Нарушения когнитивных процессов у детей




У человека имеется образное (конкретное) и абстрактное мышление, у Животных — только конкретное.

Мышление — это процесс оперирования закодированной с помощью механизмов памяти информацией, приобретение новой информации и формирование всех видов психической деятельности. Первая сигнальная система обеспечивает образное (конкретное) мышление и у человека, и у животных. Вторая сигнальная система (абстрактное мышление) есть только у человека. Яркий пример, свидетельствующий об отсутствии абстрактного мышления у животных, — поведение обезьяны в лаборатории И. П. Павлова. Для достижения полезного результата (получение пищи) обезьяна научилась гасить огонь, заливая его водой из бака, который стоял на берегу. Находясь на плоту, обезьяна должна была гасить огонь водой из озера, но она каждый раз ходила за водой на берег, не подозревая, что вода из озера обладает таким же свойством в тушении огня, что и вода из бака.

Нарушение мышления. Мышление может нарушаться по различным причинам. В частности, ряд неврологических заболеваний у детей приводит к слабоумию; кроме того, в результате поражения нервной системы на ранних этапах онтогенеза наблюдается отставание в умственном развитии. Исключительно важно отличать задержку умственного развития от олигофрении как клинического диагноза. При задержке умственного развитая способность ребенка к обучению остается на довольно высоком уровне, поэтому при устранении причин этой задержки и соответствующих педагогических мероприятиях ребенок может догнать свой возрастной уровень. При олигофрении, слабоумии как болезни страдает способность к обучению, ребенок может продвигаться в умственном развитии, но догнать свой возрастной уровень не в состоянии. Помимо врожденного слабоумия встречается и приобретенное деменция, которая характеризуется нарастающей утратой приобретенных навыков и высших функций коры головного мозга.

Различают три степени слабоумия. Из них самая тяжелая — идиотия, характеризующаяся полным или почти полным отсутствием социальной адаптации, отсутствием фразовой речи или речи вообще. В наиболее тяжелых случаях больные нуждаются в постоянном уходе и совершенно не в состоянии себя обслуживать. Более легкая степень слабоумия — имбецильность: больные овладевают примитивной речью, элементарными навыками обслуживания и простейшими трудовыми операциями. «Умственный» возраст больных задерживается на уровне 3— 5-летнего ребенка. Наконец, наиболее легкая степень слабоумия, постепенно переходящая в условную норму, — это дебильность. На уровне дебильности ориентация в житейских вопросах вполне адекватна, но страдает высший уровень психики: абстрактное мышление, логический анализ. Легкая степень дебильности наиболее трудна для диагностики и нередко требуется применять специальные психологические методики.

Специфические типы психической деятельности человека. Концепция И. П. Павлова о двух сигнальных системах привела его к представлению о специальных человеческих типах психической деятельности. В основу их деления положено соотношение между первой и второй сигнальными системами. Преобладание первой сигнальной системы над второй характеризует художественный тип, при обратном соотношении — мьтслительный тип, при их равенстве — средний тип. Художественный тип (преимущественно писатели, художники, музыканты) характеризуется цельным восприятием действительности. Мыслительный тип (преимущественно философы, математики) воспринимает окружающую действительность через словесные сигналы, т. е. дробит ее. Средний тип (промежуточный) характеризуется определенными свойствами мыслительного и художественного типов.

Другие особенности психической деятельности человека, которые необходимо рассмотреть более подробно, — вторая сигнальная система, латерализация функций, социально детерминированное сознание.

 

Тема № 18. Сознание. Этапы становления ВНД детей.

Гнозис и праксис.

 

План:

  1. Социально детерминированное сознание.
  2. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.
  3. Этапы становления ВНД детей. ЭЭГ детей различного возраста.

4. Высшая нервная деятельность и их нарушения (гнозис и праксис).

Литература:

1. Батуев, А. С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А. С. Батуев – М.: Высшая школа, 1991. – С. 228-335.

2. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. О. Бадалян. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С.202-210.

3. Смирнов, В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. М. Смирнов – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 329-332, 357-384.

4. Ресурсы Internet: https://psychiatry.narod.rul

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: