Контрольных измерительных материалов
Для проведения в 2012 году единого государственного экзамена
По ИСТОРИИ
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3,5 часа
(210 минут). Работа состоит из 3-х частей, включающих 39 заданий.
Часть 1 включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию
даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 12 заданий, на которые надо дать краткий ответ в
виде слова (словосочетания) или последовательности цифр.
Часть 3 включает 6 заданий с развёрнутым ответом.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.
Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке под номером выполняемого Вами задания (А1–А21) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. |
А1 |
Прочтите отрывок из древнерусской летописи и укажите, о каком
событии в нем рассказывается.«А пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог, и служба их лучше, чем во всех других странах».
|
1) распространение ересей на Руси
2) церковный раскол
3) выбор князем Владимиром веры
4) учреждение на Руси патриаршества
А2 |
Центром объединения русских земель в XIV–XV вв. становится
княжество
1) Владимирское
2) Московское
3) Тверское
4) Киевское
А3 |
Земский собор в XVI–XVII вв. – это
1) собрание представителей сословий
2) церковный собор на Руси
3) вечевой сход
4) совещание удельных князей
А4 |
ВXVII в. (после Смуты) управление на местах возглавляли
а) губернаторы
б) воеводы
в) наместники
г) земские старосты
А5 |
В результате проведения военной реформы в первой четверти
XVIII в. комплектование войска стало осуществляться на основе
1) создания полков иноземного строя
2) набора рекрутов
3) набора стрельцов
4) создания дворянского ополчения
А6 |
Реформа государственных крестьян была проведена П.Д.Киселевым
1) 1800-1820-х гг.
2) 1830-1840-х гг.
3) 1850-1860-х гг.
4) 1870-1870-х гг.
А7 |
Камчатские экспедиции первой половины XVIII в., проложившие
восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял
1) В. Беринг
2) С. Дежнев
3) Е. Хабаров
4) В. Атласов
А8 |
3 января 1826 г. было подавлено выступление
1) рабочих в Орехово-Зуеве
2) Черниговского полка
3) крестьян в селе Бездна
4) рабочих на Ленских приисках
А9 |
Какая российская императрица была немецкой принцессой, выданной
|
замуж за наследника российского престола Петра Федоровича, и являлась
бабушкой двух российских императоров первой половины XIX в.?
1) Екатерина II
2) Екатерина I
3) Елизавета Петровна
4) Анна Иоанновна
А10 |
«Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого можно считать источником
для изучения истории войны
1) русско-турецкой 1787–1791 гг.
2) русско-турецкой 1828–1829 гг.
3) Крымской 1853–1856 гг.
4) русско-турецкой 1877–1878 гг.
А11 |
«Священный союз» монархов России, Австрии и Пруссии был создан в
1815 году с целью
1) разгрома армии Наполеона Бонапарта в Австрии и Пруссии
2) обсуждения проектов переустройства европейского сообщества
3) восстановления монархий в Центральной Европе
4) недопущения новых революционных потрясений в Европе
А12 |
Среди перечисленных событий Гражданской войны последним по времени был
1) поход А.И. Деникина на Москву
2) прорыв обороны П.Н. Врангеля на Перекопском перешейке
3) мятеж Чехословацкого корпуса
4) поход войск А.В. Колчака на Москву
А13 |
Какое из событий произошло раньше всех других?
1) судебный процесс над эсерами
2) убийство С.М. Кирова
3) судебный процесс над М.Н. Тухачевским и другими военачальниками
4) принятие второй Конституции СССР
А14 |
В результате нэпа
1) СССР вышел на первое место в мире по объему промышленного
производства
2) сложился новый социальный слой – колхозное крестьянство
3) была ликвидирована безработица
4) был в основном восстановлен довоенный уровень промышленного
производства
А15 |
В результате решений Потсдамской конференции к СССР отошла часть
|
1) Болгарии
2) Восточной Пруссии
3) Чехословакии
4) Австрии
А16 |
Какое из названных событий произошло в 1940-е гг.?
1) преобразование Совета Народных Комиссаров в Совет Министров
2) создание советов народного хозяйства (совнархозов)
3) арест Л.П. Берии
4) смерть И.В. Сталина
А17 |
К какому периоду относится проведение в СССР дискуссий по проблемам
развития генетики и других наук, кампании против «космополитизма в
науке»?
1) 1945–1953 гг.
2) 1953–1964 гг.
3) 1964–1985 гг.
4) 1985–1991 гг.
А18 |
Что из названного характеризовало экономику СССР во второй половине
1940-х – начале 1950-х гг.?
1) развитие кооперативного движения
2) преимущественное финансирование легкой промышленности
3) неоднократное повышение цен на продовольственные товары
4) острый дефицит товаров народного потребления
А19 |
Прочтите отрывок из постановления Совета Министров СССР и ЦК
ВКП(б) от 14 августа 1946 г. и укажите названия журналов, о которых идет речь. «ЦК ВКП (б) отмечает, что издающиеся в Ленинграде литературно- художественные журналы… ведутся совершенно неудовлетворительно… Руководящие работники журналов… забыли, что наши журналы являются могучим средством Советского государства в деле воспитания советских людей, и в особенности молодежи, и поэтому должны руководствоваться тем, что составляет жизненную основу советского строя, – его политикой».
1) «Новый мир» и «Юность»
2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»
3) «Звезда» и «Ленинград»
4) «Москва» и «Октябрь»
А20 |
Прочтите отрывок из книги современного историка и укажите годы, когда происходили описанные события.
«Американские войска вступили в конфликт под флагом ООН; в свою
очередь, на стороне Северной Кореи выступили войска
коммунистического Китая и советские военные, прежде всего летчики и войска противовоздушной обороны. В небе над Кореей завязались жестокие бои между американскими и советскими летчиками. Советским летчикам было категорически
запрещено пересекать 38-ю параллель и углубляться в воздушное
пространство Южной Кореи. Это избавляло летчиков от обстрелов
наземных средств ПВО южнокорейских войск и их союзников. В свою
очередь, американские летчики и их союзники, воевавшие над
территорией Северной Кореи, несли большие потери».
1) 1947–1949 гг.
2) 1950–1953 гг.
3) 1957–1960 гг.
4) 1965–1968 гг.
А21 |
Денежная реформа с введением золотого червонца была проведена в
СССР в
1) 1922–1924 гг.
2) 1930–1932 гг.
3) 1935–1937 гг.
4) 1939–1940 гг.
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В12) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой) |
В 1 |
Расположите в хронологической последовательности следующие
события.
А) разгром князем Ярославом печенегов
Б) сражение на реке Воже
В) сражение на Чудском озере
Г) сражение на реке Калке
Ответ:
В 2 |
Какие три из названных событий относятся к Смутному времени?
Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) восстание под руководством И.И. Болотникова
2) вступление Лжедмитрия I в Москву
3) вечный мир с Польшей
4) восстание под руководством С.Т. Разина
5) Семилетняя война
6) захват шведами Новгорода
Ответ:
В 3 |
Установите соответствия между социальными движениями XVI-XVII вв и их причинами:
ДВИЖЕНИЕ | ПРИЧИНА |
А) Соляной бунт Б) восстание Хлопка Косолапа В) Медный бунт Г) Соловецкое сидение | 1) проведение денежной реформы 2) изменение церковных обрядов 3) повышение налогов 4) неурожайные голодные годы 5) пожар в Москве |
Ответ:
А | Б | В | Г |
В 4 |
Какие три черты, из перечисленных, характеризовали развитие экономики в 1945–1953 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) наиболее крупные инвестиции в развитие тяжелой промышленности
2) ликвидация ряда отраслевых министерств
3) высокие темпы развития промышленности
4) низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию
5) создание системы совнархозов
6) передача части колхозных земель в личные подсобные хозяйства
колхозников
Ответ:
В 5 |
Установите соответствие между датами и связанными с ними событиями Второй мировой войны.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДАТА | СОБЫТИЕ |
А) июль 1943 г. Б) март 1944 г В) апрель 1945 г. Г) август 1945 г. | 1) встреча советской армии с союзниками на р. Эльба 2) разгром японской Квантунской армии 3) выход советских войск к западной границе СССР 4) Московская битва 5) начало Курской битвы |
Ответ:
А | Б | В | Г |
В 6 |
Какие три из перечисленных положений относятся к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) введение конвертируемости рубля
2) денационализация государственных предприятий
3) рост бесплатных услуг населению
4) отмена частной собственности
5) ограничение торговли
6) усиление роли мелкой буржуазии
Ответ:
В 7 |
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) советско-финская война
2) Сталинградская битва
3) запуск первого искусственного спутника Земли
4) начало стахановского движения
5) первая пятилетка
Ответ:
В 8 |
Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФАМИЛИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ | ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
А) М.М. Сперанский Б) Н.А. Милютин В) Д.А. Милютин Г) С.В. Зубатов | 1) отмена крепостного права 2) создание Крестьянского Банка 3) практика «полицейского социализма» 4) военная реформа 5) создание Государственного Совета |
Ответ:
А | Б | В | Г |
В 9 |
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и напишите название города, об обороне которого идет речь.
«Дивизия Горишного пришла в город вслед за дивизией Родимцева. Она также с ходу, прямо с переправы через Волгу, без всякого промедления вступила в бой за Мамаев курган, затем в районе заводов Тракторный и "Баррикады". Полки этой дивизии, точнее только штабы полков, по очереди отводились за Волгу, чтобы там, на левом берегу, они могли пополнить роты, – а затем снова в бой».
Ответ: _________________.
В 10 |
Ниже приведён перечень фамилий. Все они, за исключением одного, относятся к Советской России в 1920 – 1930-е гг. Выберите фамилию человека, относящегося к другому историческому периоду и запишите его.
Бухарин, Горчаков, Коллонтай, Вышинский, Киров.
Ответ: __________________
В11 |
Прочтите отрывок из документа (1917) и напишите название сформулированной в нем меры экономической политики:
«1. Банковское дело объявляется государственной монополией. 2. Все ныне существующие частные акционерные банки, банкирские конторы объединяются Государственным банком.»
Ответ: ____________________________
В12 |
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в
приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной
буквами, выберите номер нужного элемента.
СОБЫТИЕ | ДАТА | Участник |
_____________(А) | _______________(Б) | Иван III |
Поражение ливонцев на Чудском озере | 1242 г | ____________(В) |
___________(Г) | _____________(Д) | |
Присоединение Казани | _____________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Александр Невский
2) окончательное свержение ордынского ига
3) Иван Калита
4) Батый
5) Куликовская битва
6) 1547
7) Иван IV
8) Мамай
9) 1480
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1–С6) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы C1–C3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. |
Из отчета херсонского губернатора (начало XX в.).
«Постоянное ожидание передела, при котором не только участок земли, но и самая величина его должны измениться, лишает хозяев энергии и стремления упрочить свое хозяйство, почему в конце концов хозяин-собственник приобретает тип временного арендатора, старающегося взять из земли все, ничего ей не возвращая.
Имея землю в общем владении, крестьяне-общинники являются опасными соседями частных собственников, особенно мелких, так как во всяких случаях спора с ними склонны осуществлять скопом воображаемые свои права. Вообще при общинном землевладении чувство собственности в крестьянской среде с каждым новым поколением и переделом несомненно слабеет, а потому
и уважение к чужой собственности все уменьшается.
Но главная угроза такого коллективного землепользования заключается в том, что постоянные переделы принадлежащей обществу земли поддерживают в крестьянах, несмотря на все уверения властей, опасные убеждения в возможности для них в будущем переделов и вне крестьянского надела».
С1 |
Назовите фамилию председателя Совета Министров, при котором
началась реформа, направленная на устранение описанных в отчете
порядков. В каком году началась эта реформа?
С2 |
Назовите не менее трех основных последствий проведенной реформы.
С3 |
Какие недостатки существовавшей до реформы системы
землевладения называет в тексте автор отчета? Какие можете указать
вы? Укажите всего не менее трех недостатков
С4 |
В 1695–1696 гг. Петр I с целью получения выхода к морю совершил два Азовских похода. В итоге последнего из них Азов был взят. Однако вскоре Петр I меняет ориентацию внешней политики России, и на первый план выступает борьба не за выход к южным морям – Черному и Азовскому, – а борьба за выход в Балтику.
Что послужило причиной переориентации внешнеполитического курса? Укажите не менее двух причин. Приведите не менее двух примеров, фактов, подтверждающих, что Петр I с 1699 г. начал подготовку к борьбе за выход к Балтийскому морю.
С5 |
Ниже приведены две точки зрения на характер царствования Николая I:
1. Царствование Николая I было одним из самых стабильных.
2. Царствование Николая I создавало лишь иллюзию стабильности,
было отмечено нарастанием явлений, приведших к кризису
середины 1850-х гг.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более
предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
С6 |
Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них
ОДНОГО и выполните задания.
1) Елизавета Петровна 2) П.А. Столыпин 3) И.В. Сталин
Укажите время жизни исторического деятеля (точное указание лет жизни не требуется). Дайте краткую характеристику основных направлений
и результатов его деятельности.