История развития учения о закаливании




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

Г. Волхов

Проектная работа:

««Закаливание » »

Выполнила:

Копеина Мария Андреевна

МОБУ СОШ №1, 9 «Б» класс

под руководством учителя

физкультуры Ивановой Л.Н.

Содержание

Введение ____________________________________________________3
1
. Здоровый образ жизни______________________________________4 стр.

2. История развития учения о закаливании_____________________5 стр.

3. Содержание понятия закаливание___________________________6 стр.

4. Средства закаливания_____________________________________8 стр.

1.Воздушное закаливание________________________________

2. Закаливание водой_____________________________________

5. Виды закаливания________________________________________11 стр.

6. Общие принципы закаливания_____________________________12 стр.

7. Пропаганда закаливания школьников______________________ 13 стр.

8. Вывод______________________________________14 стр.

9.Плюсы и минусы15 стр.

10. Заключение _______________________________________________16 стр.

12. Литература ________________________________________________17 стр.

 

Введение.

В данной работе представлен анализ различных способов закаливания и их влияние на организм человека и его иммунитет.

Актуальность работы:

Данная работа является актуальной, так как знание способов закаливания реально могут помочь в оздоровлении общества, они не требуют больших материальных затрат, а современные школьники, к сожалению, оказались слабо информированы в этом вопросе.

Собранный материал имеет большое практическое значение, т.к. дает возможность проследить широкую область использования закаливания в целях сохранения здоровья, а в некоторых случаях и улучшения его показателей.

 

Цель работы: собрать фактический материал по теме, выявить факторы, влияющие на формирование культуры здорового образа жизни, дать практические советы по закаливанию своим сверстникам.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу

2. Изучить историю закаливания

5. Организовать и провести исследование «Закаливающие процедуры как фактор формирования культуры здоровья»

6. Исследовать наиболее безопасный и доступный вид закаливания

7. Выявить плюсы и минусы в закаливании.

1.

Здоровый образ жизни

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои, и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Так чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить простуде все пути к своему организму, нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство - закаливание.

Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям. Поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека (в разумных пределах, без передозировки) очень полезно.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.

Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.

Закаливание - это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Закаливающие процедуры делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой. Закаливание приносит не только физическое здоровье, но и укрепляет волю к борьбе с жизненными невзгодами, помогает преодолевать их.

2.

История развития учения о закаливании

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.

Начало представлениям о закаливании человека положил Гиппократ (460 – 356 гг. до н. э.). Заслуга Гиппократа состоит в том, что он систематизировал имеющийся обширный фактический материал по использованию холода в целях укрепления здоровья. Закаливанию он отводил большую роль и в профилактике самых различных заболеваний.

По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, а «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным». На этом основании он предостерегал от нежелательных последствий, которые могут возникнуть при постоянном нахождении в тепле. Он писал, что у тех, кто часто держит себя в тепле, происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки, кровотечения. Взгляды Гиппократа получили своё дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

В эпоху Возрождения закаливание рассматривалось уже как одна из важных задач, составляющих систему воспитания. Т. Кампанелла, Дж. Локк и многие другие отводили закаливанию большое место в воспитании детей.

Ценный вклад в развитие учения о закаливании внёс знаменитый немецкий врач Х. Гуфеланд. Его заслуга особенно велика в популяризации и пропаганде закаливания. В своём широко известном труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796) в качестве одного из важнейших средств профилактики многих заболеваний он отмечал закаливание.

На Руси закаливание носило массовый характер. «Русские – крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», - писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Олеарий.

Взгляды русских врачей, писателей, деятелей науки на роль закаливания в укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Они сыграли ведущая роль в разработке методики закаливания и её научного обоснования.

Большой вклад в развитие учения о закаливании принадлежит русским медикам. Среди них в первую очередь следует упомянуть ученика М. Ломоносова С. Зыбелина. Он создал свод санитарно-гигиенических правил, в котором важное место отводил закаливанию.

Большой отряд советских учёных внёс и вносит свой вклад в изучение проблемы закаливания: В. Гориневский, Г. Сперанский, И. Саркизов – Серазини, М. Маршак, А. Слоним, К. Смирнов, А. Парфенов и многие другие. Огромная роль в популяризации закаливания принадлежит И. Саркизову – Серазини. Его основные труды «Моря и реки как источник здоровья» (1925), «Водолечение» (1927), «Основы закаливания» (1953) и другие посвящены актуальным вопросам теории и практики закаливания. [2]

Следует отметить, что разработка теоретических и практических вопросов закаливания – заслуга главным образом нашей отечественной науки.

3.

Содержание понятия закаливание.

Закаливание - это тренировка всего организма, и, прежде всего терморегуляционного аппарата, Она предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма и, в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды (воздуха или воды).

З акаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например к недостатку кислорода. При этом следует помнить, что высокая устойчивость к холоду может затруднять достижение высокой устойчивости к другим неблагоприятным воздействиям, например к жаре.

Специальная закаливающая процедура, например обтирание, только туловища холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявится в полной мере лишь при охлаждении туловища; при охлаждении других участков тела её проявление будет менее значительно. Об этом следует помнить при выборе той или иной специальной закаливающей процедуры. При этом следует руководствоваться наиболее вероятными условиями охлаждения: если велика угроза охлаждения ног, то в качестве специальной закаливающей процедуры наиболее эффективной будут ножные ванны.

Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте. И чем раньше оно начато, тем здоровее и устойчивее будет организм.

Предварительно посоветуйтесь с врачом. Он не только проверит состояние здоровья, но и поможет установить форму закаливающих процедур и их дозировку. Закаливание начинают, когда ребенок полностью здоров. В процессе закаливания необходимо систематически консультироваться с врачом и проверять эффективность процедур.

Соблюдая основные принципы закаливания:

· систематичность,

· постепенность,

· учёт индивидуальных особенностей,

· разнообразие средств и форм,

· активный режим,

· сочетание общих и местных процедур,

· самоконтроль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: