Состояние научной разработанности проблемы.




Проблема, заявленная в исследовании и ее ракурсы в целостном виде неразрабатывалась ни искусствоведами, ни культурологами. Но ряд сущностных для самой ее постановки идей и направлений представлены в гуманитарных науках достаточно широко. Нет необходимости называть всех авторов (от античности – до наших дней) – философов, эстетиков, психологов, музыковедов, и др. – так или иначе трактовавших различные аспекты воздействия музыки. Отметим лишь ряд имен – авторов трудов, посвященных актуализированной в XX веке проблеме философии музыки и культурологического подхода к анализу музыки: С. Кьеркегора, Ф. Шеллинга, Ф. Шлегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера, отечественных эстетиков и музыковедов А. Ф. Лосева, М. С. Кагана, Б. В. Асафьева, Е. М. Орловой, Ю.Н Кремлева, М.Г. Арановского, О. Н. Астафьевой, М. А. Аркадьева, Т. В. Антиповой, Л. Л. Гервер, З. Р. Жукоцкой, К. В. Зенкина, И.И. Земцовского, Г. В. Крауклиса, Т. Н. Левой, Ю. Ю. Милешиной, И. А. Мыльниковой, А. А. Порфирьевой, О. М. Томпаковой, Е. Н. Ручьевской, А.И. Климовицкого, В. Конен, В. и Ю. Холоповых, Е. Долинской, Г. Григорьевой, Е. Уфимцевой и мн. др.

Одной из важных фоновыхпроблем, проходящих через все главы диссертации, является культура Петербурга на рубеже ХIХ – ХХ веков, влияние музыки на жизнь и формирование личностных качеств представителей различных общественных слоев города. Анализ культуры Петербурга в философском и культурологическом аспектах указанной эпохи представлен в работах Б. В. Маркова, М. С. Кагана, С. Н. Иконниковой и др.; проблемам семиотики культурного пространства Петербурга посвящены труды Ю. М. Лотмана и других представителей тартуско-московской семиотической школы (Г. Виленбахова, З. Минц, В. Топорова, Б. Успенского и др.). Сюда следует присоединить и не поддающиеся учету книги и статьи, посвященные персоналиям этого периода – поэтам и писателям «серебряного века», композиторам, художникам и исполнителям (певцам, танцовщикам и хореографам, инструменталистам, актерам и так далее. Привлекает внимание тот факт, что в начале ХХ века вопросы эстетики и философии музыкального искусства волнуют все более широкие общественные слои, включающие представителей не только музыкально-театральных кругов, но и гуманитариев самых разных специализаций. А. Бенуа, А. Белый, С. Булич, И. Грабарь, С. Дягилев, Э. Метнер, Вяч. Иванов, М. Шагинян, и многие другие включают музыку в контекст своих культурно-эстетических воззрений. Появляются первые собственно эстетические исследования отечественных музыкантов и эстетиков: философско-эстетическим вопросам музыкального творчества посвящены дореволюционные работы Б. Асафьева, М. Гнесина, И. Лапшина, А. Лосева, Н. Метнера, Н. Мясковского, А. Неустроева, Л. Сабанеева, Л. Саккетти, Б. Шлецера, К. Эйгеса, Б. Яворского и др[1].

Литература непосредственно о Н. А. Римском-Корсакове одна из самых объемных по материалу в истории музыковедения. Накопление материалов начинается с 1880-х гг. XIX века. По началу это были отклики на постановки его опер и рецензии об отдельных оркестровых и камерных произведениях, содержавшие порой и первые оценки образных и стилистических черт творчества композитора. В череде их авторов следует выделить композиторов Ц. А. Кюи, А. Н. Серова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, музыкальных критиков Н. Д. Кашкина, С. Н. Кругликова, Е. М. Петровского, Н. Ф. Финдейзена, Ю. Д. Энгеля. Особый характер присущ был очерку В. В. Стасова, написанному к 25-летию музыкальной деятельности композитора и сжатым характеристикам его творчества в обзорах «Искусство в XIX веке» и «Искусство XIX века»; следует также указать первые монографические опыты В. В. Ястребцева и Н. Ф. Финдейзена. В 1910 и 1914 гг. первые исследования об эстетике и философии творчества Н. А. Римского-Корсакова опубликовал И. И. Лапшин. На протяжении более чем десятилетия (с сезона 1913 – 1914 гг.) систематически публиковал свои отклики и оценки премьер и возобновлений опер Римского-Корсакова в театрах Петрограда (в основном в журналах «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Театр», «Музыкальная новь») Б. В. Асафьев (И. Глебов), последовательно позиционируясь как яркий «охранитель» заветов учителя. В 1919 – 1944 гг. выйдет в свет ряд его работ монографического плана. В последней из них он показывает центральное положение Римского-Корсакова в отечественной музыкальной культуре XX в. Новый импульс «корсаковедение» получает с середины 1950-х гг.: вопросы оперной драматургии рассматривались Б. М. Ярустовским, В. Э. Ферманом, И. Ф. Бэлзой, М. О. Янковским, Л. В. Данилевичем и др.; сценическая история опер представлена в трудах А. А. Гозенпуда, В. П. Россихиной, целостное освещение творчества композитора дано А. И. Кандинским в «Истории русской музыки». Зарубежная литература о Римском-Корсакове включает ряд статей Д. Абрахама, М. Кальвокоресси, Р. Моозера и др., и книги Н. Гильзе ван дер Пальса (1929) и Р. М. Гофмана (1958). Наибольшее количество исследований, посвященных жизни и философско-эстетическому обоснованию творчества Н. А. Римского-Корсакова опубликовано за рубежом на русском и различных европейских языках И. И. Лапшиным. Эстетическая проблематика в той или иной степени разрабатывалась М. Ф. Гнесиным, А. А. Гозенпудом, А. В. Оссовским, Ю. А. Кремлевым, в современных исследованиях М. Рахмановой, Е. Ручьевской, Е. Серебряковой, Л. Скафтымовой и др.

Гораздо менее исследованы проблемы и идеи, являющиеся основными во второй и третьей главах диссертации. Материалы о месте в культурной панораме Петербурга домашних («кружковых») форм музицирования можно почерпнуть из опубликованных писем и дневника А. Е. Преснякова, в воспоминаниях и письмах В. В. Ястребцева, из фрагментарных публикаций воспоминаний и писем Н. М. Штрупа, В. П. Семенова-Тян-Шанского, очерка Р. И. Бельского и др. Вплоть до наших дней не нашел полноценной реконструкции вклад Т. И. Филиппова как выдающегося фольклориста и масштабного деятеля в культуру 2-й половины ХХ века. Разрозненные материалы о его собирательской деятельности, особенностях исполнения народных песен, характере музыкальных собраний в его доме содержатся в воспоминаниях А.И. Фаресова, А.Д. Васильева, Ф. И. Шаляпина, в предисловиях и комментариях к опубликованным Н. А. Римским-Корсаковым и М. А. Балакиревым сборникам, записанных от него народных песен. Первая биография В. В. Ястребцева представлена М. О. Янковским (как предисловие к изданию его воспоминаний), Р. И. Бельским – краткая биография В. И. Бельского, дополненная рядом писем из его эпистолярия (публикация О. Л. Данскер). Особое место в данном исследовании принадлежит Г. Л. Ловцкому, его биография нераздельно связана с именем Л. Шестова и в этом ракурсе она освещена в двухтомной монографии Н. Л. Барановой-Шестовой, а также в его собственной статье, посвященной Л. Шестову. Весьма ограниченной по объему и характеру материалов является литература о жизни и научном наследии И. И. Лапшина, так как освещает преимущественно лишь первый период его жизни – в России: это разделы, посвященные обзору его трудов в книгах по истории русской философии Б. В. Яковенко, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, А. Ф. Замалеева, в философских и культурологических энциклопедиях и словарях, раздел «Послесловие», написанный В.Ф. Пустарнаковым для переизданной в 2000 году книге И. И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии»; содержательные материалы о Лапшине представлены в воспоминаниях С. М. Лукьянова, Н. О. Лосского, В. В. Ястребцева, Е. Н. Трусовой. Однако, несмотря на многообразие публикаций по заявленной проблеме, на сегодняшний день ни в отечественной, ни в зарубежной научной гуманитарной литературе не существует фундаментального и комплексного исследования взаимодействия Н.А. Римского-Корсакова и его творчества с культурой своего времени, параметров его влияния на современников

Заметим: понятие «взаимодействие» используется многими гуманитарными науками – философией, искусствоведением, культурологией, социологией, как коммуникационный процесс рассматривалось рядом зарубежных и отечественных ученых (Р. Барт, Р. Виль, Г. Вельфлин, Ж. Деррида, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Ф. Тюрлеманн, Ю. Хабермас, И. Хассан, М. Бахтин, А. Дриккер, М. Каган, Я. Линбах, Е. Соколов, Ф. Шмидт, Б. Успенский, и др.). Значительно реже ученые прибегают к термину «взаимовлияние», избегая его даже в случаях полного тождества этих терминов. Еще менее используется в аналитическом инструментарии ученых логическая связь понятий влияние – взаимовлияние – взаимодействие. В особенности это справедливо по отношению изучения проблем влияния творческой личности на культурную жизнь эпохи в целом и характера взаимодействия с различными художественными явлениями эпохи. Этими позициями в целом определяются цель и задачи представляемой работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: