МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр
По непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Сборник
Клинических задач
Для итоговой государственной аттестации
По специальности 0406 «Сестринское дело»
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
- в хирургии
- в терапии
- в педиатрии
- в акушерстве и гинекологии
- при инфекционных болезнях
- в дерматовенерологии
- в оториноларингологии
- в офтальмологии
ВИЧ-инфекция
Москва
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Всероссийский учебно-научно-методический центр
По непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Департамента
образовательных медицинских
учреждений и кадровой политики
Н.Н. Володин
____________________
“____” _________2000
Сборник
Клинических задач
Для итоговой государственной аттестации
По специальности 0406 «Сестринское дело»
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
- в хирургии
- в терапии
- в педиатрии
- в акушерстве и гинекологии
- при инфекционных болезнях
- в дерматовенерологии
- в оториноларингологии
- в офтальмологии
ВИЧ-инфекция
Москва
ВУНМЦ
Составители: преподаватели Казанского медицинского колледжа Япеева Р.П., Разбежкина Н.Ю., Глухова Е.А., Сабитова Ф.Ш., Зверева Д.М., Багаманова С.Л. «Сестринское дело в терапии», Дружкова Н.Р., Киясова Л.М., Насыбуллина Н.Н., Тукаева Н.Х., Хакимова Р.А. «Сестринское дело в педиатрии», Леонтьева Л.С., Муратова Л.Ш., Камалетдинова Р.М, «Сестринское дело в акушерстве и гинекологии», Щукина Т.М. «Сестринское дело при инфекционных болезнях», Насыбуллина Т.М. «Сестринское дело в дерматовенерологии», Шамсутдиновва Р.А. «Сестринское дело в офтальмологии», Кислова В.М. «Сестринское дело в оториноларингологии», Абашева Г.А. «ВИЧ-инфекция», преподаватели «Сестринского дела в терапии» Смоленского базового медицинского колледжа Шкода И.А. (председатель ЦМК), Нанкевич Л.И., Панькова И.Е., Тихонова Л.И., преподаватели «Сестринского дела в терапии» Екатеринбургского медицинского колледжа Шитухина Н.В., Демидова И.А., преподаватели «Сестринского дела в педиатрии» Смоленского базового колледжа Кирий Л.Ф. (председатель ЦМК), Чижова М.С., Шестаковская Г.А., Мастыко Г.Ю., Куприкова Т.П., Овсянникова В.А., Ермакова Н.А., Ковалик Ж.В., преподаватели «Сестринского дела в педиатрии» Омского базового медицинского колледжа Кузнецова Т.М., Яковлева Т.М., преподаватели «Сестринского дела в педиатрии» Московского областного медицинского колледжа № 2 Сунгурова Л.Е., Ипатова Н.Г.
Содержание
Введение............................................................................................................................................................................. 6
Критерии оценок.............................................................................................................................................................. 6
Перечень дисциплин для тестовых заданий...................................................................................................... 7
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ............................................................................................................................ 7
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области терапии для специальности 0406 "сестринское дело" 7
Проблемно-ситуационные задачи.......................................................................................................................... 7
Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях...................................... 27
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ................................................................................................................... 34
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в педиатрии для специальности 0406 "Сестринское дело"............................. 34
Проблемно-ситуационные задачи....................................................................................................................... 34
Задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях...................................... 94
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ..................................................................... 206
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии........................................................................................ 206
Проблемно-ситуационные задачи..................................................................................................................... 206
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ........................................................ 219
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях............................................................................. 219
Проблемно-ситуационные задачи ".................................................................................................................. 220
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ..................................................................................... 225
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в дерматовенерологии.................................................................................................... 225
Проблемно-ситуационные задачи..................................................................................................................... 225
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ................................................................................. 238
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в оториноларингологии.................................................................................................. 238
Проблемно-ситуационные задачи..................................................................................................................... 238
Сестринское дело в офтальмологии.................................................................................................. 240
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в офтальмологии для специальности 0406 "Сестринское дело"................ 240
Проблемно-ситуационные задачи..................................................................................................................... 240
ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ............................................................................................................................................................ 243
Проблемно-ситуационные задачи..................................................................................................................... 243
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА........................................................................................................................ 248
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ..................................................................................... 249
Введение
Целью итоговой государственной аттестации выпускников средних медицинских образовательных учреждений по специальности 0406 «Сестринское дело» является оценка качества и определение уровня знаний и умений, их соответствие требованиям, изложенным в Государственном образовательном стандарте, дополнительным требованиям образовательного учреждения, а также квалификационной характеристике специалистов.
Предлагаемый сборник содержит проблемно-ситуационные задачи, задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях с эталонами ответов. Решение задач предполагает выявить у выпускников способность определять нарушенные потребности и проблемы пациента, обозначать цели и составлять план сестринских вмешательств, а также уровень владения навыками профессионального общения и сестринской педагогики, техникой сестринских манипуляций.
Критерии оценок
Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности:
0 5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи с алгоритмами действий;
1 4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
2 3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
3 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Критерии оценки при решении задач по оказанию неотложной помощи
0 5 «отлично» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа;
1 4 «хорошо» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий затруднение в аргументации этапов;
2 3 «удовлетворительно» – правильная оценка характера патологии; неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;
3 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.
Критерии оценки выполнения практических манипуляций
(в составе задач экзаменационных билетов)
0 5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
1 4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
2 3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
3 2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.