Методы управления охраны окружающей природной среды




6. 02. 2013

Классификация затрат экологического назначения

Для обеспечения экологического равновесия, предотвращение негативных последствий антропогенного влияния (человеческого фактора), для восстановления и воспроизводства компонентов окружающей среды снижение нанесенного ей ущерба необходим комплекс природоохранных мероприятий требующих значительного объема экономических затрат.

Определение объема затрат экологического назначения необходимо связывать с общей экологической и экономической обстановкой при этом влияние экономической ситуации не однозначно. С одной стороны общий кризис снижает возможности финансирования природоохранной деятельности, падание производства довольно существенно уменьшает негативные воздействия на природу, однако в другой стороны одновременно усиливаются износ основных фондов, замедляется замена устаревших и экологически вредных технологий, снижается выпуск средозащитной техники.

Успешное решение проблем охраны окружающей среды и рационализации природопользования требует учета и характеристики затрат экологического назначения.

Затраты на охрану окружающей среды – общая сумма расходов государства, предприятий имеющих целевое и опосредованное природоохранное назначение. К ним относятся как целевые капитальные вложения, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, так и операционные расходы по содержанию государственных структур основная деятельность которых связанна с охраной окружающей среды.

Предметом изучения являются затраты экологического назначения, а объектом – средозащитные мероприятия.

Все затраты на природоохранные мероприятия подразделяются на следующие группы:

1) затраты на мероприятия направленные на снижение или полное предотвращение выбросов вредных веществ

2) затраты на ликвидацию негативного воздействия антропогенного фактора на окружающую среду

3) затраты связанные со строительством и оборудованием пунктов контроля за состоянием и загрязнением окружающей среды

4) затраты на возведение объектов природоохранного назначения

5) затраты на предохранение от загрязнения акустической среды

6) затраты на предупреждение вредного воздействия отходов на окружающую среды, включая затраты на отчуждение земель.

Целью затрат экологического назначения является осуществление средозащитных мероприятий. Целью разработки средозащитных мероприятий является достижение таких характеристик окружающей среды, которые находились бы в пределах действующих медико-санитарных норм.

Различают: одноцелевые и многоцелевые защитные мероприятия.

Одноцелевые мероприятия направлены исключительно на снижение загрязнения окружающей среды.

Многоцелевые мероприятия направлены на получение более высоких производительных результатов, в том числе в смежных отраслях.

По направлению капитальные вложения включают:

1. затраты на создание новых и реконструкцию имеющихся основных фондов природоохранного назначения

2. затраты на модификацию технологического процесса

По назначению экологические затраты подразделяются на:

1. затраты на мероприятия предупреждающие и ликвидирующие негативные последствия природопользования

2. затраты связанные со строительством и обслуживанием пунктов контроля за состоянием окружающей среды

Загрязнение окружающей сред вызывает необходимость выделяют 2 видов затрат:

1. затраты на предупреждение

2. затраты на ликвидацию

Сумма этих затрат называется экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды.

Показатели эффективности природопользования и охраны окружающей среды:

1. экологический результат заключается в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду и улучшение ее состояния сокращение объемов поступающих загрязняющих веществ, а также увеличение количества и улучшение качества пригодных к использованию земельных, лесных, водных ресурсов и атмосферного воздуха.

2. социальный результат заключается в улучшение условий жизни населения, повышение эффективности общественного производства, увеличение национального богатства.

3. экономический результат выражается в денежной форме и заключается в снижении или предотвращении потерь природных ресурсов, живого и общественного труда.

 

 

11. 02. 2013

Методы регулирования загрязнения окружающей среды

Методы управления охраны окружающей природной среды

Механизм управления природно-охранной деятельности в странах Западной Европы, США и Японии отрабатывается с середины прошлого столетия. Этот механизм представляет собой слегка разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством природной среды. Прямое административное регулирование предполагает: установление лимитов выбросов для каждого источника загрязнения, за которым следят государственные службы. Если у предприятия выбросы не превышают лимиты, плата за квоту все равно взимается. С целью установления нормативов определяются стандарты качества среды исходя из того состояния природы за пределы которого выйти нельзя. Экономические меры управления качеством среды весьма разнообразны – это и налоги на продукты, потребление которых вызывает загрязнение и целевые субсидии и налоговые льготы. В настоящее время широкое распространение получил метод ступенчатого назначения платежей. Этот метод более эффективен, чем назначение предельного значения выброса. С целью систематизации можно сформировать все методы по 3 группам:

- нефискальные методы (введение в природную охрану обязательных условий, изменение правовых условий с учетом экологического фактора, принудительное побуждение природопользователей к охранным действиям, обеспечение преимуществ предприятия, использующих энерго- и природосберегающие материалы и технологии)

- методы, связанные с государственными доходами (лицензирование и налоги на загрязнение окружающей среды)

- методы, связанные с государственными расходами (инвестиции, бюджетное финансирование мероприятий, косвенно связанных с природно-охранной деятельностью, государственная поддержка экологических направлений НИОКР, государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды)

Нефискальные методы:

1. Введение природно-охранных обязательных регламентаций и ограничений хоз. деятельности (вводится в настоящее время на различные виды загрязнения окр. среды, режим использования территорий, объем и процессы производства, применение в производстве вредного сырья и материалов)

Недостатки: нечеткость воздействия, сложность контроля за соблюдением ограничения, трудность определения допустимого воздействия на окружающую природную среду, субъективизм в принятии решений работниками государственных органов.

2. Изменение правовых условий с учетом экологического фактора (США, Германия, Голландии)

Для его эффективного применения необходимы специальные подзаконные акты.

3. Непринудительное побуждение природопользователей к природно-охранной действиям, реализуется за счет оказания влияния на положение природопользователей на рынке за счет нефинансовой государственной финансовой поддержки.

Недостатки:

- сложность организации

- неполнота прав государствава по принятию мер нарушителей достигнутых соглашений и невысокий природно-охранный эффект

4. Обеспечение преимуществ производителя, использующие природосберегающие продукты и способы производства (направлено на повышение потребительских свойств природы, придание природно-охранному аспекту деятельности экономической выгоды и изменение приоритетов при принятии хозяйственных решений)

5. Территориальное планирование запретов (предполагает планирование того, чего нельзя делать в конкретно-сложившихся условиях)

Методы, связанные с государственными доходами:

1. Лицензирование природопользователей (продажа лицензий на различные виды воздействия на окружающую среду и ресурсопользования)

Преимущества:

- фиксирование максимальной нагрузки на окружающую среду

- приведение техногенных нагрузок в соответствии с экологическими возможностями территории

- возможности

- наличие у природопользователя выбора в снижении эмиссии или покупки лицензии

Недостатки:

-высокие затраты на контроль

- нравственные ограничения

2. Налоги на загрязнение окружающей среды (основываются на гибкой налоговой политике и стимулирует налогопользователей совместной природно-охранной деятельности)

Методы, связанные с государственными расходами:

-природоохранные целевые инвестиции (долгосрочные вложения средств для улучшения состояния окружающей природной среды)

Недостатки: финансирование природно-охранной деятельности по сути перекладываются на плечи налогоплательщиков

3. Эколого-направленная политика занятости населения – реализация мероприятий по увеличению объема работ по охране природы.

+ сокращение безработицы, одновременное решение экологических проблем

- сложность выбора объектов работ

4. Непосредственное стимулирование эколого-направленной частной хозяйственной инициативы (прямые финансовые компенсации доп. затрат)

5. Государственная поддержка экологических направлений НИОКР

+ помимо решения экологических проблем большое значение для развития фундаментальной науки (субсидии и гранты)

6. Государственное финансирование учреждений, защищающих окружающую среду

Недостатки: коррумпированность чиновником

 

13. 02. 2013



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: