III. Образ времени и пространства («хронотоп»).




Термином «хронотоп» - (что-то вроде «времяместо) - образы художественного времени и пространства - вполне можно пользоваться в анализе, только к месту.

Пространственные и временные оппозиции (верх/низ, далеко/близко, день/ночь, сейчас/давно, небо/земля, земля/подземное царство, север/юг, лево/право, замкнутое/открытое, весна/осень, свет/мрак.

Художественное время и пространство символично. Основные пространственные символы: дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого пространства), порог, окно, дверь (граница), город, природа. В современной литературе: вокзал, аэропорт (места решающих встреч).

Виды частных хронотопов:

хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.

хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.

хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство.

хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. хронотоп порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.

Хронотоп многослойный – события происходят в прошлом, настоящем и будущем относительно рассказчика. Это может быть обращение к памяти персонажа, это может быть «вмешательство» автора, который сообщает читателю о том, чего еще не знает персонаж.

Следует обратить внимание и объяснить для себя разные временные и пространственные несовпадения. Автор пишет не о своем времени (Действие «Тараса Бульбы» или романа Вальтера Скотта «Айвенго» происходит на сотни лет раньше, чем о нем пишет писатель). Или переносит действие в страну, которую знает мало. Или помещает героя на остров. И т.п.

IV. Сюжет.

Есть понятия СЮЖЕТ (последовательность событий, данная в художественном произведении) и ФАБУЛА (события в их естественной последовательности).

Классический пример –нарушение хронологической последовательности в расположении частей в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Автор нарушает хронологию событий (начинает с последнего по времени и заканчивает одним из первых) для того, чтобы постепенно приоткрывать «завесу тайны», которая скрывает личность героя. Сначала о нем рассказывает персонаж, который совершенно не понимает и не может понять героя, затем нам представлен дневник героя, а в конце открывается то, чего, возможно, не понимает и не может рассказать герой о себе.

Нужно обращать внимание на ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

• Вставные эпизоды, не имеющие отношения к развитию сюжета. Например, «Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Гоголя;
• Лирические (иначе - авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.
В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько конфликтов и сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий.

V. Ритм, темп, тон, интонация повествования.

Тон, интонация могут быть драматически напряженными, трагическими, пафосными, или, наоборот, саркастическими или ироническими.
Темп – торжественно медленный, быстрый, прерывистый.

VI.Функционально–смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

Интерес представляет любое несоответствие предмета разговора и использованного типа речи. Так рассуждение предполагает взвешенное логически выстроенное исследование чего либо. И если «рассуждает» автор о каком-то незначительном предмете, например о спичечной головке, это создает комический эффект.

 

VII. Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.

VIII. Образы художественного текста. Образы – это язык и форма существования искусства, но в тексте могут настойчиво повторяться какие-то отдельные образы, которые важны для выражения авторской идеи.

IX. Образы-персонажи. Система образов.

ХАРА́КТЕР художественный (= характер литературный) – это образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.

Важно: В литературном произведении рисуется не просто характер человека (как мы в обыденной жизни говорим о характере своих знакомых или соседей), характер в литературе всегда ОБРАЗ, а образ отличается тем, что несет в себе какую-то идею. Система персонажей – это система идей литературного произведения.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА

ВСТУПЛЕНИЕ. Место персонажа в системе образов произведения. (см. схему «отношения между персонажами).

1. Своеобразие мировоззрения (система ценностей, основные жизненные позиции, убеждения, идеалы).

2. Круг умственных интересов, склонностей и привычек.

А) характер деятельности и основных жизненных устремлений

Б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия)

3. Область чувств:

А) тип отношения к окружающим

Б) особенности внутренних переживаний (воссоздание чувств, мыслей, побуждений, их движение и развитие в художественном произведении)

4. Авторское отношение к персонажу.

Какие черты личности (характера) выявляются в произведении:

А) с помощью портрета

Б) в авторской характеристике

В) через характеристику, которую дают персонажу другие действующие лица

Г) с помощью предыстории или биографии

Д) через цепь поступков

Е) в речевой характеристике

Ж) через сопоставление с другими персонажами

З) через окружающую обстановку (в том числе интерьер или отражающий настроение пейзаж)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С какой авторской идеей связан этот персонаж.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: