Выбор миссии и целей организации
Эффективная разработка стратегии начинается с определения того, что организация должна, а чего не должна делать, и видения того, куда организация должна направляться.
Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Она должна отражать следующие характеристики:
· Иметь целевые ориентиры, которые определяются внешней средой (качество продукции, передовые технологии, конкурентоспособные цены, уникальные товары и т.д.)
· Отражать сферу деятельности организации или, проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма (на каком рынке она будет работать, с какими потребителями)
Определять культуру организации, т.е. определение возможностей и способов осуществления деятельности.
Анализ внешней и внутренней среды организации
После установления миссии и целей организации руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана изучают внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация можно разделить на несколько областей, рассмотрим некоторые из них:
· Экономические факторы
· Рыночные факторы
· Технологические факторы
· Факторы конкуренции
· Финансы/ бухгалтерский учет
· Производство
· Человеческие ресурсы
Анализ стратегических альтернатив и формирование стратегии
На данном этапе рассматриваются и формируются возможные варианты стратегии с учетом характера будущей деятельности, которая может быть связана с продолжением данного вида бизнеса или с его большим/ меньшим изменением.
При формировании вариантов стратегии руководитель основной акцент делает на следующих направлениях:
· Ориентация на максимизацию прибыли или минимизацию издержек;
· Уровень специализации в производстве продукции;
· Фиксация определенного сегмента рынка, т.е. для кого мы будем работать.
Первую группу стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста.
· Стратегия усиления позиции на рынке
· Стратегия развития рынка
· Стратегия развития продукта
Ко второй группе относятся стратегии интегрированного роста.
· Стратегия обратной вертикальной интеграции
· Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции
Третьей группой эталонных стратегий бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста.
· Стратегия концентрированной диверсификации
· Стратегия горизонтальной диверсификации
· Стратегия конгломеративной диверсификации
К четвертой группе относятся стратегии целенаправленного сокращения.
· Стратегия ликвидации
· Стратегия «сбора урожая»
· Стратегия сокращения
· Стратегия сокращения расходов
Выбор стратегии.
После рассмотрения вариантов стратегии руководство определяет (выбирает) наиболее подходящую стратегию для реализации с учетом собственных интересов, возможностей, ценностей и т.д., а также с целью максимального повышения долгосрочной эффективности организации.
Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.
Существует множество методов выбора стратегии, рассмотрим лишь некоторые из них:
I. Упрощенным методом такого выбора являет модель, разработанная Бостонской консультативной группой. При анализе вариантов проводится сравнение доли фирмы и ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности.
II. Матрица Мак-Кинси. Чтобы определить положение фирмы в данной матрице производят анализ внешних факторов/ строк, которые отражают привлекательность отрасли (темпы роста отрасли, емкость рынка, уровень конкуренции, рентабельность продукции и т.д.)
III. Метод SPACE. Данный метод является комплексным, он производит детальную диагностику ситуации относительно организации, где рассматриваются четыре основных параметра.
· Финансовая сила организации
· Конкурентоспособность организации
· Привлекательность данного сегмента
· Стабильность отрасли, где функционирует данная фирма
Реализация выбранной стратегии.
Основной задачей на данном этапе является обеспечение необходимых действий для реализации, выработанной стратегии. Для достижения поставленных целей необходимо соблюсти ряд требований:
· Тщательная разработка
· Соблюдение максимальной преемственности стратегии
· Осуществление непрерывного контроля за ходом реализации стратегии на всех этапах
· Своевременное обеспечение необходимыми ресурсами всех этапов реализации стратегии