II. Автор-повествователь-рассказчик (герой-рассказчик). От чьего лица ведется повествование. Соотношение автор – персонаж.




Автор – реальный человек с фактами биографии и т.п., живущий в реальном мире и времени. Все остальные - это персонажи художественного мира. Повествователь может быть приближен к автору, может не совпадать с ним. Рассказчик – тот, кто рассказывает конкретную историю, - как правило наделен собственными чертами, о которых читатель может узнать из его манеры говорить, из его оценок, из специфики его взгляда на события. Герой-рассказчик – тот, кто рассказывает о событиях, в которых сам принимает участие. Хрестоматийный пример сложной организации рассказчиков – «Повести Белкина» Пушкина, где есть Белкин-издатель и повествователь, который иногда представляет события еще в чьем-то пересказе, который он «запомнил почти дословно» и т.п.. Этот «многослойный фильтр» нужен автору для того, чтобы читатель не получил готовые выводы, а из сопоставления позиций каждого из повествующих догадался о подлинном положении дел. (См. еще «несобственно-прямую речь»)

Три типа текста относительно лица говорящего.

Любая речь исходит от я, обращена к ты и повествует о нем (или о я, или о ты). Личные местоимения (я, ты, он) выступают и основой построения высказываний. В соответствии с тремя участниками речевого акта речь может строиться от 1-го, 2-го или 3-го лица. (Мы сейчас не рассматриваем комбинирование этих трех типов, которое, конечно, встречается в реальной речи чаще всего.).

«Я рассказываю…» (1 тип речи)

1-ый тип речи – высказывания от 1-го лица. Сюда относятся высказывания с использований форм местоимений «я» и «мы», а также высказывания с косвенными средствами выражения «я».

1) Высказывания с использований форм местоимений я и мы, или соответствующими глагольными личными формами и притяжательными местоимениями (мой,наш).

Примеры: Я знаю силу слов; Люблю (форма глагола указывает на 1-е лицо) грозу в начале мая; Нам целый мир чужбина; Мои мечты сбудутся; Наши кони быстрые.

2 ) Высказывания побудительные или вопросительные. Они обнаруживают я благодаря тесной связи между я и ты в таких типах предложений. Обращенный к собеседнику вопрос или побуждение может исходить только от я. Примеры: Посмотри вокруг; Пойдемте гулять; Какое сегодня число? (вопросы, кроме риторических) всегда обращены к присутствующему «ты»).

3) Высказывания эмоционально-восклицательные: Как хорошо! Что за прелесть эти сказки! Как не стыдно! И т.п. (Косвенно тоже указывают на присутствие собеседника, неважно, реального или воображаемого).

4) Высказывания с вводными словами или сочетаниями. Помимо разнообразных значений, которые вносят вводные слова в высказывание, они обнаруживают «голос» говорящего, автора. Не являясь членами предложения, такие слова указывают на отношение автора к тому, о чем говорится, показывают его уверенность или неуверенность и т.п. Примеры: Дверь, к моему изумлению, растворилась, и в комнату вошел лев. Полагаю, дело и без того сделано.

II тип речи («Ты рассказываешь…»)

Так как в высказывании я и ты/ вы неразрывно связаны (ты и вы не может быть без я или мы), то обращение ко второму лицу – это тоже один из способов «проявления» я говорящего: Дорогая Машенька, в кабинете у вашего отца висит ваш портрет. На вашем лице улыбка. А улыбка свидетельствует о том, что вы довольны и радуетесь жизни. Это могло бы звучать так: Дорогая Машенька, я видел в кабинете у вашего отца ваш портрет. Я заметил на вашем лице улыбка. Я полагаю, что улыбка свидетельствует о том, что вы довольны и радуетесь жизни. Во втором типе речи присутствуют сразу два лица я и ты.

Может быть и такой тип ты-высказывания, когда наблюдатель самоустраняется и показывает собеседнику картинку словно бы со стороны:

После первого визита, нанесенного тебе в городе сельским учителем, минуло порядочно времени, и многое произошло, и ты, Михаил Топорный, снова значительно продвинулся вперед и многого достиг, и уже сидишь среди бела дня в одной из комнат квартиры Веславы; а рядом с тобой сидит ее отец, мужчина дородный и видный, и вы оба нетерпеливо поглядываете на двери другой комнаты, за которой твоя вторая жена, Веслава Топорная, урожденная Яжецкая разрешается от бремени.

III тип речи (от 3-го лица)

Это самый распространенный тип речи, поэтому специально обращать на него внимание в анализе следует только в том случае, если вы заметили какие-то выдающиеся особенности этого рассказа – особенную стилистическую окраску или необычную лексику.

IV тип речи.

Вы знакомы с несколькими формами введения в текст чужой речи. Это прямая речь и диалог, косвенная речь, цитирование. Сейчас мы познакомимся с еще одной очень важной формой передачи чужой речи – несобственно-прямая или несобственно-авторская речь.

С определением повествователя связана и проблема точки зрения в литературе. (Подробнее о точке зрения Б.Успенский)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: