Социальные предпосылки крещения. Русь перед выбором веры




Введение

Религия бесспорно имеет положительное влияние на жизнь человека: его поведение, быт, характер, если конечно это не вера в Молоха или Вуду. Даже совсем не верующий в Бога человек, атеист, временами обращается к Богу, когда у него большое горе или радость. Иногда человек в приливе чувств говорит: “Помоги Боже мне”, или там кому-нибудь, или Спасибо тебе господи и т.д. и т.п. Во всем мире много религий и верований. Я решила посветить свою работу одной из больших религий – христианству – тому христианству к которому относятся большинство людей в России – православию.

В недавнее советское время мы слышали в основном отрицательное отношение к религии: “религия – это яд, религия – это плохо. Если мол человек верит в Бога, значит этот человек слабохарактерный, безвольный”. А так ли это? Вспомним Александра Невского или Дмитрия Донского. Разве они были слабохарактерными или безвольными людьми? Нет они были мужественными воинами, блестящими полководцами. Благодаря им Россия избавилась от иноземного ига. С именем Бога шли русские в бой: “За веру, Царя и Отечество” и побеждали!

Благодаря новому подходу к религии, современному плюрализму мнений и настоящей свободе совести взгляд на церковь у большинства людей поменялся. А то что к религии в наше время другой подход, чем раньше, это бесспорно. Я хочу осветить в своей работе много неизвестно то, что от нас скрывали годами, чему нас не учили. Раньше в Вузах был такой предмет “Научный атеизм”. В нем рассказывали о всех религиях, но как-то однобоко. Говорили и писали о них отрицательно. Но ведь благодаря религии появилась письменность, например – православная грамота. Ведь школы были в тесной связи с церковью. (Чтобы стать священником, надо уметь читать богословскую литературу). До революции в каждом большом селе, я уж не говорю о городах, были церковно-приходские школы, где учили не только читать “Псалтырь” и “Апостол”, а учили считать и писать. Да я согласна с тем, что имелись и отрицательные моменты. Были костры инквизиции и монастырские тюрьмы. Но в этом не религия виновата, а деятели от религии. Только века те были темными, я бы сказала варварскими. В век просвещения, который приходится в России на восемнадцатое столетие, люди тоже верили в Бога. Взять например Михаила Ломоносова или Екатерину II. Православная церковь уже не преследовала людей так рьяно за другой взгляд на религию, за неверие в Христа.

Были в России мусульманские мечети и буддийские храмы, а на западе России католические церкви и монастыри.

Пик атаки на церковь и веру вообще пришел на XX век, а если точнее на 1930 год, когда в СССР создавались колхозы. Вот как описывает это время английский историк Аллан Буллок: “Нападки на крестьянство сопровождались яростной борьбой против Православной церкви, оплота традиционной крестьянской культуры, которая с точки зрения сталинского руководства, была одним из главных препятствий на пути коллективизации. В деревнях не только закрывались церкви, с них сбивались кресты, с колоколен снимались колокола, сжигались иконы. Множество старинных русских церквей было разрушено или повреждено, а огромное число священников было арестовано. Хотя многие монастыри и являлись, по существу, образцовыми сельскими хозяйствами, они были закрыта и тысячи монахов и монахинь отправились в Сибирь. Сообщалось, что к концу 30-го года было закрыто около 80% деревенских церквей”. (Аллан Буллок. “Гитлер и Сталин” I том). Как видите, комментарии излишни. Что могли коммунисты предложить взамен веры в Бога. Свою религию – веру в светлое будущее – коммунизм. Свой иконостас – фотографии членов ЦК КПСС. Люди перестали верить в Бога, а они стали лучше? Конечно, бесспорно и то, что научные знания, например география, расходятся с богословской точкой зрения на построение мира. Но суть не в этом. Я рассматриваю церковь и ее деятельность на определенной отрезке времени, с 988 года по XIV столетие включительно. Мне просто интересно взглянуть на те времена с исторической точки зрения, глазами современного человека. От начала её деятельности, в определенном промежутке времени на определенной территории. В данный момент – это Русь, время – средние века, церковь – православная русская.

 

 

Язычество Древней Руси.

Более тысячи лет отделяет нас от тех, ставших уже легендарными, времен, когда Россия, в то время Русь, стала христианской страной. Крестом и мечом на протяжении столетий насаждалась новая вера среди русского народа. Торжество христианства было достигнуто путем подавления жесткого сопротивления народа, сопровождалась крупными историческими событиями, имевшими зачастую трагическую окраску. События тех лет скрыты от нас завесой тысячелетия. Большинство летописей, как источников прошлого сгорело в пожарах войн и междоусобицах, когда брат вставал на брата, сын на отца. Когда полчища иноземных завоевателей топтало русскую землю Да и просто истлело от старости и от недосмотра наших предков. Поэтому вокруг проблемы крещения Руси до сих пор не стекает острая полемика, сталкиваются различные точки зрения.

Бесспорно влияние христианства на отечественную культуру высоко, но говоря о прогрессивном характере христианизации нельзя не отметить побочные отрицательные последствия этого процесса. Пришедшее на Русь христианство подавляло предшествующую ему национальную культуру. Выстроенный церковью идеологический барьер на многие века отгородил Русь от Западной Европы и стран Востока. Не всегда благоприятную роль играли тесные связи с византийской культурой, находящейся в состоянии упадка и застоя.

Русь не сразу же и без восторга приняла христианство. Усвоение новой религии не представляло собой единоразового и беспроблемного акта. Ведь крещение это еще не христианизация. Чтобы понять Бога нужно принять его не телом, а душой, сердцем. Да и религия до христианизации была другая.

Языческое землевладельцев Восточной Европы сложилось во II-I тысячелетии до н.э., в эпоху первобытного строя и бронзового века, задолго до возникновения славянских государств. У древних славян сформировался культ: земли, солнца, дождя, рек, источников, т.е. всего, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Зависимость урожая от природных условий, от цикличности сельскохозяйственных работ придавала и подчиняла жизнь земледельца, налаживала своеобразные путы на его мировоззрение. Не располагая научными знаниями об окружающем мире, причинах погодных условий, явлений, смены времен года, рождения и смерти, человек раннего средневековья находился в плену сложных религиозных, в частности магических верований, обожествляя постоянно повторяющиеся природные явления.

У славян был разный уровень богов. Поздний культ Перуна стоял на ровне со сложившимися в разное время и имеющих разное происхождение культа Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков – Род и Рожаницы, бог скота, Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла – Берегини и Упари, Русалка и прочие. Со временем бы Род превратился бы в главное Бога, что связано с наметившимся развитием религиозных представлений в сторону единобожия, т.е. монотеизма. Солнечные символы Древней Руси тесно связаны с конем (коньком) и водоплавающей птицей, прежде всего с уткой. Их изображение в виде амулетов – оберегов часто находят при раскопках курганов. Вера в существование загробного мира заставляла вместе с покойником класть в могилу все, что могло ему пригодиться, в том числе жертвенную еду. При похоронах лиц, принадлежавших к социальной верхушке, сжигали их наложниц, справляли поминки так называемую тризну.

Местами языческого культа на Руси были святилища (капища), где происходили моления и жертвоприношения. Они представляли собой округлые или сложные по очертаниям, как розетки, земляные или деревянные сооружения. В центре капища находилось каменное или деревянное изображение богов, вокруг него жгли костры. В жертву богам приносили плоды земли, животных и птиц, а также человеческие жертвоприношения. Такие святилища изучены на Волхове под Новгородом и в других местах. Языческий четырехсторонний идол из реки Збруга на Волыни дает картину мира предхристианских времен. На нем изображены три горизонтальных ряда человеческих фигур, что свидетельствует о существовании в представлениях того времени трех ярусов мира – верхнего, почти бесконечного неба с устремленными вверх мужскимии женскими богами, близкого зрителям среднего – земли и нижнего – подземного, боги которые держат на себе верхние ярусы вселенной. В верхнем мире могут быть опознаны Перун с саблей и конем, Дажьбог, женского божество с рогом изобилия и коньком (Берегиня или Рожаница?) и др.

Обслуживанием культа и выполнением ритуальных действий занимались волхвы – кудесники, обладавшие даром психологического воздействия на людей и составлявшие социальный слой. В древности функции культа были соединены с властью племенных старейшин и князей, но в Древней Руси жречество уже отделилось от политической власти и свидетельства XI века о языческих выступлениях против князей, подтверждают это.

Формирование господствующего класса, связанного с военной функцией, с внешнеэкономическим принуждением изменило традиционное отношение божеств и выдвигало дружинного бога молнии Перуна вперед. Именно он позднее стал объектом монотеистического культа при дальнейшем развитии религии на основе язычества, отодвинув божество Род на второе место. Это подняло язычество на новую ступень и делало его государственным культом. Княжеская власть вступает в новые тесные связи с культом, святилища соседствуют с княжескими замками. Власть князя заинтересована в идеологической поддержке со стороны волхвов, обеспечивала их долей даней и военных трофеев. От этого видимо и происходит десятая часть, перенесенная затем князем Владимиром на христианский культ (Десятинная церковь). В условиях дальнейшей смены в Древней Руси язычества христианством вынесение на первое место культа Перуна способствовало укреплению монотеизма, но не могла оставить заметной памяти в XI-XIII веках, (времена, к которым относятся письменные сообщения о древнерусском язычестве). Этот слой в двухтысячелетней толще язычества оказался слишком тонким.

 

Социальные предпосылки крещения. Русь перед выбором веры

В конце X века ориентация влиятельных социальных сил на христианство, а точнее на его восточную разновидность усилилось. В начале IX века у славянских и некоторых других племен, обитавших на обширной территории на смену первобытной формации приходит ранний феодализм. Как и всякое переходное социальное состояние этот период характеризовался остротой противоречий, неустойчивостью, разнонаправленными тенденциями общественной жизни. Феодальный способ производства на территории Руси формировался в течении VI-VIII вв. С IX века ведущая роль в экономике, а следовательно в социальных отношениях перешла к нему. НО борьба между традиционным первобытным, рабовладельческим и феодальным укладом не прекращалась.

Успех, которого добился феодальный уклад, не был пока полным, ни окончательным. Сложились условия неблагоприятные для феодального уклада. Как известно классическим вариантом смены одного вида формации другим на Востоке, да и на Западе (Вспомним Древний Египет, Грецию, Рим) был рабовладельческий, шедший на смену первобытнообщинному. История восточных славян отклонилась от столбовой дороги. Это стало возможным потому что на социальной арене того времени имелась феодальная формация, она уже охватывала огромную зону в Европе, Азии и Северной Африке. Феодализм постоянно втягивал в свою орбиту все новые общности, политическая зрелость которых позволяла им порывать связи с первобытностью. Как известно рабовладение у славян, пополнившееся за счет войн, существовало с VI века, оставалось на уровне патриархального, хотя и способствовало выделению и усилению знати. Таким образом, восточные славяне пошли по пути нерабовладельческого развития. Первобытнообщинная система сменилась феодальной, на смену вождю племени пришел князь. Ко второй половине X века феодализм на Руси, просуществовавший около полутора веков, имел два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике и государство, что первое в сфере политики. Но третий важный компонент идеология отсутствовал. Ведь та же религиозная идеология бывшая в Древней Руси, шла с времен первобытнообщинных и времен военной демократии. Ей надо было найти замену. Становление религий нового типа, а к ним относится христианство, сопровождается интенсивной борьбой идей, стремление идеологически оформить религиозные представления. И если на земле построена лестница, Бог, архангелы, ангелы, святые и наконец, души тех, кто достоин рая после смерти. Представителем Бога на земле, передавать просьбы и чаяния верующих на небо, молитвой просить небеса и ниспослании благ, защиты становиться священник. Вот как пишет академик Скадкин С.Д.: “Как бы ни были сильны средства внеэкономического принуждения для обращения свободных соплеменников в зависимых и эксплуатируемых людей, их одних не хватало и наряду с мечом светским необходим был меч духовный – религиозное обоснование господства господствующих и повиновения им трудящихся масс”. По своему географическому положению, христианство религия, в первую очередь, европейская. Другая обширная зона цивилизации – Восток, была завоевана Исламом и Буддизмом, поделившими между собой значительно очерченную часть. Русь стала пере выбором.

И когда возможности старой языческой религии внутри страны были значительно исчерпаны и не принесли ожидаемых результатов, взоры правящей верхушки обратились к соседним странам. Подходящие религии у них имелись. У волжских булгар был распространен ислам, у хазар – иудаизм, В Византии и Западной Европе – христианство, в котором все сильнее выделялись восточные и западные центры (Константинополь и Рим). Все эти религии уже стихийно начали распространяться на Руси, но влияние имели разное. Иудаизм нес груз наследия, полученный от древнееврейской религии. Некоторые традиции прошлого, от которого он так и не избавился, сильно ограничивали его возможности. “Иудаизм со своим новым универсальным богом, тоже сделал попытку стать мировой религией”, так писал Ф.Энгельс – “НО дети Израиля оставались все время аристократией среди верующих и других”, (т.е. исламистов и христиан). Ислам же, обладавший большей мобильностью, и сумевший быстро распространиться на значительных пространствах воплотил в себе характерные особенности иного региона. “Ислам – это религия, приспособленная для жителей Востока” - так писал о нем тот же классик. Наиболее подходящей религией оказалось христианство, она не содержала того, чтобы создавало бы ему трудности в Восточной Европе, части того региона, где ему удалось закрепиться. Постепенно складываются христианские традиции на Руси. В Киеве строится церковь святого Ильи-на-Подоле. Немало лет правит государством, принявшая христианство княгиня Ольга – названная церковью равноапостольной и причисленная к лику святых. Существует, предположение, что христианином был ее внук Ярополк, правивший в Киеве в 972-980 гг. Христианство явно опережало своим влиянием ислам, иудаизм, к нему склонялась княжеская власть. Отношения киевской Руси с христианским миром (экономически, политические и т.д.) постепенно приобретают большую прочность, чем с мусульманским и тем более иудаистским. (В 965 г. Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича). Русь явно тяготела к /Византии. Вот в таких условиях совершался выбор религии, к которому были причастны Владимир Святославович – получивший от церкви прозвание Креститель и его окружение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: