Опубликовано 09.05.2009
Отождествление – это уподобление себя объектам внешней и внутренней среды, благодаря чему формируется самоидентификация, как чувство «я». Чтобы в этом разобраться, давайте попробуем ответить на вопрос: каким образом происходит отождествление?
Человек не всегда понимает, что в нем является ложным, а что истинным, где он сам, а где уподобление чему-либо (отождествление). Человек принимает решения, которым не способен следовать, потому что его «я» не целостно, и, по сути, представляет собой нагромождение иллюзорных образов и ложных личностей, которые часто противоречат одна другой.
Мы отождествляем себя с тем, что воспринимаем, и чем дольше восприятие объекта, тем сильней отождествление с ним. По этой причине большая часть людей считают себя телами, т.к. восприятие тела происходит практически все время бодрствования сознания.
На уровне обыденных поверхностных мыслей человек отождествляет себя также с прической, макияжем, одеждой, машиной и т.п., не подозревая о том, что его истинное «я» не имеет со всем этим ничего общего. Доходит до того, что человеку порой сложно надеть новую одежду, или поменять прическу, потому что это равносильно потере психической опоры его самоощущения, чувства «я». Иными словами, просто немного поменяв имидж, человек и сам начинает меняться только потому, что отождествляется со своей внешностью. Ваш облик – это не вы, а всего лишь «объект» отождествления (самоидентификации).
Здесь я хотел бы привести наглядный пример, связанный с одной из лучших техник устранения ложных отождествлений. Во время практики созерцания вы наблюдаете заранее выбранный объект. По мере созерцания, сознание все больше «сливается» с объектом, вплоть до полного переноса внимания на этот объект и отождествления с ним. В йоге это состояние называют «самадхи». При таком отождествлении с объектом созерцания, происходит растождествление со всем остальным, включая тело, чувства и мысли. Фактически человек в это время перестает ощущать себя человеком, и ощущает себя как чистое бытие, в котором случаются объекты реальности.
|
Это шок для обывателя и, например, буддийские монахи подготавливаются годами к таким состояниям, начиная с простых упражнений, заканчивая многомесячными ритритами, в которых монах проводит в созерцании по 8-12 часов в день. Такая практика очищает сознание, все мысли и эмоции доходят до начальных импульсов. Но пока есть объект (на который медитируешь), от отождествления не уйти. Поэтому выбор медитации для серьезных практиков также имеет немалое значение. Этой теме на progressman.ru посвящен отдельный раздел.
Когда выходишь за пределы мира форм как такового, достигая растождествления с любыми объектами реальности, приходишь к абсолютному субъекту, наблюдателю, воспринимающему, вечному зрителю жизни, высшему «Я» («пуруша» в философии йоги, «атман» в философии «адвайты»), и переживаешь нирвану – «ощущение» бытия без каких либо дополнительных окрасок за пределами отождествления.
Существование в системе проходит механически, поэтому жизнь устраивает нам всевозможные потрясения, нарушая наш привычный взгляд на мир, чтобы мы отцепились от привычных отождествлений. Жизнь пробуждает в нас осознанность нового уровня, как бы встряхивает все отождествления, чтобы мы обрели самоидентификацию на новом более тонком уровне развития сознания. Чем сильней человек отождествлен с объектами, тем более мощное необходимо потрясение, чтобы от них отцепиться. Можно воспринимать это как метафору. На деле мы очевидным образом сами страдаем от собственных слабостей и слепых пятен восприятия.
|
И как вывод – чем больше осознанности, тем меньше неприятностей. Можно назвать это мудростью, когда человек движется без кнута за спиной, самостоятельно, совершая сознательные шаги, устраняя ложные отождествления. Можно вспомнить слова святых о том, что страдание – милость. Если пробуждаешь себя самостоятельно, реальность «пинает» не так сильно, а в некоторых случаях полного приятия жизни, самоотверженности и понимания, пробуждение проходит гладко и естественно.
Мир неизмеримо шире, богаче и удивительней того, что мы можем себе представить. Спектр восприятия ограничен только нашим системообразующим «деланием» обусловленной модели мира в нашем сознании. Все отождествления – искусственны.
Может возникнуть закономерный вопрос: много ли в нас от нас самих? В каком-то смысле – ничего! Все, что мы ощущаем, любая форма – это отождествление. В ином смысле, «я» – это всегда «я», и все, чем наше «я» истинно является всегда с нами. Стоит лишь протереть пыль ложных личностей с зеркала сознания, и мы увидим собственное отражение. Разделение происходящего на внутренний и внешний мир – условно. Истинное «я» – это не объект, это – ощущение жизни, в которой происходят объекты, формы и переживания.
|
© Игорь Саторин
Пустота
Опубликовано 15.06.2009
Пустота предшествует всему. Пустота – начало творения, «отсутствие» чего-либо, предшествующее проявлению. В контексте этой статьи, я поведу речь о пустоте не как о философской концепции, но как о реальном спектре жизни, который существует здесь и сейчас, вмещая в себя протяженность прошлого, будущего и бесчисленные объекты реальности. Эта статья относится к разряду эзотерических. А это значит, что теория изложенная здесь – сложнопроверяема на практике. Я советую не брать подобные теории на веру, а использовать их как гипотезы, способные расширить горизонт познания.
Тантрические учения говорят о том, что пустота воспринимаемого мира ощущается, когда вы отвлекаете внимание от ментальной деятельности. Созерцание неподвижной пустоты приносит ни с чем не сравнимое успокоение и невозмутимость. Качества пустоты сложно выразить, т.к. мысли всегда относятся к миру объектов. В определенном смысле все происходящее является пустотой. Но разум, проводящий различие, разделяет пустоту на многообразные спектры, и тогда обнаруживаются отдельные объекты. Сами по себе объекты состоят из отдельных мельчайших частиц: молекул и атомов. Но и эти частицы не являются абсолютно плотными, иначе вес любого объекта был бы бесконечно великим. Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов, которые, по сути, являются чистой энергией. На тончайшем уровне – все пустотно.
Во время однонаправленного созерцания мы подходим к восприятию тончайших аспектов реальности. Различая бесконечно малое, мы сталкиваемся с бесконечно великим – с пустотой не ограниченной формами и расстояниями. При растворении первоэлементов мы обнаруживаем пустоту, как исконное, бесформенное состояние чистого бытия и свободы.
Самые малые «элементарные» частицы на тончайшем уровне имеют волновую природу. Квантовая механика рассматривает природу реальности и как материальную, и как волновую, энергетическую одновременно. Волновая природа запредельна ментальному познанию, т.к. мысли по определению не могут выразить то из чего сами же и состоят – из более тонких элементов. Волновая природа доступна прямому «сущностному» познанию. На уровне мыслей можно сказать, что это – некая парадоксальная энергия, не имеющая четких характеристик, пребывающая одновременно в любых местах вселенной, и способная преодолевать мгновенно любые расстояния.
В пустоте все расстояния – условны. Она является посредником между реальностью пространства, времени и действительностью за пределами этих категорий. Ее свойства просты и в то же время бесконечно сложны и многогранны, если разделяются на спектры. Концентрируясь в едином потоке, эта энергия порождает из пустоты реальность, создает видимость более плотных элементов. Плотность и материальность вселенной – категории весьма относительные и условные, потому что составляющие первоэлементов видимой физической реальности не имеют какой бы то ни было устойчивой основы. Все в этом мире является пустотой, которая позиционирует себя в любых возможных проявлениях, не теряя своей истинной природы.
Уровень плотности вселенской пустоты можно условно разделить на следующие подуровни: 1. плотный мир (физически осязаемые предметы), 2. вода (жидкость), 3. газообразные субстанции, 4. эфирные субстанции, 5. астральные энергии, чувства, 6. ментальные энергии, мысли, 7. Каузальные энергии, пустота сознания, 8. чистое существование.
Первые семь уровней по степени вибрации (пустоты) соответствуют семи энергетическим центрам (чакрам) в теле человека. Восьмой уровень – это зритель жизни, Высшее «Я».
В привычной жизни тонкая энергия ощущается – как чувства, мысли, сознание и само существование. Уровень каузального (причинного) плана соответствует «началу» творения реальности. Считается, что на этом тончайшем уровне действительности изначально прописана вся информация о предстоящем творении, «уплотнении» изначальной пустоты в более плотные грубые планы. Переживание самой пустоты относится к высшему каузальному плану в том виде, когда его первичная волновая субстанция пребывает в равновесии, не порождая видимости плотных объектов.
Физическую реальность мы различаем как плотную и твердую благодаря привычным импульсам, исходящим от тела. Мы привыкли к этим импульсам и не всматриваемся в их природу, которая при условии проницательного созерцания открывается как невыразимая пустота, без всякой основы. Если обратить внимание на такой аспект жизни как пространство, можно уловить тонкое расширение сознания, охватывающее жизнь не как плотную точку «на горизонте», а как переживание наполненного тонкого «объемного» существования. Это не просто пустота, это – сама жизнь. Поначалу эта грань воспринимается неуловимой, слишком тонкой для восприятия, и кажется, что почти невозможно на ней концентрироваться длительный промежуток времени. Но со временем, по ходу практики созерцания, эта свобода становится все более доступной для различения. Самый большой барьер, сдерживающий расширение сознания – это сомнение и слепая вера в незыблемость привычных взглядов на жизнь.
Чтобы прийти к переживанию пустоты, также, подходит практика созерцания возникновения (начала) мысли и ее растворения (окончания). Эта практика позволяет осознать тот факт, что мысль возникает из тончайшего пространства пустоты. Существование чистого сознания – это свобода, бессмертие и независимость от каких-либо материальных стимулов. Человек в своей сущности – и есть это бытие, в котором сменяется материя.
Некоторых искателей волнует вопрос, существует ли высшее «Я», как единое целое, или же оно разделено на множество «Я» присущих каждому отдельному индивиду. Некоторые практики утверждают, что Пуруш (Высшее «Я» в йоге) много, у каждого есть свой Пуруша, и все они являются каплями в океане единого Брахмана (Творца). Другие говорят о едином Атмане (высшее «Я» в адвайте), который всегда один и неделим для всех существ. В буддизме говорится о тотальной пустоте, без упоминаний о том, что она обладает «свойством» оживлять и «одушевлять» формы. На progressman.ru теме высшего «Я» посвящена отдельная статья.
Возможно, все это – не так уж важно, ведь даже если бы высших «Я» могло быть много, то не было бы никакого различия между множеством идентичных «Я». Высшее «Я» имеет однородную идеальную природу пустоты и чистого, ничем не окрашенного абсолютного существования. Существование, как таковое невозможно поделить на два, три и более. А если представить себе такое разделенное на разные части существование, то между этими частями должен стоять аспект небытия, отделяющий одно бытие от другого, и должен наличествовать некий еще более тонкий фактор, вышестоящий над этими существованиями, чтобы можно было констатировать их наличие.
Все, что только может быть, происходит в рамках существования, ни одно явление не может пребывать за его пределами. В этих вопросах не стоит буксовать на конкретных концепциях, потому что законы логики рушатся и теряют свою основательность, соприкасаясь с этими категориями. Сколько не дели пустоту, в итоге получишь ноль, сколько не дели бесконечность, в итоге получишь бесконечность.
Атман не подвержен каким-либо изменениям и является созерцающим субъектом. В этом смысле Атман является единственным совершенным прибежищем. Все, что Атман созерцает подвержено постоянным переменам. Жизнь и смерть как одно целое, как проявление и растворение происходят одновременно в пустоте высшего «Я». Фактор пустотного существования не ощущается большинством людей в силу привязанности к переживанию знакомой плотной реальности, создающей иллюзию устойчивости. Безжизненность и мрак пустоты – это проекции ума, не способного отразить ее безграничную свободу. Ум переживает шок, сталкиваясь с пустотой за пределами его двойственных построений. Ясное сознание, напротив, переживает пустоту, как свет и высшее блаженство, наполненное сутью жизни. Для эго пустота – гибель, для нашей истинной природы, пустота – свобода.
Иллюзорная устойчивость материи, как «заслонка» мешает свободному току энергии, фиксирует и центрирует ощущение реальности, создает иллюзию отдельного существования. По мере расслабления и растворения этой напряженной «устойчивости», энергия начинает циркулировать все более свободно, а сознание обретает свободу пустоты без начала, конца, без какой-либо фиксации вообще. Плотные объекты остаются, но уже не являются единственными и основными в спектре внимания. Они словно подвешены в пустоте без верха, низа и каких-либо координат, пропитаны пустотой и состоят из нее. И так было всегда, просто осознание этого факта сдерживалось неготовностью разума принять эти факты, интегрировав их со своим опытом. Все это проживается путем простого глубинного расслабления с сохранением ясности сознания.
Мы ищем самих себя во внешних формах: в друзьях, любимых, событиях, достижениях. Пытаемся зафиксировать иллюзорное, преходящее самоощущение – сделать смертное вечным. То, что я называю здесь пустотой, можно также верно назвать абсолютной «наполненностью», завершенностью, единственной, реальной, устойчивой, нашей истинной природой.
© Игорь Саторин