Таблица 1
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | |||
ПСО ОФО 8-й семестр | ССО ОФО 5-й семестр | ПСО ЗФО 9-й семестр | ССО ЗФО 7-й семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) |
Аудиторные занятия | ||||
лекции | ||||
практические занятия | ||||
семинарские занятия | ||||
лабораторные работы | ||||
другие виды аудиторных занятий | ||||
Самостоятельная работа | ||||
изучение теоретического курса | ||||
курсовая работа | ||||
контрольная работа | ||||
домашние задания | ||||
подготовка к экзамену | ||||
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен | экзамен | экзамен |
Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Общая характеристика экономики образования. | |||||||
1.1. | Экономика образования: наука и учебная дисциплина | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1.. | |||||
1.2. | Образование как система и отрасль экономики. | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в практ. занятии – 1; Тест - 1. | |||||
2. | Экономико-правовые условия деятельности образовательного учреждения (организации). | |||||||
2.1. | Отношения собственности в образовании. Типы и виды образовательных учреждений. | 1,2 | Еженед. | Собесед. – 1; Участие в круглом столе – 2. | ||||
2.2. | Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание. | Еженед. | Собесед. – 2; Участие в круглом столе – 2. | |||||
2.3. | Финансирование образовательных учреждений (организаций). | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в практ. занятии – 3; Тест - 3. | |||||
3. | Маркетинг в сфере образования | |||||||
3.1. | Стратегии маркетинга в образовательной системе | 3,4 | Еженед. | Собесед. – 3; Участие в круглом столе – 4. | ||||
3.2. | Товарная стратегия. | Еженед. | Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 4. | |||||
3.3. | Ценовая стратегия. | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в практ. занятии – 5. | |||||
3.4. | Стратегия позиционирования и продвижения образовательных услуг. | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 5; Участие в презентации – 6; Тест – 6. | ||||
4. | Хозяйственный механизм сферы образования. | |||||||
4.1. | Стратегическое планирование образовательной деятельности | Еженед. | Собесед. – 6; Участие в круглом столе – 6. | |||||
4.2. | Система тактического и оперативного управления образовательным учреждением (организацией) | 6,7 | Еженед. | Собесед. –6; Участие в круглом столе – 7. | ||||
4.3. | Кадровое обеспечение образовательного учреждения (организации). | Еженед. | Собесед. – 7; Участие в практ. занятии – 7. | |||||
4.4. | Управление затратами в образовании. | Еженед. | Собесед. – 8; Участие в практ. занятии – 8. | |||||
4.5. | Налогообложение в сфере образования | Еженед. | Собесед. – 8; Участие в круглом столе – 8. | |||||
4.6. | Эффективность деятельности образовательного учреждения (организации). | Еженед. | Собесед. – 9; Участие в презентации – 9; Тест – 9. | |||||
4.7. | Отчетность и контроль в образовательных учреждениях (организациях) | Еженед. | Собесед. – 9; Итоговый тест – 9. | |||||
5. | Подготовка к экзамену | Экзамен | ||||||
Итого за семестр | ||||||||
Содержание разделов (тем) дисциплин
Раздел 1. Общая характеристика экономики образования
Экономика образования: наука и учебная дисциплина
Основные этапы и школы, связанные с научным осмыслением экономики образования. Предмет, метод, задачи экономики образования. Современная модель экономики образования.
Образование как система и отрасль экономики
Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Социально-экономические функции образования. Экономические категории и закономерности в отрасли образования.Специфика производственной деятельности и экономических отношений в образовании.
Раздел 2. Экономико-правовые условия деятельности образовательного учреждения (организации)
Отношения собственности в образовании. Типы и виды образовательных учреждений
Структура объектов собственности в системе образования. Формы собственности в образовании. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.
Интеллектуальная собственность: содержание, структура и защита. Уровни отношений собственности и организационно-правовые формы образовательных учреждений (организаций). Задачи управления собственностью образовательного учреждения (организации).
Статус образовательного учреждения (организации). Классификация образовательных учреждений (организаций). Отличительные особенности казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций).
Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание
Характеристика форм и методов государственного регулирования. Сочетание рыночного и государственного регулирования. Механизм рыночного саморегулирования.
Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы – основа текущего и долгосрочного планирования деятельности образовательных учреждений (организаций).
Государственное регулирование внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций). Финансовые методы стимулирования внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций).
Финансирование образовательных учреждений (организаций)
Финансово-экономический механизм в образовании: сущность, компоненты, требования, этапы разработки. Источники финансирования образования. Классификация расходов на образование.
Государственное задание: принципы формирования и контроль за его исполнением. Расчет государственного задания. Финансовое обеспечение государственного задания.
Источники внебюджетного финансирования. Стимулирование приобретения платных образовательных услуг (образовательное кредитование, накопительное страхование). Фандрайзинг. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге.
Раздел 3. Маркетинг в сфере образования
Стратегии маркетинга в образовательной системе
Концепции управления маркетингом в образовательном учреждении (организации). Типы маркетинговых стратегий. Зоны деловой активности образовательного учреждения (организации). Сегментирование рынка образовательных услуг. Понятие маркетинговой возможности.
Товарная стратегия
Идея товара в образовательном учреждении (организации). Требование рынка к товару. Ассортимент товаров и номенклатура товаров. Образовательные услуги как товар. Конкуренция на рынке образования. Жизненный цикл услуги образовательного учреждения (организации). Лицензионная стратегия. Сертификация образовательных и учебных программ.
Ценовая стратегия
Соотношение цены, спроса и предложения в сфере образования.
Выбор ценовой стратегии: определение емкости рынка, определение издержек, определение ценовой ситуации, определение метода ценообразования. Цена образовательной услуги. Функционально-стоимостной анализ товарной и ценовой стратегии.
Стратегия позиционирования и продвижения образовательных услуг
Модели поведения потребителей образовательных услуг. Получение маркетинговой информации о потребителях. Коммуникация и рекламная стратегия образовательного учреждения (организации). Способ получение маркетинговой информации и методы работы с ней. Разработка бюджета рекламы. Измерение эффективности рекламы.
Раздел 4. Хозяйственный механизм сферы образования
Стратегическое планирование образовательной деятельности
Стратегическое планирование деятельности образовательного учреждения (организации). Организация планировочной деятельности образовательном учреждении (организации). Методы планирования: аналитическое планирование, нормативное планирование, целевое обоснование планов, планирование материального и финансового обеспечения, планирование организационного обеспечения. Программа развития образовательного учреждения, структура и алгоритм ее построения.
Система тактического и оперативного управления образовательным учреждением
Основы построения системы управления образованием. Структура управления образованием. Функции управления образованием и их распределение по уровням управления.
Сфера экономической компетентности образовательных учреждений (организаций). Роль и задачи органов внутреннего самоуправления в образовательном учреждении (организации). Специфика объектов управления в учебных заведениях.
Миссия образовательного учреждения. Уровни управления. Формирование общественных институтов управления образованием.
Кадровое обеспечение образовательного учреждения (организации)
Особенности педагогического труда. Рабочее время работников образования. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях: основные принципы, модели и механизмы. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Категорийная система оплаты. Мотивация труда педагогических кадров. Системы материального и нематериального стимулирования и принципы их построения.
Система аттестации кадров в образовательном учреждении и ее возможности для повышения эффективности кадрового потенциала и экономической деятельности образовательного учреждения.
Управление затратами в образовании
Стратегии, факторы, влияющие на себестоимость образовательных услуг. Подходы к формированию стоимости образовательных услуг. Метод оценки стоимости образования с позиции теории человеческого капитала. Методы самофинансирования и хозрасчета.
Развитие российского предпринимательства в сфере образования. Основные приемы деятельности, приносящей доход в образовательных учреждениях. Факторы, определяющие возможность успеха деятельности образовательного учреждения, приносящей доход – сложность условий функционирования, конкурентная среда, уровень управления, прогнозирования и планирования, практика нововведений, внутрифирменная деятельность, учет риска.
Налогообложение в сфере образования
Основы налогового законодательства. Объекты налогообложения в сфере образования. Виды налогов в образовании. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Налоговая проверка образовательного учреждения.
Эффективность деятельности образовательного учреждения (организации)
Количественные показатели, характеризующие деятельность образовательного учреждения (с ориентацией на труд, с ориентацией на финансы, с ориентацией на фактор времени). Качественные показатели, характеризующие деятельность образовательного учреждения: педагогические показатели, экономические показатели. Методика расчета показателей, характеризующих деятельность образовательного учреждения.
Критерии эффективности деятельности образовательного учреждения. Эффективность образования: экономический, педагогический и социальный аспекты. Роль инноваций в образовательной сфере.
Отчетность и контроль в образовательных учреждениях (организациях)
Виды учета и отчетности в образовательных учреждениях (организациях). Текущий (оперативный) учет финансово-экономической деятельности в образовательном учреждении (организации). Статистический учет и отчетность. Творческий и инновационно-технологический учет и отчетность. Технология контроля в образовательном учреждении (организации).