За раздельное воспитание | Против |
- легче осуществлять дифференцированный подход в воспитании, если группа или класс однополый - легче объяснять информацию, опираясь на определенный тип мышления мальчиков /девочек/ - легче создать развивающую среду в группе, ориентируясь на особенности и потребности определенного пола - у мальчиков и девочек разные интересы, разные проблемы, поэтому подход к их решению должен быть разным - в однополых группах детям комфортнее и легче общаться /не наблюдается большого числа конфликтов/ - большинство девочек не нуждаются в присутствии мальчиков как стимуляторов их мышления - темп работы в классе мальчиков выше, чем в классе девочек, поэтому легче строить программу обучения ориентируясь на их особенности | - нет программ, методических пособий и рекомендаций по дифференцированному и раздельному воспитанию и обучению мальчиков и девочек. - Возникает проблема подбора педагогов для группы мальчиков /желательно для такой группы иметь в штате ДОУ педагога мужчину/ - В группе девочек работать спокойнее, но скучно, т.к. преобладают стереотипные ситуации, сказывается стереотипное женское мышление … - у детей, воспитывавшихся и обучавшихся в раздельных классах отсутствует опыт обращения с людьми противоположного пола и как следствие этого, возникает застенчивость, закомплексованность. - в чисто мужской среде у мальчиков больше проявляется агрессия /девочки являются для них дисциплинирующим стимулом/ - мальчики развиваются медленнее в однополых группах, чем в смешанных |
Имеет ли смысл раздельное воспитание по половому признаку детей дошкольного возраста?
Исторически сложилось так, что в дошкольном образовании всегда доминировало совместное воспитание детей разного пола.
|
Опыт ДОУ № 113 г. Сыктывкар. Были организованы три экспериментальные группы: группа мальчиков, группа девочек и смешанная группа. Исследователи Микушева Т.В., Пономарева Л.М., Райхерт Л.М. получили в ходе исследования интересные факты:
- выяснилось при сравнении, что почти все показатели развития детей за год экспериментальной работы оказались выше у детей смешанной группы
- в группе девочек уровень развития оказался чуть ниже, чем в смешанной группе
- в группе мальчиков показатели оказались самые слабые.
Исследователи сделали выводы, что мальчики и девочки требуют разного подхода в воспитании и обучении, но их нельзя лишать контактов друг с другом в процессе игр, занятий и бытовой деятельности.
Известный исследователь/врач, психолог/ Гарбузов В.И. убежден, что для нормального развития детей необходимы совместные игры мальчиков и девочек, чтобы они могли быть разными, выполняя «мужские» и «женские» роли, наблюдая друг за другом. /мужчину делает мужчиной слабая женщина, а её женственной делает сильный настоящий мужчина/.
ВЫВОД: лучше разработать дифференцированные методики воспитания детей в смешанных группах, чем делить детей по половому признаку на группы и классы.
Варианты дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в группах ДОУ:
- разные требования к результатам деятельности мальчиков и девочек /для девочек акцент в требованиях на аккуратность, эстетичность выполнения; для мальчиков акцент на слаженности работы, скорости, проявленном творчестве, объеме выполненного задания/
- при оценке деятельности для мальчиков конкретнее выделять критерии – что хорошо, что плохо, как устранить недостатки; при оценке девочек, сначала хвалить за старания, а потом тактично указывать, что получилось так, что не так, как это нужно исправить. /помните, для мальчика важно, «что конкретно требуется и оценивается», а для девочки «кто оценивает и как говорит»/
- при распределении трудовых обязанностей между мальчиками и девочками в группе /в процессе коллективного труда, поручений/, учитывать исторически сложившиеся традиции «мужская работы» и «женская работа». Однако, следует формировать жизненно важные навыки у детей обоих полов /самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд/.
- Организация в ДОУ и школе секционной и кружковой работы: для девочек – «художественная гимнастика», «хореография», «фигурное катание», «рукоделие», «домоводство»; для мальчиков – «Тренажерные залы», «легкая атлетика», «техническое моделирование» и т.д.
- Дифференциация на занятиях по изобразительной деятельности – Нр. Лепка. Одинаковое программное содержание, но разные темы работ: для мальчиков – «Мячики», для девочек – клубочки для бабушки и др.
- Дифференциация на физкультурных занятиях:
- разная физкультурная форма (у мальчиков – шорты и футболки, у девочек – купальники, лосины…)
|
- планирование и проведение занятий по подгруппам /отдельно мальчики, отдельно девочки/ Н. Ефименко /см. «Обруч». – 1999. - № 5/ рекомендует разрабатывать «мальчиковые» и «девчачьи» тематические игры и целые физкультурные занятия. / для мальчиков – «Охотники», «Спасатели», «Космонавты»… для девочек «В гости к феям», «Кукольный магазин», «Из жизни цветов»…/
|
- подбор разных основных движений для мальчиков и для девочек при одновременном проведении занятия в смешанной группе
- разная дозировка нагрузки для мальчиков и девочек на одном и том же занятии
- предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений /для девочек – требования красоты и грации, для мальчиков – точности и четкости/
Литература для самостоятельного изучения:
1.Филлипова С Мир движений мальчиков и девочек. СПб., Детство-Пресс, 2001.
- Ефименко Н. Театр физического воспитания. // Обруч – 1999. - № 5.
- Кабачек О. Как они читают: заметки библиотечного психолога // Обруч – 1998. - № 6.
Задание для подготовки к экзамену:
- Разработать сценарий вечера развлечения «Мальчики и девочки»
- Разработать проект оформления развивающей среды для группы мальчиков /девочек/, для детского сада с раздельной системой воспитания.
- Продумать собственные варианты дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в семье / Разработать текст ширмы-рекомендации для педагогического просвещения родителей/