Эксперимент в сфере оказания помощи граждан




 

В целом же в 78 субъектах Российской Федерации, как следует из п. 2 10. «Отчета Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2005 г. по апрель 2007 г.», не созданы правовые и финансовые предпосылки для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона об адвокатуре:

а) в 25 субъектах Российской Федерации вообще не приняты законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации по созданию условий оказания юридической помощи гражданам бесплатно;

б) в 27 субъектах Российской Федерации принятые законодательные и иные правовые акты лишь дублируют положения статьи 26 Федерального закона, но не определяют механизм получения гражданами юридической помощи бесплатно;

в) в 38 субъектах Российской Федерации, принявших законы и иные правовые акты по данному вопросу, не выделены денежные средства на компенсацию расходов адвокатам, оказывавшим юридическую помощь бесплатно.

Но даже там, где денежные средства для оказания бесплатной юридической помощи выделены (Республика Татарстан, Красноярский край, Ярославская область и др.), они не осваиваются в полном объеме. Это связано с тем, что для получения бесплатной юридической помощи гражданин должен документально подтвердить свой статус малоимущего, а сбор пакета документов сопряжен с чрезмерными эмоциональными и временными затратами. В сфере оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам вскоре возможны перемены.

Так, сегодня эксперимент по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам проводится через 10 созданных государственных юридических бюро на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей, при положительном исходе которого, подобный опыт предполагается распространить на всю территорию Российской Федерации.

Правовую основу этого эксперимента составляет постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», который был первоначально рассчитан на год (с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.), но в дальнейшем планы Правительства изменились, и данное постановление было представлено в редакции постановления Правительства РФ от 13.11. 2006 № 676, согласно которому подобный эксперимент был продлен еще. на один - 2007 год. В решениях Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, с одной стороны, четко выражено положительное отношение адвокатского сообщества к вопросу о финансовой поддержки государством оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а с другой стороны, критикуется способ решения этой проблемы путем создания государственных юридических бюро /Абз. 2 п. 3.4. Отчета Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2005 г. по апрель 2007 г./2.

В целом в литературе и на практике не выработано единой позиции как о целесообразности функционирования государственных юридических бюро по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, так и, безусловно, необходимости их распространения на всю территорию Российской Федерации.

В п.10 постановления № 534 в редакции постановления Правительства РФ от 13.11. 2006 № 676, указано, что «Министерству юстиции Российской Федерации обобщить результаты деятельности государственных юридических бюро и до 10 июля 2007 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения с проектом доклада Президенту Российской Федерации «О формировании системы оказания бесплатной юридической помощи».

Это означало бы, что окончательное слово будет за действующим на тот период времени Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, который, кстати, не будем забывать и одобрил эксперимент по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам через государственные юридические бюро.

Тем не менее, данный вопрос еще сегодня стоит на повестке дня и это несмотря на то, что на одной из своих коллегий Министерство юстиции РФ в одном из своих решений признала итоги эксперимента за 2006 год по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам через государственные юридические бюро в целом положительными. Кроме того, в решении было указано, что в течение 2006 года 123 работниками государственных юридических бюро оказана бесплатная юридическая помощь почти 22 тысячам малоимущих граждан. В основном это пенсионеры, инвалиды, безработные, работники бюджетной сферы. Благодаря помощи бюро решались, в том числе в судебном порядке, проблемы малоимущих граждан, которые в течение многих лет оставались неразрешенными.

Также следует отметить финансово-экономическую обоснованность проведения эксперимента. За год деятельности работниками бюро дано 8644 устных и 1876 письменных консультаций, составлено 4364 документа правового характера (в числе которых - исковые заявления, кассационные жалобы, ходатайства, договоры, заявления в различные органы и организации), принято участие в рассмотрении в судах 1067 гражданских дел, в 121 случае работники бюро представляли интересы граждан в органах местного самоуправления и различных организациях.

Коллегия полагает, что с 2008 года государственные юридические бюро должны действовать во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Поэтому не случайно, что, по словам первого замминистра юстиции РФ Александра Савенкова, «уже принято решение, и готовятся соответствующие документы о создании таких госюрбюро по всей стране».

На дворе уже 2009 год, а государственные юридические бюро как действовали с начала эксперимента в 10 субъектах РФ, так и действуют в таком количестве и сейчас.

Так, п. 1 постановления Правительства РФ от 3 марта 2008 г. № 135 «О государственных юридических бюро» устанавливает, что федеральные государственные учреждения, созданные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», осуществляют в 2008 году оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам без изменения их штатной численности.

Но поскольку вс. же намерения распространить по всей стране государственные юридические бюро существуют, то в руководстве Федеральной палаты адвокатуры РФ предлагают свой вариант их распространения и своего участия в них.

Так, по мнению одного из руководителей Федеральной палаты адвокатов, «Конституция гарантирует гражданам право на юридическую помощь, и государство должно как-то решать подобные вопросы. И в этом смысле мы приветствуем эксперимент с оказанием бесплатной юридической помощи. Вопрос лишь в том, кто будет оказывать подобные услуги? Мы считаем, что создание госбюро в труднодоступных районах вполне оправданно, а в промышленных центрах и крупных городах бесплатные услуги могут оказывать и адвокатские бюро. По замыслу палаты адвокатов, защитник будет работать на своеобразном подряде у государства: юридические бюро Росрегистрации выделяют деньги адвокатским конторам и строго контролируют работу защитников по бесплатной помощи. Здесь адвокаты не видят никакой угрозы своей независимости: деньги-то государственные, и за них положено отчитываться».

 


 

Заключение

 

Альтернативой государственных юридических бюро, по мнению председателя правления Ассоциации юристов России П. Крашенинникова, могут быть общественные юридические приемные, куда может обратиться любой желающий и получить бесплатную квалифицированную помощь. Отличие общественных юридических приемных от государственных юридических бюро будет заключаться в следующем: чтобы обратиться в последние нужно собрать кучу справок и бюро помогает лишь определенной категории людей, а приемные же будут доступны для всех.

 


 

Список литературы

 

1. Лаврик М.А. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект: Дис. …канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.

2. Колюшин Е.И. Конституционное право России: курс лекций. М.: Городец, 2006.

. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005.

. Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.

. Кучерена А.Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Дис. …докт. юрид. наук. М., 2009.

. Хазов Е.Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: Дис. …канд. юрид. наук. СПб., 2007.

. Мицкевич А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право. 2008. № 8.

. Каламкарян Р.А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2009. № 11.

. Францифирова С.Ю. Юридические гарантии прав личности // Адвокатская практика. 2008. № 3.

. Власов А.А. Понятие, задачи и значение адвокатской деятельности и адвокатуры // Общая характеристика адвокатской деятельности и адвокатуры // Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Введение в специальность. Часть 1: учебник / под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2009.

. Карманов А.Ф. Соглашение об оказании юридической помощи как форма реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006.

. Милашев В.А. Адвокатура и государство // Общая характеристика адвокатской деятельности и адвокатуры // Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Введение в специальность. Часть 1: учебник / под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006.

. Кривоносова О.Ю. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2007.

. Куликов В. Адвокатов назначит министр. Юрий Чайка предлагает защитникам госслужбу // Российская газета. 2005. 22 марта.

. Стецовский Ю.И. Адвокатура и государство. М.: Юристъ, 2007.

. Шаров А. Бесплатный адвокат за казенный счет. Юридическую помощь малоимущим будут оказывать во всех регионах России // Российская газета. 2007.

. Стецовский Ю.И. Огосударствление адвокатуры несовместимо с Правом. Юридическая природа адвокатуры // Адвокат. 2007. № 7.

. Иванова Ю.В. «Пока есть реальное самоуправление адвокатуры, остается и возможность говорить о существовании правосудия». Интервью с вице-президентом Федеральной палаты адвокатов РФ Ю.С. Пилипенко // Адвокат. 2008. № 4.

. Орлов П. Адвокат ищет бесплатного клиента. Защитники решили поддержать эксперимент с государственными юрбюро для малоимущих // Российская газета. 2007.

. Шаров А. Телевизионное право. Увидит ли массовый российский зритель программы нового правового телеканала // Российская газета. 2010.

. Свирин Ю.А. Особенности правосознания на современном этапе // Юридическое образование и наука. 2007. № 3.

. Чуйков Д.А. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. 2009. № 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: