Тема 2.1. Введение в психологию общения
Понятие общения, типы и виды. Структура, средства общения, социально-психологические механизмы общения.
Тема 2.2. Общение как обмен информацией
Специфика коммуникационного процесса между людьми. Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация.
Тема 2.3. Общение как взаимодействие
Типы взаимодействия. Проблемы кооперации и конфликта. Структура конфликта. Виды конфликта. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности.
Тема 2.4. Общение как восприятие людьми друг друга
Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия), роль эмпатии в межличностном восприятии.
Тема 2.5. Деловое общение
Деловая беседа. Особенности телефонной деловой беседы. Дисциплинарные беседы. Деловые переговоры. Деловые совещания.
Практические (семинарские) занятия
№ п/п | Модули и темы дисциплины | Наименование практических занятий |
1. | Психология межличностного взаимодействия | |
1.1 | Понятие группы. | Практическое занятие 1. Содержание предметной дискуссии: Характеристика социально-психологических процессов в группе. Организация предметной деятельности: Составление структурно-логических схем и таблиц. |
1.2 | Социально-психологические явления в группе | Практическое занятие 2. Содержание предметной дискуссии: Характеристика социально-психологических явлений в группе. Организация предметной деятельности: Тесты: «Методика изучения внутригрупповых отношений», «Определение психологического климата в организации», «Психологическая атмосфера в группе», «Тенденции поведения человека в группе»,«Ваш способ реагирования в конфликте», «Конфликтная ли Вы личность». |
1.3 | Психология взаимодействия людей | Практическое занятие 3. Содержание предметной дискуссии: Общая характеристика взаимодействия людей в группе. Организация предметной деятельности: Составление структурно-логических схем и таблиц. |
1.4 | Психология межличностных отношений | Практическое занятие 4. Содержание предметной дискуссии: Характеристика межличностных отношений в группе. Организация предметной деятельности: Составление структурно-логических схем и таблиц. |
Психология общения | ||
2.1 | Введение в психологию общения | Практическое занятие 5. Содержание предметной дискуссии: Правила и техники общения. Невербальные средства общения. Организация предметной деятельности: Упражнения: «Язык жестов», «Карусель». |
2.2 | Общение как обмен информацией | Практическое занятие 6. Организация предметной деятельности: Тестовые методики: Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского), «Умеете ли Вы слушать?», «Приятно ли с Вами общаться?», «Оценка самоконтроля в общении», «Тест коммуникативных умений» (Л. Михельсон). |
2.3 | Общение как взаимодействие | Практическое занятие 7. Организация предметной деятельности: «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей», «Оценка стиля межличностного общения», «Владеете ли Вы аудиторией?». |
2.4 | Общение как восприятие людьми друг друга | Практическое занятие 8. Организация предметной деятельности: Упражнения: «Расскажи сказку», «Соберемся вместе». Тесты: Исследование уровня эмпатийных тенденций, «Умеете ли Вы слушать и воспринимать собеседника?». |
2.5 | Деловое общение | Практическое занятие 9. Содержание предметной дискуссии: Деловая беседа: правила подготовки и ведения. Особенности телефонной деловой беседы. Деловые переговоры. Организация предметной деятельности: Упражнения: «Час редактора», «Слово из песни», «Телеграмма», «Испорченный телефон» |
Содержание самостоятельной работы
Программой предусмотрено 36 часов самостоятельной работы в течение семестра. В самостоятельную работу студентов входит домашняя подготовка к практическим занятиям, проработка теоретического материала по вопросам курса с использованием основной и дополнительной литературы и конспекта лекций, а также творческие задания.
Виды самостоятельной (творческой) работы: Составление глоссариев, кроссвордов, тематических тестов, подготовка докладов, аутодиагностика, составление схем и таблиц и другое.
Задание на самостоятельную работу выдается преподавателем, выбор видов задания осуществляется самостоятельно обучающимся. Методические материалы для получения задания и выполнения самостоятельной работы обозначаются преподавателем в процессе изучения дисциплины и специально разработанных методических рекомендациях. Материалы самостоятельной работы представляются в виде печатных листов формата А4, сдаются на проверку после окончания каждого модуля.