Психологические особенности трудовой экспертизы




 

История применения экспертизы свидетельствует, что практически всегда в процессе её проведения решается задача поиска виновного. В каждом случае это определение вины техники или человека.

Психология экспертизы реализуется:

1. В привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы;

2. Во влиянии непривычных экстремальных раздражителей на психику участников расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т.п.);

3. В проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).

4. В психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.

Инженерные психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.

К психологическим компонентам ЧП относят:

мотивы поведения, причины и механизмы ошибочных действий летного состава и лиц группы руководства полетами, их псих. состояния, индивидуально-психологические особенности личности и т.д.

В психологии труда и инженерной психологии психологические особенности экспертной оценки происшествия базируются на 2 концепциях:

1. концепция личностного фактора

2. концепция человеческого фактора.

1. При экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль индивидуальных, профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.

2. При экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).

К компонентам личностного фактора относятся:

- нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность);

- профессиональные качества;

- психологические особенности;

- физиологические особенности;

- физическое развитие.

В число компонентов человеческого фактора входят:

Субъект деятельности (методы и критерии оценки летного состава):

- система профотбора (на психологическом, образовательном уровне и т.д.)

- эффективность методов контроля и экспертизы.

Средства деятельности (элементы рабочего места летчика):

* средства отображения информации (визуальные, акустические и т.д.):

- расположение и способ кодирования

- угол визирования и время воздействия сигнала

- разборчивость слов, текстуры

- яркость, контрастность

* органы управления (штурвал, ручки, педали, переключатели и т.д.):

- пространственные соотношения (взаиморасположение, группировка...)

- конструкция (размеры, форма, характер поверхностей и др.)

- загрузка, инерционность, амплитуда перемещений.

Условия деятельности (факторы обитаемости и полета):

- геометрические размеры элементов рабочего места, обзор, досягаемость)

- условия обитаемости на рабочем месте (по освещенности, газовому составу, микроклимату и др.)

- соблюдение эргономических требований к одежде и спецснаряжению

- воздействие факторов полета

- совместимость членов экипажа.

Содержание деятельности (способы выполнения профессиональных действий, операций):

- распределение функций между человеком и автоматикой

- информационная и физическая загрузка

- способы выполнения действий.

Организация деятельности (регламентация, управление, обеспечение учебно-боевого процесса):

- режим труда и отдыха

- летная нагрузка

- программы подготовки

- руководство, управление

- обеспечение полетов.

Инженерно-психологическая (трудовая) экспертиза может осуществляться на разных уровнях (см. таблицу 1):

- на личностном уровне (причина ЧП - личностные псих., предпосылки)

например, снижение психической работоспособности, недостаточная подготовленность к возникшей ситуации, индивидуальные психологические особенности.

- на уровне боевой техники и оружия (их влияние на психику воина).

- на уровне среды обитания и боевой деятельности (влияние на психику природных и боевых или производственных факторов).

 

Таблица 1.

Виды экспертизы Задачи экспертизы
личностный экспертиза: - профнаправленности - профпригодности -психической работоспособности -эффективности деятельности - психологической подготовленности - профподготовленности -индивидуально-психологических особенностей
технический экспертиза: - средств отображения информации - средств управления - рабочего места оператора - вредных и опасных для жизни факторов -аварий и катастроф - конструктивной надежности техники
средовый экспертиза опасных влияний: - погоды - землетрясений - извержений вулканов - солнечной активности


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: