Психология поведения в чрезвычайных ситуациях




Тема 2

Акцентуации характера

n Акцентуации характера формируются в первую очередь под воздействием семейного воспитания. Каждая акцентуированная личность имеет свою ситуацию, в которой она дестабилизируется. Можно считать, что эта ситуация для данной акцентуации субъективно эксвизитаная.

n Ниже мы приводим описание типов акцентуации характера у подростков (по А.Е. Личко), выделяя наиболее важные ключевые моменты, опираясь на которые социальный работник, педагог или психолог может дать объективную оценку характерологических особенностей, распознать наличие акцентуации и разработать приемы и методы индивидуальных превентивных или коррекционных мер.

n Гипертимный тип

n Основные признаки. Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. С раннего детства подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, легкость общения и быстрота усвоения учебного материала.

n Провоцирующие факторы, «слабое место». Ограничение возможностей контактов с окружающими по его собственному выбору. Попытки строгого направления деятельности подростка и выбора его контактов. Строго регламентированный режим. Неблагоприятным типом воспитания является доминирующая гиперпротекция с жестким контролем, которая усиливает подростковую реакцию эмансипации. В то же время воспитание по типу эмоционального отвержения провоцирует появление поведенческих нарушений. Данный тип может пользоваться такими психологическими защитами как разрядка в действии.

n Форма проявления дезадаптации. С первых лет обучения в школе неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Прогулы, конфликты с родителями и учителями.

n Возрастные реакции и формы нарушения поведения. У данного типа выражена реакция эмансипации, проявляющаяся в конфликтах с родителями и учителями и особенно усиливающаяся при гиперопеке и авторитарном стиле обращения с подростком. Выражена реакция группирования, причем в группе часто подростки этого типа становятся лидерами. Увлечения нестойки, часто меняются. Данному типу свойственно раннее начало половой жизни вследствие рано созревающего полового влечения, возможны беспорядочные сексуальные связи.

n Делинквентное поведение проявляется в форме мелких асоциальных поступков и правонарушении, обычно для показа сверстникам своей смелости. Как следствие реакции эмансипации для избегания излишнего контроля и для самоутверждения могут случаться побеги, чаще в форме самовольных отлучек. Имеется склонность к алкоголизации, частые выпивки в группе с целью развлечения. Истинный алкоголизм в подростковом возрасте не формируется.

n Индивидуально-дифференцированный подход. Подростки этого типа легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является самостоятельной личностью и проявляет к подростку уважение, интерес, благожелательность. Рекомендуется обеспечить возможность широких контактов, хорошо действует помещение в группу молодежи, слегка старшей по возрасту. Среда должна быть разнообразной, с богатыми возможностями для проявления собственной активности подростка. Учебная или трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены обстановки, характер труда — не монотонный, разнообразный, со сменой видов деятельности.

n Циклоидный тип

n Основные признаки. Чаще это скрытый тип. В детстве обычно не, проявляется. Признаками являются негрубо выраженные колебания настроения, периоды подъема сменяются периодами спада, вплоть до депрессии. В период подъема напоминают подростков с гипертимной акцентуацией. Первая субдепрессивная фаза обычно совпадает с началом подросткового кризиса, проявляется в снижении настроения, утомляемости, вялости.

n Провоцирующие факторы, «слабое место». Факторы, провоцирующие дезадаптацию, в период подъема таковы же, как у гипертимов. В депрессивную фазу отрицательно влияет коренная ломка испытанного стереотипа, т.е. известного порядка занятий, отношений или обязательств. Чувствителен к коллективной проработке на собраниях.

n Форма проявления дезадаптации. Субдепрессия или депрессия с раздражительностью и придирчивостью не только к старшим, но и к сверстникам, с утомляемостью, вялостью, ипохондрическими жалобами, стремлением к

n «домоседству», ощущением собственной несостоятельности и неуверенностью

n Такое состояние может смениться эмоциональным подъемом, напоминающим гипертимный с повышенной активностью, неусидчивостью, возбудимостью. При перегрузках возникает повышенная утомляемость с идеями самообвинения.

n Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Реакции эмансипации и группирования обычно проявляются в период подъема настроения. Увлечения нестойкие, возникают в период подъема, а в период спада настроения забрасываются на время.

n Этому типу не свойственны грубые формы нарушения поведения Делинквентное поведение может появиться в период подъема настроения. Склонность к приему алкоголя проявляется также в период подъема, а в депрессивную фазу отсутствует. В период спада настроения под влиянием идей самообвинения могут совершать попытки самоубийства, носящие аффективный характер.

n Индивидуально-дифференцированный подход. При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме — как с гипертимными; при спаде — ровное, теплое отношение, избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что вскоре наступит подъем настроения, может облегчить состояние.

n Лабильный (эмотивный + экзальтированный) тип

n Основные признаки. Частая, кажущаяся немотированной смена настроения по нескольку раз в день. Чувствительность к чужому мнению о себе, обостренная ранимость. На «пустяковые», с точки зрения другого человека, раздражители может реагировать несообразно сильно. Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подростков.

n Провоцирующие факторы, «слабое место». Неловкая шутка, замечание в адрес подростка, грубость в присутствии сверстников, неудача, даже оторвавшаяся от костюма пуговица. Особо значимы для подростков этого типа отвержение со стороны близких значимых людей, разлука и утрата близких.

n Форма проявления дезадаптации. Переживания самого пессимистического характера по мелким поводам, унылое и мрачное расположение духа в ответ на неловкую шутку, которую взрослые забудут мгновенно. Возможны острые аффективные реакции, депрессии, неврозы. Лабильному подростку свойственна способность к сильным, глубоким чувствам, искренняя привязанность и дружба к родным и близким. На почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии возможно совершение самоубийства.

n Возрастные реакции и формы нарушения поведения Реакции эмансипации и группирования нестойкие, подчинены перепадам настроения. Увлечения, в основном, информативно-коммуникативного характера — музыка, общение в компаниях, могут увлекаться заботой о домашних животных. Хобби могут носить и эгоцентрический характер, проявляющийся в стремлении понравиться окружающим, заслужить одобрение старших и сверстников. Грубые нарушения поведения данному типу не свойственны. Алкоголь могут принимать в компаниях, в небольших дозах.

n Индивидуально-дифференцированный подход. Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким может стать психолог, педагог, социальный работник. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, почаще хвалить, ободрять подростка.

n Сензитивный (тревожный) тип.

n Основные признаки. В детские годы свойственна пугливость, страх, темноты или животных с обычным бегством от опасности под защиту взрослых. Дети сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры с младшими по возрасту. Чрезмерно привязаны к родителям, одноклассникам, с трудом общаются с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность. Внутренняя неуверенность и самоуничижение может в 15—18 лет компенсироваться внешней бравадой.

n Причина дезадаптации, «слабое место». Новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена класса, школы, места жительства., Плохое отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках. Для данного типа существенными являются отношения с близкими, тип семейного воспитания.

n Неблагоприятным типом является доминирующая гиперпротекция с постоянным контролем и лишением самостоятельности, которая усугубляет неуверенность и ощущение несостоятельности. Воспитание с эмоциональным отвержением также усиливает чувство собственной неполноценности, Воспитание с повышенной моральной ответственностью усиливает черты сензитивности и впечатлительность.

n Форма проявления дезадаптации. Отгороженность от сверстников, избегание общения с новыми людьми в детские годы. В 16—19 лет характер может преобразиться, девочки из робких и краснеющих превращаются в заводил на дискотеках, мальчики могут бравировать своими недостатками перед учителями и родителями с целью преодолеть внутреннее чувство неполноценности. Могут стремиться стать старостами или редакторами стенных газет, но дезадаптируются, потерпев неудачу, так как не могут подтвердить своих амбиций в силу заниженной самооценки и неспособности утвердить себя.

n Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Данному типу не свойственны подростковые реакции эмансипации и группирования. В то же время часты реакции компенсации и гиперкомпенсации. Так, например, в конфликты и драки могут вступать для преодоления внутренней неуверенности и робости. Увлечения носят основном, интеллектуально-эстетический характер — музыка (в том числе классическая), чтение, рисование.

n Возможны увлечения, носящие гиперкомпенсаторный характер — телесно-мануальные (спорт, восточные виды борьбы, бодибилдинг, шейпинг и пр.). Нарушения поведения, например побеги, возникают чаще в результате психических травм. Особенности сексуального поведения состоят в выраженных переживаниях и самообвинениях по поводу онанизма, чувстве сексуальной неполноценности. Данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных неудачных переживаний, чувства неполноценности.

n Индивидуально-дифференцированный подход. Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Возможна организация ситуаций, в которых подросток чувствует, что он «нужен другим», например, дача общественных поручений.

n Психастенический тип

n Основные признаки. В детстве отличаются робостью, часто испытывают страхи, обычно проявляют «интеллектуальные» интересы. В подростковом возрасте — постоянная нерешительность. Принять решение или сделать выбор — самая трудная задача, причем после принятия решения вновь следуют долгие раздумья и сомнения о правильности сделанного шага. Люди этого типа— прирожденные пессимисты с опасением перед будущим и ожиданием неудач. Это буквоеды и педанты, стремящиеся путем предварительного обдумывания и тщательного планирования обезопасить себя.

n Провоцирующие факторы* «слабое место». Наиболее сложными для подростков этого типа являются ситуации повышенной ответственности и необходимость принятия быстрых решений. Семейное воспитание по типу доминирующей гиперпротекции усиливает несамостоятельность и нерешительность этих подростков. Воспитание с повышенной моральной ответственностью приводит к усилению психастенических черт и может привести к неврозу с навязчивостями и страхами.

n Форма проявления дезадаптации. Декомпенсация проявляется редко, поскольку тревожные опасения касаются будущего, настоящие же трудности и невзгоды переносятся легко, с завидным спокойствием. Дезадаптация может проявляться в невротических заболеваниях.

n Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Этим подросткам не свойственны возрастные реакции эмансипации и группирования. Наоборот, часто они проявляют патологическую привязанность к родителям, особенно к матери. Возможны реакции гиперкомпенсации в виде занятий спортом или появления утрированной решительности и безапелляционных суждений.

n Увлечения обычно носят интеллектуально-эстетический характер. Возможно и коллекционирование, обычно также для удовлетворения интеллектуальных интересов, а не собственно для накопительства. Нарушения поведения у подростков этого типа обычно не встречаются.

n Индивидуально-дифференцированный подход. Хорошо поддается рациональному разубеждению. Однако склонность к самокопанию может свести метод убеждения на нет, так как лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрение живого восприятия, реальной деятельности. Возможно рекомендовать занятия спортом (ходьба на лыжах, бег, езда на велосипеде), но без участия в соревнованиях.

n Шизоидный тип

n Основные признаки. С детских лет предпочитают играть в одиночестве. Такие дети тянутся к взрослым, где легче молчать и оставаться наедине с собой. Имеются трудности в сопереживании чужим радостям и печалям. Замкнут, не умеет вступать в неформальные контакты, внутренний мир такого подростка остается закрытым и непонятным окружающим Провоцирующие факторы, «слабое место». Помещение в группу сверстников, например, летний лагерь или дом отдыха может привести к дезадаптации. Негативная реакция возможна и на стремление вовлечь в беседу, активное желание окружающих поговорить «по душам». Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции может усилить чувство отгороженности от сверстников и чудаковатость. На эмоциональное отвержение со стороны близких реагирует уходом в себя, еще большей отгороженностью от людей, недоверием к ним.

n Форма проявления дезадаптации. Полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны чудаковатые поступки. Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Реакция эмансипации проявляется своеобразно — в форме социальной некомфортности, критики в адрес существующих правил и норм. Увлечения проявляются очень ярко, часто весьма необычны и прихотливы. Преобладают интеллектуальные или эстетические увлечения, встречается и телесно-мануальное хобби, например, занятия гимнастикой, йогой.

n Делинквентное поведение редко, однако могут совершать асоциальные действия ради «борьбы за справедливость» или ради какой-то идеи. Алкоголизация встречается редко, алкоголь принимают обычно для облегчения контактов со сверстниками. Склонны к приему других токсических веществ, поскольку те способны, по мнению подростков, усиливать способности к творчеству, фантазированию. Внешняя «асексуальность» сочетается с онанизмом, сексуальным фантазированием Неумение ухаживать и вступать в контакты может приводить к перверсиям — подглядыванием за обнаженными половыми органами, эксгибиционизмом и пр.

n Индивидуально-дифференцированный подход. Подросткам этого типа трудно вступать в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор с его увлечений. Если же подросток начинает разговор сам, надо внимательно, не прерывая, выслушать его, дать ему возможность раскрыть свои внутренние переживания. Контакт один на один для него значительно проще, чем общение в группе. Стоит избегать помещения в группу, где он может стать объектом насмешек и издевательств. Можно помочь найти друга со сходными чертами характера.

n Эпилептоидный тип

n Основные признаки. Подросткам этого типа свойственна вязкость, инертность, бережное соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. С учителями льстив, угодлив, в компании сверстников — деспот. Часто обладает хорошими ручными навыками, в работе аккуратен, старателен. В конфликте несдержан агрессивен, груб. Склонен к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих.

n Провоцирующие факторы, «слабое место». Дезадаптация может;быть вызвана ущемлением эгоистических интересов и привилегий, особенно материальных, а также ограничением возможности проявить власть. Отсутствие эмоционального тепла в семье, жестокое обращение усиливают агрессивность и конфликтность, неумение сдерживать приступы гнева.

n Форма проявление дезадаптации. В ответ на провоцирующие факторы может в любой обстановке давать взрыв злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербальной, так и в физической форме, без учета последствий своих действий. Подолгу не прощает обид.

n. Выражена опасность быстрого развития алкоголизма в подростковом возрасте; При опьянении злобен, пьет, пока полностью не отключится, может совершить асоциальные действия. Сексуальное влечение возникает рано, носит выраженный характер. Влечение сопровождается грубыми проявлениями ревности. Склонны к сексуальным отклонениям — гомосексуализму, сексуальному насилию.

n Индивидуально-дифференцированный подход* При коррекции можно опираться на положительные стороны личности — аккуратность, бережливость, способность к ручному мастерству, трезвость расчетов. Стремление заботиться о своем здоровье может быть использовано для убеждения отказаться от алкоголя. В беседах стоит обратить внимание подростка на то, что отрицательные черты характера — взрывность, склонность к злобно-раздражительному настроению могут повредить самому подростку — его здоровью, карьере, материальному благополучию. В профессиональных рекомендациях следует учитывать имеющиеся способности, предпочтение отдавать работе, требующей аккуратности, тщательности.

n Истероидный (демонстративный) тип

n Основные признаки. С детства подростки этого типа привыкли быть центром внимания. Крайне эгоцентричны, обладают ненасытной жаждой внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Частое прибежище истероидов — кружки художественной самодеятельности при клубах и домах культуры.

n Провоцирующие факторы, «слабое место». Страх лишиться ореола исключительности, страх публичного разоблачения несостоятельности претензий и амбиций, лживости и истерического фантазирования. Формированию демонстративных черт характера способствует воспитание по типу «кумир семьи» и потворствующей гиперпротекции.

n Форма проявления дезадаптации. Преувеличение своих способностей, рассказы о несуществующих «подвигах» или способностях, фантазирование. Любые действия, способные привлечь утраченное внимание, в том числе и неадекватные или экстравагантные.

n Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Реакции эмансипации проявляются в основном на словах, в форме громогласных требований свободы. Внешние проявления, в том числе и побеги, носят демонстративный характер. Часто проявляется реакция оппозиции с требованиями вернуть утраченное внимание. Общение в группе сверстников сопряжено с претензиями на лидерство или исключительность. Могут менять группу, если оказались разоблаченными во лжи или несостоятельности притязаний

n. Увлекаются подростки истероидного типа тем, чем можно привлечь к себе внимание, часто, выбирают для этого оригинальные занятия или занятия с явными внешними атрибутами. В сексуальном поведении больше игры и театральности, часто преувеличивают свой сексуальный опыт.. Большинство поведенческих нарушений, в том числе алкоголизация и даже суицидальные попытки, носят несерьезный, демонстративный: характер и служат целям привлечения внимания.

n Индивидуально-дифференцированный подход. Подростки этого типа наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Стратегией превентивных и коррекционных мер, может быть, поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его желание быть в центре внимания могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Истероида можно «поощрять» вниманием за его положительные действия.

n Неустойчивый тип

n Основные признаки. Подростков этого типа все время тянет к развлечениям, причем не требующих волевых усилий. Безволие относится к учебе, к работе по дому, к общественной активности. Они неспособны к деятельной активности — как общественно полезной, так и делинквентной. С 12—14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У таких подростков отсутствует желание учиться и работать, они безразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу.

n Провоцирующие факторы, «слабое место». Бесконтрольность с раннего возраста, гипоопека, отсутствие внимания и контроля, целенаправленного воспитания и формирования волевых качеств.

n Форма проявления дезадаптации. Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебные заведения из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе.

n Возрастные реакции и формы нарушения поведения. Легко вовлекаются в группы, в том числе в асоциальные, где подражают всему дурному. Легко идут на совершение правонарушений в группе. Увлекаются поп-музыкой, смотрят развлекательные фильмы. Склонны подражать артистам, героям фильмов, причем чаще выбирают отрицательных персонажей.

n Очень склонны к делинквентному поведению — кражам, разбою, хулиганству. Высока склонность к алкоголизации и приему других одурманивающих средств. Рано, уже в подростковом возрасте, может возникать алкоголизм или токсикомания. Часты побеги из дома, которые служат стремлению избежать наказаний или трудностей, при побегах вступают в асоциальные компании.

n Индивидуально-дифференцированный подход. Для профилактики нарушений подростка этого типа необходимо твердое, даже властное руководство. В отличие от большинства подростков, в данном случае показан строгий режим, дисциплина, страх наказания. Возможно помещение в уже сформированную группу с положительными установками.

n ОПИСАНИЕ ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ, ПО К. ЛЕОНГАРДУ

n ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП

n Главная особенность демонстративной личности — потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементами этого поведения являются самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место. Значительная доля этих рассказов может быть либо фантазированием, либо существенно приукрашенным изложением событий.

n ВОЗБУДИМЫЙ ТИП

n Особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведения в значительной мере зависит не от логики, не от рационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что часто может характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.

n ДИСТИМИЧЕСКИЙ ТИП

n Дистимическая личность есть противоположность гипёртима. Дистимики обычно сконцентрированы на мрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и в общении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей

n (социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны. Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.

n ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТИП

n Главной особенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированная реакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Их отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживание сочетаются с ярким их внешним выражениемПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП

n Хорошо заметными внешними признаками этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней педантичностью стоят нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности. Эти люди без нужды не меняют место работы, а если это требуется, то с трудом идут на это. Любят свое производство, привычную работу. В быту для них характерна добросовестность.

n ТРЕВОЖНЫЙ ТИП

n Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

n ЦИКЛОТИМИЧЕСКИЙ ТИП

n Важнейшей особенностью циклотимического типа является смена гипертимических и дистимических состояний. При этом такие перемены являются и не редкими и не случайными. В гипертими-ческой фазе поведение типичное — радостные события вызывают не только радостные эмоции, но также и жажду деятельности, повышенную словоохотливость, активность. Печальные события вызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характерны замедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.

n ГИПЕРТИМИЧЕСКИЙ ТИП

n Заметной особенностью гипертимического типа личности является постоянное (или частое) пребывание в приподнятом настроении. Гипертим может находиться в приподнятом настроении, несмотря на отсутствие для этого каких-либо внешних поводов. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности.

n ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП

n Застревающий тип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов и достоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основание: переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием, вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными и легко уязвимыми, но в контексте вышесказанного.

n ЭМОТИВНЫЙ ТИП

n Главной особенностью эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая эмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость («глаза на мокром месте»).

n Причины нарушений коммуникативного процесса

n Сообщения плохо осуществлены, плохо написаны, сказаны, неполные. Краткие, поздно отправлены, плохо выбраны термины сообщения, ошибочные данные.

n Сообщение прочтено не полностью или неправильно, предвзятое отношение к намерениям отправителя, сообщение оставлено без ответа.

n Недостаточная заинтересованность, скука, эгоцентризм, агрессивность, невнимательность.

n В группе отсутствуют общие цели; борьба за лидерство, слишком большая зависимость от лидера.

n Отсутствие контроля; недостаточно развита структура коммуникации, слишком жесткая структура.

n Существование нескольких структур:

n -формальная;

n -неформальная.

n Барьеры общения

n Избегание – заключается в игнорировании партнера по общению, уклонении от контактов с ним. Избегание может быть физическое и психологическое. Физическое избегание имеет место в том случае, когда с партнером не встречаются. Психологическое избегание связано с характеристиками внимания, их ухудшением.

n Непонимание:

n Фонетический барьер заключается в том, что коммуникатор говорит невнятно, быстро, имеет определенные дефекты речи.

n Смысловой барьер связан с особенностями сленга, жаргона, в том числе профессионального, контекстом общения, различием в тезаурусах партнеров. Стилистический барьер заключается в неадекватности стиля изложения социально- культурному уровню партнера или аудитории.

n Логический барьер заключается в отсутствии последовательности при изложении информации

n Барьер авторитета заключается в отсутствии у партнера по общению (в более широком понимании, у источника информации) нескольких или всех признаков авторитета.

n Барьер с оцио-культурного уровня связан с принадлежностью партнера по общению к определенной социальной группе, к определенной культуре.

n Преодоление барьеров.

n Для преодоления физического барьера необходимо создание условий, исключающих возможность ухода партнера.

n Преодоление психологического барьера достигается использованием способов управления вниманием, где поддержание внимания может быть осуществлено изоляцией посторонних шумов, навязыванием ритма изложения, выдерживанием временных промежутков, в течение которых уровень внимания оптимальный.

n Преодоление фонетического барьера заключается в достижении внятности, разборчивости речи, изменении ее параметров: скорости, качества. Оптимизация скорости речи зависит от характеристик аудитории. В “молодой” аудитории речь должна быть быстрая, в “пожилой “– медленная.

n Преодоление семантического барьера заключается в приведении в соответствие тезаурусов партнеров, которое может быть достигнуто в предварительной договоренности о терминах, в которых передается информация.

n Преодоление логического барьера происходит путем правильно построенной последовательности изложения информации. Выделяют два правила:

n Рамки, которое заключаются в том, что в начале сообщения говориться о целях и содержании передаваемой информации. Затем информация дается в развернутом виде, а потом подытоживается.

n Цепи, которое заключаются в структурной последовательности изложения (изложение от главного к второстепенному) Кроме этого, преодоление логического барьера достигается определенным образом построенной аргументацией.

n Выделяют восходящую и нисходящую аргументацию. При восходящей аргументации главный аргумент приводится в конце сообщения, при нисходящей - сообщение начинается с основного аргумента. В аудитории с высоким интеллектом целесообразно использовать восходящую аргументацию, с низким интеллектом – нисходящую аргументацию.

n Формирование авторитета

n Авторитет определяется по следующим параметрамНадежность

n Компетентность

n Привлекательность

n Искренность

n Объективность

n Полномочия

n Обратная связь – это вербальное и невербальное сообщение, которое человек посылает в ответ на сообщение другого.

n Оценочная обратная связь – сообщение своего мнения, отношения по поводу информации, исходящей от партнера.

n Позитивная оценочная связь – выполняет функцию поддержки «Я» - концепции партнера по общению. Характерен скачок достоверности, который заключается в том, что позитивная обратная связь воспринимается как более достоверная, чем отрицательная обратная связь.

n Достоверность обратной связи повышает усиливающий эффект, который заключается в том, что позитивная эмоциональная оценка повышает достоверность замечания по поводу поведения, и наоборот, отрицательная эмоциональная оценка снижает достоверность замечания.

n Негативная обратная связь выполняет корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения, его изменение или изменение отношения.

n «Ты» - высказывание – оценка поведения партнера, где выделяют оценку поведения в негативной форме, разрешение конфликта через негативную оценку, которое носит характер ярлыка.

n «Я» - высказывание – передача собеседнику собственных чувств по поводу его поведения.

n Компоненты «Я» – высказывания:

n Описание ситуации, вызывающей напряжение

n Точное называние чувства в этой ситуации

n Называние причин возникновения напряжения.

n Функции «Я» – высказывания:

n Способ вербального выражения чувств, которое возникает в напряженной ситуации

n Позволяет дать обратную связь.

n Дает возможность выбора партнеру.

n Нерефлексивное слушание – неактивное внимательное молчание во время беседы без вмешательства в речь собеседника замечаниями. В невербальном плане – кивки головы, в вербальном возможны нечастые выражения типа «Да, да», «понимаю».

n Рефлексивное (активное) слушание – обратная связь с говорящим, которая используется для контроля точности восприятия. Активно используются словесные формы для уточнения.

n Интерактивная сторона

n Взаимодействие – это взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой стороны, и организация их достижения в процессе общения.

n Структура конфликта

n Конфликт – взаимное столкновение интересов, требований, потребностей.

n Выделяют конструктивную фазу, в которой обсуждение противоречий связано с предметом конфликта, эмоциональное напряжение сторон находится под контролем;

n деструктивную фазу – когда предмет конфликта уже не рассматривают, происходит освобождение от эмоционального напряжения.

n Стили поведения в конфликте

n Соперничество

n Избегание

n Сотрудничество

n Компромисс

n ПриспособлениеСоперничество – уместность использования конфликтного стиля, обладание достаточной власти, уверенность в своем решении, важность исхода дела, обладание авторитетом.

n Избегание (уход) – эффективен, когда вы не располагаете достаточной информацией для решения; на решение проблемы нет времени; ситуация слишком сложная; пытаться решить проблему немедленно опасно.

n Приспособление – действие с другим человеком, с которым вы не пытаетесь отстаивать свою точку зрения; вы не можете одержать верх; вас не особенно волнует случившееся; хотите сохранить отношения; чувствуете, что лучше сохранить взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы; п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: