Расстройства гнозиса (агнозии)
Гнозис (греч. gnosis - знание) - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта как целого и отдельных его характеристик. Нарушения гнозиса называются агнозиями. Чаще всего расстройства гнозиса затрагивают одну анализаторную систему, но может быть тотальной – когда наблюдается полная дезориентировка больного человека.
В соответствии с видами органов чувств человека различают зрительные, слуховые, тактильные (сомато-сенсорные), обонятельные, вкусовые агнозии. Самостоятельную область составляют речевые агнозии. Гнозис — функция, формирующаяся в процессе обучения и поэтому наиболее ранимая в детском возрасте.
Комплексное распознавание осуществляется в третичных зонах.
Зрительные агнозии возникают при поражении затылочной доли мозга; такое поражение приводит к выраженной «корковой слепоте», при которой зрение, как таковое, остается сохранным, но полностью утрачивается зрительная ориентировка. Вся окружающая обстановка кажется больному чуждой и непонятной, в связи с чем он становится совершенно беспомощным. Например, больной может описать словами, как выглядела его рубашка, но не может ее узнать, вообще не понимает, что это такое.
В некоторых случаях больной способен узнавать и отличать отдельные характеристики предметов: величину, форму, характер поверхности. Но не знает предмета в целом. Например, при предъявлении расчески он может сказать, что это продолговатый, плоский предмет «с зубчиками», но что это такое - он не знает.
При поражении затылочной доли правого полушария больной не узнает лиц родственников, знакомых, известных писателей и т.д.
|
Слуховые агнозии (или душевная глухота) возникают при поражении височной доли мозга. Во время исследования слухового гнозиса предъявляют различные знакомые звуки: шелест бумаги, звон колокольчика, звяканье монет и т.д. При слуховой агнозии больной слышит звуки, даже может отличить один от другого, но не узнает их источника.
При правополушарной слуховой агнозии нарушается узнавание знакомых мелодий (амузия). Кроме того, плохо различаются мужские и женские голоса, голоса знакомых, речевые интонации.
Тактильная, сенситивная (или соматосенсорная) агнозия возникает при поражении теменной доли мозга сзади от задней центральной извилины. Существуют несколько вариантов тактильной агнозии.
Астереогноз - неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.
Расстройство схемы тела - неспособность показать части своего тела (нос, глаза, уши, правую руку и т.д.). Характерно, что при нанесении болевого раздражения на данную область больной легко ее обнаруживает и даже может назвать.
Анозогнозия - неузнавание своего дефекта. Обычно наблюдается при поражении правого полушария. Например, больной с параличом правой руки и ноги отрицает наличие у него двигательных расстройств. Важно учесть, что при поражении лобных долей больные нередко пребывают в благодушном или апатичном состоянии и игнорируют свой дефект, хотя осознают его наличие. При слабоумии имеет место недооценка или полное непонимание своего дефекта. Эти состояния следует отличать от агнозии в строгом неврологическом понимании.
|
Обонятельная и вкусовая агнозия заключаются соответственно в неузнавании запахов и вкусовых раздражителей. Эти виды агнозий не имеют существенного практического значения.
Расстройства праксиса (апраксии)
Праксис (греч. pragma - действие) - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию целостного двигательного акта. Праксис - это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений «на едином дыхании» необходимы достаточная зрительно-пространственная ориентировка и постоянное поступление информации о ходе выполняемых действий.
Расстройства праксиса называются апраксиями. Апраксии - своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксии: моторную (эфферентную), идеаторную, конструктивная (зрительно-пространственную) и кинестетическую (афферентную).
При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированными действия. К таким действиям относятся причесывание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, еда с помощью ложки, чистка зубов и множество других. У больного с моторной апраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движения. Но он словно забывает, как надо причесываться, как пользоваться ложкой, как надевать рубашку и т.д. Моторная апраксия наблюдается при поражении нижнетеменных отделов коры мозга. Разновидность моторной апраксии – моторная афазия Брока, речевая апраксия).
Конструктивная (зрительно-пространственная) апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий, невозможность сложить целое из частей вследствие дефекта зрительно-пространственной ориентировки. (например, нарисовать лицо человека, изобразить циферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат или треугольник). Конструктивная апраксия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочной области.
|
Идеаторная апраксия: больной не может выполнитьдействия по заданию (застегнуть пуговицу), но может это сделать автоматически.
Кинестетическая (афферентная) апраксия заключается в неспособности управлять движениями вследствие утраты контроля за положением исполнительных органов. Главный дефект - неумение придать произвольно определенную позу кисти, руке, языку, губам. Кинестетическая апраксия носит название «апраксии позы». Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении теменной доли мозга.
.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как реализуется социальная детерминированность сознания? Приведите пример.
2.Дайте характеристику нейрофизиологической основе сознания.
3. Какие структуры ЦНС осуществляют сознание?
4. Охарактеризуйте нейрофизиологические механизмы сознания и подсознания.
5. Почему подсознание энергетически выгоднее для ЦНС?
6. Охарактеризуйте термин «корковая слепота». Какой вид агнозии он включает?
7. Дайте характеристику моторной апраксии и ее характерным признакам.
КИМы