Движения и управление телом




Первыми у ребенка начинают крепнуть мышцы шеи. И к концу 1-го месяца жизни малыш, лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Это вам ничего не напоминает? Вы правы. Это как бы продолжение защитного рефлекса, о котором мы с вами говорили. Поэтому, чтобы помочь ребенку поскорее освоиться в этом мире, выкладывайте его почаще на животик – сначала на 1 минуту, затем на 2, 3 минуты и т. д., причем по нескольку раз в день. Обычно это делается во время пеленания. Используют для этого ровную и твердую поверхность, например стол, покрытый байковым одеялом и пеленкой. Твердая поверхность заставляет ребенка напрягать мышцы. На мягкой так не получается. Полезно выкладывание на живот сопровождать закаливанием. Ребенок в это время должен быть обнаженным.
В конце 1-го месяца младенец делает попытки приподнять голову, лежа на спине. Он способен удерживать ее в течение нескольких секунд и в вертикальном положении.
Конечно, эти достижения новорожденных очень индивидуальны. В приложении 4 приведены нормативы психомоторного развития ребенка. Однако у каждого малыша – свои особенности. К тому же ход своего развития дитя может наследовать от родителей. Спросите у своих мам, когда вы начали держать голову, сидеть, ползать. Очень вероятно, что ваш малыш будет «ориентироваться» на те же сроки.
У недоношенных младенцев возникают разнообразные и серьезные трудности при адаптации к условиям жизни вне материнского организма. Во-первых, к такой адаптации они не готовы по причине незрелости всех систем и органов, и прежде всего центральной нервной системы. Во-вторых, они вынуждены спешно «достраивать» свой организм. То, что доношенный ребенок сделал в благоприятных условиях внутриутробного развития, недоношенный должен выполнять в малоподходящей для этого обстановке. Конечно, ему помогают: создают особые температурные условия, чаще кормят, раньше вводят докорм. И все-таки недоношенные дети на 4–6 месяцев отстают в развитии от доношенных сверстников.
Мешает нормальному развитию недоношенных детей и их повышенная восприимчивость к инфекционным болезням. Поэтому к концу 1-го месяца недоношенный ребенок с первоначальной массой тела около 2000 г может лишь фиксировать взор на предмете и следить за ним глазами, а ребенок с исходной массой тела примерно 2500 г к тому же способен удерживать голову, лежа на животе. Но это бывает далеко не у всех недоношенных детей. У ребятишек с более высокой степенью недоношенности таких реакций обнаружить не удается. Развитие детей, появившихся на свет преждевременно, можно ускорить, занимаясь с ними специальной лечебной гимнастикой, плаванием и проводя массаж.
У детей, родившихся с последствиями внутриутробной гипотрофии, также снижены безусловные рефлексы. Такие малыши отстают в развитии от своих сверстников, и им, как и недоношенным, очень полезен массаж. Лечебной физкультурой с ними начинают заниматься позже – после того как их здоровье окрепнет.

 

Психическое развитие и воспитание

 

Умение видеть и слышать

И физическое, и психическое развитие ребенка на 1-м месяце жизни идет высокими темпами. С каждым днем промежутки бодрствования становятся все длиннее. Если вы внимательно понаблюдаете за малышом, то заметите, что он начинает реагировать на внешнее воздействие. Сроки появления первых реакций на зрительные образы и звуки колеблются у разных детей в зависимости от зрелости их центральной нервной системы, от состояния здоровья и условий воспитания.
Некоторые ребятишки уже со 2–3-й недели реагируют замиранием на звуковое или зрительное воздействие. Другие малыши, что и бывает обычно, начинают вести себя так ближе к концу 1-го месяца. Хаотические движения ручками и ножками прекращаются, взгляд временами устремляется в одну точку. Такую реакцию вы сможете вызвать быстрее всего, если обратитесь к ребенку. Но малыш может ответить замиранием и на звук хлопка, и на звон колокольчика, и на появление блестящего или яркого предмета.
Находясь в позе «под грудью», малыш блуждает взглядом по лицу матери, время от времени останавливая его на границе лба и волос. Если вы в это время будете говорить с ним, то он, вполне возможно, остановит ненадолго взгляд на вашем лице. Если поводить перед глазами младенца игрушкой из стороны в сторону, его взгляд в какой-то момент «зацепится» за предмет и будет двигаться за ним, слегка отставая. Постепенно ребенок все успешнее будет фиксировать взгляд на предмете и следить за его перемещением.
Вскоре после появления умения фиксировать взгляд можно заметить, что при звуке погремушки или человеческого голоса малыш не только замирает, но и пытается искать глазами источник звука. Чуть позже он поворачивает голову на звук. Научившись следить за перемещением предмета из стороны в сторону, ребенок овладевает умением фиксировать взгляд на приближающемся предмете – развивается зрительная конвергенция.
К концу 1-го месяца можно заметить, что ребенок не только реагирует на ваши действия, когда вы хотите привлечь его внимание, но и сам порой останавливает взор на том или ином предмете, как бы рассматривая его. Не все дети обнаруживают подобные умения на 1-м месяце жизни, но родители должны помогать своему малышу, создавая условия для его развития. Какие же это условия?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: