Технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
- проектная работа
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения обучающиеся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.
Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций.
Рефлексивные умения; Поисковые (исследовательские) умения; Умения и навыки работы в сотрудничестве; Менеджерские умения и навыки; Коммуникативные умения; Презентационные умения и навыки.
Применение проектных технологий в обучении позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге обучающегося и педагога, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, физики и биологии.
- игровые технологии
Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.
|
Игры используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала.
Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
- дистанционное обучение (Курганская областная школа дистанционного образования https://school-dist45.ru)
Дистанционное обучение это-совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала в процессе обучения и занимает всё большую роль в модернизации образования.
На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.
Итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. Но у дистанционного обучения есть свои плюсы и минусы
|
- интерактивные технологии
Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи, вырабатываются навыки сотрудничества, коллективного творчества. Обучающиеся не являются наблюдателями, а сами решают трудные вопросы. Каждая группа находит интересные аргументы в защиту своей точки зрения. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения.
В контексте интерактивного обучения разработана технология, которая получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД.
Кейс-метод (Case study), метод ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Обучение на основе кейс- метода - это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, - обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах - выработке навыков принятия решений. При обучении кейс- метода формируются:
- Аналитические навыки.
Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.
- Практические навыки.
Использование на практике академических теории, методов и принципов.
- Творческие навыки.
Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у педагога и обучающихся.
|
Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.
В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает Технология развития критического мышления - портфолио.
- портфолио
Портфолио помогает оценить динамику результатов обучения. С его помощью можно визуализировать учебные достижения и открытия. Эта инновация реализуется через такие способы накопления информации: электронные портфолио, «папки достижений», «дневники роста». В них фиксируются все наработки, проекты, собираются материалы, которые подтверждают участие в проектах, дискуссиях, результаты творческой деятельности.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета.
Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка.
Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.
Внедрение современных образовательных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а должны быть её составной частью.
«Ребенок идет в школу за счастьем, а на урок за чудом» Так давайте создавать такую современную школу, чтобы она стала для наших детей школой счастья, а каждый урок будет уроком чудес для наших детей!
Список литературы:
1. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988.
2. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
4. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М. В. Кларин. –Рига: Эксперимент, 1995 - 176 с.