Прочитайте текст и выполните задания 6–9.




1)Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. 2)«Всю квартиру собой заполонила!..» – ворчал Борькин отец. 3)А мать робко возражала ему: «Старый человек... Куда же ей деться?» 4)«Зажилась на свете... – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!»

5)Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. 6)Бабка спала на сундуке. 7)Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. 8)Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...» 9) Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» 10)«Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька.11) «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»

12)Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка...»

13)В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!» 14) Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила». 15)...Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!» 16) Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. 17)В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком.18) Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. 19) Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохих человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает». 20)Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?»21) «Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава». 21)Борьку вообще интересовало бабкино лицо. 22)«Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. 23)Бабка задумывалась. «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет».

24)Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели всё лицо такими нитками затянется? 25)Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. 26)Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали, зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.

27) За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.28) «В землю врастает», – шутил отец. 29)«Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать. 30) А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься».

31)Умерла бабка перед майским праздником. 32)Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. 33)Ждала, видно, Борьку. 34)Стоял на столе готовый прибор.

35)На другой день бабку схоронили. 36)Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. 37) На полу была свалена всякая рухлядь. 38)Пахло залежавшимися вещами. 39) Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами. «40) «Мой ещё», – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой...» 41) На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть. 42)Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.43) Шкатулку открыли. 44)Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. 45)За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. 46)В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. 47)На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. 48)Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».

49)Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. 50)Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке». 51)В букве «ш» было четыре палочки.52) «Не научилась!» – подумал Борька. 53)Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки... 54)И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока. 55)Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора...

56)Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина. 57)Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»

Валентина Александровна Осеева (Осеева-Хмелева; 1902—1969) — русская советская детская писательница. Наиболее крупными произведениями писательницы являются её трилогия «Васёк Трубачёв и его товарищи», автобиографическая повесть «Динка», сборники рассказов для детей: «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ».

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Все в доме, исключая Борьку, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

2. Борька чувствовал бабку своим, близким человеком.

3. Бабка слушала внука любовно, с большим вниманием.

4. За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1. На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть.

2. Пахло залежавшимися вещами.

3. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока.

4. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

Ответ: ___________________________.

8. Лексический анализ.

Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к слову РУХЛЯДЬ (предложение 37). Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: