Анализ образовательных программ Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.
| Программы
| Цели, задачи
| Принципы построения
| Структурные компоненты
| Требования к освоению (ЗУНы)
| Материальное оснащение
| | Программные
требования
| Реальное
состояние в ДОУ
| | Т.Б.Филичева, Г.А.Каше
«Программа обучения
детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная группа)»
| Цель: освоение детьми 6-7 лет коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Задачи:
1. развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
2. обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
3.воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
4.развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
5.формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
| 1. принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
2. принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
3. принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
4. принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости структуры и выраженности речевого нарушения;
5. деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.
| 1.Формирование произношения;
2.Развитие речи;
3.Фомирование элементарных навыков письма и чтения.
| 1.правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
2.четко дифференцировать все изученные звуки;
3.различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
4.называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
5.производить элементарный звуковой анализ и синтез;
6.читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной программы;
7.отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
8.выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
| Необходимо большое количество наглядного демонстрационного материала, картинки, игры, карточки, раздаточный материал.
| Кабинет логопеда оборудован всем необходимым материалом.
| |
Т.Б.ФиличеваГ.В.Чиркина
«Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи» (старшая группа)
|
Цель: овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.
Задачи: 1.практическое усвоение лексических и грамматических
средств языка;
2.формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
3.подготовка к обучению грамоте. 4.развитие навыков связной речи.
|
1.раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
2. Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.развитие речи и опора на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;
3. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.взаимосвязное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматического компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка);
4.дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
5.связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей, с ОНР, которые прямо или косвенно препятствую эффективной
коррекции их речевой деятельности
|
1.Формирование произносительной стороны речи;
2.Развитие лексико-грамматических средств языка; 3.Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
4.Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
|
1.понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
2.фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
3.правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
4.пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
5.владеть элементарными навыками пересказа;
6.владеть навыками диалогической речи;
7.владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
8.грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
9.использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
10.владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
|
|
|
|
Поиск по сайту:
|