Занятие 3. Отношения собственности в образовании. Типы и виды образовательных учреждений
Контрольные вопросы:
1. Назовите существующие формы собственности в образовании.
2. Почему интеллектуальная собственность занимает доминирующее положение в системе образования?
3. Дайте характеристику организационно-правовых форм образовательных учреждений (организаций).
4. Какие показатели характеризуют статус образовательного учреждения (организации)?
5. Какие принципы лежат в основе классификации образовательных учреждений?
Задания:
6. Рассмотрение причин изменения статуса образовательного учреждения.
7. Теоретический анализ отличительных особенностей казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций).
8. Обоснование важности автономных образовательных учреждений (организаций) для современной системы российского образования.
Занятие 4. Государственные и рыночные механизмы регулирования в сфере образования и их сочетание
Контрольные вопросы:
1. Расскажите об экономических нормативах текущего и долгосрочного планирования деятельности образовательных учреждений (организаций).
2. В чём заключается специфика государственного регулирования внебюджетной деятельности образовательных учреждений?
3. Назовите финансовые методы стимулирования внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций).
4. В чем сущность институционального механизма регулирования рынка образовательных услуг?
5. Расскажите о роли конкуренции в саморегулировании рынка образовательных услуг.
Задания:
6. Проанализируйте деятельность выбранного образовательного учреждения (организации) с позиций государственного и рыночного механизма регулирования.
|
7. Дайте характеристику эффективных рыночных регуляторов для системы российского образования.
8. Предложите механизм государственного регулирования внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций).
Занятие 5. Финансирование образовательных учреждений (организаций)
Контрольные вопросы:
1. Назовите источники финансирования образовательных учреждений (организаций).
2. Обозначьте современные проблемы финансирования образовательных учреждений (организаций) и пути их решения?
3. Расскажите о нормативно-правовом обеспечении, формировании и исполнении государственного задания.
4. В чем сущность государственного регулирование и стимулирования приобретения платных образовательных услуг?
5. Как теория человеческого капитала может повлиять на экономические отношения в образовании?
6. Возможны ли методы самофинансирования и хозрасчета в образовании? Обоснуйте свой ответ.
7. Расскажите об источниках финансирования фандрайзинга.
8. Обоснуйте схему действия эндаумент-фонда в образовании.
Задания:
9. Установите правильную последовательность
расположениЕ нормативных документов в порядке убывания их статуса
А) основная образовательная программа образовательного учреждения;
Б) закон Российской Федерации «Об образовании»;
В) Федеральный государственный образовательный стандарт;
Г) примерная основная образовательная программа.
Эталон: Б), В), Г), А).
10. Выберите номер правильного варианта ответа
процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства образования – это ПРОЦЕСС…
|
1) интеграционный;
2) Болонский;
3) централизации;
4) нет правильного ответа.
Эталон: 2).
11. Дополните недостающие элементы схемы
Эталон: гражданско-правовой, образовательно-правовой
Раздел 3. Маркетинг в сфере образования
Занятие 6. Стратегии маркетинга в образовательной системе
Контрольные вопросы:
1. Расскажите об особенностях коммуникационной политике в образовании.
2. Как Вы считаете, нужен ли образовательному бизнесу маркетинг территорий?
3. В чем заключается сущность мобильного маркетинга?
4. Обоснуйте компоненты маркетинговой Р-модели в образовании.
5. Расскажите о специфике управления маркетинговым комплексом в образовании.
Задания:
6. Дополните недостающие элементы схемы
7. Разработайте маркетинговую стратегию образовательного учреждения (организации).
8. Дайте обоснованную характеристику сегментам рынка образовательных услуг.
9. Создайте маркетинговую Р-модель для образовательного учреждения (организации).
Занятие 7. Товарная стратегия
Контрольные вопросы:
1. В чем особенности товарной политики образовательного учреждения (организации)?
2. Расскажите о роли и месте товарной стратегии в комплексе маркетинговых стратегий образовательного учреждения (организации).
3. Назовите методы поиска наиболее предпочтительных для образовательного учреждения (организации) стратегических зон хозяйствования.
4. В чем особенности товарного ассортимента и товарной номенклатуры для образовательного учреждения (организации)?
|
5. Какая товарная стратегия способствует повышению конкурентного статуса образовательного учреждения (организации)?
Задания:
6. Обоснуйте каждый вид товарной стратегии для образовательного учреждения (организации), выделите преимущества и недостатки: новый товар на новом рынке; новый товар на старом рынке; старый товар на новом рынке; старый товар на старом рынке.
7. Разработайте структуру товарной политики для образовательного учреждения (организации).
Занятие 8. Ценовая стратегия
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность политики рыночного ценообразования для образовательных учреждений (организаций)?
2. Расскажите о влиянии цены, спроса и предложения на динамику образовательных услуг.
3. Назовите ценовые стратегии образовательных учреждений (организаций).
4. Приведите классификацию современных ценовых стратегий.
5. Расскажите о компонентах функционально-стоимостного анализа ценовой стратегии.
Задания:
6. Дополните недостающие элементы схемы
Эталон: образовательное учреждение, образовательная услуга, физическое (и) или юридическое лицо.
7. Разработайте блок-схему алгоритма ценообразования образовательного учреждения.
8. Оцените возможность осуществления образовательной деятельности, основываясь на данных анкетирования.
Цена образовательной услуги | |||||
Спрос | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,2 | 0,1 |
Занятие 9. Стратегия позиционирования и продвижения образовательных услуг
Контрольные вопросы:
1. Назовите элементы комплекса маркетинга для эффективного позиционирования образовательных услуг.
2. Расскажите о методах рыночного позиционирования и оценки продуктового портфеля образовательного учреждения.
3. Какие вам известны типовые ошибки позиционирования образовательного учреждения.
4. Обоснуйте взаимосвязь стратегии сегментации и позиционирования образовательного учреждения.
5. Назовите примеры недобросовестной рекламы в образовании.
Задания:
6. Обоснование каналов продвижения образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.7. Планирование маркетинговых мероприятий образовательного учреждения.8. Проведение маркетингового анализа образовательного учреждения и разработка плана продвижения образовательных услуг.Раздел 4. Хозяйственный механизм сферы образования
Занятие 10. Стратегическое планирование образовательной деятельности
Контрольные вопросы:
1. Что вам известно о стандартах контроля и оценки качества образовательного процесса?
2. Назовите основные компоненты процедуры принятия управленческих решений.
3. Какие вы знаете информационные системы стратегического планирования в образовании.
4. Расскажите о структуре и алгоритме построения программы развития образовательного учреждения (организации).
5. Дайте характеристику методам планирования, используемым в деятельности образовательных учреждений (организаций).
Задания:
6. Проанализируйте нормативное регулирование порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения (организации).
7. Проанализируйте информационное и документационное обеспечение управления образовательным учреждением (организацией).
8. Разработайте программу развития образовательного учреждения.
Занятие 11. Система тактического и оперативного управления образовательным учреждением
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о перспективах развития тактического и оперативного менеджмента в образовательном учреждении (организации).
2. Охарактеризуйте структуру управления образованием.
3. Назовите основные функции управления образованием.
4. Расскажите о роли и задачах органов внутреннего самоуправления в образовательном учреждении (организации).
5. Что относится к общественным институтам управления образованием?
Задание:
6. Разработайте миссию образовательного учреждения (организации).
7. Постройте органиграмму административного управления образовательным учреждением (организацией)
Занятие 12. Кадровое обеспечение образовательного учреждения (организации)
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о современной системе кадрового обеспечения образовательного учреждения (организации).
2. В чем особенности организации труда работников образования?
3. Расскажите о видах мотивации труда педагогических кадров.
4. Какие существуют системы стимулирования труда педагогических работников?
5. Что способствует повышению эффективности кадрового потенциала образовательного учреждения (организации)?
Задание:1. Учитель-предметник 1 категории в 5-11 классах сельской общеобразовательной школы (доплата 25 % за работу в сельской местности) имеет учебную нагрузку в объеме 22 часов в неделю (норматив – 18 часов в неделю), имеет классное руководство (компенсационная выплата 20% от ставки заработной платы) и осуществляет проверку тетрадей (компенсационная выплата 15% от ставки заработной платы) в объеме 22 часов. Должностной оклад учителя равен 6250 рублям. Определить месячную заработную плату.2. Рассчитать заработную плату учителя первой квалификационной категории по новой системе оплаты труда. Нормативная трудоемкость 18 часов в неделю. Компенсация: за проверку тетрадей 20% от аудиторной нагрузки, за работу в центре образования 15% от полной нагрузки, сложность предмета 1,15 от полной нагрузки, квалификационная категория 1,10 от полной нагрузки. Компенсация за классное руководство 1,15 (в классе 25 чел., норматив финансирования 150руб./чел.).Аудиторная нагрузка | |||||
класс | Кол-во учащихся | Кол-во часов | Ученик-час | Среднее кол-во недель в месяце | Итого |
6а | 10.22 | 4,33 | |||
6б | 10,22 | 4,33 | |||
7а | 10,22 | 4,33 | |||
Неаудиторная нагрузка | |||||
6а | 1 (эликтив) | 10,22 | 4,33 |
Занятие 14 Налогообложение в сфере образования