История применения экспертизы свидетельствует, что практически всегда в процессе её проведения решается задача поиска виновного. В каждом случае это определение вины техники или человека.
Психология экспертизы реализуется:
1. В привлечении инженерных психологов к процессу экспертизы;
2. Во влиянии непривычных экстремальных раздражителей на психику участников расследования (вид раненых и убитых, вид искореженной техники, поведение родственников, журналистов, возможная опасность для жизни и здоровья на месте происшествия и т.п.);
3. В проявлении психологических факторов, облегчающих или затрудняющих процесс раскрытия тайны причин происшествий (активизация внимания, мышления и других психических познавательных процессов, интерес к выявлению загадочных причин происшедшего, психологическое давление на экспертов заинтересованных лиц, доминирующее влияние чрезмерных по силе раздражителей на процесс принятия решения комиссией, сложность выбора одной из версий происшедшего и т.п.).
4. В психологическом обосновании предлагаемых комиссией рекомендаций по недопущению подобных происшествий в будущем.
Инженерные психологи привлекаются к работе групп тех подкомиссий, в которых влияние психологического фактора может оказаться решающим в возникновении аварийной ситуации.
К психологическим компонентам ЧП относят:
мотивы поведения, причины и механизмы ошибочных действий летного состава и лиц группы руководства полетами, их псих. состояния, индивидуально-психологические особенности личности и т.д.
В психологии труда и инженерной психологии психологические особенности экспертной оценки происшествия базируются на 2 концепциях:
|
1. концепция личностного фактора
2. концепция человеческого фактора.
1. При экспертизе причин аварийности с опорой на личностный фактор оценивается роль индивидуальных, профессионально важных качеств личности летчика (членов экипажа или группы руководства полетами) в возникновении, развитии и исходе аварийной ситуации.
2. При экспертизе аварийности с опорой на так называемый человеческий фактор изучаются и оцениваются: степень и полнота учета профессионально значимых характеристик человека в объекте (средствах) деятельности (конструкция рабочего места летчика и его компоновка, размещение и т.д.), условия труда (гигиенические особенности среды обитания на рабочем месте, эргономичность спецснаряжения, средств защиты, психологический климат в экипаже и т.д.), содержание и структура процесса деятельности (способы выполнения действий, характер информации и физические нагрузки, темп работы и т.д.), организация деятельности (особенности режима труда и отдыха, летной нагрузки и т.п.).
К компонентам личностного фактора относятся:
- нравственно-ориентационные (духовные качества, моральные качества, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство коллективизма, целеустремленность);
- профессиональные качества;
- психологические особенности;
- физиологические особенности;
- физическое развитие.
В число компонентов человеческого фактора входят:
Субъект деятельности (методы и критерии оценки летного состава):
- система профотбора (на психологическом, образовательном уровне и т.д.)
|
- эффективность методов контроля и экспертизы.
Средства деятельности (элементы рабочего места летчика):
* средства отображения информации (визуальные, акустические и т.д.):
- расположение и способ кодирования
- угол визирования и время воздействия сигнала
- разборчивость слов, текстуры
- яркость, контрастность
* органы управления (штурвал, ручки, педали, переключатели и т.д.):
- пространственные соотношения (взаиморасположение, группировка...)
- конструкция (размеры, форма, характер поверхностей и др.)
- загрузка, инерционность, амплитуда перемещений.
Условия деятельности (факторы обитаемости и полета):
- геометрические размеры элементов рабочего места, обзор, досягаемость)
- условия обитаемости на рабочем месте (по освещенности, газовому составу, микроклимату и др.)
- соблюдение эргономических требований к одежде и спецснаряжению
- воздействие факторов полета
- совместимость членов экипажа.
Содержание деятельности (способы выполнения профессиональных действий, операций):
- распределение функций между человеком и автоматикой
- информационная и физическая загрузка
- способы выполнения действий.
Организация деятельности (регламентация, управление, обеспечение учебно-боевого процесса):
- режим труда и отдыха
- летная нагрузка
- программы подготовки
- руководство, управление
- обеспечение полетов.
Инженерно-психологическая (трудовая) экспертиза может осуществляться на разных уровнях (см. таблицу 1):
- на личностном уровне (причина ЧП - личностные псих., предпосылки)
например, снижение психической работоспособности, недостаточная подготовленность к возникшей ситуации, индивидуальные психологические особенности.
- на уровне боевой техники и оружия (их влияние на психику воина).
- на уровне среды обитания и боевой деятельности (влияние на психику природных и боевых или производственных факторов).
Таблица 1.