Многочисленные данные, собранные в детской психологии, свидетельствуют о том, что речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка раннего возраста во многом обязаны своим развитием предметной деятельности. Как же она складывается у ребенка от 1 года до 3 лет?
Действия с предметами
От года до полутора лет
В начале 2-го года жизни действия ребенка с предметами становятся все более разнообразными. Причем, выполняя их, он начинает применять способы, предпочитаемые в его семье.
Например, бабушка, прежде чем положить столовые приборы на стол, протирает каждый предмет полотенцем, и малыш, играя с кукольной посудой, повторяет действия бабушки. В своем поведении он ориентируется на взрослого и стремится вступить с ним в деловое общение – выразительными позами, гримасками и красноречивыми жестами показывая, чего он хочет и какого рода поддержка ему необходима. Контакты ребенка и взрослого обретают вид совместно выполняемого дела, где «чистое общение» и собственно действие трудноразличимы. К полутора годам ребенок уже пользуется речью, довольно умело объясняет свои затруднения и неплохо направляет действия взрослого в их совместных занятиях. В его поведении все отчетливее выступает комплекс симптомов, отражающих отношение маленького человека к окружающему его предметному миру, – активность, любознательность, чувствительность к оценкам своих действий со стороны взрослых.
В то же время это отношение к миру предметной реальности еще очень нестойкое: действие с предметом длится недолго, увлеченность им неглубока, внимание рассеянно и легко переключается на другие цели. Давайте посмотрим, как же действует с предметом ребенок, совсем недавно перешагнувший рубеж младенческого возраста.
Интерес к предмету возникает у малыша внезапно, только когда он его видит, слышит, ощущает. Поэтому и само предметное действие всегда связано с конкретной ситуацией. Оно протекает здесь и сейчас, строится с учетом внешних свойств предмета (круглое, полое, плоское, длинное) и практически не имеет продолжения после перерыва в действии. Выпустив предмет из рук, ребенок тут же о нем забывает.
Побуждением к действию служат либо качества самого предмета (новизна, яркость, необычайность), либо его значимость для взрослого (он держит его в руках и совершает с ним действие), либо отложившийся в памяти малыша положительный эмоциональный опыт манипулирования этим предметом (ребенок узнает вещь, доставившую ему радость).
Развернутая предметная активность малыша возможна только в общении с близкими людьми. Малыш наблюдает за действием взрослого, манипулирует вещами, подражая ему, возвращает предмет старшему партнеру по общению, дает ему понять, чтобы тот еще раз показал, что нужно делать с предметом, насыщает свое любопытство, стремится разделить свою радость с другими, сам заражается эмоциональными состояниями окружающих, присматривается к реакции взрослого на свои действия.
Усвоив образец, ребенок способен в течение некоторого времени действовать самостоятельно, но без вашей поддержки это занятие ему довольно быстро наскучит. Если вы попытаетесь поддержать интерес ребенка к действию с предметами, просто заменяя наскучившую вещь на новую, это даст кратковременный эффект. Только вы сами, ваше отношение и внимание к ребенку и предмету, которым он занят, способны надолго продлить его занятия.
Как точно подметил известный детский психолог Д. Б. Эльконин, для ребенка раннего возраста действия с предметами ценны не сами по себе – в этих действиях заложен смысл отношений, в которые малыш вступает со взрослым, благодаря чему у него и возникает стремление делать с предметом то, что показывает взрослый. Если их отношения доброжелательны, доверительны и эмоционально насыщены, малыш более усидчив и внимателен в действиях с предметами. Если же в общении со взрослым присутствует непонимание, конфликты или эмоциональное неприятие друг друга, то малыш плохо проникается желанием подражать старшему.
А потому не стоит оставлять ребенка наедине со множеством замечательных игрушек в расчете на то, что они надолго займут его внимание. Яркость и новизна предметов могут на какое-то время заинтересовать ребенка, но не способны научить его правильно их использовать. Если интерес возник, а продолжения нет – малышу не объясняют, как играть и что делать, наступает реакция раздражения, эмоционального пресыщения, скуки и агрессии. Если взрослые рассматривают предмет в жизни ребенка лишь как способ отвлечь его внимание от себя, занять на время, чтобы не докучал старшим, то можно столкнуться с тревожными симптомами – уменьшением любознательности и активности, замедлением темпов развития общения со взрослым, задержкой в возникновении активной речи, снижением интеллекта, бедностью и однообразием действий, слабой продвинутостью эмоционально-волевой сферы.
Чтобы этого не случилось, ваше участие в овладении ребенком игрой с предметами в первой половине 2-го года жизни должно быть многообразным. Вы выступаете в роли и образца, и партнера, и ценителя достижений ребенка. Только в подобном общении у малыша возникают такие необходимые компоненты предметного действия, как его образ и схема. Без них предметное действие как особое психическое образование не складывается, а остается на уровне примитивных движений – они выполняются по «логике руки», то есть ограничены моторными навыками. И даже если ребенок будет активно манипулировать предметами, это не поможет становлению его главных психических функций, не продвинет его в развитии. Психологически полноценное предметное действие развивается через следование образцу взрослого. При этом у малыша сначала складывается образ, а затем конкретная операционально-техническая схема действия, максимально приближающая действие ребенка к образцу взрослого. Вы можете легко убедиться в этом, понаблюдав, как поступает ребенок с предметами в начале раннего возраста.
|
|
|
Малыш, следуя примеру взрослого, впервые пытается самостоятельно напиться из чашки. Оторвав ее от стола, он несет ее к ротику, накренив и проливая содержимое на себя. Усвоение им назначения чашки и есть образ действия, с которого начинается построение его схемы. Совершая специфическое действие (употребляя чашку по назначению), малыш еще не в силах сразу запомнить и осуществить в нужной последовательности промежуточные операции (чашку подносить ко рту вертикально и, лишь охватив губами ее край, можно наклонить, чтобы жидкость попала в рот). Только вместе с вами ребенок постепенно корректирует схему действия, затем самостоятельно уточняет последовательность движений и наконец добивается необходимого результата. Ваша похвала закрепит верные, а порицание отфильтрует неверные операции, своей искренней радостью за успех малыша вы поощрите его дальнейшие самостоятельные пробы.
Особо обращаем ваше внимание на оценку действий ребенка, выражаемую словами и в виде радости. Без такой оценки он не способен выяснить, насколько успешно действовал. Оценка необходима ему и для того, чтобы узнать, как вы относитесь к нему, ребенку, в связи с его опытами. Благодаря вашей оценке малыш фиксирует в своем сознании, что в глазах окружающих он предстает хорошим, когда успешно действует с предметом, причем только определенным, а не любым образом.
А если этот момент в сознании малыша не закрепляется, у него не формируется отношение к предметной реальности как к чему-то особому, требующему сосредоточенности и усилий. У ребенка нет врожденной потребности добиваться успеха и стремиться к правильному действию. Подобное устремление малыша рождается только в общении со взрослым и с его помощью, когда тот адресуется к личности ребенка не непосредственно, а опосредованно – через то, что и как умеет делать с предметом малыш. Очень скоро ребенок и сам начинает относиться к себе через призму своих предметных действий и старается точно следовать образцу взрослого, потому что успешное действие и хорошее отношение взрослого, как оказывается, зависят друг от друга.
Чем теснее были эмоциональные контакты ребенка с родителями на 1-м году жизни, тем легче ему удается установить новый тип отношений со взрослым, когда симпатии старшего партнера по общению выражаются не напрямую и вне зависимости от того, что и как делает малыш, а опосредованно – через умение «взять» и повторить образец взрослого («какой Коленька молодец, так хорошо ложечку держит»). Без заложенного еще в младенчестве ощущения, что он любимый, несмотря ни на что, не всякий малыш в деловом общении способен выдержать порицание за неправильное действие.
С изменением объекта оценки ребенку становятся более очевидными новые качества взрослого: он не только образец для подражания, но и умелый исполнитель, знаток правильного действия – и малыш старается найти и развить эти качества в себе самом. Подражая взрослому все более и более осмысленно, ребенок сравнивает свои достижения с достижениями взрослых, соотносит свои действия с действиями окружающих и постепенно вырабатывает критерии успешности и неуспешности в каждом конкретном деле. Такие критерии ложатся в основу самооценки малыша, складывающейся из представлений о себе (что я могу) и отношения к себе (какой я в связи с тем, что я могу это делать).
От полутора до двух лет
Во второй половине 2-го года жизни изменения в сфере предметной активности у малыша идут сразу по нескольким направлениям, но в основе всех этих изменений лежит речевое развитие ребенка. К 2 годам он уже не только понимает инструкции взрослого, но и сам довольно связно выражает свои желания, намерения и предпочтения в общении со старшими: «Помоги», «Покажи», «Я сам».
Развитие речи приводит к тому, что малыш начинает обобщать и классифицировать предметы и действия с ними не только на основе их наглядных свойств, как это было еще недавно (когда одним и тем же звукоподражательным словом «аф-аф» он называл и собачку, и ковер, и свой шарф, и даже бородатого мужчину, соединяя их в одно целое по единому признаку – имеющий шерсть, волоски), но и по смысловой принадлежности действий: кормление, приготовление еды, стирка.
И наконец, благодаря развитию речи возникает совершенно уникальный, чисто человеческий способ усвоения предметного действия, основанный на объяснении, а не на показе.
В поведении малышей эти сдвиги в развитии предметной активности выглядят по-разному. Наиболее типичными признаками нового качества действия с предметом могут выступать следующие.
Ребенок способен теперь не только к действиям с вещами, которые случайно попали в поле его зрения, как это было раньше, но и к сознательному поиску предметов, необходимых для выполнения его намерения.
Предложите своему ребенку какую-нибудь знакомую и привлекательную игру – например, построить дом из кубиков. Двухлетка немедленно отправится за кубиками туда, где они лежат, будет радоваться интересному занятию, расположится в том месте, где вы обычно возводите с ним постройки, приготовится к работе. В 2-летнем возрасте побудителем к действию постепенно становится не только сам предмет, видимый или ощущаемый, но и представление о нем. Так, занятый игрой малыш может вспомнить о том, что мама с утра говорила о стирке, и потихоньку пробраться в ванную «постирать». Двухлетка становится маленьким шкодой. Его внезапные замыслы доставляют взрослому массу хлопот. То ему вздумается полить цветочки на обоях, то забить гвоздь в дверцу полированного шкафа, то подать куклам еду на тарелках из дорогого сервиза. Не стоит негодовать на маленького проказника, если вы обнаружили на кухонном столе следы его стараний приготовить вам яичницу из всех имевшихся в запасе яиц, а в кошачьей миске отложенную к приходу гостей красную рыбу, – все это свидетельство того, что ваш ребенок развивается нормально. Он просто старается включиться в общую со взрослыми жизнь в семье. Это заявка на самостоятельность и независимость. Относиться к ней следует уважительно.
С малышом происходит удивительная метаморфоза. Теперь не предметы диктуют ребенку свою волю, приковывая к себе его внимание и организуя его действия, а он – предметам: малыш действует так, как хочет. И действия его становятся парадоксальными. Он снова начинает оперировать с предметами неспецифическим образом – игнорируя общественно выработанную практику их употребления. Например, «режет» расческой кубик, называя его хлебом. Ученые называют такой феномен символической предметной функцией. Это замечательный симптом, означающий, что малыш освоил игру и в его жизнь вошло воображение. Поскольку об игре будет сказано особо, мы здесь лишь добавим, что употребление предметов в их неспецифическом назначении имеет отношение к символической функции только в том случае, если и прямое назначение предмета ребенку известно. Если же нет, его необходимо ввести в обиход двухлетки.
От двух до трех лет
Приблизительно с двухлетнего возраста (у некоторых детей раньше, а у некоторых на полгода позже) в действиях взрослых малышу открывается совершенно иная реальность предметного мира, а именно представление о результате, которым завершается любое предметное действие. Это тот рубеж, после которого предметная деятельность ребенка приобретает особую направленность.
До 2 лет манипулирование предметом было самоцелью для малыша. Мотивом действия служили либо качества самого предмета, либо взрослый и его особое отношение к предмету. Действие строилось на основе простейшего образа, включающего элементарные схемы движений. Сам образ действия одновременно служил ребенку критерием правильности и неправильности его выполнения. Это позволяло малышу довольно правдоподобно и на первый взгляд осмысленно производить разнообразные действия.
В 2 года, когда ребенок начинает произносить свою коронную фразу «Я сам» и стремится делать то же, что и вы, он впервые сталкивается с тем, что его прежние действия, основанные на внешнем подобии поведению взрослых, не пригодны. Малыш размахивает веником, как бабушка, а мусор остается на том же месте, где и был. Оказывается, веник – это не просто предмет, которым машут из стороны в сторону, а вещь, используемая подобным образом для того, чтобы сделать пол чистым, а само подметание пола завершается тогда, когда весь мусор собран в кучу в одном месте. В этом действии есть не только процесс – определенные движения руки с веником, но и конечный результат – чистый пол.
Поэтому в сознании малыша в возрасте от 2 до 3 лет старайтесь выделить представление о конечном результате его действий и подчинить предметные действия ребенка конкретному конечному результату.
Такое представление формируется не сразу и в полном объеме доступно не ранее 3 лет, да и то не всем детям. Однако в начале 3-го года жизни оно должно быть заложено в сознании ребенка в виде общего понятия о результате, итоге действия. Для этого предлагайте детям такие цепочки действий, в которых каждое последующее действие оказывается невозможным, если предыдущее было выполнено неверно или не полностью. Если специальных игрушек, пригодных для подобной цели, у вас нет, не огорчайтесь – для обучения ребенка результативной деятельности годятся любые бытовые предметы, главное – чтобы при использовании этих предметов ребенок осознавал не только процесс их употребления, но и то, что получается после их правильного использования: тесто, раскатанное до определенной толщины, – после применения скалки, чистая одежда – после применения щетки, зажегшийся в комнате свет – после нажатия кнопки выключателя и т. д. Сам результат необходимо выделять особо и привлекать к нему внимание ребенка. Это нужно для того, чтобы привить малышу желание добиваться результата и придать достижению особую ценность в его глазах. Оттого, возникнет или нет у трехлетки стремление к результативной деятельности, зависит очень многое в личности ребенка. Упорство, настойчивость, стремление добиваться поставленной цели берут свое начало в первых переживаниях ребенка по поводу успехов и неудач в действиях с предметами.
Ориентированная на конечный результат деятельность ребенка обретает сложное строение. В ней можно выделить компонент планирования или замысла, в котором результат предстает в виде цели, к которой стремится ребенок; компонент реализации замысла, когда малыш подбирает действия, способные привести его к намеченной цели; компонент самоконтроля, необходимый для сличения полученного результата с исходным замыслом.
В возрасте от 2 до 2,5 лет ребенок учится ставить перед собой цель, самостоятельно планировать предметную деятельность. Вспомним некоторые инициативы двухлеток, о которых мы упоминали: стирать – как мама, забивать гвозди – как папа и т. д. Особенность инициативных действий ребенка в этом возрасте состоит в том, что он старается ставить такие цели, достижение которых имеет ярко выраженную социальную окраску – приносит конкретную пользу окружающим. Планируемое ребенком действие по сути своей не отличается от действия взрослого. Именно к постановке целей такого рода начинает стремиться трехлетка.
В то же время замыслы малыша пока слабо подкреплены его практическими умениями. Он стремится, как правило, к еще недостижимым целям. Без помощи взрослого компонент реализации замысла осваивается малышом очень медленно. Только взрослый может помочь ребенку сделать его конкретные действия целесообразными и результативными. Он поясняет, пригодны или непригодны они для выполнения поставленной задачи, выделяет условия, в которых избранное действие осуществимо, учит малыша координировать действия, отбирает целенаправленные действия и помогает ему в конечном счете усвоить навык мысленного выбора средств для достижения поставленной цели, минуя длительный поиск решения методом проб и ошибок. Одновременно малыш узнает от взрослого своеобразные критерии (признаки) правильного и неправильного действий. Это необходимо для становления третьего компонента предметной деятельности ребенка – способности контролировать свои действия, оценивать, насколько они соответствуют первоначальному замыслу.
Компонент самоконтроля за выполнением действий складывается в последнюю очередь и является самым важным, поскольку малыш должен научиться не только самостоятельно ставить перед собой цель и подыскивать способы ее реализации, но и понимать, соответствует ли его деятельность общепринятой норме. Самоконтроль важен еще и потому, что в конце 3-го года жизни ребенок, оценивая результат своей деятельности, как правило, оценивает и себя самого. Его «я» как бы слито с этим результатом, неуспех воспринимается им как личное поражение, а успех – как повод гордиться собой. Подробнее мы расскажем об этом в разделе о становлении личности ребенка в раннем возрасте.