большим пальцем. Затем нажимают большим пальцем на верхнюю границу околососкового кружка сначала внутрь и поглубже, а затем, не передвигая его по поверхности груди, вниз, по направлении к соску. Когда это движение освоено правильно, молоко течет непрерывной струей. Сначала большой палец сильно устает, но потом это проходит. Если сцеживать молоко таким способом после кормления ребенка, то удается опорожнить грудь за несколько минут.
Третий способ. Удобно пользоваться также стеклянным молокоотсосом с резиновой грушей. Однако с его помощью удается сцедить только основную часть молока. Окончательно опорожнить грудь можно, сцедив остатки молока вручную. В том случае, если сцеживаемое молоко предназначается ребенку, чашку для молока нужно вымыть с мылом, тщательно сполоснуть и вытереть сухим чистым полотенцем.
Четвертый способ. Это так называемый метод «теплой бутылки». Его считают менее травмирующим и особенно рекомендуют в тех случаях, когда сцеживание вручную или с помощью молокоотсоса болезненно. В чистую широкогорлую бутылку наливают горячую воду и оставляют до тех пор, пока стекло не прогреется до температуры воды. Затем воду выливают, горлышко бутылки быстро охлаждают и прикладывают к ореоле так, чтобы бутылка была плотно закрыта. Из-за разряжения воздуха в бутылке (в результате ее охлаждения) молочная железа будет постепенно опорожняться. Процедуру можно повторить несколько раз подряд, предварительно переливая сцеженное молоко в чистую бутылочку.
Каждую порцию сцеженного молока собирают в отдельную посуду. Чтобы максимально сохранить целебные свойства грудного молока, его сначала выдерживают некоторое время в закрытой посуде при комнатной температуре. А когда оно остынет, ставят в холодильник. Однако хранить грудное молоко даже при низкой температуре можно не более 10 часов. Перед употреблением допускается смешивать несколько порций сцеженного молока.

 

Обработка посуды и приготовление стерильной смеси

Для кормления ребенка требуется: 6–8 бутылочек, лучше градуированных, в зависимости от частоты кормлений (одна бутылочка для воды); удвоенное количество сосок; стеклянная воронка; ложка; три кастрюли с крышками для стерилизации смеси, сосок, бутылочек, ложки и воронки.
Половина купленных сосок используется для того, чтобы закрывать бутылочки после заполнения их стерильной смесью. Поэтому такие соски перевязывают на 1–2 см ниже отверстия ниткой. Соски стерилизуют в отдельной кастрюле с крышкой. Наливают немного воды, кладут в нее соски, закрывают крышкой и кипятят 3 минуты. Сливают воду, не открывая крышки, и так хранят.
Чисто вымытые с мылом и тщательно сполоснутые бутылочки ставят в кастрюлю с водой (на дно кастрюли положена чистая марля), туда же кладут ложку, воронку и закрывают крышкой. Кипятят 5 минут. После этого снимают кастрюлю с конфорки и дают ей остыть (крышка не снимается). Смесь готовят в отдельной кастрюле. Бутылочку берут ниже горлышка, воронку – за внешние стороны. Воронку вставляют в бутылочку, быстро наливают нужное количество смеси, закрывают бутылочку стерильной соской и, если нужно, ставят в холодильник.

 

Сон и бодрствование

В первые недели ребенок спит много, но порой неспокойно. Вам следует знать причины, из-за которых ребенок может плохо засыпать или просыпаться с плачем. Это, как правило, холод, голод, боль, невозможность отрыгнуть воздух. Иногда ему мешают заснуть собственные руки и ноги, которые вздрагивают как раз в тот момент, когда малыш погружается в сон.
Ребенка может разбудить не столько какой-то звук, сколько изменение звукового фона. Малыш способен заснуть под звуки работающего телевизора и проснуться, когда его выключили – от наступившей тишины.
Конечно, мечта всех родителей – чтобы новорожденный спал ночью. И хотя это в первые недели практически недостижимо, нужно постепенно приучать малыша к такому режиму. С одной стороны, для спокойного сна ребенка важно выполнение ритуала, предшествующего сну, он позволяет выработать у младенца условный рефлекс на засыпание. Это кормление, ласковый тихий разговор, подмывание, пеленание, мягкое, спокойное освещение комнаты. С другой – предотвращение возможных причин пробуждения, на которые мы только что указали. Поэтому нужно позаботиться, чтобы малыш отрыгнул воздух, у него отошли газы, он сделал естественные отправления. Если младенец спит неспокойно, потому что ему мешают ручки и ножки, его нужно пеленать на ночь так, чтобы ручки находились под пеленкой, тогда он не будет просыпаться даже во время неглубокого сна. Чтобы малыш не раскрывался во сне и не мерз, прикрепляйте одеяло бельевыми прищепками к матрацу или укладывайте малыша спать в спальный мешок.
Перед ночным сном целесообразно заранее приготовить все вещи, которые могут понадобиться, если ребенок проснется мокрым или грязным. Это позволит вам быстро его перепеленать. Во время ночного кормления разговаривать с малышом не стоит. Днем же – не только можно, но и нужно.
Когда малыш днем спит, присматривайте за ним. Если у вас есть другие дети, нужно быть особенно внимательными. Малыши обычно с трудом привыкают к братику или сестричке и могут причинить вред младенцу. Опасно и присутствие в доме собак – эти животные нередко ревнуют хозяев к «пришельцу». Поэтому лучше, если ребенок будет находиться в той же комнате, где и вы.
Хотя в первые дни младенец большую часть суток спит, у него есть время, как вы видели, чтобы знакомиться с окружающим миром, в котором для него так много занимательного, неизвестного и важного. Поэтому не стоит кормить ребенка до тех пор, пока он не заснет. Это одна из причин пробуждения, когда еще не наступило время кормления. Проголодавшись, он будет плакать. Лучше организовать так периоды сна и бодрствования, чтобы малыш испытывал как можно меньше отрицательных эмоций и рос счастливым. В 1-й месяц этого можно достичь, в частности, если давать возможность малышу не сразу засыпать после кормления, а 20–30 минут поиграть в кроватке. В это время младенца можно учить смотреть, слушать, осязать – так, как мы вам об этом рассказывали.

 

Прогулки

Со здоровым доношенным ребенком вы продолжаете гулять так, как мы вам рассказывали. Но с недоношенными и ослабленными малышами на прогулки не выходят почти весь 1-й месяц их жизни. Только в возрасте 3–4 недель, если это время приходится на весну и лето, недоношенного малыша с массой тела 2100–2500 г можно вынести на улицу. Зимой и осенью гулять можно с младенцем, масса тела которого не менее 3000–3500 г. Время для первой прогулки с ослабленным ребенком вам порекомендует врач.
Летом первая прогулка с недоношенным малышом может продолжаться не более 15–20 минут, зимой – 10 минут, при условии что температура воздуха на улице не ниже – 5 °C и нет ветра. Постепенно прогулки становятся более продолжительными (до 45 минут). Гулять с малышом необходимо 2–3 раза в день. По мере того как ребенок будет привыкать к холоду, с ним можно гулять и при более низких температурах.
Если на улице сильный мороз, «прогулки» можно устраивать и дома при открытой форточке. Малыша при этом одевают так же, как и для прогулки на улице.
Зимой, весной и осенью ребенка для прогулки одевают так, чтобы он не перегревался и не переохлаждался. Примерную температуру тела ребенка можно определить по его носу: если он теплый, то все в порядке, малыш одет правильно. Но если нос горячий или холодный, не стоит ждать, когда ребенок забеспокоится – покраснеет, вспотеет или, напротив, побледнеет и заплачет. Следует сразу вернуться домой и переодеть малыша.

 

Особенности поведения

Нередко у здоровых новорожденных период адаптации к новым условиям проходит неординарно. Как говорят психологи, дети появляются на свет уже с небольшим «жизненным опытом», почерпнутым во время внутриутробного существования и родов, с определенными задатками психического развития и реагирования. В течении беременности не всегда удается заметить отклонения, которые могут повлиять на состояние плода. Однако нервозность будущей матери, утомление, неблагоприятные экологические условия, в которых она находится, – словом, все то, что стало фоном нашей жизни и на что мы уже не обращаем внимания, способно вызвать отклонения в течении беременности, не заметные врачу и самой женщине. Они не имеют патологического характера, но ребенок, тем не менее, рождается не вполне готовым к жизни вне материнского организма. Это обусловливает своеобразие его адаптивных реакций. Американский педиатр Пенелопа Лич выделяет у таких детей четыре типа поведения. Наблюдать их можно только в период новорожденности.
Первый тип. Некоторые младенцы ведут себя так, будто они не знают, что им нужно и хорошо ли для них то, что происходит. Они едят и не испытывают удовольствия от еды, сосут неохотно, накормить досыта их трудно. Их укладывают спать, они заснуть не могут, потому что то пищат, то дремлют. Родители им как будто не нужны, но, когда их кладут в постельку, они тоже недовольны.
Такие малыши плохо прибавляют в массе тела, у них не увидишь гримаски улыбки, которая часто появляется у новорожденных, довольных жизнью. И хотя это еще неосмысленные улыбки, они явно связаны с ощущением удовольствия.
Вот как в подобных случаях рекомендует поступать П. Лич:
«Не нужно думать, что несчастное выражение лица, беспрестанный плач – укор вам как родителям. Это не значит, что ваш уход и забота неприятны ему, – нет, просто он никак не может привыкнуть жить вне материнского чрева. Вы должны разделять его чувства – не то вам не удастся ухаживать за ним терпеливо. Попытайтесь заставить его посмотреть на вас, прислушаться к вашему голосу, улыбнуться вам. Как только вы добьетесь того, чтобы он реагировал на вас, ему станет лучше.
Всячески выказывайте ему свою любовь (не обращая при этом внимания, откликается он на это или нет), попробуйте его успокоить. Как? В этом вам, может быть, помогут некоторые советы.
Держите ребенка в теплом помещении и наблюдайте, не будет ли он спокойнее. Если это так, пусть он проведет в тепле весь первый месяц жизни. А свежего воздуха ему достаточно, если открыть форточку и фрамугу.
Проследите, чтобы ребенок получал столько молока, сколько он способен выпить без принуждения, и тогда, когда он этого хочет.
Посмотрите, не спит ли ваш ребенок спокойнее, если его получше запеленать. Попробуйте запеленать малыша на время сна. Когда ему надо есть, он примется дергать руками и ногами.
Посмотрите, не будет ли ребенок лучше себя чувствовать, если почаще брать его на руки и прижимать к груди. Если ему приятно быть на руках, сделайте из теплой пеленки «гамак», в котором и носите его на спине большую часть дня.
Не нужно никаких нововведений, пока ребенок не освоится: например, не берите его с собой в поездку, не начинайте давать ему даже фруктовый сок, пока он не перестанет быть “несчастным младенцем”».
Второй тип. Встречаются новорожденные, которые бурно реагируют даже на слабые раздражители. Их все пугает. Даже от прикосновения матери они вздрагивают, бледнеют и кричат. Ухаживать за такими детьми очень трудно. Хотя бы уже потому, что в небольших современных квартирах трудно создать спокойную обстановку, тишину, если она требуется такому малышу. Однако нужно постараться, чтобы условия жизни ребенка были такими, которые он способен вынести, а вы и все те, кто ухаживает за малышом, были спокойны и ровно обращались с ребенком. Такие малыши не выносят порывистых движений, поэтому на руки их нужно брать аккуратно и ни в коем случае не тормошить их. Когда ребенок у вас на руках, ходите с ним не спеша. Постарайтесь добиться того, чтобы в течение дня в вашем доме не происходило бы ничего такого, что могло бы вывести ребенка из равновесия.
Нервные ребятишки обычно не любят купаться. В 1-й месяц придется обойтись без ванн. Нужно только тщательно проводить ежедневный туалет и следить за чистотой тела младенца.
Бывает и так, что ребенок отчаянно кричит во время прогулок, даже если вы находитесь в спокойном месте – в саду или сквере, вдали от движения автомобилей и электропоездов. Вероятно, и в этом случае его что-то раздражает – может быть, другая обстановка, сама коляска или открытое пространство. В таком случае достаточно ограничиться «прогулками» при открытой форточке или окне, причем не в коляске, а в кроватке.
Третий тип. Есть дети и другого склада, которые, бывает, очень радуют родителей, поскольку доставляют им мало хлопот. Такие малыши почти все время спят. Однако сон – также форма защиты от влияния внешнего мира, к восприятию которого эти дети не готовы. Таких малышей нужно будить для кормления. Не нужно забывать и о том, что постоянный сон не позволяет им интересоваться окружающим, а значит, развиваться вровень со сверстниками. Старайтесь во время кормления и после него «разговорить» малыша, заинтересовать его игрушкой или вашим собственным лицом. Постарайтесь пробуждать у него безусловные рефлексы, вкладывая в его ручки свои пальцы или игрушку, прикасаясь его ножками к столу. Выкладывайте его на животик. Даже если сразу вам не удастся добиться желаемого, не оставляйте своих усилий – и вы будете вознаграждены вниманием к вам малыша.
Четвертый тип. Если младенцы-«сони» доставляют родителям мало забот, то младенцы, находящиеся большую часть времени в состоянии бодрствования, требуют много внимания. Они мало спят не потому, что у них болит живот или они хотят есть. Нет, вероятно, им для отдыха нужно меньше времени, чем другим детям. И естественно, у них его гораздо больше для знакомства с внешним миром, а потому они нуждаются в вашей помощи и развивающих занятиях. Эти ребятишки имеют много возможностей для развития, а значит, их «свободное» время вам нужно занимать – массажем, плаванием, гимнастикой, разглядыванием предметов, упражнениями для развития слуха. Старайтесь, чтобы малыш все время был с вами. Какое-то время его можно носить за спиной или в самодельной люльке из большой пеленки у бедра.

 

Ребенок плачет

Мы уже не раз говорили о том, что просто так малыш не кричит никогда. Если он подает вам сигнал, значит, у него что-то не в порядке. Но вот что?
Сразу проверьте, сухой ли ребенок. Может быть, ему жарко. Или, напротив, он замерз. Не исключено, что вы слишком туго его запеленали.
Чаще всего младенец плачет оттого, что хочет есть – голодные спазмы желудка вызывают у него очень неприятные ощущения. И пусть даже не кончился обычный перерыв между кормлениями – покормите ребенка. Если он был голоден, то обязательно успокоится. В этом случае подслащенная водичка и пустышка не спасут положения – поможет только еда.
Ребенок может отчаянно кричать из-за скопления газов в кишечнике. Посмотрите на ножки малыша, на его пяточки. Если он сучит ногами, да так сильно, что у него краснеют пятки, значит, его мучают газы. Возьмите малыша к себе на колени и осторожно помассируйте ему животик – поглаживайте его в направлении движения часовой стрелки. Если это не помогает, переверните ребенка на живот, и пусть он полежит так у вас на коленях. Можно подложить под животик грелку с теплой водой. Если и эта мера не поможет, вставьте в задний проход ребенка газоотводную трубочку, предварительно смазав вводимый конец вазелином, мылом или кремом.
При невыносимых болях от газов приносит облегчение клизма.
Ребенок нередко страдает и от пузыря воздуха в желудке. Возьмите малыша на руки и подержите его некоторое время в вертикальном положении (3–5 минут), прислонив к себе животиком и легко похлопывая по спинке. Если причина плача в этом, малыш вскоре отрыгнет воздух и успокоится.
Начиная со второй недели приблизительно в одно и то же время (обычно между 14 и 18 или 18 и 22 часами) некоторые здоровые младенцы кричат подолгу без всякого видимого повода. Выдержать такой крик очень трудно. Родители обычно сходят с ума от беспокойства и нервного напряжения – им кажется, что ребенок сильно страдает. Все их усилия успокоить малыша кончаются ничем – младенец продолжает истошно кричать. Возможно, причина здесь в накопившемся нервном напряжении, чего родители и не могут предположить, поскольку, по их мнению, не происходит ничего необычного. Малыш вовремя ест, его сразу перепеленывают, как только он обмочит или испачкает пеленки. И все-таки уже одно то, что дети чаще всего плачут вечером и не могут заснуть, пока таким образом «не разрядятся», говорит о том, что причиной плача является нервное напряжение. То, что, с точки зрения взрослых, привычно, может нервировать младенца. Прикосновения расстроенной матери иные, чем обычно. По-другому звучит ее голос, хотя он по-прежнему ласков. Ваши тревоги, ссоры, семейные неурядицы – все это не проходит бесследно для младенца. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашей семье царили мир и спокойствие, и вы увидите, что настроение малыша станет более ровным.
Порой новорожденный плачет при переодевании. Предполагают, что ему не нравится, когда с него снимают одежду и воздух касается его незащищенной кожи. В этом случае малыш успокоится сразу, как только согреется. Бывает и так, что, переодевая ребенка и торопясь, вы не очень тщательно расправляете складки на распашонках и пеленках. В результате образуются рубцы, которые сильно досаждают младенцу, против чего он протестует. Вам придется снова его распеленать и исправить свои недочеты.
Некоторые малыши отчаянно кричат, когда их впервые укладывают спать на улице. Виной тому охлаждение их тела. Унесите ребенка в дом. Но в следующий раз укройте его потеплее.
Иногда стоит взять кричащего ребенка на руки – и крик стихает. Если его вновь положить в кроватку, он опять начнет плакать. Некоторые родители стараются не подчиняться требованиям своего крошки, чтобы «не приучать его к рукам». Но они не знают, что хотят от младенца невозможного. Как естественно для малыша дышать и есть, так необходимо ему чувство защищенности, которое дает ощущение физического контакта с вами. Поэтому не лишайте своего ребенка того, что ему жизненно необходимо.
Если ваш малыш никак не может успокоиться, прижмите его к себе покрепче, так, чтобы его животик касался вашей груди, походите с ним по комнате, нашептывая ему на ушко ласковые слова. Сядьте с малышом в кресло, покачивая его на руках и напевая. Можете дать ему пустышку, согреть малыша, чтобы он расслабился.
Хорошо действует на плачущего ребенка тихая мелодичная музыка. Великолепным средством успокоения для младенца является стук сердца его матери или собственный голос, записанный на магнитофонную ленту. Некоторые педиатры рекомендуют еще одно средство. Дело в том, что одновременно с открытием для себя световых лучей ребенок очаровывается яркими цветами. Это так называемый «оранжевый период». И порой сильные приступы плача удается прекратить, если перед глазами ребенка помахать кусочком красной или оранжевой ткани. Специалисты считают также, что мягкий свет и яркие краски оказывают благотворное влияние на настроение ребенка и работу его желудка.

 

Купание

Ребенка купают каждый день. Но пока не заживет пупочная ранка, его лучше не купать. И первое время (до 3-недельного возраста) для купания используют кипяченую воду или в водопроводную воду добавляют раствор марганцовокислого калия, кристаллы которого предварительно растворяют в отдельной посуде. Вода в ванночке при этом должна быть слабо-розового цвета. Лучшая температура в комнате для купания 20–22 °C. Жарко натопленная кухня для этой процедуры малопригодна. Перегревание ничего, кроме вреда, принести ребенку не может.
Ванночку для мытья ставьте так, чтобы вам удобно было купать малыша. Но сначала ее нужно тщательно вымыть горячей водой с мылом и обдать кипятком. Прежде чем раздеть младенца, закройте форточку, тщательно вымойте руки с мылом и щеткой, повяжите чистый передник, чтобы не замочить платье, и приготовьте на столе все необходимое для купания и пеленания: мыльницу с мылом, воду в кувшине для обливания, теплую и большую хлопчатобумажные пеленки, подгузник, косынку на голову, сверху положите пеленку или махровую простыню для вытирания. Если в комнате температура воздуха ниже 20 °C, то белье малыша лучше согреть, положив на него грелку с горячей водой.
В ванночку сначала налейте горячую воду, затем, добавляя холодную, доведите температуру воды до 37 °C, пользуясь при этом специальным водяным термометром.
При первых купаниях вы будете нервничать из-за того, что не уверены в себе. Поэтому лучше, чтобы у вас был помощник – ваша мама, свекровь или муж. Пока малыш не привык к купаниям и не полюбил их, воды в ванночке должно быть немного.
Когда у вас все готово, малыша можно раздевать. Если он запачкался, его нужно сначала обязательно подмыть и в ванночку опускать чистенького. Когда ребенок находится в воде, его головка должна лежать на вашей согнутой в локте руке. Этой же рукой вы держите ребенка за верхнюю треть плеча так, чтобы верхняя часть его груди находилась над водой. Другой рукой зачерпываете воду и поливаете тельце малыша.
Сначала вымойте лицо малыша ватой без мыла. Затем намыльте руку или кусочек ваты и вымойте волосистую часть головы в направлении от лба к затылку, чтобы мыло не попало в глаза ребенку.
Мыть ребенка с мылом нужно не реже 2–3 раз в неделю. Корочки на коже головы, предварительно смазанные вазелином или стерильным растительным маслом, во время купания протирают сначала намыленной, а затем смоченной водой марлей.
Смыв мыло с головы, намыленной рукой вымойте кожу за ушами, шею, под мышками, руки, потом грудь, бока, паховую область. Вымытого младенца поднимите спинкой кверху, а ваш помощник должен из кувшина облить его заранее приготовленной водой той же температуры или на 1 °C ниже. Затем малыша положите на простыню, закройте с головой и обсушите – сначала голову, затем туловище, потом ноги – и быстро переложите на чистое белье, оденьте и заверните. После купания можно смазать складки кожи вазелином или стерильным растительным маслом.
Недоношенных детей начинают купать также после заживления пупочной ранки, обычно через 2 недели. Глубоко недоношенных младенцев с массой тела до 1000 г купают не раньше 15–18-го дня жизни. Пока малыша не купают, его подмывают прямо в кроватке.
Температура воздуха в комнате во время купания недоношенного ребенка не должна быть ниже 25 °C, а воды в ванне – 37,5–38 °C. Перед началом купания одежду малыша подогревают с помощью грелок. В остальном купание проводят так же, как описано.

И доношенный, и недоношенный ребенок должны находиться в воде не более 5 минут. Купать детей нужно в часы, удобные для членов семьи, но лучше всего перед вечерним кормлением – в 8–9 часов вечера. Сразу после купания малыша кормят и укладывают спать.

 

Пустышка

Нужно давать малышу пустышку или нет – единого мнения на этот счет медики не выработали. Есть у пустышки и преимущества, и недостатки. Наши отечественные стоматологи однозначно говорят пустышке «нет!», считая ее виновницей аномалий при формировании зубочелюстной системы. Но их американские коллеги, к примеру, полагают, что она не оказывает вредного влияния на этот процесс. Между тем невропатологи и психологи также считают, что если у ребенка пустышка все время во рту, то ничего хорошего в этом нет. Но по другой причине. В конце первого – начале второго полугодия жизни рот ребенка становится чутким инструментом исследования свойств предметов. Поэтому, если во время бодрствования рот малыша все время занят пустышкой, это оказывает негативное влияние на его умственное и психическое развитие.
Однако, когда младенец страдает от газов или сильно возбужден, никак не может успокоиться и заснуть, а потому плачет, подчас ничто не может сравниться по эффективности с пустышкой. Как пишет П. Лич, «ожесточенно орущий рот присасывается к пустышке, и с этого момента вся энергия, уходившая на крик, тратится на сосание». Постепенно ритм сосания становится спокойнее, и ребенок засыпает. Наверное, главное здесь – придерживаться «золотой середины»: не давать пустышку без серьезного повода.

 

Сосание пальцев

Есть у пустышки еще одно неоценимое преимущество. Некоторые дети любят сосать пальцы. Предполагают даже, что они занимались этим и до рождения. Для них сосание пальцев – лучший способ самоуспокоения. Считают, что виной тому – неудовлетворенный сосательный рефлекс. Именно поэтому младенцы, высосав главную порцию молока и насытившись за первые 5–7 минут, остальные 10–12 минут просто сосут грудь, так как им нравится это. И как один из способов отучить ребенка сосать пальцы врачи рекомендуют позволять малышу подольше сосать грудь. Сосание пальцев действительно вредная привычка, поскольку она в дальнейшем приводит к искривлению зубов. Поскольку дети, когда сосут палец, далеко засовывают его в рот, они давят им на растущие зубы, из-за чего последние отклоняются назад. Пустышка в этом случае может помочь – она не оказывает на растущие зубы такого давления.

 

Положение в кроватке

Как должен лежать малыш в кроватке? На спине, на животе, на боку? И наши, и французские педиатры рекомендуют класть малыша на бочок. А вот американские врачи советуют, чтобы малыш лежал на животе. Это положение способствует лучшему отхождению газов, а значит, ребенка будут меньше мучить рези в кишечнике. Кроме того, лежа на животе, малыш, проснувшись, чаще будет пытаться поднимать голову и упражнять шейные мышцы. Лежа на спине и на боку, он лишен такой возможности. Если вы выберете для ребенка положение на животе, то нужно убрать подушку. Матрац при этом должен быть жестким и ровным. Голову ребенка время от времени следует поворачивать то вправо, то влево, чтобы не деформировался череп.
Некоторые малыши, лежа на спине, способны передвигаться. Чаще всего так бывает, когда ребенок чем-то недоволен. Он упирается пятками в матрац и отталкивается ими. Приблизившись к спинке кровати и оттолкнувшись в очередной раз, он может удариться головой. Поэтому, если вы предпочитаете, чтобы ваш малыш лежал на спине, но обходился без подушки, сделайте на всю ширину кроватки мягкий барьер, скажем, из свернутого в трубку тонкого одеяла, обернутого пеленкой.
Если вы понаблюдаете за своим крошкой, то обнаружите, что он большую часть времени (85 %), когда не спит, смотрит в одну и ту же сторону – чаще всего в какой-то из углов комнаты. Чтобы череп малыша не деформировался, ребенка нужно класть после каждого кормления головой в другую сторону.
Нужно помнить и еще об одном обстоятельстве. У новорожденных еще не завершилось формирование сурфактанта – особой выстилки легочных пузырьков – альвеол, благодаря которой они становятся упругими. При сохранении ребенком одного и того же положения его легкие могут местами спадаться, в изолированных участках воздух будет застаиваться. Это способствует возникновению пневмонии.
Особенно важно следить за положением ребенка в кроватке при врожденных или приобретенных дефектах костно-мышечной системы – мышечной кривошее, переломах ключицы, предплечья, бедра, вывихе тазобедренного сустава, косолапости.

 

Оздоровление ребенка

 

Массаж

Правильно проводимый массаж благотворно действует и на непосредственно обрабатываемые участки тела, и на весь организм в целом. Это происходит потому, что кожа является чрезвычайно сложным органом. Массаж не только воздействует на различные структурные слои, мышцы, сосуды, железистый аппарат кожи, но и оказывает влияние на центральную нервную систему, с которой кожа связана через нервные окончания, в огромном количестве заложенные в различных ее слоях.
Под влиянием массажа ребенок лучше растет и развивается. У него улучшается обмен веществ в тканях, совершенствуется регуляция кроветворения, усиливается кровообращение, улучшается питание тканей: кожа и мышцы становятся упругими, эластичными. Повышается сопротивляемость организма инфекциям. Чрезвычайно полезен массаж при недоношенности и различных болезнях: при врожденных нарушениях развития костно-мышечной системы, гипотрофии, рахите, пневмонии и других болезнях.
Поскольку массаж оказывает различное физиологическое воздействие на организм, очень важно правильно выбрать массажные приемы, методы их применения и дозировку. В противном случае массаж может принести только вред. Поэтому, прежде чем делать массаж, мать должна научиться выполнению его приемов в детской поликлинике и проводить его под контролем педиатра и врача по лечебной физкультуре.
При массаже детей пользуются следующими приемами: поглаживанием, растиранием, поверхностным и глубоким разминанием, поколачиванием и вибрацией.
Поглаживание. Нежное поглаживание оказывает успокаивающее действие на нервную систему, способствует расслаблению мышц при гипертонусе, что свойственно новорожденным, повышает тонус кровеносных сосудов, улучшает у ребенка аппетит. Малыш хорошо прибавляет в массе тела, у него нормализуется функционирование нервной системы: вялый ребенок становится оживленным, активным; легковозбудимый – более спокойным, он быстрее засыпает, причем продолжительность сна увеличивается.
При выполнении этого массажного приема ладонная или тыльная поверхность кистей рук скользит по телу ребенка, несколько касаясь его, как бы лаская. Контакт руки с кожей малыша в начале и в конце приема должен быть настолько нежным, чтобы ребенок едва ощущал прикосновение, а выполнение поглаживания не вызывало покраснения кожи. Поглаживанием начинается и заканчивается каждый сеанс массажа.
Растирание. Этот прием рассматривают как вариант поглаживания, однако он имеет свои особенности и отличается от поглаживания следующими признаками: при растирании массирующая рука не скользит по коже, а кожа сдвигается вместе с массирующей рукой; массажные движения могут выполняться как по ходу, так и против тока лимфы и крови.
Растирание оказывает положительное действие не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, и на поверхностно расположенные мышцы. Увеличивается подвижность тканей, растягиваются рубцы и спайки при сращениях кожи с подлежащими тканями, усиливается приток крови к тканям и в связи с этим улучшается их питание, повышается эластичность и сократительная способность. Энергичное растирание по ходу нервных стволов или в местах выхода нервных окончаний на поверхность тела вызывает понижение нервной возбудимости.
Растирание выполняется ладонной поверхностью кисти одной или обеих рук одновременно. Обеими руками растирание проводится либо раздельно – обе руки двигаются в противоположных направлениях, либо совместно – одна кисть лежит на другой. Растирание всегда предшествует разминанию.
Разминание. Это один из наиболее сложных массажных приемов. Он состоит в захватывании, приподнимании (оттягивании) и отжимании тканей; захватывании и попеременном сдавливании тканей; сжимании и перетирании тканей; сдвигании или растяжении тканей.
При разминании сильнее, чем при растирании, повышается тонус мышц, их сократительная функция. Этот прием рассматривают как пассивную гимнастику для мышц. Поэтому он широко применяется при их функциональной недостаточности (понижение тонуса). При разминании усиливается кровоснабжение массируемого участка: наблюдается покраснение кожи, улучшается питание мышц, благодаря чему нарастают их масса, сила, сократительная способность.
Разминание особенно полезно в том случае, если у ребенка по каким-либо причинам недостаточно развиты мышцы, оно способствует становлению правильной осанки и своевременному развитию движений при рахите.
Разминание производят одной или обеими руками. При разминании обеими руками прием выполняется следующим образом: обе кисти накладываются ладонной поверхностью, например, на бедро таким образом, чтобы большие пальцы лежали по одну, а остальные – по другую сторону мышечного вала. Затем пальцами, захватив возможно глубже ткани по обе стороны бедра, сдавливают и постепенно отжимают их, продвигаясь в центростремительном направлении (к туловищу). При разминании одной рукой применяются те же приемы. Массажные движения при этом напоминают отжатие пропитанной жидкостью губки. Прием чаще всего применяют при массировании конечностей.
Начинают с легких поверхностных движений и только позже переходят к более глубокому разминанию тканей. Массаж выполняют плавно, ритмично, без рывков и дерганья мышц. Разминание следует проводить не спеша: чем медленнее оно производится, тем сильнее его влияние. После разминания нужно выполнять поглаживание.
Вибрация. Сущность приема заключается в передаче массируемой части тела колебательных движений. Действие вибрации не ограничивается только местом ее приложения. Оно распространяется глубоко внутрь и по периферии, вызывая разнообразные ответные реакции организма. Например, вибрация может усиливать или восстанавливать утраченные глубокие рефлексы, оказывать выраженное обезболивающее действие, улучшать сократительную функцию мышц и питание тканей.
При выполнении приема рука массажиста, не отрываясь от массируемой части тела, производит различные колебательные движения, которые должны выполняться строго ритмично. Вибрацию можно производить либо стабильно – на одном месте, либо лабильно – вдоль массируемой поверхности.
Во время непрерывной вибрации рука массажиста и массируемая часть тела составляют как бы одно целое. В случае применения прерывистой вибрации рука массажиста, соприкасаясь с массируемой частью тела, каждый раз отходит от нее, в результате чего вибрационные движения становятся прерывистыми и принимают характер отдельных, следующих друг за другом толчков.
Оба вида вибрации могут выполняться ладонной поверхностью концевой фаланги одного, двух, трех или последних четырех пальцев; локтевым краем ладони; всей ладонью.
В грудном возрасте вибрация применяется нечасто, в основном при массаже рыхлых, чересчур упитанных младенцев. При этом вызывают легкое, ритмичное сотрясение тела ребенка.
Поколачивание. Ряд коротких ритмичных ударов поочередно наносят тыльной поверхностью сначала одного, потом двух, потом трех и, наконец, четырех пальцев обеих рук. Поколачивание улучшает кровообращение, питание мышц, деятельность более глубоко расположенных внутренних органов. Этот прием массажа рекомендуется только хорошо упитанным детям.
Кроме приемов классического массажа применяется и точечный массаж: надавливают одним-двумя пальцами на определенные рефлекторные зоны, одновременно пальцы вращают. Применяется он как при ослабленных растянутых мышцах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц. Медленные, мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с увеличением давления, частоты вибрации, затем остановкой и последующим ослаблением воздействия (без отрыва от массируемого участка), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц.
Массируют грудного ребенка очень легко и нежно. Во время массажа рук и ног им придают положение <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: