Сущность государства и закономерности его развития




Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным[1].

Выявление закономерностей соотношения гражданского общества и государства позволяет правильно проанализировать весь путь, пройденный человечеством, понять современные проблемы государственности, увидеть перспективы политических и собственно государственных форм, в которых развиваются живые сообщества различных стран.

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Данная тема видится интересной не только в рамках курса “Политологии”. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются представители многих наук - философии, социологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Целью реферата является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.

Задачами, которые определяются целью работы, являются:

- рассмотрение признаков, сущности, основ и закономерностей развития государства;

- раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;

- определение места и роли государства в политической системе общества;

- рассмотрение особенностей государства как составного элемента политической системы.

Предметом исследования являются соотношение государство – общество в политологии.

Объектом исследования в реферате являются теоретические положения правоведов - теоретиков, касающиеся роли и места государства в политической системе общества.

При написании работы были использованы Конституция РФ и труды таких авторов, как С.С. Алексеев[2], Н.И. Матузов, А.В.Малько[3], В.М. Корельский и В.Д. Перевалов[4], Лазарев В.В. и Хропанюк В.Н, также была проанализирована литература таких авторов, как Манов Г.Н[5]. Матузов Н.И.[6], и других.

Сущность государства и закономерности его развития

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.

Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев[7], с ним трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д.

Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов[8]. Существуют и иные, менее известные теории. Но все они являются ступенями к познанию истины.

Столь же противоречивой проблемой остается определение государства. Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение[9].

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством)[10].

Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие в возможность его формулирования вообще[11].

Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма[12], которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка[13].

В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны[14]. Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

''Государство, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию''[15].

Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ''Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества''[16].

Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ''государство­ – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок''[17]. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

Признаки государства:

1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.

2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.

4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.

7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества[18].

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие

Теория элит, сформированная вначале ХХ века в работах В. Парето, Г. Моски и развита в средине века Х. Лассуэлом, Д. Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.

Технократическая теория, возникшая в 20-х годах ХХ столетия и распространившаяся в 60–70-х годах. Сторонниками ее были Т. Веблен, Д. Барнхейм, Д. Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

Теория плюралистической демократии, которая появилась в ХХ столетии. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства.[19]

Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ (его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти) диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения[20]. Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход[21].

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.[22]

Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. Одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания[23].

Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы[24].

Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности[25]. От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.

Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают[26]. Таким образом, от широты социальной базы государства, активной поддержки его обществом зависит устойчивость, сил и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу неустойчиво.

Одной из основных закономерностей эволюции государства на пути поступательного развития является то, что по мере совершенствования цивилизации и развития демократии оно превращается в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Ученые акцентируют внимание на возрастании роли государства в жизни общества[27]. Аргументом тому служит распространение своей организующей деятельности на все сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы.

Под воздействием научно-технической революции и процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность – сближение государств, их взаимообращение в результате взаимодействия.

Государство выступает важнейшим интегрирующим фактором, связывающим воедино политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами – от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.

Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь имеет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении – государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, проблемы понимания государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении государства; определить его признаки, сущность, основы и закономерности развития.

 

2. Понятие и структура политической системы общества

Понятие «Политическая система общества» получила распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие западные ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль и др. Первым наиболее систематическим изложение данной теории предложил Д. Истон в работах «Политическая система», «Системный анализ политической жизни» и др. Он представил политическую систему в качестве развивающегося, саморегулирующегося организма, гибко реагирующего на внешние импульсы и состоящего из целого комплекса компонентов и подсистем. Основное ее предназначение состоит, по мнению Д. Истона, в авторитетном распределении ценностей в обществе. Идеи Д. Истона в дальнейшем широко использовались большинством ученых, изучавших проблемы политической системы общества.

В отечественной политико-социологической литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Сходных позиций придерживаются большинство политологов. Как следует из приведенного определения, сердцевиной политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой вокруг нее формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы, образцы и стандарты политической деятельности и др. С учетом вышеизложенного структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем.

Первой из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе.

Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.

Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.

Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже.

Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной (См.: Политология в схемах и таблицах: Учебное пособие.– Симферополь, 1998.).

Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции. По вопросу о функциях власти в зарубежной политической науке доминирует мнение Д. Истона и Г. Алмонда, согласно которому выделяются регулирующая, экстакционная, дистрибутивная и реагирующая функции политической системы. В отечественной политологии существует несколько классификаций функций политической системы.

Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:

1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.

2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.

3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.

4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.

5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.

6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.

Выделяются также и некоторые иные функции политической системы общества. В разных странах соотношение вышеназванных функций складывается по-разному. В зависимости от этого формируются различные типы политической системы. В политологии существуют разные подходы к вопросу о типологии политической системы.

Так, в рамках марксистской политической традиции принято тип политической системы связывать с господствующей общественно-экономической формацией. При капитализме выделяется буржуазная политическая система. В условиях коммунистической формации складывается социалистическая политическая система. И так далее.

По мнению Г. Алмонда, следует выделять четыре типа политической системы: англо-американскую, европейско-континентальную, доиндустриальную, тоталитарную. Наиболее распространенной является типология, предложенная Р. Далем. Он предлагает три типа политической системы, которые выделяются на основе определенного характера политического режима. Речь идет о демократической, авторитарной и тоталитарной политической системах. Кроме того, можно также обозначить переходную форму политической системы, связанную с ее трансформацией из тоталитарной в авторитарную и демократическую, и наоборот.

Среди институциональных компонентов политической системы особое место занимает институт государства. В политологической литературе государство нередко определяют как «политически организованное общество». О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории»(См.: Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы политологии.– М., 1995. С. 190.). Поэтому государство не может не быть универсальной, общепризнанной политической формой организации населения на определенной территории, обладающей особой, императивной публичной властью.[28]

Катего­рия «политическая система» отражает целенаправленность политического процесса. Целью функционирования полити­ческой системы является обеспечение власти в обществе.

Современная философская наука не выработала единого определения понятия «система». Наиболее распространенным является определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система — это комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент систе­мы, принимающий непосредственное участие в ее создании. Также наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Струк­тура — это совокупность устойчивых отношений и связей меж­ду элементами. В структуру обычно включаются общая орга­низация элементов, связи между ними и т. п.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных тем, которую, например, представляет собой человеческое общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистема­ми именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Одно из определений власти характеризует ее как социальное явление, как реальную способность определенного субъекта (отдельного человека, социальной общности, политического института) осуществлять свою волю в социальной жизни, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью определенных средств — авторитета, права, насилия. Руководство обществом со стороны опреде­ленной социальной группы (или коалиции групп), оказывающее ре­шающее влияние на властные структуры государства, — это и есть политическая власть. Исходя из понимания политики как способа перераспреде­ления социальных статусов в обществе, политическую власть связывают с борьбой социальных групп за распределение соци­альных ценностей в социально дифференцированном (классовом) обществе. По своему объему политическая власть значительно шире власти государствен­ной: государственная власть лишь одна из организационных форм политической власти.

Политика существовала не всегда. В числе причин ее воз­никновения можно назвать поляризацию общества, ведущую к появлению социальных противоречий и конфликтов, нужда­ющихся в разрешении, а также возросший уровень сложнос­ти и значимости управления обществом, потребовавший фор­мирования особых, отделенных от народа органов власти. По­явление политической и государственной власти — важнейшая предпосылка политики.

Наука предлагает различные определения политики.

Политика — это отношения между государствами, класса­ми, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на меж­дународной арене.

Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами (классами, наци­ями, государствами), направленная на интеграцию их уси­лий с целью упрочения политической власти или ее завое­вания.

Политика — сфера деятельности групп, партий, индиви­дов, государства, связанная с реализацией общезначимых ин­тересов с помощью политической власти.

Политическая жизнь включает в себя не только государ­ство, но и другие негосударственные институты и органи­зации, которые также осуществляют некоторые политичес­кие функции. Это партии, общественные и др. организации, участвующие во властных структурах. Все они вступают в определенные волевые отношения по поводу осуществления политической власти. Их совокупность, органическая связь и взаимодействие в рамках государства означают политичес­кую систему общества.

Политическая система включает в себя четыре компонента:

1) политическая организация общества: государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения и т.п.;

2) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти; политические отношения;

3) политическую идеологию: политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

4) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой связаны.

Существуют различные политические системы. Основанием классификации политических систем, как правило, выступает политический режим, т. е. характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. Назовем их без раскрытия содержания:

· распределительного типа, рыночные, конвергентные,

· либерально-демократические, тоталитарные, автори­тарные,

· открытые и закрытые и др.

Гражданское общество функционирует на нескольких уров­нях: производственном, социально-культурном и политико-правовом.

На первом уровне граждане создают ассоциации или орга­низации (частные, акционерные предприятия, профессиональ­ные объединения) для удовлетворения своих основных потребностей в пище, одежде, жилье;

на втором — для удов­летворения потребностей в духовном совершенствовании, в зна­ниях, информации, общении и вере создают такие обществен­ные институты, как семья, церковь, СМИ, творческие союзы;

третий уровень составляют политико-правовые отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

Из этого можно сделать заключение, что политическая система в обществе выполняет разнообразные определенные функции, к которым можно отнести:

- определение целей, задач, путей развития общества;

- организация деятельности общества по достижению постав­ленных целей;

- распределение материальных и духовных ресурсов;

- согласование разнообразных интересов субъектов полити­ческого процесса;

- разработка и внедрение в общество различных норм пове­дения;

- обеспечение стабильности и безопасности общества;

- политическая социализация личности, приобщение людей к политической жизни;

- контроль за выполнением политических и иных норм по­дведения, пресечение попыток их нарушения.

Под политической системой общества понимают совокуп­ность различных политических институтов, социально-поли­тических общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

В политической системе главную роль играет государство, обеспечивающее политическую организованность общества. Многие ученые в обоснование главенствующего места государства в политической системе общества приводят ряд аргументов:

· Государство решает общие проблемы страны.

· Оно является единственной полновластной организа­цией в масштабе всей страны.

· Оно определяет основные направления развития обще­ства в интересах всех и каждого человека.

· Является официальным представителем общих интере­сов и целей как внутри страны, так и за рубежом.

Политическая система отражает уровень политическо­го творчества в обществе, характер политического учас­тия населения в жизни общества, процессы правового закрепления власти, распределение политических ролей и др. Она оказывает огромное влияние на культуру, эко­номику, идеологию, являясь необходимым элементом всей общественной действительности.[29]

2.1 Элементы политической системы

Политическая система общества — это категория, кото­рая отражает политическую деятельность и подчеркивает системный характер политической жизни общества.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых иногда подсис­темами: институциональную, коммуникативную, нормативную и культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся политические институты (организации), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и общественно-политические движения.

Все политические институты можно условно разделить на три группы.

К первой группе, соб­ственно политическим относятся организации, непосредствен­ной целью существования которых является осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе, не собственно политических, относятся организа­ции, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Однако их цели не могут быть Достигнуты вне политической системы, а поэтому подобные организации должны участвовать в политической жизни обще­ства, отстаивая свои корпоративные интересы, добиваясь их Учета и реализации в политике.

К третьей группе относятся организации, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества), приобретая политический оттенок как объекты воздействия со стороны государства и других собственно политическихинститутов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отношений и форм взаимодей­ствия, складывающихся между классами, социальными груп­пами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуще­ствлении власти, выработки и осуществления политики.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и полити­ческие институты побуждают их собственные политические интересы и потребности. Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относят­ся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражаю­щими в своей деятельности интересы определенных соци­альных слоев или всего общества.

Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нормы и традиции, определяю­щие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют нормативную подсистему политической системы обще­ства. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и иных общественных организаций рег­ламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колониях) наряду с политическими нормами, зафиксированными в тек­стах правовых актов, большое значение имеют неписаные обы­чаи и традиции.

Еще одну группу социальных норм составляют этико-моральные нормы, в которых закреплены представления всего общества или его отдельных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравственных ори­ентиров, как честь, совесть, благородство.

Культурно-идеологическая подсистема политической си­стемы представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое созна­ние субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях — теоретическом (политическая идеология) и эмпи­рическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии — чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции, но в политичес­кой жизни общества они равноправны. В идеологической под­системе особое место занимает политическая культура, пони­маемая как комплекс типичных для данного общества укоре­нившихся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентации, политических представлений.

Политическая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором со­единены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

Политическая система представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие ко­торых порождает новое качество, не присущее ее частям.

Основными элементами политической системы явля­ются политические институты:

1. государство;

2. политические партии;

3. общественные организации и объединения;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: