Тема № 1.
1. Предмет, задачи и методы психогенетики.
2. Вклад факторов наследственности и среды в формирование антисоциального поведения. Исследования приемных детей. Преступность и синдром лишней У-хромосомы.
Тема № 2.
1. Типы наследования. Законы Г. Менделя.
2. Преступность и наследственность. Семейные исследования преступности. Близнецовые исследования преступности. Конкордантность близнецов по преступности (Gottesman, Goldsmith, 1994).
Тема № 3.
1. История возникновения и развития психогенетики. Работы Ф. Гальтона. Евгеника. Этапы развития психогенетики.
2. Неспособность к обучению. Основные виды неспособности к обучению (дислексия, дискалькулия, дисграфия). Близнецовые исследования дислексии.
Тема № 4.
1. Развитие психогенетики в России дореволюционного и послереволюционного периодов. Евгеническое движение. Основание «Бюро по евгенике». Основная проблематика работ по психогенетике 20-30-х годов. Кризис психогенетики в России.
2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этиология СДВГ. Молекулярная генетика и СДВГ. Близнецовые исследования СДВГ. Семейные исследования СДВГ.
Тема № 5.
1. Понятийный аппарат психогенетики: фенотип, генотип, кариотип, ген, зиготы, гаметы. Диплоидный набор хромосом (2n). Гаплоидный набор хромосом (n). Популяция.
2. Аутизм. Хромосомные нарушения и генетические мутации. Наблюдения за семьями больных аутизмом и исследования близнецов.
Тема № 6.
1. Сцепленное с полом наследование. Плейотропия.
2. Алкоголизм и наследственность. Генетика наркомании. Действие кофеина. Действие марихуаны. Действие никотина. Генетика курения.
Тема № 7.
1. Молекулы ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) как носители генетического материала. Хроматин. Хромосомы. Аутосомы и половые хромосомы.
2. Семейные и близнецовые исследования преступности, исследования приемных детей. Вклад факторов наследственности и среды в формирование антисоциального поведения. Преступность и синдром лишней У-хромосомы.
Тема № 8.
1. Анеуплоидия.
2. Роль генетических и средовых факторов в этиологии расстройств самоконтроля (клептомания, гэмблинг, анорексия, булимия и др.).
Тема № 9.
1. Дискретные и континуальные признаки. Норма (диапазон) реакции генотипа. Различные типы взаимодействия генов. Аддитивное взаимодействие. Доминирование и неполное доминирование (кодоминирование). Эпистаз.
2. Наследуемость болезни Альцгеймера (старческое слабоумие, деменция). Умственная отсталость и задержка умственного развития Синдром Мартина – Белла. Фенилкетонурия.
Тема № 10.
1. Стадии клеточного цикла. Митоз. Амитоз. Мейоз. Кроссинговер.
2. Психогенетика аномального и девиантного поведения.
Тема № 11.
1. Метод семьи (генеалогический), его использование в психогенетике.
2. Наследование психозов (шизофрения, маниакально-депрессивного психоз и др.).
Тема № 12.
1. Метод приемных родственников (детей). Ограничения применения метода приемных детей.
2. Хромосомные болезни. Синдром Дауна. Синдром «кошачьего крика». Трисомия-18. Синдром Лежена. Синдром Патау.
Тема № 13.
1. Метод близнецов и его разновидности. Основные теоретические допущения, лежащие в основе близнецового метода.
2. Аномалии в системе половых хромосом (синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, Трисомия-Х, Синдром-47, ХУУ).
Тема № 14.
1. Популяционно-генетический метод. Закон Харди-Вайнберга. Системы браков. Ассортативность.
2. Мутации и хромосомные аберрации. Анеуплоидия, полиплоидия, трисомия, моносомия. Мозаицизм. Причины хромосомных аберраций.
Тема № 15.
1. Дерматоглифика как метод психогенетики.
2. Задачи и этапы медико-генетического консультирования. Наследственные болезни. Причины и характер протекания наследственных болезней.
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
1. Воробьева Е.В. Психогенетика. Учебник. С грифом УМО по психологии по классическому образованию. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета. 2014. 283 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=23315475
2. Воробьева Е.В. Психогенетика общих способностей: монография /Е.В. Воробьева.- Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011.- 222 с. (10 п.л.). https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=241081&sr=1
3. Воробьева Е.В., П.Н. Ермаков, И.В. Абакумова, Е.М. Ковш, А.С. Крючкова Психогенетика агрессивного и враждебного поведения. Учебное пособие. Издательство ЮФУ. 2016. 102 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=462059&sr=1
4. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика.- М.: Аспект-пресс, 2008.448 с. https://www.iprbookshop.ru/8878.html
Дополнительная:
1. Березина Т.Н. Близнецовое исследование индивидуальной продолжительности жизни в Российской федерации в ХХ-XXI веке / Человеческий капитал. 2016. № 6 (90). С. 18-21. https://elibrary.ru/item.asp?id=26511187
2. Воробьёва Е.В., Попова В.А. Исследование интеллекта и мотивации достижения близнецов // Российский психологический журнал. 2009. Т.6. С. 46-53. https://elibrary.ru/item.asp?id=16233685
3. Геномика поведения: детское развитие и образование / Под редакцией С.Б. Малых, Ю.В. Ковас, Д.А. Гайсиной. Томск: Издательство: Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2016. 442 c. https://elibrary.ru/item.asp?id=29021168
4. Егорова М.С., Черткова Ю.Д. Академическая успеваемость близнецов и одиночнорожденных детей: кросс-культурное исследование /
Психологические исследования: электронный научный журнал. 2016. Т. 9. № 48. С. 12. https://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1314-egorova48.html
5. Ермаков В. А. Психогенетика. Учебно-методический комплекс / В.А. Ермаков - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 134 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=90533&sr=1
6. Ковш, Е.М., Ермаков П.Н., Воробьева Е.В. Ассоциация полиморфного маркера Val158Met гена COMT с уровнем агрессивности и стратегиями поведения в конфликте у русских девушек 18-24 лет // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - № 3 (13). С. 15-21. https://elibrary.ru/item.asp?id=24309377
7. Мандель Б. Р. Психогенетика. Иллюстрированное учебное пособие / Б.Р. Мандель - Москва: Директ-Медиа, 2014. - 322 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=235084&sr=1