Темы для самостоятельной работы | Изучаемые вопросы | Кол. часов | Формы самостоятельной работы | Методическое обеспечение | Время сдачи работы | Форма отчетности |
Физиологические основы деятельности анализатора | 1. Структурно-функциональная характеристика и роль анализаторов, регуляция их деятельности. 2. Свойства анализаторов и приспособление организма к окружающей среде. 3. Нейрофизиологические механизмы деятельности анализаторов: понятие о первично - и вторично чувствующем рецепторах. 4. Механизмы трансформации энергии внешнего раздражения в эндо генный процесс возбуждения. 5. Понятие о рецепторном и генераторном потенциалах, пороги чувствительности, их вариабельность и ее биологическое значение. 6. Организация рецептивных полей, их перекрытие, процессы латерального торможения. 7. Основные принципы кодирование сенсорной информации. 8. Сенсорная адаптация. 9. Проблемы афферентной регуляции рецепторов. 10. Общие закономерности строения и функции сенсорных систем: адекватность рецептора и раздражителя, кодирование, адаптация. 11. Слуховой анализатор по И.П. Павлову, основные отделы: периферический, проводниковый, корковый. | Учебная работа (создание конспекта) | [1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] | Семинар 1 | Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене | |
Чувствительность органа слуха человека | 1.Звуковая волна, ее физические свойства: амплитуда, частота, длина. Единицы измерения. 2.Акустические характеристики звука: высота, громкость, тембр. Единицы измерения. 3.Распространение звука в среде: дифракция, интерференция, реверберация, резонанс. 4.Две группы звуков: тоны и шумы. 5.Звуки речи: гласные, согласные, их звуковые характеристики. 6.Понятие о пороге слуховых ощущений и дискомфорта, о дифференциальном пороге. 7.Область слухового восприятия нормально слышащего человека. 8.Частотно-динамический диапазон звуков речи. 9.Речевое развитие слуха у детей. 10.Защитно-приспособительный характер слуховой адаптации. 11.Понятие о слуховом утомлении и звуковой травме. Бинауральный слух, его значение. | Учебная работа (создание конспекта) | [1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] | Семинар 1 | Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене | |
Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. | 1.Краткая характеристика слуховой функции при стойких её нарушениях. 2.Причины стойких нарушений слуха: врожденные на следственные и ненаследственные заболевания. 3.Приобретенные нарушения слуха, роль болезней периферического отдела слухового анализаторов, общих и мозговых инфекционных заболеваний, токсических, химических веществ, травм мозга. 4.Классификация стойких нарушений слуха. Цель и критерии классификации. 5.Тактильно-вибрационное чувство в восприятии устной речи. 6.Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции. 7.Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование. 8.Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха. 9.Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха. | Учебная работа (создание конспекта) | [1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] | Семинар 3 | Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене | |
Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха. | 1. Внутриутробное развитие слуховой системы. 2. Особенности закладки и развития перепончатого и костного лабиринта. 3. Развитие среднего и наружного уха. 4. Аномалии развития. 5. Постнатальное развитие слуховой системы. 6. Особенности слухового восприятия новорожденного. 7. Развитие слуха у ребенка. | Учебная работа (создание конспекта) | [1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] | Семинар 2 | Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене |
Вопросы к экзамену
|
|
1. Анатомия, физиология и патология внутреннего уха.
2. Анатомия, физиология и патология наружного уха.
3. Анатомическое строение и функции среднего уха. Барабанная полость. Слуховая труба.
4. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.
5. Задачи и основные направления слуховой работы у глухих детей.
6. Кондуктивная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
7. Лабиринтит. Клиническая картина. Состояние слуха и вестибулярная функция в период ремиссии.
8. Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Аудиометрия. Исследование слуха у детей.
9. Методы исследования слуховой функции. Стойкие нарушения слуха у детей, причины, профилактика. Слабослышашие и практически глухие дети.
10. Методы компенсации нарушенной слуховой функции: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.
|
11. Нейросенсорная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
12. Организация и содержание лечебно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
13. Отогенные осложнения гнойно-воспалительных заболеваний ЛОР-органов.
14. Отосклероз. Клиническая картина. Необратимость патологических изменений, генетическая обусловленность.
15. Приобретенные нарушения слуха (позднооглохшие дети), причины, лечение и профилактика, методы компенсации.
16. Развитие речи и интеллекта у детей с нарушениями слуха. Классификация глухих детей. Факторы, влияющие на развитие речи у детей с нарушениями слуха.
17. Тугоухость вследствие инфекционных заболеваний.
18. Физиология органа слуха. Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Звуковая травма.
19. Фило- и онтогенез слухового анализатора. Основные этапы формирования слуховой функции ребенка.