Семинарские занятия (6 часов)




Учебные цели

1. Сформировать у студентов прочную теоретическую медико-биологи-ческую основу понимания причин и механизмов развития нарушений слуха, а также особенностей этих поражений связанных с причиной, механизмами и возрастом на момент развития дефекта.

2. Сформировать у студентов современные и профессиональные представления о строении и нормальной физиологии слухового анализатора.

3. Ознакомить студентов с современными научными представлениями о причинах и механизмах развития стойких нарушений функций слухового анализаторов и связанных с этим индивидуальных особенностей образовавшихся дефектов.

Содержание модуля 1 «Органы слуха «

Тема 1.1. Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения. Понятие и общая анатомия, и физиология сенсорных систем. Анатомия и физиология органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Возрастные особенности органов слуха. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора. Болезни наружного уха. Болезни среднего уха, острые и хронические воспаления. Острый и хронический отит. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита. Распространенность процесса, ограниченный лабиринтит и разлитой (диффузный). Этиопатогенез. Осложнения и остаточные явления Аномалии развития. Болезни проводникового отдела слухового анализатора. Невриты слухового нерва. Шумовые поражения. Воздушная контузия. Функциональные нарушения слуха. Центральные поражения слухового анализатора. Аномалии развития.

Тема 1.2. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Периферический отдел слухового анализатора, составные части: наружное, среднее, внутреннее ухо. Наружное ухо, его части: ушная раковина, наружный слуховой проход, их строение, функция, иннервация. Возрастные особенности наружного уха. Среднее ухо. Строение барабанной полости, ее стенки, сообщения, отделы, содержимое. Система слуховых косточек, их функция и адаптационные нервно-мышечные механизмы. Евстахиева труба строение и функция. Воздухообмен в среднем ухе. Возрастные особенности среднего уха.

Тема 1.3. Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора. Строение внутреннего уха. Рецепторный аппарат внутреннего уха. Механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения. Слуховой нерв. Проводящие слуховые пути головного мозга, уровни их организации. Особенности строения и связей коры первичного слухового поля. Функция первичного слухового поля коры. Вторичное корковое слуховое поле, отличительные особенности его строения и связей. Функция вторичного слухового поля. Третичные слуховые поля, их функция.

Тема 1.4. Чувствительность органа слуха человека. Звуковая волна, ее физические свойства: амплитуда, частота, длина. Единицы измерения. Акустические характеристики звука: высота, громкость, тембр. Распространение звука в среде: дифракция, интерференция, реверберация, резонанс. Понятие о пороге слуховых ощущений и дискомфорта, о дифференциальном пороге. Область слухового восприятия нормально слышащего человека. Частотно-динамический диапазон звуков речи. Речевое развитие слуха у детей. Защитно-приспособительный характер слуховой адаптации. Понятие о слуховом утомлении и звуковой травме. Бинауральный слух, его значение.

Тема 1.5. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Определение понятия «стойкое нарушение слуха». Причины стойких нарушений слуха: врожденные на следственные и ненаследственные заболевания. Классификация стойких нарушений слуха. Приобретенные нарушения слуха, роль болезней периферического отдела слухового анализаторов, общих и мозговых инфекционных заболеваний, токсических, химических веществ, травм мозга. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции. Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха. Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха.

Тема 1.6. Патология слухового анализатора. Болезни наружного уха. Болезни среднего уха, острые и хронические воспаления. Острый и хронический отит. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита. Распространенность процесса, ограниченный лабиринтит и разлитой (диффузный). Этиопатогенез. Осложнения и остаточные явления Аномалии развития. Болезни проводникового отдела слухового анализатора. Невриты слухового нерва. Шумовые поражения. Функциональные нарушения слуха. Центральные поражения слухового анализатора. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха.

Тема 1.7. Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха. Внутриутробное развитие слуховой системы. Особенности закладки и развития перепончатого и костного лабиринта. Развитие среднего и наружного уха. Аномалии развития. Постнатальное развитие слуховой системы. Миэлинизация слухового нерва, созревание подкорковых и корковых структур слуховой системы. Особенности слухового восприятия новорожденного. Развитие слуха у ребенка. Особенности нарушения слуха у пожилого человека.

 


Тематический план

№ п/п Наименование модулей и тем Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа студентов
Лекции Семинарские занятия
Модуль 1. Органы слуха        
1.1 Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения        
1.2 Физиологические основы деятельности анализатора.        
1.3 Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора.        
1 4 Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора.        
1.5 Чувствительность органа слуха человека.        
1.6 Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха.        
1.7 Патология слухового анализатора.        
1.8 Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха.        

 

Лекции (2 часа)

Тема: Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения (2 часа)

План

1. Общая физиология сенсорных систем.

2. Слуховой анализатор.

a. Анатомия и физиология периферического отдела слухового анализатора.

b. Анатомия и физиология проводникового и центрального отдела слухового анализатора.

c. Возрастные особенности органов слуха.

3. Патология органа слуха

a. Болезни наружного и среднего уха.

b. Болезни внутреннего уха.

c. Травмы слухового анализатора.

d. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита

e. Глухота, основы сурдологии и слухопротезирования. Краткие сведения о физических и акустических свойствах звука.

f. Аномалии развития уха.

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26]

Семинарские занятия (6 часов)

Тема: Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Звукопроводящая функция органа слуха

2. Наружное ухо. Возрастные особенности структуры наружного уха.

3. Строение среднего уха.

4. Евстахиева труба строение и функция.

5. Внутреннее ухо.

6. Кортиев орган улитки, наружные и внутренние волосковые клетки, покровная мембрана, их функция.

7. Роль наружного, среднего и внутреннего уха в звукопроведении.

8. Трансформирующее действие барабанной перепонки и рычажной системы слуховых косточек.

9. Воздушное и костное проведение звука.

10. Механизм возникновения колебаний Кортиева органа.

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]

Тема: Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Звуковоспринимающая система органа слуха.

2. Механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения.

3. Звуковосприятие. Слуховая чувствительность.

4. Слуховой нерв, источник его формирования, состав волокон, их тонотопическая организация в стволе нерва.

5. Проводящие слуховые пути головного мозга, уровни их организации

6. Анатомия и физиология центрального отдела слухового анализатора.

7. Особенности строения и связей коры первичного слухового поля.

8. Вторичное корковое слуховое поле, отличительные особенности его строения и связей.

9. Третичные слуховые поля, их функция.

10. Речеслуховой, сенсорный центр речи (Вернике).

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]


Тема: Патология слухового анализатора (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Болезни наружного уха.

2. Острый и хронический отит. Этиопатогенез. Последствия.

3. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита.

4. Каковы наиболее опасные осложнения гнойно-воспалительных процессов среднего и внутреннего уха?

5. Невриты и другие виды поражения слухового нерва.

6. Центральные поражения слухового анализатора.

7. Травматические поражения слухового анализатора.

8. Глухота и тугоухость. Виды глухоты.

9. Распространенность и причины стойких нарушений слуха:

10. Классификация стойких нарушений слуха.

11. Отосклероз. Основы тимпанопластики

12. Основы слухотпротезирования. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции

13. Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование.

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: