Принципы формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию




Определяющее влияние на развитие полного хозяйственного расчета в сельскохозяйственном производстве оказывают государственные закупочные цены, по которым реализуется продукция сельскохозяйственных предприятий.

Закупочные цены в современных условиях призваны отражать в денежной форме общественно необходимые затраты на производство соответствующей продукции. Цены включают в себя все те элементы, которыми характеризуется внутреннее содержание стоимости.

Закупочные цены призваны возместить общественные издержки производства, содержать определенное количество прибавочного продукта. Дифференцируются они в зависимости от зон, в которых производится сельскохозяйственная продукция. Заготовительные организации закупают по закупочным ценам сельскохозяйственных предприятий, в том числе и от приусадебных участков колхозников, рабочих и служащих.

Решением майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС было предусмотрено обеспечить равные экономические условия повышения доходов колхозов и совхозов, находящихся в неравных природно-экономических условиях в различных зонах, а также внутри зон, с таким расчетом, чтобы последовательно осуществлять принцип равной оплаты за равный труд в сельском хозяйстве.

Выравнивание денежных доходов сельскохозяйственных предприятий, находящихся в различных природно-экономических районах страны, зависит от уровня закупочных цен, которые должны соответствовать зональным затратам на производство сельскохозяйственной продукции.

Система цен на средства производства для сельского хозяйства сформировалась еще в конце 50х - начале 60х годов. При пересмотре оптовых цен и тарифов в промышленности в 1966- 1967 гг. утвердилась система двух прейскурантов оптовых цен на сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения, т. е. система двух уровней цен: общего - для промышленности и других отраслей, кроме сельского хозяйства, и льготного уровня оптовых цен - для сельского хозяйства. Разница между двумя уровнями цен возмещается через государственный бюджет.

При введении оптовых цен и тарифов в промышленности с 1 января 1982 г. был сохранен прежний порядок продажи колхозам и совхозам сельхозтехники, минеральных удобрений, землеройных машин, автомобилей и прицепов. Цены на эту продукцию устанавливались на более низком уровне, чем те, по которым предприятия поставщики реализуют свою продукцию организациям Госкомсельхозтехники СССР.

За сравнительно непродолжительное время существования указанных взаимоотношений сельского хозяйства с промышленностью накопилось много искусственных наслоений, которые мешают утверждению здоровых экономических связей этих отраслей на прочной основе принципов хозяйственного расчета, полного возмещения средств при обмене деятельностью и результатами труда.

В настоящее время удельный вес дотаций и доплат на сельскохозяйственную продукцию составляет пятую часть расходов государственного бюджета. Такое положение отрицательно сказывается на решении социальных задач, осуществление которых происходит за счет государства, использования государственного бюджета.

Продажа техники, минеральных удобрений, реализуемых сельскохозяйственным предприятиям по льготным, заниженным ценам обходится государству в 5 млрд. руб. в год в виде дотаций на указанные услуги в 1990 г. Эти условия создают ряд негативных явлений, которые выражаются в необоснованном, завышенном спросе на промышленную продукцию, в неэффективном ее использовании. Сложился нерациональный уравнительно затратный метод формирования закупочных цен, когда цены изменяются в сторону роста вслед за ростом всяких затрат в сельском хозяйстве, в том числе высоких затрат, связанных с низким уровнем ведения хозяйства. Льготы, которыми пользуются сельскохозяйственные предприятия при установлении уровня цен, привели к тому, что типичными стали индивидуальные цены, поскольку наряду с зональными ценами существуют еще республиканские, областные и даже районные цены, которые не создают стимулы у коллективов к изысканию и использованию резервов производства для повышения эффективности работы трудовых коллективов.

Не способствует развитию предприимчивости сельскохозяйственных предприятий и существующая система доплат к ценам, различного рода дотаций, списаний задолженности и т. л. Хозяйства, плохо работающие, остаются убыточными, у них нет действенного стимула к выходу из существующего состояния.

Сельскохозяйственная продукция, поступившая в распоряжение государства после соответствующей переработки, реализуется по ценам, которые также требуют определенных доплат из государственного бюджета. Все это обходится в сумму около 67 млрд. руб. в год

Краткий анализ состояния цен на сельскохозяйственную продукцию в современных условиях свидетельствует о существовании большого числа вопросов в этой важной области, разрешение которых возможно только на основе проведения радикальной реформы в ценообразовании на всю сельскохозяйственную продукцию.

В осуществлении такой реформы предусматривается руководствоваться следующими принципами.

1. Уровень закупочных цен определять исходя из средних общественно необходимых затрат на производство продукции и преимущественного стимулирования основных ее видов в наиболее благоприятных районах специализированного товарного производства, а также перспектив снижения себестоимости производства на основе внедрения интенсивной технологии и прогрессивной организации труда. При этом не должны учитываться высокие издержки, связанные с низким уровнем ведения хозяйства.

2. Обеспечить дальнейшее совершенствование зональной дифференциации закупочных цен путем укрупнения зон с учетом наиболее рационального размещения сельскохозяйственного производства.

3. Ввести рентные платежи для колхозов и совхозов, находящихся в относительно более благоприятных условиях, предусмотрев создание за счет фонда этих платежей специального фонда АПК. Указанные средства использовать для укрепления материально-технической базы хозяйств, работающих в худших условиях, отменить действующую систему надбавок к ценам за счет средств бюджета на продукцию низко рентабельных и убыточных хозяйств

4. Стимулировать ценами хранение сельскохозяйственной продукции непосредственно в колхозах и совхозах, а также предусмотреть более полную дифференциацию закупочных цен в зависимости от качества сдаваемой продукции.

5. Обеспечить гибкость закупочных цен на плоды, овощи и другие виды продукции растениеводства, расширить их сезонную дифференциацию для более полного учета затрат труда и удовлетворения потребностей в соответствующей продукции на протяжении всего года.

6. Перейти к продаже техники, минеральных удобрений и другой промышленной продукции сельскому хозяйству по оптовым ценам, имея в виду отмену льготного порядка продажи, с тем чтобы экономически воздействовать на улучшение использования в колхозах и совхозах сельскохозяйственной и другой техники, минеральных удобрений.

7. Ввести плату за воду и учесть ее в закупочных ценах для стимулирования более экономного и рационального использования воды колхозами и совхозами, повышения эффективности средств, вкладываемых государством в мелиорацию.

8. Считать целесообразным в перспективе коренным образом пересмотреть систему формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. В этих целях предусматривается осуществить постепенный переход к применению во взаимоотношениях между предприятиями и организациями системы АПК договорных и расчетных цен на сельскохозяйственную продукцию определяемых исходя из действующих оптовых и розничных цен на конечную продукцию агропромышленного комплекса.

Список литературы

Видяпин В.И., Данько Т.П., Слепов В.А. "Предпринимательство: маркетинг и цены" Учебное пособие. - М.: из-во Рос. экон. акад., 1992 - 130с.

В.В. Герасименко. "Ценовая политика фирмы" - М. Финстантинформ 1995.

Котлер Ф. "Основы маркетинга" М.: Прогресс 1990.

Махконнель К.Р., Брю С.Л. "Экономика: принципы, проблема и политика. "Пер. с англ. 11-го издания. В 2 т. М.: Республика, 1992 - 399 с.

Пунин Е.И. "Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях." М.: Международные отношения. 1993 - 112 с.

Самуэльсон П. "Экономика", Пер. с англ. В 2-х т. Т II., М.: НПО "Алгон" ВНИИСИ. 1992 - 416 с.

Чубаков Г.Н. "Стратегия ценообразования в маркетинговой политики предприятия", М. Инерра - М.

Ценообразование. Под ред. проф. И.К. Салимжанова. Учебное пособие. Москва. Финстантинформ 1996.

Хлусов В.П. "Основы маркетинга". - М., 1997 г.

Андреева О.Д. "Маркетинг: технология бизнеса". - М., 1997 г.

Герчикова И.Н. "Международное коммерческое дело". - М., 1996 г.

Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. "Основы маркетинга". - Санкт-Петербург,1997 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: