Идеал христианина в трудах Тертуллиан




Орехов Н.А.

Студент 1 курса МПГУ

Раннее христианство, Тертуллиан, мировоззрение, образ жизни,

нравственно-аскетические взгляды.

Поиск идеала для периода становления христианской религии являлся важнейшим фактором формирования христианского мировоззрения. Однако уже во II-III вв. н.э. карфагенский апологет Тертуллиан, деятельность которого была вызвана современными нуждами церкви, дал подробные ответы в своих трудах. В оценке деятельности Тертуллиана для нас наибольший интерес представляет точка зрения Н.В. Штернова, говорящего, что, как моралист, Тертуллиан старался обрисовать идеал нравственной жизни христианина в общественной и семейной обстановке. [10, с.397].

Жизнь христианина - жизнь по заповедям, т.е. не нарушая их. По мнению Тертуллиана, не обладая терпением христианин не сможет их не нарушить [6, 1]. Вместе с тем христиане должны жить по образу Христа, который представляется образом терпения [6, 2;3]. Далее Тертуллиан указывает, что терпение есть спутник веры и появились они одновременно, поскольку до прихода Христа люди руководствовались наставлением “око за око” [6, 6]. Следовательно, чтобы обрести веру, нужно обрести терпение. Также христианину подобает правильно пользоваться земными благами, которые не должны представлять для него объект тяготения, ибо единственно важное вечное для него уготовлено Богом, и этому учит терпение [6, 7]. Не следует скорбеть по ближним в случае их утраты, поскольку скорбь - проявление неуважения ко Христу, его желанию и собственному нежеланию достигнуть блаженства [6, 8]. Особую роль играет для христианина покаяние во грехах своих, добиться которого можно по средствам терпения, дающего крепкую опору. Помимо этого, мы знаем, что “Бог - есть любовь” [1. 4:16], и, обретая ее, христианин обретает Бога, но, чтобы обрести любовь, по мнению Тертуллиана, нужно развить в себе терпение, которое не творит зла, не завидует, не раздражается [6, 12]. Терпение покоится в духе, однако то, что покоится в духе имеет отражение в теле, которое должно быть связано с Богом [6, 13].

В религиозной среде существует понятие грех, несущее в себе влечение, противоречащее Божественному нравственному закону [5, 3]. Единственным путем спасения для христианина в случае грехопадения является покаяние [5, 2], о котором повествует трактат “О покаянии”. Первое, что стоит отметить - покаяние не должно осуществляться без разума, т.е. не прикладывать покаяние к добрым поступкам [5, 1]. Стоит отметить, что покаяние осуществляется не только по поступкам содеянным, но и по мысленным, которые могли получить продолжение в миру [5, 3]. Раскаяние воздается христианину Божественным милосердием и любовью, поэтому оно не должно быть нарушено вновь повторением греха [5, 5]. Однако Господь милосерден и в случае нового грехопадения прощает снова, поэтому Тертуллиан подробно не останавливается на повторном прощение, чтобы не дать основание для совершения греха вновь [5, 7]. Тертуллиан учит быть открытым в своих грехах и порицает скрытность, поэтому важной составляющей покаяния является действенное его закрепление - исповедь, побуждающая христианина претерпеть всё для очищения души [5, 10]. Итак, Тертуллиан видит идеалом христианина человека, тонко чувствующего свою вину перед Богом, готового вновь встать на праведный путь, закрепив его покаянием, и не сходя с него впредь.

Рассматривая идеал христианина под призмой взаимоотношения в обществе, стоит сказать, что взаимоотношение это носило характер вынужденного. В связи с этим возникает вопрос о занятии христианами государственных должностей. По мнению Тертуллиана, христианин вправе занимать должности в том случае, если он ни коим образом не сопутствует язычеству. Апологет видит идеалом ситуацию, где христиан не управляет, а, наоборот служит, поступая по образу Христа, причём повиновение должно происходить не от страха, а от любви. Верующий, хотя и обязан относиться к власти с глубоким уважение, не должен переходить границ, проявляя тем самым идолопоклонство [10, с.398-400].

Апологет предписывает христианину не присутствовать на празднествах в честь должностных лиц, поскольку не могут они дать правильную духовную пищу и носят в себе языческое происхождение, а значит и идолопоклонство [2. 13,14]. Помимо празднеств в честь кесарей стоит христианину воздержаться от посещения цирков, театров и прочих зрелищ, которые помимо идолопоклонства, побуждают изменить совести и сопутствует разжиганию страстей, которые не укладывалось в христианские нормы морали [4, 1;4;15;17;27].

В идеал христианина по Тертуллиану также не укладывалось служение в армии, поскольку оно носило в себе черты обычаев и суеверий, не свойственных христианину, а, следовательно, и языческий характер. Но более в основу своей точки зрения Тертуллиан закладывал, что служение в армии - служение кесарю, а христиан не может служить двум господам сразу и, более того, обязан служить только Богу [2, 19; 3, 11]. Впоследствии отношение и к власти, и к службе в армии будет меняться, именно поэтому труды Тертуллиана не всеми Отцами Церкви будут восприниматься однозначно.

Кроме того в негативном ключе описывает трактат “Об идолопоклонстве” торговлю и промысел, как проявление идолопоклонства. Во-первых, торговля имеет своим источником сребролюбие, недопустимое в христианстве. Во-вторых, если она и не несет в себе как промысел создание самих идолов, то по крайней мере сопутствует их распространению и поддержанию общего культа. Заведомо может возникнуть вопрос; чем жить? на который апологет отвечает, что вера не боится голода, и нужно молиться и надеяться на милосердие Божие [10, с.401,402].

В результате, жизнь христианина в обществе - сложный процесс, так или иначе взаимодействующий с языческой средой. С точки зрения Тертуллиана среда представляет для христианина опасность, несущую в себе мотивы, заставляющие христианина пренебречь Божественными законами и отдалиться от веры. Способы контакта с такой средой, предлагаемые Тертуллианом, - суровые, но, по его мнению, позволяющие избежать пагубного воздействия.

В отношении семейной жизни апологет одобряет брак, однако ему он бы предпочел холостую девственную жизнь, как состояние чистейшее [8, 1.3],поскольку, посвящая себя воздержанию, христианин сочетается только с единым Богом. “Это заставляет нас мыслить, что кто хочет вступить в рай, тот должен воздерживаться от того, что войти в рай не может”. [7, 12]. Трактат подчеркивает, важность того, чтобы обе стороны были христианской веры, поскольку тогда между супругами будет взаимная любовь, не будет разлада, а, наоборот состояние поддержки, поскольку, где плоть одна, там и душа одна [8, 2.9]. Тертуллиан не призывает к заключению брака христианина и язычника, поскольку тогда он будет носить характер борьбы чувств и веры, но если такая ситуация уже случилась, тем он будет крепче, если удастся установить понимание. Опять же важно, чтобы в союзе жена имела подчинение мужу, основанное на любви и доверии. Своим поведение она должна показывать скромность в отношении мужа и стыдливость в отношении других мужчин. Отсюда возрастает роль внешнего вида женщины, на что подробно обратил внимание Тертуллиан. Одежда должна быть настолько проста, чтобы не привлекала внимание других мужчин. Следовательно задача мужа - любить не за красоту, а за нравственные качества [10, с.404,405].

Что же касается вторичного брака, то, с точки зрения Тертуллиана, допускать его нельзя. В случае утраты супруга не следует искать ему замены, поскольку утрата была с подвигнута Богом для испытания или обретения веры, а замена супруга - нарушение воли Божьей [8, 1.7]. Добродетель сохранять во вдовстве труднее, чем в девстве, и потому Богу это в особенности приятно [8, 1.8].

Одной из главных задач брака является рождение и воспитание детей, однако стоит согласиться с мнением Е.В. Сергеевой, что для Тертуллиана продолжение рода не является важным предлогом для создания брака, а, следовательно, и важной функцией. Христианину свойственно желание покинуть мир временный и стремиться к миру вечному, а воспитание детей в это толкование не укладывается. “Дети, как и всё остальное, связывающее человека с заботами этого мира, помешают христианину с легкостью “подчиниться зову ангельской трубы”, перенести гонения и лишения [11, с.36].

Тертуллиан не приемлет не только роскошный образ жизни и убранство дома, но и любые излишки. Имея богатые средства, христианин должен уметь распоряжаться ими по-христиански, отдавая на добрые дела. Семейные праздники трактаты дозволяют. В отношении же других, имеющих связи с язычеством, апологет оговаривает, что посещать их можно при условии, чтобы христианин вёл себя скромно и размеренно, не принимая участия в языческих обрядах [10, с.406].

Неотъемлемой составляющей христианского идеала для Тертуллиана являлось мученичество, решавшее проблему взаимоотношений христианина и временного мира. Тертуллиан на этот счет говорит, что “мученичество - единственная достойная христианина смерть, омывающая греховные пятна и доставляющая великую награду на небесах” [9, 4]. Мученичество - тяжёлое испытание для плоти и духа, поэтому христианин должен постоянно закаливать свой дух, чтобы он имел верх над плотью, где лучшее средство - посты. Задача христианина - исповедовать свою веру на земле, не щадя жизнь временную, чтобы взамен получить жизнь вечную [10, c.407].

В связи с этим и идеал христианина с его отношением к семье и обществу также подвергнется изменениям в последующие столетия.

Список источников и литературы

1. Библия. М: Московской Патриархии, 2011.

2. Тертуллиан. Об идолопоклонстве [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ob_idolopokl/ (дата обращения 16.04.2020).

3. Тертуллиан. О Венце воина [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-ventse-voina/ (дата обращения 16.04.2020).

4. Тертуллиан. О зрелищах [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_zrelishah/ (дата обращения 16.04.2020).

5. Тертуллиан. О покаянии [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_pokayanii/ (дата обращения 16.04.2020).

6. Тертуллиан. О терпении [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_terpenii/ (дата обращения 16.04.2020).

7. Тертуллиан. О целомудрии [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o_celomudrii/ (дата обращения 16.04.2020).

8. Тертуллиан. Послание к жене [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/poslanie_k_zhene/ (дата обращения 16.04.2020).

9. Тертуллиан. Послание к мученикам [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/poslanie_k_muchenikam/ (дата обращения 16.04.2020).

10. Штернов, Н.В. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский: Очерк учено-лит. деятельности его - Курск: тип. Губ. правл., 1889.

11. Сергеева, Е.В. Дискуссия об основах семьи и брака в трактатах Тертуллиана [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-ob-osnovah-semi-i-braka-v-traktatah-tertulliana/viewer (дата обращения 16.04.2020).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: