Как оценивать действия с предметом




Ученые обнаружили следующую закономерность. Если подмечать только успехи малыша, игнорируя его промахи, то такая система оценки действует на ребенка сначала благотворно. Он обретает уверенность в себе, раскованность, не боится поражений, его предметные действия получают мощный стимул к развитию. Однако, если отрицательную оценку исключать длительное время, малыш начинает терять четкие ориентиры в действии – не может определить, где правильно, а где неправильно. Он перестает замечать свои просчеты и требует от взрослого похвалы за любое, даже ошибочное действие.
Если же взрослый, напротив, замечает только неудачи малыша и никак не реагирует на его успехи, такая система оценок сначала резко угнетает предметную активность ребенка вплоть до ее распада и отказа от действий вообще. Однако, если практиковать ее достаточно долго, малыш преодолевает недовольство взрослых, и его предметная деятельность постепенно активизируется, хотя ее развитие несколько замедленно, а эмоциональный тонус ребенка снижен.
Но вот чего абсолютно не терпит малыш, так это вашего безразличия к тому, что и как он делает. В таком случае его предметная деятельность развивается хуже всего, а сам он может стать конфликтным и агрессивным. Ребенок идет даже на то, чтобы спровоцировать близких на отрицательную оценку своего действия, намеренно нарушает запреты, лишь бы получить их эмоциональный отклик.
Конечно же в семьях достаточно редко прибегают только к негативной либо только к позитивной системе оценок деятельности ребенка. Обычно одни родители чаще хвалят, другие – чаще порицают малыша. И все же не забывайте о том, что ваши оценки конкретных действий ребенка влияют на его предметную активность и небезразличны для ранимой и еще очень нестабильной психики малыша.


Развитие речи


Примерно в 1,5–2 года в развитии ребенка происходит чрезвычайное событие – он начинает говорить. Это событие перестраивает всю психическую жизнь малыша и отражается на самых разных сторонах его жизнедеятельности.

 

Что дает ребенку речь

Прежде всего преобразовываются контакты ребенка со взрослым. Они обогащаются самым могучим и универсальным средством человеческого общения – речью. И хотя интересы малыша по-прежнему сосредоточены на предметах, а общение со взрослым остается ситуативно-деловым, теперь ребенок может не просто и не только действовать вместе со взрослым, но и разговаривать с ним. Он может выразить словами свою просьбу, высказать свое отношение к какому-нибудь занятию. Особенно интересно для малышей узнавать, как называются предметы. Вопрос: «Это что?» – постоянно звучит в общении со взрослыми. Ребенок без устали ищет и называет знакомые предметы и выясняет названия незнакомых. В 2 года малыши уже активно общаются с помощью речи. Они быстро запоминают новые слова и любят их повторять: это ковер, это лампа, это огонь и прочее. Но ребенок стремится не только называть предметы, но и сообщать о своих впечатлениях, передавать словами то, чем наполнена его жизнь. Совсем еще малыми языковыми средствами, с помощью разнообразных жестов, мимики, поз он делится своими переживаниями со взрослыми и ищет у них понимания.
Речь перестраивает мышление и восприятие ребенка. Ведь называя тот или иной предмет знакомым или новым словом, малыш всегда относит его к определенной категории предметов, а значит, обобщает по какому-либо признаку. Но объединяя предметы по определенному признаку, ребенок уже совершает сложную мыслительную операцию. Таким образом, речь вводит в процесс восприятия мыслительные операции, делает его обобщенным и константным, то есть независимым от внешних положений предмета. Назвав предмет тем или иным словом, малыш узнает его независимо от того, в каком положении он находится – лежит, стоит или висит на стене (хотя внешне этот предмет может выглядеть в разных положениях совершенно по-разному). Ребенок начинает воспринимать мир не только через свои глаза, но и через свою речь. Назвав, например, кубик «кубиком», он видит и узнает его независимо от размеров или цвета конкретного кубика. Благодаря такой константности восприятия малыш около 2 лет уже знает изображения предметов на картинках, хотя эти изображения порой не слишком похожи на оригинал и далеки от собственного восприятия ребенка.
Речь является незаменимым средством закрепления своего опыта. Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь, научившись говорить, он каждый раз комментирует свои действия: «Саша гулять, копать, прыгать…» Такие комментарии как бы снимают речевой слепок с собственных действий, что позволяет удержать их в памяти и предвидеть в будущем. Это дает очень сильный толчок к развитию памяти и воображения. Известно, что самые первые воспоминания человека относятся именно к концу раннего детства, когда он уже может обозначить свои впечатления словами. Представлять, воображать и предвидеть будущее ребенок также может только с помощью понятий, усвоенных в процессе речи. Поэтому овладение речью открывает перед малышом возможность жить не только в настоящем, но и в прошлом и будущем.

Овладение речью делает возможными и первые шаги к произвольному поведению. В конце 2-го – начале 3-го года жизни малыш уже может выполнять простые инструкции взрослого: например, отнести, взять или положить какой-нибудь предмет. На 3-м году он уже может удерживать два звена словесной инструкции, например: «Возьми сначала мишку, а потом куклу». Конечно, в раннем возрасте речевая регуляция еще очень слаба, она не может преодолеть инерцию двигательного стереотипа. Если ребенок увлеченно нанизывает колечки на пирамидку, а вы просите снять их, он будет продолжать нанизывать колечки еще активнее. Не потому, что он непослушный, а оттого, что слова взрослого пока более слабый регулятор для него, чем уже существующий двигательный стереотип. И все же выполнение простых инструкций взрослого – значительный шаг к произвольному поведению. Действия по речевой инструкции коренным образом отличаются от спонтанных или импульсивных движений: они возникают в ответ не на непосредственно воспринимаемую ситуацию, а на содержание слов взрослого. Регулятором поведения становятся не окружающие предметы, а человеческая речь. И это открывает большие возможности для овладения собой и своим поведением. Ведь то, что ребенок сегодня выполняет по словесной инструкции взрослого, завтра он сможет выполнять в ответ на приказ самому себе, сформулированный в виде собственной внутренней речи.
Таким образом, овладение речью, которое обычно происходит в раннем возрасте и является его важнейшим достижением, оказывает чрезвычайное влияние на все последующее развитие малыша. Уровень общего психического развития ребенка от года до трех во многом определяется тем, насколько он овладел речью. Поэтому родителям необходимо уделять особое внимание развитию речи ребенка.
Но подготовка к активной речи начинается задолго до ее появления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: