Реальности не существует




Опубликовано 02.04.2009

Кто это пишет? Кто читает? Это величайший парадокс, потому, что объективная реальность не существует. У меня есть для этого четкие доказательства, которые cможет понять любой здравомыслящий человек. До этого я уже писал две статьи об иллюзии реальности, однако там речь шла о существовании реальности как проекции человеческого сознания. Здесь же я попробую доказать, что ни человека, ни реальности, ни чего бы то ни было вообще быть не может.

Движение времени

В качестве наглядного примера возьмем такое состояние объекта, как движение. Подошел бы и сам объект, но рассмотрение движения объекта в пространстве и времени упрощает понимание доказательства.

Так вот, я утверждаю, что движения не существует. Движение, или, если быть точнее, констатация движения – это парадокс и величайшая иллюзия. Почему? Сейчас объясню.

Настоящий момент

Если вы спите не слишком крепко, то должны понимать хотя бы на уровне логического ума, что в жизни существует только настоящий момент. Прошлое и будущее, чем бы они ни были – существуют в настоящем. Если не верите, попробуйте поискать прошлое и будущее прямо сейчас. Я не шучу! Поищите. Ну как, есть успехи? Где прошлое? И где будущее?

Время существует в непрерывном «сейчас». Все, что может существовать, есть сейчас. Нет никакого существования в прошлом и будущем. Прошлое и будущее либо существуют сейчас, либо их нет вообще. На progressman.ru теме настоящего момента посвящена отдельная статья.

Если вы спите не слишком крепко, то должны понимать хотя бы на уровне логики, что прошлое и будущее – это концепции, просто мысли. Воспоминания существуют в настоящем, хоть и говорят вам, что прошлое реально. На деле же нет никакого прошлого. Прошлое и будущее существуют лишь как информация, которой наделена мысль. Сама мысль парадоксальным образом «существует» только в настоящем. Всегда в настоящем! Все в этой жизни существует лишь в настоящем!

Так вот, если вы еще не поняли, попробуйте сложить эти две составляющие – «движение» и «настоящее». Что получается? Возможно ли движение в настоящем? Какой приходит ответ?

Невозможно!

Почему? Да потому, что движение подразумевает определенный отрезок времени. Движение возможно только тогда, когда существует время, когда есть прошлое в котором движение началось, настоящее, в котором оно «происходит» и будущее в котором оно закончилось. Если прошлого и будущего не существует, очевидно, что нет начала и конца движения. Движение возможно лишь в какой-то промежуток времени. Момент «сейчас» не имеет никакой длительности во времени. В настоящем – времени не существует! В настоящем временной промежуток бесконечно мал. Настоящее – это один статичный кадр из кинопленки жизни. В настоящем, в тотальном настоящем возможна лишь пустота. Именно это переживают в медитации на уровне нирваны, когда сознание проясняется и открывается то, что есть.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить…
А.С Пушкин

То, о чем я здесь пишу, это не просто теория, или умная философия. Все это проверяется опытным путем. Почему есть слова? Почему есть люди? Почему жизнь ощущается весьма конкретно во всем своем многообразии подвижных форм? Вся штука в том, что жизнь многогранна. Измерения не ограничиваются тремя плоскостями, понимание не ограничивается умом, переживания не ограничиваются телом. Существует такой уровень познания, касаясь которого все теории двойственного ума кажутся пылью, хаотично порхающей в воздухе.

© Игорь Саторин

Чистое сознание

Опубликовано 05.06.2009

Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.

Чистое сознание – это незримый экран пространства бытия, на который проецируется «кинофильм» жизни. Как сущностью времени является движение, так в свою очередь, сущностью пространства является сознание. Благодаря сознанию мы констатируем существование пространства. Здесь речь идет не о воображаемом нами пространстве, в котором, как мы считаем, находятся страны и материки, а о сущностном реальном пространстве, которое обнаруживается благодаря отвлечению внимания от мыслей на реальность настоящего момента.

В пространстве чистого сознания находится все – это, своего рода фон, основа для других более грубых явлений. Здесь я намеренно подчеркиваю разницу между идеей пространства и его реальным проявленным фактом, потому что, как концепция времени, так и концепция пространства сознания принадлежат более грубой ментальной плоскости, по отношению к которой «осязаемые» сущностные время и пространство носят коренной, причинный характер.

В глубоком созерцании жизни мы постепенно отвлекаемся от наблюдаемых объектов и возвращаемся к источнику. Сознание первично – это коренной фактор, по своей тонкости наиболее приближенный к запредельности чистого бытия высшего «Я». Считается, что бесконечное пространство за пределами мира форм – самое тонкое состояние из «фиксируемых» высшим «Я». После него следует нирвана – исконная сущность бытия.

Как пространство относится к сознанию, а время к энергии, так и материя является фактором любой проявленной формы. Если вспомнить теорию трех гун из йоги (закон трех по Гурджиеву), тогда пространство выступает как саттва – гуна сознания, гармонии и порядка, уравновешивающая сила. Время – как раджас – гуна энергии, движения, активная сила. Материя – как тамас – гуна инертности, устойчивости, фиксированной формы, пассивная сила. Чтобы преодолеть пассивную силу, инертность (тамас), необходима энергия, активная сила (раджас). Энергия, в свою очередь растворяется в пространстве сознания, уравновешивающей силе (саттва), через которую осуществляется выход на просветление. И так, материя растворяется во времени, время в пространстве и пространство в исконном состоянии чистого бытия.

Это не какая-то космическая катастрофа, а индивидуальная эволюция и рост сознания каждого существа во вселенной. В ходе практики это переживается, как устранение (при помощи направленного тока энергии) блоков засоряющих тонкие каналы тела и пространства сознания. Вообще, любое движение, трансформация и становление относятся ко времени. По достижению в медитации глубоких уровней сознания, ощущение энергии и какого-либо движения также постепенно уходит. Когда сознание выходит на постижение времени как непрерывного момента «сейчас», свойством объекта, формы, или познания как такового, становится неподвижность, и тогда осуществляется переход к уровню пространства.

Реальность как таковая состоит из сочетания трех сил: пространства, времени и материи. Пространство содержит энергию, проявленную как время, которое приводит в движение материю, мир объектов. Высшее «Я» – бесформенный зритель, свидетель проявленной реальности, которая состоит из трех сил первозданной природы (пракрити). На progressman.ru этой концепции строения реальности посвящена отдельная статья.

Действие трех исконных сил можно проследить в уровнях реальности. Физический мир – это тамас, мир материи. Астральный план – это раджас, мир энергии. Каузальный план – это саттва, мир сознания. В человеческой реальности проявлены все три плана, и в зависимости от преобладания одной из трех сил в индивидуальном пространстве сознания, будет преобладать действие определенного плана реальности.

Обыватель, погруженный в сон разума, с преобладающей силой инерции (тамас), не будет видеть ничего кроме физической реальности. На уровне раджаса (гуны движения), человек ощущает энергию, как первичный принцип реальности, астральный план просачивается в его жизнь, появляются осознанные сны, интуиция и др. На уровне саттвы (гуны сознания), человек ощущает пространство сознания как причину и сущность всей проявленной реальности. Сама жизнь в этом случае воспринимается как пространство без центра и края, наполненное вибрирующей энергией.

Можно сказать, что высшее «Я» – за пределами действия трех исконных сил пространства, времени и материи. Пробужденный человек способен с ними взаимодействовать, он осознает, что его тела, мысли и все наблюдаемые формы, являются следствием взаимодействия исключительно этих трех сил. Однако его самоощущение – за пределами времени и пространства – на уровне чистого бытия.

В нашей реальности все три силы проявлены одновременно, однако у современного человека большая часть внимания прикована к материальной вселенной. В его жизни материя (тамас) проявляется как сон, лень, вялость и апатия. Энергия (раджас) проявляется как подвижность, мотивация, деятельность. Пространство (саттва) проявляется как ясность, радость и успокоение. Прямое переживание времени, энергии, пространства сознания и самого существования от современного человека ускользает, либо он косвенно ощущает их, как вторичные проявления материи, когда в реале же все обстоит наоборот – материя является следствием более тонких причин.

В наше время, к сожалению, многие люди, увлеченные духовными и эзотерическими учениями, находят в этом прибежище подобное тому, что находят обыватели в художественной литературе и кино, забываясь от мирских забот в воображаемых мирах. Без практики учения не полезней обыденных мирских развлечений. Если постигает неудача в социальном мире, то сбегать в духовное, руководствуясь такой причиной – самообман. Если есть опыт уровня раджа-гуны – активной деятельности, работоспособности, целеустремленности, то переход к уровню пространства становится закономерным продолжением индивидуальной эволюции. Пространство и время – как Шива и Шакти в индуизме. Пространство сознания без времени и энергии, как голова без тела. Активность, созидание и осознанность должны дополнять друг друга.

© Игорь Саторин

Атман – высшее «Я»

Опубликовано 08.06.2009

Атман слово, которым в учении адвайты обозначают высшее «Я». Атман – это не какая-то мистическая химера, а вполне доступное и даже очевидное переживание собственного присутствия в настоящий момент времени. Это – психическая реальность, ощущение бытия, которое в чистом виде переживается как безграничная свобода. Атман – то, что мы переживаем прямо сейчас. Это – психологический настоящий момент времени – тот самый миг, в котором происходит жизнь – наша истинная суть. Чем ясней связь с высшим «Я», тем сильней ощущение происходящей реальности, ощущение, что все это действительно происходит прямо сейчас. Кому-то может показаться странным, почему об этом вообще заходит речь, ведь то, что реальность существует – это нечто, понятное и само собой разумеющееся по умолчанию. Чтобы лучше прояснить то первостепенное значение, которое я придаю этому «психическому аспекту» жизни, попробуем рассмотреть его в сравнительном анализе.

Днем мы бодрствуем, выполняем рутинную деятельность, пребывая в относительно сознательном состоянии. Однако, чаще всего, если нас попросить пересказать, что с нами происходило в течение дня, включая всю ментальную деятельность, чувства, движения, все, что ощущали наши пять органов восприятия, мы не сможет припомнить и доли процента. Человек помнит только ключевые, важные для его дальнейшей деятельности моменты, связанные с проекциями малого «я» – эго. Вся остальная память вытесняется в бессознательное.

То есть наша повседневная осознанность – весьма относительна. А когда человек отходит ко сну, уровень осознанности падает еще в несколько раз, и после сна, он может вспомнить очень немногое – лишь самые яркие сны, а часто, вообще – ничего. Во время сна «ощущение» реальности сбавляется настолько, что почти никак не фиксируется.

И вот как бы в противовес ночному сну существует и другое – сверхсознательное состояние, по сравнению с которым даже дневное бодрствование покажется сном и отсутствием жизни.

Обыватель практически не осознает свою «бытийность», и воспринимает эти аспекты через какие-то косвенные переживания – фиксирует умом объекты и делает вывод, что он есть, потому что иначе было бы некому воспринимать этот мир форм. Если принять это просто, как логический факт, могут возникнуть мысли: «ну есть я, а дальше что? Дополнительных денег в кармане от этого не появляется… В чем практическая ценность осознания собственного существования?»

Подобные вопросы, справедливо возникающие из поверхностного ума, говорят лишь о том, что человек за этот ум крепко зацеплен, и его внимание на данный момент не способно оторваться от поверхности и направиться в глубину, в причину и суть происходящих процессов – в настоящее мгновение.

Когда мы задаем подобные вопросы, следует обратить внимание на тот коренной парадокс, что в то время как возникает вопрос, отсутствует сам вопрошающий. Какой смысл интересоваться следствиями, если нет понимания исконной причины происходящего? Какой смысл во вторичных проявлениях «я», если человек это свое «я» совершенно не осознает.

Мы не осознаём собственного присутствия. Возникают какие-то смутные ощущения твердого, мягкого, вкусного, горького, важного, скучного, какие-то картинки, чувства, сотни поверхностных мыслей… Но где среди всего этого «я»? Что есть «я»? Если попробовать успокоить себя такого рода концепцией, как «я есть совокупность всего», тогда в чем наше я отсутствует? Где та грань, которая разделяет реальность на «я» и его отсутствие? Являются ли волосы на голове нашим «я»? Наше тело? Ум? Если ощущаешь свое «я», получается – есть два «я», одно из которых наблюдает за другим? Или они одновременно наблюдают друг друга? Тогда появляется некое третье «я», способное быть сторонним свидетелем для двух предыдущих и т.д. Это – игры ума, концепции. Наше разрозненное эго соткано из этих ментальных сгустков.

Любой объект, который мы как-либо ощущаем, включая все наши ложные «я», является для нас сторонним, наблюдаемым наравне с другими аспектами мира форм. На глубинном уровне все формы, как одно целое, также являются Атманом – высшим «Я».

Все формы существуют, потому что существуешь ты, свет твоего сознания наделяет их жизнью. Существование самой жизни – это сияние твоего сознания.

Для человека Атман – это и есть Бог и высшая запредельная реальность. Даже мимолетное осознание факта этой связи дарует радость, проблеск удивительной свободы, независящей ни от чего. Ведь никто и никогда не сможет этого отнять. Атман – это сама жизнь, в абсолютном ее аспекте, само существование, незримый фон для всего – истинная сущность человека. Это простое, чистое и бескрайнее, всегда свежее, наполняющее жизнью начало – источник, смысл и суть самой реальности.

Эзотерические учения называют осознание своего высшего «Я» просветлением. Адвайта говорит о высшем «Я», как об Атмане, о том, кто истинно есть. Йога говорит о высшем «Я» как о Пуруше, который наделен следующими свойствами: безначальный, тонкий, вездесущий, сознательный, запредельный, вечный, созерцающий, познающий, вкушающий, бездействующий, незапятнанный, ничего не порождающий. Созерцание и осознанность способствуют проявлению этих качеств, содействуют самопознанию, приближают нас к истине, к расслаблению в настоящем и раскрывают Атман – высшее «Я».

Чтобы Атман открылся, не нужно ничего делать, как-то напрягаться, или к чему-то стремиться. Вначале это приходит как естественное расслабление – так, словно все погружается в сон, отпускается, но бодрствование, как некий конечный пункт всегда остается. Затем индивидуальная реальность распахивается, открывается тому, что есть, всегда было и будет. И тогда осознаешь, что ничего другого никогда не существовало и не могло существовать. Это – сама естественность, жизнь, которой ничто не может препятствовать. Она просто есть, она вмещает в себя мгновения, и в то же время ничто не способно ее затронуть.

На уровне сознания что-то в нас понимает, что у энергии нет начала, или ограничения, реальности не может ни прибавиться, ни убавиться. Не может быть и привязанности к чему-либо, или неприятия чего-либо, потому что все происходящее – спонтанная река жизни, в созерцании которой мы принимаем все, как есть, без вмешательства, без какого-либо искажения Истины, или даже ее интерпретации. Мы только наслаждаемся голосом этой реки, слушаем ее песню, отдаем себя ей. Ее движение подхватывает, проникает в каждое действие, в каждое мгновение. Единственное, что от нас требуется – это доверие к жизни. Все происходит само собой единственно возможным образом.

Если все является существованием, какие могут быть сомнения? Бог, Абсолют, Всевышний, высшее «Я» – слова не имеют никакого значения, потому что жизнь внутри нас не зависит от этих символов.

Сомнения – это иллюзия, концепции всегда иллюзорны. Сомнения приковывают к ментальной деятельности, к частному ограниченному знанию. Сомнения заставляют переживать, бояться, рождают неустойчивость, неудовлетворенность. Доверие к жизни делает сознание проницательным, вкушающим, дарует интуитивное озаряющее мышление. Это – проявление связи относительного мира с парадоксальным, вневременным, проявление связи человека и высшей инстанции, личности и высшего «Я».

Индивидуальность – то, что ты считал все это время собой – происходит в тебе, но это не ты. Для тебя, твое имя и личность – это персонаж, герой игры, который происходит в этой реальности наравне с мириадами других форм. Иногда этот персонаж говорит о чем-то, действует, что-то представляет, читает тексты, занимается практикой. Вся реальность – лишь то, что происходит на фоне высшего «Я», чистого бытия. Все окружающие тебя люди – это разные части твоего сознания. Реальность просто есть. Это твоя исконная сущность – твой дом, твоя истинная обитель. Это – удивительный, блаженный покой, вечный фон всего.

Можно в качестве аллегории привести пример искателя, потратившего годы на разыскивание волшебного талисмана, который все это время висел у него на шее. Человек, разрываемый желаниями, занят парадоксальной деятельностью – в поисках счастья, целостности и удовлетворения он перевернул весь мир и даже устремился к звездам, в то время как величайшая тайна, содержащая в себе полный охват реализации самой жизни находилась все это время в его собственном сердце.

Выделять одни объекты, полностью отдавая им свое внимание, это все равно, что выбрать для себя отдельную точку в бесконечности, и посвятить всего себя этой точке, не имеющей никакого значения на фоне абсолютного существования. Реальность будет отрывать от нее на бесконечные расстояния, и мы снова в страхе потери несуществующей опоры, будем рваться к ней. Именно так действует человек, когда отдает себя отождествлению с преходящими формами – упускает нечто неизмеримо более величественное, важное, всеобъемлющее, нежели мириады суетных преходящих явлений – упускает саму жизнь.

Существование любой формы, или даже бытие само по себе – это необъяснимое чудо. Почему реальность вообще должна быть? Не человеческая, социальная, но реальность как таковая, всеобъемлющая, содержащая в себе бесконечность пространства и времени протянутого в вечности. Сама жизнь… почему она есть? Могла ли она не существовать? Это очень важный вопрос! Вдумайся всем существом, попытайся прочувствовать этот вопрос, ведь он сам по себе в своей основе уже содержит ответ. Почему реальность существует? Поначалу ответ будет мелькать, словно нечто невозможное, неуловимое, и только после пробуждения этот ответ проявит свою глубинную суть.

© Игорь Саторин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: