Первые игрушки, первые игры




Когда ребенок перекладывает погремушку из руки в руку, когда он пыхтя строит первую в своей жизни башню из кубиков или сосредоточенно открывает и закрывает коробочку, это ни в коем случае не бессмысленные действия и не забава, это напряженная работа – ребенок познает и осваивает мир. Наблюдая за ним, вы можете заметить, что игра малыша меняется, он овладевает все новыми действиями, стремится решать все более и более трудные задачи. В какие же игрушки играть малышу? Как организовать его первые игры?
Любимой игрушкой, неизменно привлекающей внимание младенца, может быть кукла-неваляшка. Она интересна еще и тем, что издает мелодичные звуки при покачивании. В этом возрасте в кроватку малыша можно посадить красивую куклу в ярком платье. Ребенок будет ее с любопытством рассматривать. Конечно, время от времени игрушки следует менять. Можно повесить на стене разноцветные воздушные шарики, цветные картинки или прикрепить вертушку из легкой яркой бумаги, которая начинает вращаться при малейшем движении воздуха.
В возрасте от 4 до 5 месяцев после появления первых хватательных движений малыш протягивает к игрушкам ручки, перебирая пальчиками, и играет ими, постукивая ладошкой по погремушке. После 5–6 месяцев детям нравится держать игрушки в руках, греметь ими, пробовать на вкус. Хорошей игрушкой становится небольшая цветная тряпочка. Малыш мнет ее в кулачке, растягивает, трясет. Ему интересно, какие изменения происходят с ее формой. Кроме того, он пробует свои силы, постепенно начиная понимать, что именно он сам является источником этих изменений. Если вы воспользуетесь такой игрушкой, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ткань была чистой и не линяла, так как рано или поздно все, чем играет ребенок, оказывается у него во рту.

Даже очень маленькие дети любят играть со взрослыми. В течение столетий из поколения в поколение переходят игры-забавы. Однако все чаще стали встречаться родители, которые даже не представляют себе, как играть с младенцем. А ведь игры не только приносят детям радость, поднимают эмоциональный тонус, развивают активность, но и помогают установить теплые, близкие отношения с домашними.
Специальные исследования показали, что уже на 1-м месяце жизни ребенка можно наблюдать его совместные действия с матерью. Мы уже немного писали об этом. Как это происходит и что это за действия?
Попробуйте понаблюдать, как синхронно ведут себя младенец и взрослый, разглядывая то яркую картинку, висящую на стене в комнате, то красочную игрушку. Вы обнаружите, что если взрослый общается с малышом, то в поведении пары есть большое сходство. Оба смотрят на один и тот же предмет. Причем определяющую роль играет ребенок, который и выбирает объект для рассматривания, а взрослый подстраивается под его интерес.
То же самое можно наблюдать и во время самых простых игр. Присмотритесь, например, как бабушка играет с ребенком в «козу». Эта игра очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем рога, бабушка приговаривает: «Идет коза рогатая за малыми ребятами», приближая бодающую руку к грудке или животику малыша. С возгласом: «Забодаю, забодаю!» – она легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же самое проделывается и во время игры «Баран-баран». Здесь взрослый понарошку бодает ребенка головой. Наблюдая за игрой, вы, может быть, с удовольствием заметите, что на самом деле игрой «дирижирует» ребенок. Он направляет поведение взрослого с помощью взгляда: то смотрит на бабушку, делающую ему «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на нее, регулируя тем самым ритм и темп взаимодействия.
А вот другая игра – «Ку-ку», в которую с удовольствием играют даже 3-месячные дети. Взрослый закрывает ладонями лицо и говорит: «Ку-ку, нет меня» – и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: «Вот он я!» Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «ку-ку», выглянуть со словами: «Вот где я!» Ребенок будет отыскивать взрослого, прячущегося в разных местах, ориентироваться на звуки его голоса и радостно вскрикивать при появлении партнера. В эту игру дети играют до конца 1-го года жизни и позже с огромным удовольствием. Со временем ее можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, и он сам будет сдергивать ее смеясь.
Однако помните, что ваше общение с ребенком во время игры будет успешным только в том случае, если роли действующего лица и наблюдателя будут чередоваться.
Как только малыш будет способен сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа «Поехали, поехали». Посадив младенца на колени, легко подбрасывайте его, приговаривая: «Поехали, поехали, с орехами, орехами, по ровненькой дорожке». Чуть позже можно добавить еще одну игру – «По кочкам, по кочкам». Покачивая малыша, приподнимайте по очереди колени, а затем: «В ямку – бух!» – раздвинув колени и слегка провалив малыша между ними. Сначала проделайте «падение» с осторожностью, чтобы не напугать ребенка. Со временем резкое «падение» будет вызывать у него восторг и бурное веселье.
Если игра доставляет удовольствие и радость малышу, как правило, доволен и взрослый. Успех игры прибавляет ему уверенности в себе как родителе. А для младенца то, что вам весело играть с ним, также значит немало – ведь он прилагал много усилий для того, чтобы и вам было интересно играть – смеялся, вскрикивал, прыгал. Он стремился показать, как ему нравится то, что вы делаете.

 

Режим дня

Как вы помните, ребенок в первый месяц жизни спит около 20 часов в сутки, а непродолжительные периоды бодрствования незаметно переходят в сон. Однако уже на 2-м месяце время сна в основном перемещается на ночные часы, а время бодрствования – на дневные. В 3 месяца дети спят в общей сложности 17–18 часов, из них 10–11 – ночью. К середине 1-го года жизни общая продолжительность сна сокращается до 16 часов, однако ночью малыш спит те же 10–11 часов.
Чередование сна и бодрствования (с преобладанием ночного сна и дневного бодрствования) устанавливается не сразу, нужно исподволь приучать младенца к режиму, который способствует поддержанию у ребенка уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния.
Но все дети разные. Общеизвестно, что люди живут в соответствии с заданными им биологическими ритмами. Попытки не считаться с ними и даже изменить их приводят к серьезным расстройствам организма. Ребенок особенно четко настроен на правильный, только ему предназначенный жизненный и суточный ритм. Дети, как и взрослые, делятся на так называемых жаворонков, сов и голубей («золотая середина»). Жаворонки активны утром, совы – вечером, а голуби – днем. Жаворонки рано просыпаются и рано ложатся спать. Сов не нужно тормошить рано утром, а вечером можно разрешить поиграть подольше. Голуби лучше всего приспосабливаются к обычному, усредненному режиму.
Естественно, не стоит переделывать сов в жаворонков и наоборот. Для того чтобы ребенок рос здоровым и активным, внимательно наблюдайте за ним и выясните, какой у него суточный ритм, доверьтесь ходу его биологических часов и подберите малышу такой режим дня, который наилучшим образом соответствует его биоритмам. Мы же со своей стороны предлагаем вам несколько вариантов распорядка дня для вашего ребенка.
Если вы кормите младенца 7 раз в сутки, то его режим дня выглядит следующим образом.
Пробуждение, утренний туалет, кормление: 6–6.30
Бодрствование: 6–7
Первый дневной сон (лучше на воздухе): 7–9
Кормление: 9
Бодрствование: 9–10 (10.30)
Второй дневной сон (обязательно на воздухе): 10 (10.30)-12
Кормление: 12
Бодрствование: 12–13
Третий дневной сон (обязательно на воздухе): 13–15
Кормление: 15
Бодрствование: 15–16
Купание: 16–16.30
Четвертый дневной сон(желательно на воздухе): 16–18
Кормление: 18
Бодрствование: 18–19
Ночной сон: 19–6
Кормление: 21
Кормление: 24 или 2–3 часа ночи

Обычно маленькие дети утром просыпаются очень рано и сразу требуют внимания. Но бывает и так, что малыш дает поспать подольше, особенно в том случае, если ночное кормление сдвигается к 2–3 часам ночи. Если ребенок после вечернего купания хорошо поест, он может проспать кормление в полночь. Тогда нужно чуть-чуть изменить режим и сделать достаточно длительную паузу в кормлении ночью. Это удобно и для матери, которая, искупав и покормив младенца, может и сама отдохнуть. Несколько измененный режим выглядит так.
Пробуждение, утренний туалет, кормление: 8–8.30
Бодрствование: 8–9
Первый дневной сон (на воздухе): 9–11
Кормление: 11
Бодрствование: 11–12
Второй дневной сон (на воздухе): 12–14
Кормление: 14
Бодрствование: 14–15
Третий дневной сон (на воздухе): 15–17
Кормление: 17
Бодрствование: 17–18
Четвертый дневной сон (желательно на воздухе): 18–19.30
Купание: 19.30
Кормление: 20
Ночной сон: 20.30–8
Первое ночное кормление: 23
Второе ночное кормление: 2 или 5 часов утра

Часто при таком режиме ребенок не просыпается к кормлению в 23 часа и практически переходит на 6-разовое питание.
Если вы кормите малыша 6 раз в сутки (через 3,5 часа), то распорядок его дня несколько изменяется. В зависимости от того, когда малыш просыпается утром, мы вам рекомендуем два варианта режима.

А. Пробуждение, утренний туалет, кормление: 6–6.30
Бодрствование: 6–7 (7.30)
Первый дневной сон (желательно на воздухе): 7–9.30
Кормление: 9.30
Бодрствование: 9.30–11
Второй дневной сон (на воздухе): 11–13
Кормление: 13
Бодрствование: 13–14 (14.30)
Третий дневной сон (на воздухе): 14 (14.30)-16.30
Кормление: 16.30
Бодрствование: 16.30–17.30
Четвертый дневной сон: 17.30–19.30
Купание: 19.30
Ночной сон: 20.30–6
Первое ночное кормление: 23.30
Второе ночное кормление: –

Б. Пробуждение, утренний туалет, кормление: 8–8.30
Бодрствование: 8–9.30
Первый дневной сон (желательно на воздухе): 9.30–11.30
Кормление: 11.30
Бодрствование: 11.30–12.30
Второй дневной сон (на воздухе): 12.30 (13)-15
Кормление: 15
Бодрствование: 16–16.30
Третий дневной сон (на воздухе): 16.30–18.30
Кормление: 19.30
Бодрствование: 19.30–20.30
Четвертый дневной сон: –
Купание: 20
Ночной сон: 20.30–8
Первое ночное кормление: 22
Второе ночное кормление: 1.30 или 3–4 часа утра

Во втором варианте малыш спит днем только 3 раза. Чаще всего такой режим устанавливается к 3 месяцам у хорошо развивающихся детей крепкого здоровья, с уравновешенной нервной системой.
От 3 до 6 месяцев каждый период бодрствования у ребенка удлиняется в среднем до 1,5–2 часов, а продолжительность сна сокращается. Бывает и так, что более слабые дети спят днем 4 раза до 5–6 месяцев.
К 5–6-му месяцу, когда ребенок уже получает прикорм, меняется режим его питания. «Инородная» пища дольше задерживается в желудке ребенка, а потому приходится удлинять перерывы между кормлениями. Теперь кормлений всего пять, из них два – с прикормом (обычно это второе и четвертое кормления). Режим 5–6-месячного младенца примерно таков.

Пробуждение, утренний туалет, кормление: 6–6.30
Бодрствование: 6–8
Первый дневной сон (на воздухе): 8–10
Кормление: 10
Бодрствование: 10–12
Второй дневной сон (на воздухе): 12–14
Кормление: 14
Бодрствование: 14–16
Третий дневной сон (на воздухе): 16–18
Кормление: 18
Бодрствование: 18–20
Купание: 19.30
Сон: 20–6
Ночное кормление: 22 или 1–2 часа ночи

 

Вскармливание


До окончания первого полугодия жизни малыш в зависимости от того, на каком виде вскармливания он находится, получает грудное молоко, грудное молоко и молочные смеси или только молочные смеси. Однако после 4 месяцев рацион ребенка становится более разнообразным.
Для ориентировочного определения количества молока или смеси, которое малыш должен получать за сутки, вы можете пользоваться таким расчетом: в возрасте от 2 до 4 месяцев это количество составляет, а от 4 до 6 месяцев –
от массы тела. Разделив полученную суточную дозу на число кормлений, вы узнаете приблизительный объем молока или смеси, приходящийся на одно кормление. Например 5-месячный малыш с массой тела 7000 г должен съедать в сутки 7000:7=1000 мл молока или смеси, т. е. в одно кормление – в среднем 1000:5=200 мл. Но в действительности выходит меньше, потому что часть молока начиная с 4–5 месяцев заменяют более концентрированной пищей.

 

Второй–четвертый месяцы

В течение 2-го и 3-го месяцев жизни ребенок получает только грудное молоко, или молочную смесь, или то и другое в зависимости от вида вскармливания. Однако в 3 месяца детям, находящимся на естественном вскармливании, предлагают первые пищевые добавки. Сначала фруктовые соки.
Несмотря на то что грудное вскармливание создает оптимальные условия для роста и развития ребенка, ему в этом возрасте необходимы дополнительные количества витаминов, минеральных солей, органических кислот. В наши дни полноценное питание стало недоступным для большей части населения страны, что неблагоприятно сказывается и на составе грудного молока.
В конце 3-го месяца ребенку рекомендуют давать яблочный сок – он легче других переваривается и усваивается. Для приготовления сока лучше всего брать зеленые сорта яблок (антоновка, титовка, симиренко), поскольку они не вызывают аллергических реакций. В таких яблоках много витамина С и железа. Начинают с нескольких капель, которые предлагают младенцу сразу после первого кормления. Именно утренние часы следует избрать для введения новых пищевых добавок. На протяжении всего дня вы будете иметь возможность наблюдать за ребенком и сумеете заметить любую неблагоприятную реакцию малыша на новый вид пищи (например, расстройство стула, рези в животе, отхождение газов, срыгивание). Если ребенок хорошо перенес добавку, количество сока постепенно увеличивают и в течение недели доводят до 6–7 чайных ложек. Сок младенец пьет два-три раза в день. Затем осторожно, непременно наблюдая за состоянием ребенка, в его рацион вводят и другие соки – вишневый, морковный, земляничный и т. д. Разные соки смешивать не следует, от этого только ухудшается их качество. Не забывайте, что некоторые ягоды, фрукты и овощи (малина, клубника, земляника, апельсин, лимон, морковь) часто вызывают у детей аллергические реакции. Поскольку далеко не каждый ребенок может безболезненно переносить введение соков в рацион, многие родители до полугода кормят малыша исключительно грудным молоком. А мама ест побольше фруктов и ягод.
Через 2 недели после того, как ребенок освоился с яблочным соком, ему предлагают скобленое яблоко. Им можно заменять яблочный сок. Для пробы дают 2–3 г и постепенно доводят сначала до 20, а затем до 40–50 г в сутки. Скобленое яблоко очень легко переваривается. Кроме того, в нем лучше, чем в пюре, сохраняются витамины, так как они меньше окисляются на воздухе. Считают, что яблочная мякоть впитывает все кишечные яды, а потому очищает кишечник и улучшает обмен веществ. Она способствует удалению избытка жидкости из организма. Скоблят яблоко ложечкой из нержавеющей стали (этот сплав не окисляет витамины). После того как малыш привыкнет к скобленому яблоку, ему предлагают пюре из других фруктов – бананов, абрикосов, груш и т. д. Наряду с соками и фруктовыми пюре, которые готовят в домашних условиях, младенцам можно давать продукты для детского питания промышленного производства. Они выпускаются Азовским комбинатом детского питания (Россия), фирмами «Нестле» (Швейцария), «Нутриция» (Нидерланды), «Хипп» (Австрия), «Гербер» и «Хайнц» (США).
Фруктовые и овощные соки оказывают различное действие на организм ребенка. Например, морковный сок является источником каротина – провитамина А, который в организме превращается в витамин роста, благоприятно влияющий на состояние кожи и слизистых оболочек. Мякоть моркови способствует продвижению пищи в кишечнике. Однако много давать морковного сока ребенку нельзя: у него может развиться патологическое состояние – каротиновая желтуха, когда излишки пигмента, не переработанного печенью, попадают в кровь. У младенца желтеют сначала ладони и подошвы, а затем и вся кожа.
Вишневый, гранатовый, черничный и черносмородиновый соки действуют закрепляюще из-за содержания в них дубильных веществ. Детям со склонностью к запорам полезны морковный, свекольный и сливовый соки. Если у малыша замедлено продвижение пищи по пищеварительному тракту, ему очень полезны соки из брусники и клюквы. Чтобы ребенок пил с удовольствием эти кислые соки, к ним добавляют сахар из расчета 1 ложка сахарного песку на 10 ложек сока.
Сок черной смородины кроме аскорбиновой кислоты содержит также рутин, пиридоксин и другие витамины, которые укрепляют стенки кровеносных и лимфатических сосудов, улучшают обмен веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы.

 

Пятый месяц

На 5-м месяце развитие ребенка идет очень быстрыми темпами, и грудное молоко уже не может удовлетворить всех потребностей малыша в питательных веществах. Поэтому в 4,5 месяца здоровым ребятишкам, находящимся на грудном вскармливании, вводят первый прикорм – овощное пюре. Его лучше всего дать ребенку в утреннее кормление, чтобы, наблюдая за малышом в течение дня, выяснить, как он переносит введение нового вида пищи. В дальнейшем овощное пюре ребенок ест во второе кормление. Сначала пюре готовят из овощей, содержащих относительно мало клетчатки: из моркови, картофеля, тыквы, репы. Но обязательно только из одного вида овощей. После того как ребенок привыкнет к этому блюду, можно предложить ему и другие овощи. А еще позже – пюре из нескольких видов овощей, что чрезвычайно полезно. Пюре разводят грудным молоком и добавляют несколько капель растительного масла. Постепенно количество масла доводят до 3 г на порцию. Сначала малышу дают 1–2 чайные ложки овощного пюре, затем количество пюре постепенно увеличивают и доводят до 150 г, что заменяет одно кормление. Однако даже в таком случае, чтобы лактация не угасала, нужно дать ребенку грудь. Если он откажется от молока, можно напоить его фруктовым соком.
Итак, ребенок, находящийся на грудном вскармливании, на 5-м месяце жизни получает питание только 5 раз в сутки. Это объясняется тем, что инородная пища дольше задерживается в кишечнике, чем грудное молоко.
Овощное пюре чрезвычайно полезно для детей. В нем содержится много минеральных веществ, витаминов и биологически активных соединений. Растительная клетчатка усиливает перистальтику кишечника, а значит, и улучшает его работу. Овощи богаты щелочными солями, что благоприятно влияет на обмен веществ, улучшает дыхание, тонизирует нервную систему и способствует выведению излишков воды. И наконец, овощное пюре, густое, содержащее плотные комочки, как бы готовит нервный аппарат глотки к новым раздражениям при проглатывании твердой пищи.
Однако далеко не все дети охотно едят овощное пюре. И с этим нужно считаться. Заставить ребенка такого возраста есть то, что ему не нравится, трудно, почти невозможно – он будет выплевывать такую пищу. Поэтому нужно развивать его вкус – ведь младенец до сих пор получал только сладковатое питание. И здесь многое зависит от вашего терпения и настойчивости, попробуйте сами при малыше есть пюре и хвалить это блюдо, предложите попробовать и ребенку. Но если ваша попытка окончится ничем, не ругайте малыша. Через некоторое время попробуйте покормить его овощным пюре снова.
Ребенку можно давать и пюре в баночках, выпускаемое промышленностью для детского питания. Используют также импортные сухие питательные смеси, приготовленные на основе овощей и фруктов («Бебимикс», «Фрутолино»). В их состав входят бананы, яблоки, морковь, шпинат, кабачки и другие продукты. Смеси богаты витаминами и минеральными веществами, в частности солями железа. Они очень удобны в употреблении, так как их не нужно кипятить.
Более позднее введение прикорма назначают при расстройствах пищеварения, лихорадочных состояниях, в жаркое время года, когда выработка пищеварительных соков снижена и любая пища переваривается плохо. Прикорм вводят раньше и детям, страдающим рахитом, анемией, отстающим в физическом развитии. Более ранний прикорм получают и недоношенные дети.
Следует иметь в виду, что при употреблении пюре из овощей стул ребенка может менять свой цвет. Например, после кормления тертой морковью он приобретает оранжевый оттенок, свеклой – красновато-бурый, детскими консервами со шпинатом – зеленоватый. Если в стуле отсутствует слизь, а консистенция его обычна, то изменение цвета связано с употреблением овощей.
Ребенок, находящийся на искусственном вскармливании, на 5-м месяце получает 5 раз в сутки адаптированную молочную смесь.

 

Шестой месяц

На 6-м месяце жизни в меню детей, находящихся на грудном вскармливании, вводят творог. В нем особенно нуждаются малыши, плохо прибавляющие в массе тела, отстающие в развитии, с признаками рахита. Творог дают перед одним из кормлений грудью. Для начала -------
чайной ложки творога растирают с грудным молоком. Постепенно дозу доводят до 4 чайных ложек, которую ребенок съедает в два приема.
В 5,5 месяца малыши получают второй прикорм – молочные каши. В крупах содержатся разнообразные минеральные вещества, витамины группы В, растительные белки, клетчатка. Особенно полезны каши из гречневой и овсяной круп, если к тому же в них добавляют пюре из моркови, тыквы, яблок, других овощей и фруктов. К кашам ребенка приучают постепенно: сначала дают 1–2 чайные ложки, а затем в течение 7–10 дней порцию доводят до 150 г – полного объема питания. В готовую кашу можно добавлять 20 г творога.
Каши для детей 1-го года жизни сначала готовят на половинном, а затем и на цельном молоке. В готовое блюдо добавляют 1 чайную ложку сливочного масла.
Чрезвычайно удобны в приготовлении и полезны детям каши, выпускаемые промышленностью. Они изготавливаются из экологически чистых продуктов, обогащаются витаминами и минеральными веществами. Есть каши с фруктовыми добавками – с яблоками, бананами, грушами, сливами. Готовить такие каши очень просто: их не варят, а просто разводят теплой прокипяченной водой. Выпускают сухие молочные каши совместные предприятия США и России «Хайнц-Георгиевск», Германии и России «Вологда-Крюгер». В магазинах можно купить сухие молочные каши зарубежных фирм: «Милупа»/«Нутриция» (Германия), «Нутриция» (Нидерланды), «Нестле» (Бельгия, Швейцария), «Эббот Лабораториз» (США, Испания), «Хумана» (Германия), «Колинска» (Словения).
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, на 6-м месяце получают первый прикорм – овощное пюре. Прикорм вводят, как было описано выше.
После введения второго прикорма старайтесь, чтобы кормления грудью чередовались с прикормом – так у вас будет лучше сохраняться лактация. Если же давать два прикорма подряд, перерывы между кормлениями грудью будут очень длительными и лактация может быстро угаснуть. Кашу лучше давать ребенку утром – во время второго кормления, а овощное пюре – вечером, при четвертом кормлении.


Отнятие от груди

Если по какой-либо причине вы решили прекратить вскармливание ребенка грудью, сделать это можно по-разному. Если у вас мало молока, то отнять ребенка от груди довольно легко. Прекратите кормление грудью, и все. Правда, могут появиться болезненные ощущения. В таком случае прикладывайте ребенка к груди на 15–30 секунд. Малыш высосет избыток молока, и неприятные ощущения исчезнут. К усилению лактации это не приведет. Если позднее чувство распирания в груди появится опять, вновь прибегните к помощи малыша.
При умеренном количестве молока отнятие ребенка от груди занимает больше времени. Сначала можно попробовать кормить грудью через раз, заменяя собственное молоко искусственной молочной смесью. Если в течении 1–2 суток грудь не набухла, грудное вскармливание можно прекратить. При появлении неприятных ощущений применяют способ, описанный выше.

Если же у вас много молока, отнимайте ребенка от груди постепенно. Сначала пропускайте одно кормление грудью, скажем четвертое. Через неделю перейдите на искусственную смесь еще при одном кормлении и т. д. При постепенном отнятии ребенка от груди болезненные ощущения обычно не возникают. Но если они все-таки появятся, малыша на 15–30 секунд прикладывают к груди. Не держите его у груди несколько минут – лактация в этом случае снова увеличится.
Сам младенец лучше переносит постепенное отнятие от груди, чем внезапное. Но если все же у вас возникла необходимость экстренно отлучить ребенка от груди, то вам придется надевать тугой бюстгальтер или бинтовать грудь широким бинтом. При этом нужно ограничить прием жидкости. Обычно выделение молока в таких случаях прекращается через 2–4 суток.
Отнятие от груди – событие, небезразличное для ребенка. Переход на питание, которое усваивается не так легко, как грудное молоко, повышает нагрузку на пищеварительную систему малыша. Ей требуется время на то, чтобы перестроиться. Поэтому не рекомендуется отнимать ребенка от груди, когда он нездоров, ему сделана профилактическая прививка, у него режутся зубы, в жаркое время года. Этот период не должен совпадать с каким-либо мероприятием, которое может нервировать младенца, – ремонтом квартиры, переездом, приучением к горшку.

 

Сон и бодрствование

Родители нередко жалуются на то, что ребенок плохо засыпает или мало спит. Конечно, они не могут не тревожиться, зная, как велико значение полноценного сна для младенца. Ведь недаром говорят, что дети растут во сне. Действительно, в это время в гипофизе вырабатывается гормон роста. Однако не нужно забывать и о том, что с течением времени потребность ребенка в сне уменьшается. Поэтому снова предлагаем вам: наблюдайте за настроением и поведением малыша – и тогда вы сможете решить, можно ли сократить без вреда для здоровья ребенка продолжительность его дневного сна, увеличив время на общение, игры – словом, бодрствование. Ребенок сам подскажет вам, правильное ли решение вы приняли.
Не забывайте и о том, что засыпание зависит от состояния нервной системы младенца. Важно не только само по себе чередование бодрствования и сна, но и обстановка, сопутствующая переходу от одного к другому. Порой ребенок не в состоянии заснуть, потому что пропущено «его» время. Теперь он переутомлен – нарушен режим. Но бывает и так, что малыш возбужден и не может заснуть. Для того чтобы он «научился» спать, вы должны правильно организовать его переход ко сну. Сделать это не так уж трудно. Предлагаем несколько рекомендаций.
1. Спать малыша укладывайте тогда, когда он сонный и время от времени «заводит» глаза. Если, тем не менее, он то и дело просыпается, дайте ему пустышку – сосание отвлечет его от каких-то тревожащих раздражителей. Вы услышите характерное «гудение» младенца, и вскоре он заснет.
2. Сменяя пеленки перед сном, не тормошите малыша, не играйте с ним в надежде, что так он быстрее устанет и заснет. Вы добьетесь прямо противоположного результата.
3. Избегайте всего, что может вызвать раздражение ребенка или его слезы. Например, если в комнате холодно, мать в тревоге, как бы малыш не простыл, старается потеплее запеленать его с ручками. Редко дети переносят это безропотно, чаще же воспринимают как насилие и бурно протестуют. Даже если их и удается завернуть так, как считает нужным мать, начинается борьба. В ней побеждает либо малыш (он выбирается из пеленок и одеял снова и снова или начинает отчаянно кричать), либо мать – и тогда усталый, потный, исплакавшийся ребенок засыпает. Нечего и говорить, что ни к чему хорошему такое укладывание не приведет. У малыша вскоре возникнет связь между отрицательными переживаниями и засыпанием – вы создадите и себе, и ребенку серьезную проблему, решить которую будет непросто. Найдите другой выход: малыш может спать в свободном, но теплом конверте или мешке, не стесняющем его движений, либо под одеялом, которое вы обычными бельевыми прищепками пристегиваете к матрацу. Правда, встречаются и детишки, которые в силу особой нервной конституции как раз предпочитают пеленание, для того чтобы побыстрее заснуть, – так им спокойнее и уютнее. Словом, вам нужно хорошо знать особенности вашего крошки и применяться к ним, тогда у вас будет меньше проблем, а ребенок будет расти спокойным и здоровым.
4. Выработайте несложный ритуал, который будет всегда соблюдаться при отходе младенца ко сну. Если же младенец плохо спит ночью, посмотрите, не жарко ли ему, не холодно ли. Его могут мучить газы в желудке или кишечнике. Тогда малышу нужно помочь. Изменение глубины, продолжительности и ритма сна может быть связано с началом рахита. Малыш спит очень чутко, часто просыпается, иногда вздрагивает во сне.
О бодрствовании и о том, как его нужно организовать, вы прочитали уже достаточно много в первой части главы, посвященной развитию ребенка. Добавим еще, что во время бодрствования не следует забывать о гимнастике, массаже и плавании. Как видите, прошло совсем немного времени, а день вашего малыша уже заполнен разнообразными занятиями.

 

Прогулки

Почти 6 часов в день ваш малыш должен находиться на свежем воздухе. Чаще всего он там и засыпает. Детям 1-го года жизни врачи настоятельно рекомендуют спать именно во время прогулок. Малыш растет, и его организм нуждается в повышенном количестве кислорода.
Гулять нужно в любую погоду, пропуская только очень морозные и чересчур жаркие дни. Прогулка – это удовольствие для вашего малыша, и такой она должна стать и для вас. Не превращайте ее в хождение по магазинам и рынкам: там неспокойно, ребенок перевозбуждается, а не отдыхает. Гуляйте с ним в парке, сквере, саду. Лучше всего в светлые часы суток или ранние сумерки.
В ясный день торопитесь выйти на прогулку под целительные лучи солнца. Они несут здоровье. Несмотря на предупреждение о вреде инсоляции, не бойтесь солнца. Конечно, к солнечным процедурам нужно подходить разумно. И американские и болгарские педиатры, и наши соотечественники педагоги-новаторы Б. П. и Л. А. Никитины, и их последователи утверждают, что постепенное приучение детей к солнцу ничего, кроме пользы, не приносит. Конечно, солнцепек не подходит ни взрослому, ни младенцу.
В нормальных дозах солнечная радиация необходима для здоровья. Она предупреждает развитие рахита, анемии, повышает сопротивляемость организма младенца.
Приведем только один пример: элемент кальций, входящий в состав костей, постоянно участвует в процессах обмена веществ. Количество его должно быть строго определенным. Регулирует его витамин D. Если этого витамина недостаточно, начинается рахит. Развивается слабость мышц и связок, понижается тонус организма, нарушается деятельность почек, сердца, печени, других органов и систем. Вы вспомните о рыбьем жире и других препаратах витамина D. Но в том-то и дело, что они не могут полностью возместить дефицит витамина, если было недостаточно солнечного света. Более 90 % необходимого организму витамина D синтезируется только под воздействием ультрафиолетовой части солнечного спектра. Попытки же компенсировать авитаминоз D с помощью продуктов, обогащенных этим витамином, приводят к отложению кальция в живых тканях. Поэтому обязательно ловите солнечные часы и дни зимой и летом. Да и в пасмурные дни достаточно солнечной радиации пробивается сквозь облака. Не пренебрегайте солнечной «подкормкой».
Если на улице проливной дождь или у вас совсем уже нет сил, времени, настроения, отправьте малыша «погулять» на веранду, лоджию или крыльцо.

 

Выделения

 

Стул

Пока вы кормите малыша грудью или молочными смесями, стул у него не отличается от того, что был в период новорожденности. Обычно ребенок освобождает кишечник после каждого кормления или даже во время него. Но постепенно частота дефекации уменьшается до 2–3 раз в сутки.
С введением прикорма характер стула меняется – он все больше похож на стул взрослого человека. Изменение консистенции выделений, появление в них слизи, остатков непереваренной пищи должно быть для вас сигналом: пищеварение у ребенка нарушилось. Виной тому может быть слишком большая доза незнакомой пищи, из-за чего его организм не способен справиться с ней. Но может быть и так, что малыш просто еще не готов к усвоению именно этой пищи. В любом случае вам следует исключить ее из рациона на 2–3 недели, а затем вы можете снова предложить ее малышу. Но не забывайте об обязательном выполнении основного правила введения прикорма.
По-прежнему будьте внимательны к консистенции, запаху и внешнему виду испражнений ребенка. В этом возрастном интервале могут появиться стойкие расстройства пищеварения, обусловленные наследственными и врожденными патологиями – муковисцидозом, непереносимостью сахарозы, галактоземией, целиакией. Если лечение этих болезней начато до 2 месяцев жизни, развитие патологического состояния удается предотвратить и вылечить ребенка либо изменить течение болезни в благоприятную сторону.

 

Мочеиспускание

Мочится малыш по мере роста все чаще, и к 6 месяцам частота мочеиспускания может достигать 40 раз в сутки.

 

Приучение к опрятности

Можно примириться с неизбежным, как это и делает большинство родителей, и ежедневно стирать, кипятить, гладить десятки пеленок и ползунков. Но можно попробовать и изменить это положение. Вот как об этом пишет Л. А. Никитина: «…однажды, когда мой, тогда полуторамесячный, сынишка проснулся сухой, я подумала: “Зачем ждать, пока он пеленки намочит, а если попробовать его подержать?”
Села на краешек дивана, положила малыша себе на колени и подхватила его под коленочки. Через несколько секунд на полу рядом с диваном была лужица, но ведь можно что-нибудь и подставить – так у нас появился специальный тазик (обычный горшок не годится – мимо получается). Сначала я держала малыша над тазиком, если он проснулся сухим или минут через пять – десять после кормления, а потом научилась узнавать, когда ему надо. Жаль, что не всегда в это время бываешь с ним рядом, но если есть возможность последить, то можно вообще обойтись без мокрых, а тем более грязных пеленок. Здесь интересна такая “деталь”: когда держишь малыша над тазиком “по-большому”, он чаще всего это делает в несколько приемов, не сразу, и надо дождаться, пока он в конце концов не сделает немножечко и “по-маленькому”. Это означает, что теперь-то уже все кончено: можно его подмывать и без опасения класть на чистые пеленки.
Конечно, порой приходится проявить терпение и настойчивость. Иногда малыш упрямится и не желает делать, что полагается: выгибается дугой, может даже заплакать. Чаще всего это бывает ночью или сразу после сна. В таких случаях помогало простое средство: если малышу дать немного попить из бутылки или просто пососать пустышку, он как будто переключается на другое и перестает упрямиться.
…Малышу уже в первый месяц так не нравится быть мокрым, что он просыпается и может заплакать даже на улице, когда лежит завернутый в коляске. Привезешь его домой, развернешь, а на пеленке крохотное мокрое пятнышко. Это он начал и… испугался, что мокро получается. Зато теперь над тазиком он весь свой запас выльет без задержки.
Когда мы рассказываем об этом, нам не верят, а когда удостоверяются, спрашивают: “Ему не больно, не вредно?” И нам теперь только смешно: неужто в луже лежать лучше и полезнее, чем у мамы на коленях? И неужели человеческое дитя глупее котят или щенят, которых с первых дней можно приучить к порядку? Теперь я так научилась понимать малыша, что уже в родильном доме могла сказать, когда его надо “подержать над тазиком” – он ведь обязательно дает знать об этом: завозится, закряхтит, сморщится – поймите только, взрослые! А взрослые понимают только тогда, когда уже поздно. И не понимают подряд неделю, месяц, полгода. А когда малыш смирился с “бестолковостью” взрослых и начнет наконец безропотно “все делать под себя”, тогда начинаются шлепки и всякое недовольство. Сами приучили, а потом начинают ворчать – ну и логика!» (Никитин Б. П., Никитина Л. А. Резервы здоровья наших детей. М.: Физкультура и спорт, 1990. С. 17–18).
Попробуйте и вы. Может быть, получится, как получается всегда у матерей Юго-Восточной Азии и Африки, которые носят своих детей за спиной и по оттенкам поведения угадывают намерения малыша. Их ребятки приучаются к чистоплотности в первые 3 месяца жизни.


Ребенок плачет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: