Анализ объемов выпуска и реализации продукции
Таблица 1
Вид работ | |||||||
Ед. изм. | Выручка от реализации млн. р. | Объем выполненных работ | Выручка от реализации млн. р. | Объем выполненных работ | Выручка от реализации млн. р. | Объем выполненных работ | |
Работы, выполненные для ГУВД Мингорисполкома | |||||||
Регламентированные работы (в т.ч. техническое обслуживание ТСОДД и аварийно-восстановительные работы по ТСОДД) | 3452,542 | 4008,402 | 4689,83 | ||||
Разметка УДС г. Минска эмалью | тыс.м2 | 747,0242 | 861,2722 | 993,7842 | |||
Разметка УДС г. Минска пластиком | тыс.м2 | 117,1395 | 135,999 | 159,1188 | |||
Средний ремонт согласно актам и заданиям УГАИ на светофорных объектах | объект | 184,9575 | 214,7357 | 251,2407 | |||
Установка указателей предварительного направления, маршрутного ориентирования и др. | шт. | 27,744 | 32,21078 | 37,68662 | |||
Замена светофоров на светодиодные | шт. | 39,277 | 32,3321 | 131,9843 | |||
Замена контроллеров на светофорных объектах | шт. | 66,080 | 74,288 | 86,91696 | |||
Замена кабелей питания | м.п. | 10,48125 | 12,16873 | 14,23742 | |||
Замена кабелей связи | м.п. | 12,33075 | 14,316 | 16,74972 | |||
Установка и замена Д/О | м.п. | 210,7046 | 245,316 | 284,852 | |||
Установка ДЗ | шт. | 288,4635 | 318,8906 | 239,9311 | |||
Строительство СО | объект | 103,37035 | 54,006 | 50,54967 | |||
Реконструкция СО | объект | 219,793 | 71,9738 | 28,0698 | |||
Другие работы (тех.обслуживание, пуско-наладка и т.д.) | 6,165225 | 7,157826 | 8,374657 | ||||
Сумма по ГУВД: | 5486,07287 | 6083,06873 | 6993,32495 | ||||
Работы, выполненные для сторонних заказчиков | |||||||
Установка ДЗ | 24,0386 | 43,9243 | 184,5624 | ||||
Установка Д/О | м.п. | 29,49 | 33,56 | 41,4330 | |||
Строительство СО | шт. | 20,67415 | 90,01 | 117,94923 | |||
Реконструкция СО | шт. | 48,8429 | 239,9126 | 336,8373 | |||
Замена светофоров на светодиодные | шт. | 9,2 | 23,9497 | 65,7447 | |||
Разметка улиц | тыс.м2 | 11,6723 | 1,8 | 19,5743 | 2,7 | 36,8068 | 4,6 |
Сумма по сторонним заказчикам: | 143,91795 | 450,9309 | 783,33343 | ||||
ВСЕГО: |
|
Следует отметить что, предприятие имеет стопроцентную реализацию, так как работает по заказам ГУВД и сторонних заказчиков.
Как видно из табл. 1, основными видами деятельности, приносящими наибольший доход, являются регламентированные работы (техническое обслуживание ТСОДД, аварийно-восстановительные работы по ТСОДД), разметка улиц, средний ремонт согласно актам и заданиям УГАИ на светофорных объектах, установка дорожных знаков, строительство и реконструкция светофорных объектов, установка и замена дорожного ограждения. Однако большая часть этих работ (89-97%) выполняется по заказам ГУВД по фиксированным ценам, что делает невозможным самостоятельно увеличивать объемы данных видов деятельности и повышать на них расценки. Остальные виды работ, такие как замена кабелей питания, замена кабелей связи, пуско-наладка и т.д., являются сопутствующими, и отказаться от них невозможно.
Из табл. 1 также виден устойчивый рост объемов заказов на выполнение всех видов деятельности. Объем выполненных работ увеличивается на 5-9% ежегодно. Это связано с развитием и реконструкцией улично-дорожной сети г. Минска. Также прослеживается увеличение объема выполненных услуг для сторонних заказчиков от 2,1% в 2006 г. до 11,2% в 2008 г., что является хорошей тенденцией для повышения эффективности работы предприятия, т.к. дает возможность проводить самостоятельную ценовую политику по определению стоимости работ, выполненных на основе проектно-сметной документации, не зависеть от одного заказчика, получать больший объем прибыли. Для наибольшей наглядности приведена диаграмма, которая показывает величину выручки от реализации видов работ, выполняемых как для ГУВД Мингорисполкома, так и для сторонних заказчиков (рис. 1).
|
На диаграмме видно, что в 2006 г. выручка на единицу от реализации почти всех видов работ, выполняемых для сторонних заказчиков, такая же, как выручка на единицу от реализации работ, выполняемых для ГУВД Мингорисполкома. В 2007-2008 гг. выручка на единицу от реализации работ, выполняемых для сторонних заказчиков, значительно возрастает, что связано с возможностью самостоятельно устанавливать расценки. Поэтому, увеличивая объемы работ, выполняемые для сторонних заказчиков, предприятие сможет получать большую прибыль, стать более независимым.
Следует также отметить снижение затрат на сырье и материалы. Например, стоимость светодиодных светофоров снизилась с 1600 000 р. в 2006 г. до 930 000 р. в 2008 г., что позволяет в больших объемах заменять ламповые светофоры на светодиодные, тем самым, экономя электроэнергию.
Рис. 1. Выручка от реализации по ГУВД и по сторонним заказчикам
Анализ структуры и динамики себестоимости продукции
|
Таблица 2. Выручка от реализации и себестоимость продукции предприятия в разрезе элементов затрат в 2006-2008 гг., млн. р.
Показатель | |||
Выручка от реализации (из отчета о прибылях и убытках, форма 2) | 5 630,0 | 6 534,0 | 7 776,0 |
Себестоимость продукции (из отчета о прибылях и убытках, форма 2) | 5 350,0 | 5 983,0 | 6 537,0 |
Структура затрат по элементам (из приложения к балансу, форма 5) | |||
Материальные затраты | 3 183,8 | 2 630,6 | 3 101,0 |
Затраты на оплату труда | 1 643,4 | 2 318,2 | 1 762,1 |
Отчисления на социальные нужды | 332,6 | 816,5 | 773,3 |
Амортизация основных средств | 190,1 | 217,6 | 205,3 |
Прочие затраты | 472,3 | ||
ИТОГО по элементам затрат | 5 350,0 | 5 983,0 | 6 314,0 |
Общая сумма издержек по выполненным в 2008 г. работам составила 6314,0 млн. р., в том числе затраты на сырье и материалы – 3101,0 млн. р.; расходы на оплату труда – 1762,1 млн. р.
Структура издержек по элементам имела следующий вид: материальные затраты – 49,1%, расходы на оплату труда – 27,9%, отчисления на социальные нужды – 12,2%, амортизация основных фондов и нематериальных активов – 3,3%, прочие затраты – 7,5%.
В структуре материальных затрат 76,5% занимали расходы на сырье и материалы, 21,9% – топливно-энергетические ресурсы, 1,4% – прочие материальные затраты, 0,2% – расходы по текущему ремонту.
В структуре прочих затрат преобладали расходы на уплату налогов и неналоговых платежей, включаемых в себестоимость (37,6%), расходы на вневедомственную охрану (11,5%), оплата услуг банка (8,1%).
В структуре общехозяйственных расходов основные издержки приходились на оплату труда управленческого персонала (39,4% общего объема общехозяйственных расходов) и отчисления на социальное страхование (22,9%). Так как система оплаты труда во многом регламентируется государством, то основой снижения влияния данного вида затрат на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации является увеличение объема выполняемых работ по обеспечению безопасности дорожного движения в г. Минске.
Проведенный анализ по направлениям деятельности показал, что по сравнению с предыдущим годом в 2008 г. структура затрат имела прямую пропорцию по отношению к выручке по направлениям деятельности. То есть более половины выручки КУП «СМЭП Мингорисполкома», полученной от основного заказчика ГУВД Мингорисполкома (50,5%), и более половины понесенных затрат (54,7%) в 2008 г. приходилось на участок эксплуатации средств и систем регулирования дорожного движения.
В связи с эти необходимо отметить, что предприятию следует расширять участок нового строительства, т.к. объем заказов на участке эксплуатации зависит от одного заказчика – ГУВД Мингорисполкома. Последнее повышает риски снижения поступлений денежных потоков в случае сокращения бюджетного финансирования ГУВД Мингорисполкома в части работ по эксплуатации средств и систем регулирования дорожного движения.
Таблица 3. Удельный вес себестоимости продукции и элементов затрат в выручке от реализации продукции в 2006-2008 гг., %
Показатель | |||
Выручка от реализации (из отчета о прибылях и убытках, форма 2) | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Себестоимость продукции (из отчета о прибылях и убытках, форма 2) | 95,0 | 91,6 | 84,1 |
Структура затрат по элементам (из приложения к балансу, форма 5) | |||
Материальные затраты | 46,7 | 40,3 | 39,9 |
Расходы на оплату труда | 27,2 | 35,5 | 22,7 |
Отчисления на социальные нужды | 9,6 | 12,5 | 9,9 |
Амортизация основных средств | 3,4 | 3,3 | 2,6 |
Прочие затраты | 0,0 | 0,0 | 6,1 |
ИТОГО по элементам затрат | 87,0 | 91,6 | 81,2 |
Из табл. 2.3 следует, что в структуре затрат на протяжении 2006-2008 гг. произошли значительные изменения. Доля материальных затрат по отношению к выручке с 2006 г. начала сокращаться (до 39,9% в 2008 г.). Элемент затрат «Расходы на оплату труда» и зависимый от него элемент «Отчисления на социальные нужды», напротив, в течение 2006-2007 гг. имели обратную тенденцию. Рост затрат на оплату труда в этот период связан с проводимой в государстве политикой повышения реальных денежных доходов населения, а также изменениями в методике учета затрат. В соответствии с утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30.05.2003 г. Инструкцией по применению Плана счетов в элемент затрат «Расходы на оплату труда» вошли расходы, ранее не входившие в данный элемент затрат (в частности, все выплаты сотрудникам из фонда потребления).
Колебания величины расходов на оплату труда являлись основной причиной изменений удельного веса совокупных затрат в выручке от реализации продукции.
Наряду с положительными тенденциями в хозяйственной деятельности предприятия (например, снижением материалоемкости) существуют и отрицательные тенденции: сокращается удельный вес элемента затрат «Амортизация основных средств» – основного источника финансирования воспроизводства основных фондов. В 2008 г. величина данного элемента затрат сократилась до 2,6%.
Для более полной характеристики этого процесса рассчитаны темпы роста выручки и отдельных элементов затрат. Результаты этих расчетов приведены в табл. 4.
Таблица 4. Темпы изменения выручки и элементов затрат, % к предыдущему году
Показатель | |||
Выручка от реализации (из отчета о прибылях и убытках, форма 2) | |||
Себестоимость продукции (из отчета о прибылях и убытках, форма 2) | |||
Затраты по элементам (из приложения к балансу, форма 5) | |||
Материальные затраты | |||
Затраты на оплату труда | |||
Отчисления на социальные нужды | |||
Амортизация основных средств | |||
Прочие затраты | |||
ИТОГО по элементам затрат |
Из табл. 4 следует, что темп изменения объема выручки в 2006 г. был сопоставим с показателем коэффициента изменения затрат, в 2007-2008 гг. отмечается значительное отклонение показателей (до 10%). В то же время объем выручки в рассматриваемый период постоянно повышался. Если в 2006 г. ее величина составляла 5630 млн. р., то в 2008 г. – 7776 млн. р. (абсолютный прирост составил 2146 млн. р.).
Таким образом, предпосылки для повышения показателей рентабельности предприятия были связанны, в частности, со снижением материальных затрат. Отмеченная вариация материалоемкости, вместе со снижением амортизационных отчислений и сокращением в 2008 г. расходов на оплату труда, привела в 2008 г. к значительному повышению показателей рентабельности. Сокращение размера элемента затрат «Амортизация основных средств» можно рассматривать как положительный фактор только с точки зрения образования у предприятия дополнительной прибыли.