Крещение Руси и церковная организация




Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов X века.

Для борьбы с очередным мятежником, полководцем Вардой Фокой, желавшим сесть на трон императора и обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью, не скупясь при этом на обещания. Важными условиями договора, по которому был послан русский отряд были женитьба Владимира на сестре Василия Анке и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение было заключено зимой 987/88 гг. После победы над мятежником императору пришлось выполнить договор и отдать сестру-царевну за киевского великого князя. Это было редким исключением в политической практике империи – в руке принцессы было отказано сыну германского императора будущему Оттону II. Чтобы добиться выполнения условий договора князю Владимиру пришлось осадить и взять в 989 году принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсонес). В нем находилась епископская кафедра. Это византийской владение было возвращено императору в качестве выкупа за невесту. Крещение Владимира, получившего христианское имя Василий, в честь святого патрона императора Василия II – Василия Великого, для скорейшего вступления договора в силу могло произойти во время пребывания посольства этого императора в начале 988 года. Хотя Корсунская легенда в Повести временных лет и в Житие святого Владимира дают противоречивые данные, относя его к Корсуню. Что касается крещения киевлян то источники дают две даты, традиционную 988 и более позднюю 990. По Повести временных лет крещение киевлян происходило в Днепре, по Житию Владимира в притоке Днепра – реке Почайне. После возвращения Владимира из Корсуня и появления византийских священников, обращение в христианство действительно должно было стать широким.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображением некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеской дружины. Так изображение Перуна было сброшено в реку и под смех и брань дружинников была баграми сопровождена вниз по течению, перед этим было сбито все золото и серебро, которыми был украшен идол. На местах где стояли языческие бог и капища построены церкви. Так, на холме в Киеве, где стоял Перун, была воздвигнута церковь во имя Василия Великого. Под Новогородом, в Перыне, где находился языческий храм, была построена церковь рождества. По сообщению Повести временных лет Владимир: “Начал строить в городах церкви и назначать попов, и людей стали приводить к крещению по всем городам и селам”. Распространение христианство проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией насильно, при сопротивлении не только жречества, но и различных слоев населения. Митрополит Киевский Илларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: “никто не сопротивлялся княжескому приказу, грозному богу и крестились, если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью”. В других же городах замена старой религии на новую встречала открытое сопротивление. Так в Новгороде введение христианства епископом Иоакимом Корсунянином и княжескими воеводами Добрыней и Пумятой насаждалась силой. Когда “Пумята крестил мечом, а Добрыня огнем”.

Вскоре после официального введения христианства на Руси началась создаваться организация русской православной церкви. Она имела статус митрополии константинопольского патриарха. Возглавлял ее митрополит присылаемый из Константинополя. Митрополит жил на подворье кафедрального собора святой Софии в Киеве. Также известно, что основанию кафедральной церкви предшествовала постройка в 990-995 годах каменной Десятинной церкви Богородицы, которой была передана десятина от княжеских доходов. Так в церковном уставе князя Владимира для этой церкви указано: “Се аз князь Великий Владимир, нареченный в святом крещении Василием, сын Святослава, внук Игоря и блаженной памяти княгини Ольги, принял святое крещение от греческих царей Константина и Василия и от Фотия патриарха царьградского. И потому же… создал церковь святой богородицы Десятинной и дал ей десятину по всей земле русской, из княжения в соборную церковь от всякого княжеского суда десятую векшу, а торгов десятую неделю, а из домов на всякое лето десятое, от всякого скота и от всякого жита…”. В 1037 – начале 1040 годов на месте этой церкви был построен каменный храм (собор), который сохранился до сих пор.

Для константинопольского патриарха новая церковная организация была колонией, куда могли быть направлены все “лишние” священники. А лишних клириков в константинопольской патриархии было много. Так в провинциальном городишке Эдесса их было 200, соответственно в больших городах еще больше. Только епископов в Византии было до 6000 человек. Так священники на Руси были поголовно греки. Конечно с течением времени, в составе приходского духовенства и монашества, появились, конечно, и значительный процент местного населения. Метрополия и епископат, по прежнему и надолго оставался преимущественно греческим. Во время Владимира и к первому десятилетию княжения Ярослава созданы епископии в Белгороде, Новгороде, Полоцке, Турове и в некоторых других городах. Это время христианизации и включение в церковную власть основной территории государства населенной русской народностью. К 30-40 годам XI века после основания Ярославля новой линии укреплений по реке Роси создается в Юрьеве-городе епископия, названная именем святого Георгия, патрона Ярослава. Эта кафедра должна была способствовать христианизации и подчинению Киеву ближайших кочевников. К 70-80-м годам в Ростовской земле христианство распространялось со значительными трудностями. Древнерусское и мирянское население оказывало упорное сопротивление и даже убило епископа Леонида во время восстания.

С русской церковью была связана древняя кафедра архиепископа Тмутараканского, центра древнерусского княжества на берегах Черного и Азовского морей.

Изменение политической структуры и установление после смерти Ярослава триумвирата князей: Изяслава в Киеве, Святослава в Чернигове и Всеволода в Переяславле способствовало возникновению кроме киевской, двух новых метрополий – Черниговоской и Переяславской.

Новгородские епископы XII-XIII веков – времени развития республиканского строя этого города – стали носить звания архиепископов, сохраняя однако же подчинение киевскому митрополиту, хотя и значились первыми среди русских епископов. Глава церковной организации в Новгородской архиепископии не назначался князем, а выбирался с участием вече.

К середине XIII века на Руси было 16 епархий, в значительной части соответствующих крупным русским княжествам. В пору феодальной раздробленности и существования самостоятельных княжеств, церковная система из 11-16 епископий подчиненных как местным князьям, так и Киеву, в определенной степени компенсировали недостаток политической централизации. Церковь мирила князей, была арбитром в их спорах, всячески препятствовала княжеской междоусобице, хотя видимо безуспешно. На горизонте встали черные тучи, шли монголы, неся смерть и разорение, полон и вековое рабство русскому народу.

 

5.Церковь в период Монголо-татарского нашествия и ее роль в борьбе за объединение вокруг Москвы

 

Разорение и уничтожение стен сел и городов, разграбление церквей и монастырей во времена монгольского нашествия привело к упадку хозяйств и культуры русских земель. В годы нашествия церковь была утешительницей русского народа. В церквях люди прятались, молились и погибали вместе с церквями. Наступило запустение. Долго русская церковь, как и народ не могла оправиться от нашествия монголо-татар. Лишь в 1267 году митрополит Кирилл получил от хана Менгу-Тимура ярлык оградивший церковь от посягательства со стороны монгольских властей. А за 4 года до этого в столице Золотой Орды была учреждена особая епископия, где полоненные русские люди и приезжавшие князья могли помолиться в русском храме.

Панская курия решила воспользоваться сложной политической обстановкой на русских землях, и в 1245 году хотела склонить Даниила Галицкого, а в 1248 году Александра Невского на унию с католической церковью, только князья были исконно православными и уния были ими отвергнута. Центром митрополии Русской земли становится Северо-Востосточная часть Руси. В 1299 году митрополит Максим – грек по национальности сделал Владимир центром митрополии. Церковь становится активным и влиятельным участником политической борьбы, развернувшейся в XIV-XV веках, в связи с процессом объединения русских земель вокруг Москвы.

В 1311 году представитель патриарха константинопольского созвал собор в Переславле-Залесском, который стал крупным политическим событием. На нем присутствовали лишь 2 епископа, остальные были низшие церковные чины: игумены, монахи, священники и светские лица. После крупных споров собор утвердил митрополитом – Петра, отвергнув две кандидатуры игумена Горонтия и игумена Льва ставленников Галицкого и тверского князей. Московский князь, с помощью которого Петр получил митрополию сдружился с ним. В 1313 году вступивший на престол в Золотой Орде хан Узбек дал широкие привилегии русской церкви, хотя со времен Узбека в Золотой Орде верх взяли мусульмане. В 1328 году Московский князь получил ярлык на великое княжение, в том же году прибыл новый митрополит – грек Феогност. В начале 40-х он приехал в Новгород из-за конфликта между Новгородом и новым Московским князем Семоном по прозванию “Гордый” из-за Торжка, и “Тяжек бысть приход его владыце и монастырем корм и дары”. В 1343 году он ездил с великим князем в Золотую Орду и сумел откупился от уплаты ежегодной дани, которую хотел наложить хан Джанибек на церковь. Как говорили современники благодаря матери хана, которую он вылечил от глазной болезни. На церковный престол всходит Алексей, который стал митрополитом после смерти Феогпоста и Семеона от чумы. Яркая личность, вписавший лучшие страницы в истории Руси и церкви того времени, причисленный к лику святых после смерти. Воспитатель и наставник малолетнего в то время Дмитрия Ивановича, князя Московского, которому современники дадут имя Донской, миритель князей и предвестник победы над игом татар в Куликовской битве в 1380 году. В то же время жил Сергей Радонежский, основатель крупного монастыря Троицко-Сергиевской Лавры, благославивший князя Дмитрия идущего на битву, дав ему двух воинов-иноков Ослабля и Переевета. Чтобы не говорили, церковь сделала большое дело для объединения русских земель вокруг Москвы. Играя подчиненную роль, она была идеологически первой в борьбе за крепкое государство во время феодальных войн и борьбе за крепкое государство во время феодальных войн и борьбе против иноверцев. Иго татар было сброшено в 1480 году, “стояние на Угре” закончилось моральным и политическим поражением Золотой Орды. Было это во время Ивана III. Дань уже не шла в Руси, хотя еще много было впереди крови и титанических усилий для объединения государство Российского. Церковь, теперь уже патриаршая, отколовшаяся от константинопольской, “Третий Рим” стояла на страже интересов Москвы, а значит и всей Руси.

 

 

Заключение

Мне пришлось писать реферат, используя литературу, изданную в Советское время. Она в основном относится к церкви с атеистической точки зрения, а значит отношение к церкви предвзятое, в основном критическое. Возьмем, например, книгу Н.М.Никольского “История русской церкви”, изданная в 1930 году в разгар гонения на церковь, освещает церковь, ее историю с позиции марксизма-ленинизма. Книга охватывает период от начала крещения Руси и заканчивается 16-м годом XX века.

Большой выбор материала в сборнике статей, выпущенных издательством “Мысль” в 1987 году к тысячелетию христианства “Введение христианства на Руси”. Книга издана в разгар перестройки и раскрывает реальные причины и последствия крещения Руси на культуру страны. Из хрестоматии по истории СССР я взяла отрывок из так называемой книги “Древнерусские княжеские уставы”. В книге “Русское православие: вехи истории” взято описание русской церкви во время монголо-татарского нашествия и его последствия.

В своей работе я использовала книгу писателя Дмитрия Балашова “Семеон “Гордый”, при описании XIV века, времен власти Золотой Орды над Русью. Книга не имеет коммунистической идеологической окраски. С ее страниц так и веет тем суровым и трудным для Руси временем. Вообще Дмитрий Михайлович Балашов отличный писатель-историк. Его серия книг о Руси из цикла “Государи Московские” хорошее пособие по истории России, при этом хорошо читаются и имеют ценные исторические сведения. Жалко, что трагическая смерть от руки убийцы прервала его творчество и мы не прочитали продолжение его трудов. Также я пользовалась “Историей СССР”, но сведения ее в связи с кратким изложением к сожалению скудные. Также я использовала при написании своего реферата единственную религиозную книгу, которую я смогла найти “Основы православия” протоирея Хопко.

Мы пришли к выводу, что крещение на Руси имело большое положительное влияние на историю страны, на умы людей, быт, семью и общество в целом. Вся жизнь русского человека была связана с церковью, с религией, начиная с рождения. Грудным ребенком его крестили в церкви. В христианской церкви крещение не просто символизирует моральную перемену и духовное перерождение. Крещением человек отрицается от сатаны и принимает Иисуса Христа. Достигнув определенного возраста люди вступают в брак, женятся, тогда происходит церковное венчание. Брачующих венчают “венцами славы Божьей”. Над ними молятся и их благословляют, они слушают слово Божье. В определенное время человек идет в церковь на исповедь, чтобы покаяться в своих вольных или невольных грехах. С таинством покаяния человек примеряется с Богом, после того, как нарушил сове общение с ним своими грехами.

Когда же человек болел и приходит его смертный час от болезни ли, от старости, в дом зовут священника. Происходит обряд елеосвящения, читается молитва “на исход души”. Этим человек духовно подготавливается к смерти.

Благодаря христианской вере Русь выстояла перед невзгодами. В войнах церковь вдохновляла воинов на бой с врагами, во времена больших эпидемий, которые были часты на земле. Церковь лечила и ухаживала за больными, хоронила умерших. При церквях и монастырях были богадельни – так назывались раньше дома для инвалидов и престарелых. Такие вот положительные стороны православной церкви.

Конечно у церкви были и отрицательные моменты. Насильственные насаждения веры, так называемая Русификация, гонение на иноверцев. Конечно не в таких размерах, как в Средневековой Европе, но и России пылали костры, на которых сжигали еретиков. Так был сожжен протопоп Аваакум, за то что не отказался от старой веры и хулил царя и “никоновскую веру”. Поддержка царской и феодальной власти в ее непопулярных и несправедливых делах. Молитва церкви за поработителей (вспомним время татарского ига и временной оккупации фашистских захватчиков). Преследование передовых людей, таких, например, как Л.Н.Толстой. Косность и застой, неприемлемость западных новшеств. Только Петр I повернул Россию лицом к Европе, благодаря ему она стала догонять западные страны в науке и технике, отстав от Европы на два столетия. Все это было – не вычеркнешь.

И все же религия имела положительное влияние на умы людей, на их менталитет и совесть.

Благодаря работе над рефератом я многое прочитала, что не знала до этого. Только жаль, что книг в защиту русской церкви почти нет в продаже и мне пришлось читать в основном антирелигиозную литературу, что не могло отразиться на моей работе.

Я бы еще многое могла описать в своей работе на заданную тему. Так вскользь задеты или совсем остались в стороне времена Ивана Грозного, век XVII, время петровских перемен, золотой век Екатерины, XIX столетие, советское время отмечено 30-м годом XX столетия.

Я знаю, чтобы не говорили плохое про религию, она учит добру. И нагорная проповедь Христа – это эталон человеческой жизни. Живя в XXI веке мы не должны забывать бога. Ведь Бог есть добро, Бог есть любовь.

 

Для реферата использована литература:

1. Аллан Буллок. “Гитлер и Сталин. Жизнь и власть”. Том I. Изд “Русич”. Смоленск, 1998 г.

2. Д.М. Балашов “Семеон Гордый”. Изд. “Современник”. Москва, 1988 г.

3. Сост. П.П.Епифанов и О.П.Епифанова. “Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до 1861 г.)” изд. “Просвещение”. Москва, 1987 г.

4. П.р. Клибанова “Русское православие: вехи истории”. Изд. “Политическая литература”. Москва, 1989 г.

5. Н.М. Никольский “История русской церкви”. Изд. “Политиздат”. Москва, 1985 г.

6. П.р. Б.А. Рыбакова “История СССР (с древнейших времен до 1861 г.)” изд. “Высшая школа”. Москва.!983 г.

7. Отв. Ред. А.Д.Сухов “Введение христианства на Руси”. Изд. “Мысль”. Москва, 1987 г.

8. Протоирей Фома Хопко “Основы православия”. Вильнюс, 1991 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: