Основы права на получение квалифицированной юридической помощи




Введение

 

Право на получение квалифицированной юридической помощи относят к особой группе прав обозначенных в литературе как юридические права-гарантии человека и гражданина либо конституционно-процессуальные права-гарантии или конституционные права-гарантии с процессуальным характером или группа прав по защите других прав и свобод.

Обеспечение такого права как получение квалифицированной юридической помощи достигается посредством его гарантированности на конституционном уровне.

Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи - это совокупность социальных, экономических, политических и правовых приемов и методов, обеспечивающих реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи.


Основы права на получение квалифицированной юридической помощи

 

В качестве особенностей обусловивших выделение указанных прав в отдельную группу, Н.С. Бондарь называет:

. относительно самостоятельное конституционное оформление, наличие собственного нормативного содержания;

. преимущественно процессуальное наполнение, что не исключает материальных элементов;

. детальная нормативная конкретизация данного конституционного института в отраслевом законодательстве;

. как правило, непосредственная реализационная связь соответствующих прав-гарантий с деятельностью судебной власти.

Рассмотрение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в качестве права-гарантии свидетельствует о ее диалектической природе.

С одной стороны государство предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а с другой - обеспечивает, создает и делает реально выполнимым реализацию данного права путем его гарантированности.

Не отрицая важность и значимость социальных, экономических, политических и иных гарантий для обеспечения реализации права на получение квалифицированной юридической помощи тем не менее внимание в дальнейшем будет уделено только тому, что служит предметом нашего исследования - правовым или юридическим гарантиям.

Отличие последних от других видов гарантий состоит в следующем. Если общие экономические, политические и социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаемые государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

В литературе достаточно много различных подходов к определению понятия юридической гарантии3, но отличаются они друг от друга не существенно, прежде всего, «в детализации содержательного наполнения».

Главное же, что остается при содержательной характеристике юридических гарантий так это то, что это правовые средства и способы, с помощью которых гражданам обеспечивается реализация их прав и свобод.

Положения ст. 48 Конституции РФ как юридической гарантии можно рассматривать в двух аспектах:

а) как формально-юридическую гарантию, то есть закрепление права на получение квалифицированной юридической помощи в таком нормативно-правовом акте как Конституция РФ;

б) как юридически-организационную гарантию, когда существует и функционирует институт, специально предназначенный для обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи.

Таким институтом является институт адвокатуры, на который государство возложило конституционную обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи каждому желающему / ч.1 и 2 ст. 48 Конституции РФ; ч. 1 ст. 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/.

Как совершенно верно подчеркивается в литературе, подобным образом адвокатура была введена в ткань конституционного законодательства. Государство закрепило на законодательном уровне основные правила своего взаимодействия с институтом адвокатуры, соблюдение и исполнение которых позволяет данному институту успешно осуществлять возложенную на него конституционную обязанность.

К таким основным правилам ст. 3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» относит:

адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

В центре института адвокатуры находится профессиональный юрист - адвокат, именно он и оказывает непосредственно всем желающим квалифицированную юридическую помощь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: