Термином «хронотоп» - (что-то вроде «времяместо) - образы художественного времени и пространства - вполне можно пользоваться в анализе, только к месту.
Пространственные и временные оппозиции (верх/низ, далеко/близко, день/ночь, сейчас/давно, небо/земля, земля/подземное царство, север/юг, лево/право, замкнутое/открытое, весна/осень, свет/мрак.
Художественное время и пространство символично. Основные пространственные символы: дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого пространства), порог, окно, дверь (граница), город, природа. В современной литературе: вокзал, аэропорт (места решающих встреч).
Виды частных хронотопов:
хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.
хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.
хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство.
хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. хронотоп порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.
Хронотоп многослойный – события происходят в прошлом, настоящем и будущем относительно рассказчика. Это может быть обращение к памяти персонажа, это может быть «вмешательство» автора, который сообщает читателю о том, чего еще не знает персонаж.
Следует обратить внимание и объяснить для себя разные временные и пространственные несовпадения. Автор пишет не о своем времени (Действие «Тараса Бульбы» или романа Вальтера Скотта «Айвенго» происходит на сотни лет раньше, чем о нем пишет писатель). Или переносит действие в страну, которую знает мало. Или помещает героя на остров. И т.п.
|
IV. Сюжет.
Есть понятия СЮЖЕТ (последовательность событий, данная в художественном произведении) и ФАБУЛА (события в их естественной последовательности).
Классический пример –нарушение хронологической последовательности в расположении частей в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Автор нарушает хронологию событий (начинает с последнего по времени и заканчивает одним из первых) для того, чтобы постепенно приоткрывать «завесу тайны», которая скрывает личность героя. Сначала о нем рассказывает персонаж, который совершенно не понимает и не может понять героя, затем нам представлен дневник героя, а в конце открывается то, чего, возможно, не понимает и не может рассказать герой о себе.
Нужно обращать внимание на ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
• Вставные эпизоды, не имеющие отношения к развитию сюжета. Например, «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Гоголя;
• Лирические (иначе - авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.
В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько конфликтов и сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий.
V. Ритм, темп, тон, интонация повествования.
Тон, интонация могут быть драматически напряженными, трагическими, пафосными, или, наоборот, саркастическими или ироническими.
Темп – торжественно медленный, быстрый, прерывистый.
|
VI.Функционально–смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Интерес представляет любое несоответствие предмета разговора и использованного типа речи. Так рассуждение предполагает взвешенное логически выстроенное исследование чего либо. И если «рассуждает» автор о каком-то незначительном предмете, например о спичечной головке, это создает комический эффект.
VII. Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
VIII. Образы художественного текста. Образы – это язык и форма существования искусства, но в тексте могут настойчиво повторяться какие-то отдельные образы, которые важны для выражения авторской идеи.
IX. Образы-персонажи. Система образов.
ХАРА́КТЕР художественный (= характер литературный) – это образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.
Важно: В литературном произведении рисуется не просто характер человека (как мы в обыденной жизни говорим о характере своих знакомых или соседей), характер в литературе всегда ОБРАЗ, а образ отличается тем, что несет в себе какую-то идею. Система персонажей – это система идей литературного произведения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА
ВСТУПЛЕНИЕ. Место персонажа в системе образов произведения. (см. схему «отношения между персонажами).
|
1. Своеобразие мировоззрения (система ценностей, основные жизненные позиции, убеждения, идеалы).
2. Круг умственных интересов, склонностей и привычек.
А) характер деятельности и основных жизненных устремлений
Б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия)
3. Область чувств:
А) тип отношения к окружающим
Б) особенности внутренних переживаний (воссоздание чувств, мыслей, побуждений, их движение и развитие в художественном произведении)
4. Авторское отношение к персонажу.
Какие черты личности (характера) выявляются в произведении:
А) с помощью портрета
Б) в авторской характеристике
В) через характеристику, которую дают персонажу другие действующие лица
Г) с помощью предыстории или биографии
Д) через цепь поступков
Е) в речевой характеристике
Ж) через сопоставление с другими персонажами
З) через окружающую обстановку (в том числе интерьер или отражающий настроение пейзаж)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С какой авторской идеей связан этот персонаж.