ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВТО




Всемирная торговая организация возглавляет процесс либерализации международной торгов­ли. Она пришла на смену Генеральному соглаше­нию о тарифах и торговле (ГАТТ) 1 января 1995 г. В отличие от ГАТТ ВТО приобрела статус юри­дического лица и специализированного учрежде­ния ООН. Таким образом, ВТО представляет со­бой как организацию, так и своего рода кодекс правовых норм, распространяющихся на сферу международного обмена товарами, услугами и предметами интеллектуальной собственности. Участницами ВТО являются более 140 стран. ВТО контролирует выполнение торговых согла­шений и ведет наблюдение за торговой полити­кой членов ВТО, организует проведение новых многосторонних торговых переговоров, занима­ется разрешением торговых споров между члена­ми организации.

ВТО: СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ

Высшим руководящим органом ВТО является Конференция министров, созываемая не реже од­ного раза в два года. Она принимает решения по наиболее важным вопросам: прием новых членов в Организацию, начало нового раунда многосто­ронних торговых переговоров и утверждение их повестки.

В период между конференциями деятельнос­тью ВТО руководит Генеральный совет, состоя­щий из послов и глав делегаций членов ВТО. Ге­неральный совет проводит обзоры торговой по­литики стран-членов и занимается разрешением торговых споров между ними. Эти функции он де­легирует двум специальным органам - по анализу торговой политики и по разрешению споров. Ге­неральному совету подчинены также три совета — Совет по торговле товарами. Совет по торговле услугами. Совет по интеллектуальной собствен­ности, а также три комитета - по торговле и раз­витию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и администра­тивным вопросам.

Кроме того, в структуру ВТО входят различ­ные специализированные комитеты, рабочие и экспертные группы. Они занимаются подготов­кой аналитических материалов и решений ВТО, касающихся защиты окружающей среды, про­блем развивающихся стран, правил конкуренции, инвестиций, региональных торговых соглаше­ний, приема новых членов.

Техническое обеспечение деятельности мно­гочисленных органов ВТО возложено на Секре­тариат, возглавляемый Генеральным директо­ром. Хотя Секретариат не принимает решений по принципиальным вопросам, его значение и влия­ние в ВТО весьма велико.

Систему соглашений ВТО можно рассматри­вать как международное законодательство, уста­навливающее правила обмена товарами и услуга­ми. Основу правовой системы ВТО составляет пакет документов, главным из которых является Соглашение о ВТО, а также четыре приложения к нему.

В Приложение 1 входят три основополагаю­щих соглашения ВТО: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. (включающее поло­жения Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г. с учетом изменений, внесенных с момента подписания). Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Кроме того, в Приложение 1 включены два со­глашения, устанавливающие права и обязанности правительств по регулированию торговли от­дельными категориями товаров: Соглашение по сельскому хозяйству. Соглашение по текстилю и одежде. Ряд соглашений регламентирует приме­нение основных инструментов внешнеторговой политики: Соглашение по субсидиям и компенса­ционным мерам. Соглашение по применению ст.

VI ГАТТ-94 (Соглашение по антидемпинговым мерам). Соглашение по защитным мерам. Согла­шение по техническим барьерам в торговле. Со­глашение по применению санитарных и фитоса-нитарных норм, Соглашение по применению ст.

VII ГАТТ-94 (Соглашение по таможенной оценке товаров). Соглашение по предотгрузочной ин­спекции, Соглашение по правилам происхожде­ния товаров. Соглашение по процедурам импорт­ного лицензирования, Соглашение по инвестици­онным мерам, связанным с торговлей.

В Приложение 2 вошло Понимание о правилах и процедурах разрешения споров; в Приложение 3 -Механизм обзоров торговой политики; в Прило­жение 4 - несколько многосторонних торговых соглашений, обязательных не для всех, а только для подписавших их заинтересованных членов ВТО - Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, Соглашение по правительствен­ным закупкам. Соглашение по молочным про­дуктам и Договоренность по говядине.

 

Деятельность ВТО направлена на создание благоприятных условий для международного об­мена товарами и услугами. Она базируется на двух главных принципах - недискриминации и гласности. Принцип недискриминации имеет двойное значение. Первое - недискриминация торговых партнеров по отношению друг к другу. Каждая страна предоставляет всем партнерам ус­ловия торговли, не менее благоприятные, чем те, которые она предоставила хотя бы одной стране. Данный аспект принципа недискриминации на­шел свое выражение в обязательном применении режима наибольшего благоприятствия (РНБ) ко всем членам ВТО. Другой аспект подчеркивает недопустимость дискриминации иностранных товаров по отношению к отечественным после прохождения таможни. Соблюдение этого тре­бования обеспечивается предоставлением наци­онального режима иностранным товарам, посту­пившим на внутренний рынок.

Принцип гласности заключается в том, что все страны обязуются регулярно и в полном объеме информировать других членов ВТО о применении средств торговой политики, а также заблаговре­менно ставить их в известность о мерах, готовя­щихся к введению. В документах ВТО содержится список инструментов, о применении которых тре­буется обязательно предупреждать, и указаны сроки уведомления. В соответствии с Приложе­нием 3 к Соглашению о ВТО все страны пред­ставляют в соответствующий орган Организации обзоры своей торговой политики. Каждый из них дополняется обзором по данной стране, подготов­ленным Секретариатом. Страны, занимающие первые четыре места в обороте международной торговли, готовят такие доклады один раз в два года, другие страны - один раз в четыре или шесть лет. При этом ЕС рассматривается как од­на страна.

В определенных случаях возможны отступле­ния от основополагающих принципов ВТО. Максимальные исключения в отношении приме­нения режима наибольшего благоприятствова­ния и национального режима содержатся в Гене­ральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Это связано с такими особенностями торговли услугами, как совпадение момента про­изводства и потребления услуги; необходимость присутствия поставщика услуг на национальном рынке; большое разнообразие видов услуг, каж­дый из которых обладает своей спецификой. От­ступления от принципа недискриминации предус­мотрены, в частности, в Соглашении по защит­ным мерам. Принцип гласности соблюдается наиболее последовательно, однако существуют определенные трудности в одновременном выпол­нении данного требования и сохранении конфи­денциальности информации, также гарантирован­ном нормами ВТО.

 

Видимо, имеет смысл хотя бы кратко остано­виться на порядке применения основных средств,

используемых странами для защиты своих

экономических интересов на мировом рынке. Для детального ознакомления с нормами ВТО отно­сительно применения торгово-политических ин­струментов лучше обратиться к самим докумен­там ВТО.

ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ

Основным направлением деятельности ВТО является либерализация международной торгов­ли. Она выражается в заключении соглашений, направленных на снижение ставок таможенных тарифов и постепенное устранение нетарифных барьеров. С этой целью ВТО регламентирует ус­тановление таможенных процедур, внедрение на­циональных стандартов и санитарных норм. Страны ВТО обязались устранять нетарифные торговые ограничения, заменяя их таможенными пошлинами, или, как еще говорят, их тарифным эквивалентом. Это явление получило название тарификации торговых ограничений. А посколь­ку ВТО одновременно проводит последователь­ный курс на уменьшение таможенных пошлин, облегчается не только сопоставление уровней торговых барьеров в разных странах, но и пре­пятствия на пути развития международной тор­говли становятся менее ощутимыми.

Механизм снижения пошлин включает инсти­тут их связывания. Страна обязуется не подни­мать ставки на конкретные товары выше пре­дельного, или связанного уровня. Например, страна обязалась не поднимать пошлины на ка­кой-то товар выше 15%, то есть связывает их на уровне 15%. При этом она может установить дей­ствующую ставку на уровне 10%. Действующая ставка может быть повышена только до связан­ного уровня. Если же страна захочет ввести став­ку выше 15%, ей придется снова вступить в пере­говоры со всеми заинтересованными членами ВТО и предложить им адекватные торгово-поли-тические уступки. Обязательства каждой страны по связыванию и снижению пошлин зафиксиро­ваны в ее индивидуальном перечне.

• Решения о снижении торговых барьеров при­нимаются как на двусторонних, так и на группо­вых и многосторонних переговорах. Страна, же­лающая получить уступку со стороны другого члена или других членов ВТО, сопровождает свой запрос предложением ввести адекватную ус­тупку со своей стороны (не обязательно по тако­му же товару). В итоге принимается пакетное ре­шение о взаимных уступках. Тем самым процеду­ра запрос-предложение обеспечивает сохранение баланса взаимных обязательств в сфере регули­рования торгового режима. Но дело в том, что и в случае двусторонней договоренности о либера­лизации ее плодами благодаря РНБ пользуются все члены, а не только непосредственные участ­ники переговоров. Все достижения в сфере снижения торговых барьеров распространяются и на присоединяющиеся к ВТО страны. Поэтому про­цедура вступления в ВТО включает проведение кандидатом двусторонних переговоров со всеми заинтересованными членами о предоставлении уступок с его стороны.

Показатели среднего и даже средневзвешен­ного уровня таможенных пошлин не всегда адек­ватно отражают действительный уровень тариф­ных барьеров. Страны стараются сохранить сверхвысокие ставки на особо значимые для них и чувствительные к иностранной конкуренции товары. Такие товары не всегда занимают высо­кую долю в товарообороте. Скорее наоборот, с повышением ставки объем ввоза товара, а с ним и его доля в общем объеме импорта при прочих равных условиях сокращается. В то же время страны идут на тарифные уступки по тем това­рам, торговля которыми обслуживает коопера­ционные связи, по которым у национальных про­изводителей достигнут высокий уровень конку­рентоспособности, или которые вообще не производятся в стране. Именно такие товары и играют наибольшую роль в импорте. Поэтому ис­пользование средневзвешенного показателя мо­жет еще больше исказить действительное поло­жение.

Нетарифные барьеры в торговле отличаются большим разнообразием. Они принимают форму не только требований, предъявляемых к качеству товара, но и правил упаковки и маркировки, оформления документации, выполнения тамо­женных формальностей, требований к производ­ственным процессам и т.д. Разнообразие видов нетарифных барьеров потребовало заключение целого ряда соглашений, регулирующих их при­менение. Сюда входят Соглашение по техничес­ким барьерам в торговле. Соглашение по при­менению санитарных и фитосанитарных норм, Соглашение по применению ст. VII ГАТТ-94 (Соглашение по таможенной оценке товаров), Соглашение по предотгрузочной инспекции. Со­глашение по правилам происхождения товаров, Соглашение по процедурам импортного лицензи­рования.

Хотя технические барьеры предназначены, прежде всего, для защиты здоровья и безопаснос­ти людей, жизни и здоровья животных и расте­ний, охраны окружающей среды, обеспечения на­циональной безопасности и защиты прав потре­бителей, они представляют собой эффективный инструмент ограничения импорта. Поэтому воз­никла необходимость регламентации их примене­ния. Соглашение по техническим барьерам, в ча­стности, требует, чтобы страны не использовали данные барьеры в целях дискриминации партне­ров и создания излишних препятствий в торговле.

При применении технических барьеров обяза­тельно соблюдение режима наибольшего благо­приятствования и национального режима. Все это означает, что одинаковые технические тре­бования должны применяться ко всем импорти­руемым товарам и товарам местного производст­ва. Это касается не только требований к качеству товаров, но и порядка оформления документа­ции, а также оплаты установленных законом про­цедур.

ВТО обязывает страны в своей технической политике ориентироваться преимущественно на международные стандарты и отступать от них только в том случае, если они отсутствуют или их требования недостаточны в сложившихся в стра­не условиях. Страны договорились, что будут действовать в направлении унификации стандар­тов и технических требований, а также расши­рять сферы, на которые распространяется взаим­ное признание сертификатов и результатов про­верок. Национальные органы должны регулярно публиковать действующие и готовящиеся к вве­дению стандарты.

Документы ВТО предусматривают отказ от количественных ограничений. Они объявлены крайней мерой, к которой можно прибегать толь­ко в том случае, если все другие способы решения проблемы оказались неэффективными. Разреше­но применение экспортных ограничений в случае угрозы возникновения нехватки продовольствия или другого жизненно важного товара на внут­реннем рынке. Кроме того, количественные ог­раничения можно вводить для обеспечения рав­новесия платежного баланса и в некоторых дру­гих случаях. Страна, намеревающаяся прибегнуть к таким мерам, обязана проконсультироваться со своими торговыми партнерами. Ограничения не должны быть чрезмерными, то есть не должны выходить за пределы, необходимые для выполне­ния своей задачи - восстановление равновесия платежного баланса. При этом не рекомендуется вводить ограничения на импорт товаров, которые используются в производстве вывозимой из стра­ны продукции с тем, чтобы не препятствовать росту экспорта. Странам, наиболее отстающим в экономическом развитии, где ежегодный душе­вой доход не превышает 1 тыс. долл., предостав­лена несколько большая свобода в применении количественных ограничений.

Особого внимания заслуживают правила ВТО, касающиеся использования субсидий и компенса­ционных пошлин, антидемпинговых и защитных мер. Дело в том, что за годы, прошедшие с преоб­разований ГАТТ в ВТО, случаи применения ком­пенсационных пошлин, антидемпинговых и спе­циальных защитных мер участились. К ним пере­шла часть протекционистских функций, которую раньше выполняли обычные таможенные барье­ры. Они были снижены, но потребность в защите внутренних рынков осталась. Нередко дополни­тельные пошлины устанавливаются на очень вы­соком уровне, который делает ввоз товара невоз­можным.

СУБСИДИИ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ

Наряду с ликвидацией торговых барьеров в сферу ответственности ВТО входит выработка правил, регулирующих деятельность государства по оказанию поддержки национальным произво­дителям. Прежде всего, речь идет о государствен­ном субсидировании производства и особенно экспорта, поскольку оно нарушает принципы свободной конкуренции. Вопросы субсидирова­ния регулируются в ВТО Соглашением по субси­диям и компенсационным мерам (СКМ).

Понятие субсидии трактуется в данном согла­шении очень широко. Оно определяет субсидию как финансовый вклад правительства или друго­го государственного органа, ведущий к образова­нию прибыли у получателя. Вклад, сделанный частной организацией, тоже будет признан суб­сидией, если данная организация выполняла по­ручение правительства, или если ее деятельность, по существу, не отличается от деятельности орга­нов государства. Компенсационные пошлины в соответствии со своим названием призваны ком­пенсировать ущерб, наносимый субсидиями. Они применяются в дополнение к обычным пошли­нам. Их введение возможно лишь после предва­рительного расследования и рассмотрения дела Органом по разрешению споров.

Формы субсидий весьма разнообразны: это не только прямые выплаты государства или финан­сирование им льготных ставок по кредитам, но и налоговые скидки и кредиты, возврат налогов, пониженные транспортные тарифы, льготный порядок продажи валютной выручки, государст­венные закупки по повышенным ценам или, на­против, продажи государством товаров и услуг по пониженным ценам и т.п. Однако не всякий пере­ход средств от государства к предприятиям счита­ется субсидией. К субсидии относится только та часть государственного финансового содействия, которая превышает обычную коммерческую практику. Государству не запрещается предостав­лять предприятиям кредиты или гарантии по кре­дитам, если это делается на обычных условиях.

СКМ вводит понятие "специфической субси­дии", то есть такой, которой могут пользоваться не все производители, а только отдельные пред­приятия, их группы или отрасли. Именно специ­фические субсидии могут дать обоснованный повод для ответных санкций в виде компенсацион­ных мер. Наиболее опасными специфическими субсидиями, с точки зрения ВТО, являются субси­дии, направленные на стимулирование экспорта и импортзамещения. Их применение запрещено, поскольку они непосредственно влияют на конку­рентную среду. Субсидии дают другим странам безусловное основание для применения компен­сационных мер, причем для установления факта субсидирования применяется ускоренная и упро­щенная процедура. В Приложении I к СКМ со­держится перечень наиболее распространенных видов экспортных субсидий. Остальные специфи­ческие субсидии не запрещены, но дают основа­ния для выдвижения требования о компенсации.

В то же время неспецифические субсидии можно применять свободно, не опасаясь введения ответных мер. Для того, чтобы субсидию призна­ли неспецифической, она должна быть общедос­тупной и предоставляться автоматически. Так, снижение налогов, процентных ставок и тарифов или, например, введение социальных льгот, не привязанных к каким-либо категориям предприя­тий, не подпадают в разряд специфических субси­дий и не дают основания для разбирательства и применения торговых санкций со стороны других стран.

Надо иметь в виду, что ст. 2 Соглашения пре­дусматривает возможность признания субсидии специфической не по ее формальным критериям, а по фактическим условиям и результатам приме­нения. Иными словами, если субсидию на практи­ке получают лишь некоторые предприятия, то она может быть признана специфической, хотя по формальным признакам таковой не является.

Прежде чем начать расследование, страна, считающая, что субсидирование в другой стране наносит ущерб национальной экономике, обра­щается к ней с предложением провести консуль­тации. Расследование начинается с заявления от­расли, которая понесла или может понести ущерб в результате субсидирования в другой стране. Для того, чтобы обосновать требование о компенса­ции ущерба, необходимо доказать сам факт пре­доставления субсидии, наличие ущерба для эко­номики импортирующей страны и существование прямой связи между субсидированием и ущербом.

После окончания предварительного этапа расследований стороны могут договориться о прекращении или уменьшении субсидирования или о повышении цен на импортируемые товары в размере, компенсирующем влияние субсидии, Однако расследование может быть продолжено и после достижения такой договоренности. Если в ходе расследования факты подтвердятся, а консультации не привели к компромиссу, дело передается в Орган ВТО по разрешению споров, который, убедившись в обоснованности жалобы, обязывает страну-нарушителя прекратить субси­дирование. И только в случае невыполнения это­го решения потерпевшая сторона получает право на введение компенсационных пошлин.

Одним из ключевых понятий, используемых в СКМ, является понятие ущерба. В случае экс­портной субсидии ущерб выражается также в том, что благодаря субсидированию страна-нару­шитель существенно и устойчиво увеличивает свою долю на мировом рынке какого-либо сырь­евого товара. Сопоставление ведется со средним уровнем этой доли за три года, предшествовав­шие применению субсидии.

В случае импортзамещающей субсидии нане­сение ущерба может выражаться не только в том, что с рынка страны, применившей субсидию, вы­тесняется аналогичный товар другой страны или просто затрудняется его импорт, но и в том, что потерпевшая сторона начинает испытывать труд­ности с экспортом такого товара на рынки треть­их стран. Причем под вытеснением понимается как увеличение доли субсидируемого товара, так и ее сохранение в том случае, если бы при отсут­ствии субсидии эта доля сокращалась. Ущерб мо­жет быть констатирован и в том случае, если эта доля сокращается, однако не так быстро, как мог­ла бы при отсутствии субсидии. Ущерб также счи­тается доказанным, если будет установлено, что субсидия привела к существенному снижению це­ны на данный товар по сравнению с теми ценами, по которым аналогичный товар поставляется из других стран.

В ст. 6 СКМ приводятся основания для того, чтобы констатировать серьезное ущемление ин­тересов. Последнее возникает тогда, когда субси­дия превышает 5% стоимости товара; когда про­исходит прямое списание задолженности, в том числе государству, или субсидии предоставляют­ся на погашение долга; когда субсидия использу­ется для покрытия эксплуатационных убытков предприятия. Исключение составляют единовре­менные дотации, являющиеся частью комплекса мер, которые призваны дать предприятию время для реализации долгосрочных решений и необхо­димых для устранения острых социальных про­блем.

Серьезного ущемления интересов не возника­ет, если наряду с влиянием субсидии, сдвиги в тор­говле происходят под воздействием обстоя­тельств непреодолимой силы или деятельности государственных торговых организаций и моно­польных импортеров. Страна-истец не может претендовать на положительное для себя реше­ние вопроса, если сама применяет торговые огра­ничения. Расследование по поводу использования субсидии не проводится, если ее размер не превы­шает 1% стоимости товара, а также если товар импортируется в незначительных объемах.

Определенные отступления от норм СКМ сде­ланы для всех развивающихся стран, наименее развитых и стран с переходной экономикой. К на­именее развитым странам, как и в других согла­шениях ВТО, отнесены те, чей годовой доход на душу населения не превышает 1 тыс. долл. Эти страны могут применять многие виды субсидий. Остальные развивающиеся страны должны лик­видировать запрещенные субсидии в течение восьми лет после вступления в силу Соглашения по ВТО. Страны с переходной экономикой могут применять субсидии, являющиеся составной час­тью программ системной трансформации. Одна­ко субсидирование должно быть прекращено и в этих странах в течение семи лет после вступления в силу Соглашения по ВТО.

СКМ предусматривает возможность введения временных компенсационных пошлин. Такое право возникает у потерпевшей стороны при ус­ловии, что в ходе расследования всем заинтересо­ванным сторонам предоставлялась возможность изложить свою точку зрения, в предварительном порядке установлен факт субсидирования и нали­чие ущерба, а также наличие угрозы еще больше­го ущерба. Временные компенсационные пошли­ны разрешено вводить не ранее чем через 60 дней после начала расследования и на срок не более четырех месяцев, а их размер не должен превы­шать размер самих субсидий.

Таким образом, в СКМ, с одной стороны, весь­ма расширительно трактуется понятие субсидии и ущерба, а с другой - предъявляются строгие кри­терии к доказательству наличия прямой связи между субсидией и ущербом. Наличие таких кри­териев может позволить в определенных случаях избежать наказания за применение субсидии.

Поскольку субсидирование в наибольшей сте­пени применяется именно в сельском хозяйстве, развитию которого все страны придают большое значение, торговля аграрной продукцией была выведена из Соглашения о субсидиях и компенса­ционных мерах. Заключено специальное Согла­шение по сельскому хозяйству, которое не ставит субсидии, в том числе и экспортные, вне закона. Оно лишь связывает их уровень и устанавливает темпы и сроки их постепенного снижения в соот­ветствии с индивидуальными обязательствами стран-членов. В Соглашении реализован различ­ный подход к субсидированию производства и экспорта. Так, страны приняли обязательства в отношении общего объема субсидирования про­изводства, что позволяет им выбирать, какие сферы сельского хозяйства поддерживать в боль­шей степени. В то же время обязательства по со­кращению субсидирования экспорта указаны применительно к конкретным товарам. Перечень субсидий, имеющийся в Соглашении по сельско­му хозяйству, носит исчерпывающий характер, и страны обязались не расширять его, то есть не вводить новые виды субсидий.

Некоторые меры государственной поддержки сельского хозяйства исключены из обязательств по сокращению ее объема. Это меры, не оказы­вающие существенного воздействия на производ­ство и торговлю аграрной продукцией. К ним от­носятся защита окружающей среды, борьба с вре­дителями и болезнями растений и животных, научные исследования и подготовка кадров, стра­хование убытков и страхование от стихийных бедствий, содействие структурной перестройке, предусматривающей сокращение посевных пло­щадей и поголовья скота, строительство объек­тов инфраструктуры, создание государственных продовольственных запасов.

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ И ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ

Антидемпинговые пошлины призваны устра­нить влияние занижения цен иностранными по­ставщиками. Они назначаются в дополнение к обычным импортным пошлинам. Другим спосо­бом нормализации положения является принятие экспортерами обязательства не опускать цены ниже оговоренного в ходе консультаций уровня.

Использование антидемпинговых мер регла­ментируется Соглашением по применению ст. VI ГАТТ-94, которое также называют Согла­шением по антидемпинговым мерам (САМ). Со­гласно данному соглашению, демпинг имеет мес­то тогда, когда товары одной страны поступают на рынок другой по цене ниже их нормальной сто­имости. При этом дается уточнение: если товары экспортируются по цене, которая ниже цены их продажи на внутреннем рынке экспортера. Как и в случае компенсационных мер, введению анти­демпинговых мер должно предшествовать рас­следование, которое устанавливает не только факт демпинга, но и наличие ущерба импортиру­ющей стране и прямой причинной связи между этими двумя явлениями. Размер антидемпинговой пошлины не должен превосходить расхождение между демпинговой и нормальной ценой (демпин­говую разницу).

Подробно регламентируется порядок анти­демпингового расследования. В целом он совпа­дает с порядком проведения расследований в от­ношении субсидий и защитных мер. Для того, чтобы расследование было начато, необходимо соблюдение двух критериев: во-первых, демпин­говая разность должна находиться на уровне не менее 2% экспортной цены и, во-вторых, объем демпингового импорта должен составлять не ме­нее 3% всего импорта аналогичного товара. Со­глашение устанавливает правила сопоставления цен. Максимальный срок антидемпингового расследования составляет 18 месяцев, но при этом высказано пожелание завершить расследование в течение одного года.

Понятие ущерба трактуется также во многом сходным образом с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам. Под ущербом понима­ется не только сокращение производства или до­ли рынка, но и снижение темпов роста этих пока­зателей, уменьшение загрузки производственных мощностей, сокращение занятости, доходов от капиталовложений и ухудшение возможностей привлечения инвестиций. Основанием для введе­ния антидемпинговых пошлин служит как факти­ческий, так и возможный ущерб. Правда, при этом требуются четкие доказательства неизбеж­ности возникновения ущерба.

В принципе, антидемпинговые меры должны вводиться только против конкретного экспорте­ра. Однако если выявить нарушителя не пред­ставляется возможным, то страна-импортер мо­жет ввести антидемпинговую пошлину в отноше­нии всех поставщиков из страны-экспортера. Соглашение устанавливает, что антидемпинговая пошлина не может действовать более пяти лет. Однако если до истечения этого срока будет на­чато новое расследование, которое подтвердит сохранение демпинга, то действие пошлины мо­жет быть продлено.

Предусмотрено введение временных антидем­пинговых мер, которые могут принимать форму временной пошлины или, предпочтительно, де­нежного депозита или долгового обязательства, равного сумме предварительно оцененной анти­демпинговой пошлины. Если основания, по кото­рым вводились временные антидемпинговые по­шлины, не нашли подтверждения, то взысканные средства должны быть возвращены. Возврат тре­буется и в том случае, если окончательная пош­лина будет ниже временной, а также если в ре­зультате расследования будет установлено нали­чие не ущерба, а только его угрозы.

Защитные меры - это импортные ограниче­ния, применяемые в случаях, когда импорт товара причиняет "серьезный ущерб" какой-либо отрас­ли, или существует "явная неизбежность" возник­новения такого ущерба. Они имеют форму либо количественных ограничений, либо специальных пошлин, которые вводятся в дополнение к обыч­ным пошлинам. Согласно Соглашению о защит­ных мерах (СЗМ), их применение не должно со­здавать для национальных производителей более благоприятные условия по сравнению с иност­ранными поставщиками. Процедура введения за­щитных мер аналогична процедуре введения ан­тидемпинговых и компенсационных пошлин.

Защитные меры носят временный характер. Они призваны предоставить национальным про­изводителям возможность приспособиться к ве­дению открытой конкурентной борьбы, времен­но защитить их от иностранной конкуренции в случаях, когда импорт наносит или угрожает на­нести серьезный ущерб отрасли национального производства. Защитные меры, подчеркивается в СЗМ, применяются только в таких масштабах, которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба и для облегчения процесса экономического приспособления. При­чем, если защитные меры вводятся в форме коли­чественных ограничений, они не должны приво­дить к сокращению импорта ниже среднего уров­ня за последние три представительных года, по которым имеются статистические данные.

Как и другие подобные соглашения ВТО, СЗМ требует установления прямой связи между рос­том импорта и ухудшением положения в отрасли. Однако в СЗМ речь идет не просто об ущербе, а о "серьезном ущербе". К сожалению, данное поня­тие описано довольно расплывчато - как "суще­ственное общее ухудшение ситуации в отрасли отечественного производства". Остается неяс­ным содержание данного понятия и его отличие от простого ущерба.

Если ухудшение положения в отрасли вызвано не только ростом импорта, но и другими причина­ми, то оснований для введения защитных мер не возникает. Действительно, увеличение импорта может быть не его причиной, а следствием ухуд­шения положения в отрасли, возникшим под вли­янием других причин. Требуется также проведе­ние консультаций с заинтересованными страна­ми, которым должна быть предоставлена возможность привести свои аргументы.

В СЗМ подчеркивается необходимость недис­криминационного распределения импортных квот. Если достичь договоренности между по­ставщиками не удается, квоты делятся в соответ­ствии с их долями в импорте за представительный период. Отступление от принципа недискримина­ционного распределения квот возможно, если бу­дет доказано, что импорт из какой-либо страны или стран рос быстрее, чем импорт в целом. При этом требуется провести консультации со всеми заинтересованными экспортерами и привести обоснования необходимости отхода от основопо­лагающего принципа ВТО. Однако, если речь идет не о фактическом, а только о возможном ущербе, отступления от данного принципа не до­пускаются. Надо сказать, что положения о недис­криминационном распределении квот прописаны в соглашении недостаточно четко.

СЗМ запрещает использование добровольных ограничений экспорта и других подобных мер -сдерживание экспорта, мониторинг экспортных или импортных цен, наблюдение за экспортом или импортом, принудительные импортные кар­тели и системы выборочного экспортного или

импортного лицензирования. Однако в нем не приведен исчерпывающий список таких мер, что снижает практическую ценность данного поло­жения. Контроль за использованием запрещен­ных мер затруднен тем, что они часто вводятся на неформальной основе и не в результате выполне­ния каких-то общепризнанных процедур, а под давлением партнера, угрожающего другими санк­циями. Отсюда высокая роль добровольных огра­ничений экспорта как средства дискриминации торговых партнеров.

Если сложилось критическое положение, то защитные меры могут быть введены до оконча­ния расследования, но на срок не более 200 дней. Если же в ходе расследования будет установлена необоснованность временных мер, то все взыс­канные суммы подлежат возвращению.

Защитные меры могут вводиться на четыре года. При необходимости они могут быть продле­ны еще на такой же период. Таким образом, об­щий срок их действия составляет восемь лет. Ес­ли срок действия защитных мер превышает один год, то должно быть предусмотрено их постепен­ное ослабление. А при сроке действия более трех лет, не позднее, чем по прошествии половины срока, проводится оценка ситуации и, если это возможно, защитная мера отменяется или уско­ряются темпы ее либерализации.

Поскольку введение защитных мер нарушает баланс требований и обязательств данной стра­ны, ее торговые партнеры получают право на компенсацию, которая может выражаться в пре­доставлении им эквивалентных торговых усту­пок в других областях. Если такие компенсации не предоставлены, то эти страны получают право ввести торговые ограничения в одностороннем порядке, если на этот счет нет возражений у Со­вета по торговле товарами. Однако, если основа­нием для защитной меры послужил рост импорта, то в течение первых трех лет действия защитных мер права на компенсацию у ее партнеров не воз­никает.

Как и во многих других соглашениях ВТО, в отношении развивающихся стран в СЗМ предус­мотрены определенные исключения. Так, защит­ные меры не применяются, если доля страны в общем объеме импорта составляет менее 3%, а суммарная доля всех развивающихся госу­дарств, имеющих менее чем 3%-ную долю, не превышает 9%.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНУТРИ ВТО. СИСТЕМА РАЗРЕШНИЯ СПОРОВ

Изначально деятельность ВТО направлена на либерализацию торговли. С одной стороны, та­кая задача соответствует интересам националь­ных производителей, стремящихся расширить свои операции на внешнем рынке. С другой сто­роны, она противоречит интересам тех компаний, которые не стремятся к завоеванию рынков дру­гих стран и требуют от своих правительств защи­ты от иностранной конкуренции на внутреннем рынке.

Потребители, в свою очередь, желали бы ви­деть рынки своих стран наполненными разнооб­разными и недорогими товарами и услугами вы­сокого качества, а это может обеспечить только конкуренция производителей. В то же время, бу­дучи занятыми не всегда на конкурентоспособ­ных предприятиях, потребители понимают, что доступ к разнообразным благам они могут полу­чить только в том случае, если сохранят свои ра­бочие места. Поэтому в отношении к либерали­зации торговой политики профсоюзы нередко солидаризируются с руководством своих пред­приятий.

Надо учесть также, что правовая система меж­дународной торговли не является раз и навсегда данной, а постоянно развивается. Как и в любой другой правовой системе, здесь присутствуют бе­лые пятна, которые допускают двоякое и троякое толкование. Постоянно идет борьба стран, стре­мящихся реали<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: