Учебно-методический комплекс по дисциплине
Физиология высшей нервной деятельности
И сенсорных систем
Направление
030300.62 Психология
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «31» августа 2011 г.
Саранск 2011
УМК по дисциплине «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» включает:
1. Титульный лист
2. Описание содержания УМКД
3. Выписку из ГОС ВПО, воспроизводящую основное содержание дисциплины (федеральный компонент)
4. Рабочую программу учебной дисциплины
5. Вопросы текущего контроля СРС
6. Методические рекомендации для подготовки к занятиям
7. Конспекты лекций
8. КИМы
Выписка из ГОС ВПО
Направления 521000 Психология от 10 марта 2000 г., номер государственной регистрации № 77 гум/бак, воспроизводящая основное содержание дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» (федеральный компонент)
ЕН | Общие математические и естественнонаучные дисциплины | |
ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент |
ЕН.Ф.07 | Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем | |
Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности, механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах |
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ
НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения курса. Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы жизнедеятельности организма человека, в основе которых лежит рефлекторная деятельность, позволяющая организму приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, адаптироваться к ним и, тем самым выживать - т.е. сохранять свою жизнь и здоровье, под которым понимается не только физическое, но психическое и социальное благополучие.
|
Физиология высшей нервной деятельности является базовой академической наукой для развития таких практических дисциплин как психология, педагогика, медицина, гигиена труда, спорта, обучения, питания и т.д. Физиология высшей нервной деятельности и свойства нервных процессов определяет и объясняет возрастные и индивидуальные различия поведения человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
В курсе физиологии высшей нервной деятельности большое внимание уделяется изложению базовых теорий рефлекторности, отражения и системной деятельности, что дает понимание физиологических основ поведенческих реакций животных и человека, тем самым готовит студента к глубокому пониманию всего курса психологических дисциплин. Физиология высшей нервной деятельности дает научное объяснение таким ее свойствам как восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, движение, и др.
Нормативное основание. Курс «Физиология ВНД и сенсорных систем» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования: является предметом цикла ЕН направления «Психология» (бакалавриат).
Профиль специальностей – педагогический.
Форма организации обучения – дисциплина федерального компонента.
Цель курса – ознакомить студентов с основами классической физиологии ВНД и с основными принципами функционирования сенсорных систем организма человека.
|
Задачи курса:
· ознакомить студентов с основами условно-рефлекторной деятельности и понятием «рефлекс» в целом.
· сформировать представление о механизмах формирования условных рефлексов и об основных положениях условно-рефлекторной теории И.П.Павлова.
· освоить классические положения о типологии процессов высшей нервной деятельности человека и высших млекопитающих.
· ознакомить студентов с основами физиологии процессов памяти и механизмов сна.
· изучить основные принципы формирования и функционирования второй сигнальной системы человека.
· изучить основные принципы строения и физиологии основных сенсорных систем человека – зрительной, слуховой, соматосенсорной, вкусовой, обонятельной, прорио- и интероцептивной, рассмотреть общие положения теории сенсорных систем.
Форма проведения итогового контроля –комбинированный (устный и письменный) экзамен.
Ожидаемые результаты освоения курса:
· знание закономерности формирования условных и безусловных рефлексов, их различия и классификацию;
· знание типологии высшей нервной деятельности по И.П.Павлову, о второй сигнальной системе человека и о механизмах сонного физиологического состояния;
· знание анатомо-функциональные особенности всех анализаторов человека;
· знание материалистического субстрата психики и закономерностей его работы;
· понимание особенности работы сенсорных систем.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
|
030300.62 Психология
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия (семинары) | - | |
Лабораторные работы | ||
Самостоятельная работа | ||
Рефераты | - | |
Вид итогового контроля: экзамен/зачет | Экзамен |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела дисциплины | Всего | Лек- ции | Лабор-атор-ные заня-тия | СРС |
Введение. Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности сенсорных систем. | |||||
Физиология сенсорных систем. | |||||
Закономерности рефлекторной деятельности | |||||
Нейрофизиологические основы памяти и обучения | |||||
Типы высшей нервной деятельности и темпераменты. Развитие нервных процессов и влияние на них генотипа и среды. | |||||
Особенности высшей нервной деятельности человека | |||||
Функциональные состояния. Сон. | |||||
Эмоции и мотивации. Произвольность. | |||||
Всего |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 Введение
Предмет Физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем. История развития. Место в системе нейронаук и психологии. Методы исследования.