Скрыпник Наталья Сергеевна




НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫВ РАЗВИТИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Скрыпник Наталья Сергеевна

студентка 3 курса магистратуры,

группы 311-ЮРЗ,

направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция».

Научный руководитель – Козодубов А.А.,

Кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения

Севастопольского экономико-гуманитарного

института (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»,

г. Севастополь, Российская Федерация

 

В основе правового регулирования земельных отношений находится земельное право, оказавшееся в течении формирования и совершенствования. Земельное законодательство в соответствии с Конституции РФ - предмет общего ведения Российской Федерации и её субъектов. Оно складывается из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в согласовании с ними законов субъектов РФ, указов президента, актов правительства, законов и других нормативных правовых актов органов местного самоуправления, включающих нормы земельного права.

Непосредственно понятие земельного участка на сегодняшний день дается в ЗК РФ, где в п. 3 ст. 6 оговаривается, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Кроме того, в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки, которые представляют собой сооружения, создаваемые на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком [5, с.10].

За последние 2 года был принят полный ряд федеральных законов, внесших очень значительные перемены в земельное и смежное законодательство. Из числа их особенное место по масштабности и содержанию захватывает Федеральный закон от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Стало возможным сказать о появлении в формировании земельного законодательства стадии «перехода количества в качество», что требует концептуального осмысления, научно-фактического рассмотрения, оценки изменений и мониторинга последующего его формирования.

Федеральный закон №171-ФЗ в целом принят в целях улучшения порядка предоставления и использования земельных участков с общегосударственной и городской собственности, а кроме того в целях ликвидации отдельных проблематичных задач, накопившихся с этапа принятия Земельного кодекса РФ в сфере земельных взаимоотношений.

Введение изменений в распорядок предоставления земельных участков с общегосударственной либо городской собственности было обусловлено трудностями правоприменения прежде функционировавшего земельного законодательства в связи со сложностью и недостаточной определенностью законного регулирования данных взаимоотношений, что приводило к огромному количеству споров и нарушений прав людей и юридических лиц. Невзирая на то, что Земельный кодекс РФ в прошлой редакции определял равнозначный подход в получение земельных участков из общегосударственной и городской собственности индивидуальными субъектами, осуществление этого права была значительно затруднена отсутствием общего подхода к предоставлению земельных участков, зависимостью способности предоставления от разных обстоятельств и условий, в первую очередь всего от целей предоставления и законного статуса приобретателя земельного участка, нахождением норм, устанавливающих характерные черты предоставления в отдельных случаях, в разных федеральных законах, законах субъектов РФ, актах органов местного самоуправления.

Анализ перемен, внесенных в земельное законодательство Российской Федерации, дает возможность прийти к заключению о его непостоянности на сегодняшнем этапе.

После вступления в силу Закона № 171-ФЗ с учетом внесенных перемен, в том числе с учетом отказа от ряда прошлых институтов и внедрения единого ряда новейших, можно относительно говорить о том, что ЗК РФ, по сути, считается «новым».

Правовой анализ занесенных в ЗК РФ перемен дает возможность сделать заключение о том, что в значительный степени они обусловлены переменой и формированием других сфер законодательства и ориентированы на предоставление соотношения ЗК РФ другим нормативным правовым актам. В связи с этим можно сделать вывод о непостоянности земельного законодательства Российской Федерации на сегодняшний день, несистемности вносимых модификаций, которые определены несоответствующим и нелогичным раскладом к регулировке социальных взаимоотношений по причине недоступности единой конкретной слаженной долговременной концепции формирования всего российского законодательства, в том количестве учитывающей синхронное формирование нескольких его сфер. Другими словами, вносимые в ЗК РФ перемены призваны гарантировать его соотношение другим отраслям законодательства, которые формируются самостоятельно, в отсутствии учета потребности комплексного расклада к соответственным изменениям, обеспечивающим устойчивость законодательства на долговременную перспективу.

Другими не меньше значимыми трудностями отечественного земельного законодательства на сегодняшнем этапе считаются трудность изложения норм ЗК РФ и их несистемное размещение.

ЗК РФ в новейшей редакции считается довольно трудным в плане изложения норм и доступен, как свидетельствует практическая деятельность, с целью осмысления только лицами, обладающими специальными адвокатскими познаниями, что считается его важным минусом, так как нормативный правовой документ такого рода, созданный с целью осуществлении конституционного права на землю, обязан быть доступен с целью восприятия неопределенному окружению персон, никак не имеющих особыми познаниями в области юриспруденции.

Закон № 171-ФЗ внес значительные модификации в части адвокатской способности перераспределения полномочий в области земельных взаимоотношений между публично-правовыми образованиями и увеличил полномочия законного регулирования земельных взаимоотношений между субъектами Российской Федерации и органами регионального самоуправления. Вместе с тем в земельном законодательстве отсутствуют какие-либо нормы, которые обязывали бы соответственные органы государственной власти и местного самоуправления размещать в открытом доступе данные о перераспределении полномочий, что дает возможность сказать о присутствии пробела в части решения данной проблемы[6, с.18].

Данная трудность может иметь колоссальное практическое значение, так как в соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, пребывающих в государственной либо городской собственности, осуществляется исполнительным органом общегосударственной власти либо органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

К более важным и значимым вопросам, с своевременного и справедливого решения которых зависит будущее формирование аграрного законодательства России и, соответственно, рынка земельных ресурсов, являющегося главной компонентой экономического развития всей страны, позволительно причислить соответствующие:

- нестабильность законодательства;

- несистемность и трудность изложения законодательных норм;

- безосновательная излишняя регламентация отдельных процедур;

- проблемы, предопределенные поиском органа, уполномоченного на осуществление операций по предоставлению и оформлению прав на земельные участки;

- факт значительных недостатков в законном регулировании;

- отличие правоприменительной практики организаций общегосударственной власти, местного самоуправления и судов.

Необходимо учитывать, что законодательное регулирование отношений по поводу земли должно исходить из осознания того, что земля как материальный объект отношений сочетает в себе сущностные экологические качества, которые выражаются в признании земли природным объектом, а также экономические качества, выраженные в признании земли природным ресурсом и недвижимостью [4, с.25]. В связи с этим следует исходить из равноправного, санкционированного доступа к земле в целях обеспечения всех общественных потребностей и соответствующих им интересов. Один из источников решения трудностей земельного законодательства может быть исследование, составление и исследование судебной практики, что в ряде ситуации восполняет пробелы в законном регулировании земельных взаимоотношений и в то же время считается признаком или своего рода указателем степени формирования земельных взаимоотношений, так как по текстуре и числу земельных споров возможно установить следующие пути и тенденции улучшения земельного законодательства, о чем подтверждают приведенные примеры [7, с.16].

В целом вкратце оценивая произошедшие перемены земельного законодательства в части предоставления земельных участков из общегосударственной и городской собственности жителям и юридическим лицам, необходимо выделить стремление законодателя к подробной регламентации процедур на уровне федерального закона, формирование подробных перечней разных оснований, что имеет собственные позитивные и негативные стороны, для раскрытия которых нужна практическая деятельность использования новейшего законодательства.

При этом невозможно не определить на довольно низкий уровень юридической техники изложения норм в новейшей редакции ЗК РФ, огромное число отсылочных и бланкетных норм, в одних вариантах чрезмерно детализированных, в ряде случаев - мало аргументированных и обеспеченных механизмами реализации, что обуславливается, как представляется, поспешностью в разработке и принятии рассматриваемого Закона.

Что касается следующей участи формирования земельного законодательства, то в случае принятия закона о переходе на территориальное районирование, на наш взгляд, встанет проблема о разработке новейшего Земельного кодекса РФ, так как уже в настоящее время в редакции Федерального закона N 171-ФЗ исследование и использование Земельного кодекса РФ порождает затруднения из-за сформировавшейся в следствии перемен серьезной и необдуманной структуры.

Проведенное изучение дает возможность сделать заключение о том, что в целом тенденции формирования отечественного земельного законодательства по ряду принципиальных течений мало аргументированы реальными нуждами отечественного общества и страны, в значительном обусловлены конъюнктурой в органах власти и субъективными соображениями отдельных лиц. По этой причине потребность формирования научным и профессиональным обществом независимой концепции формирования земельного законодательства остается как никогда актуальной.

Список использованной литературы

1.Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ// СЗ РФ.- 2004.- № 26 (ч. I). - Ст. 63.

2.Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ// СЗ РФ. 2001. - № 12. - Ст. 103.

3.Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»//СЗ РФ. - 2014.-№ 26 (ч. I).- Ст. 3377.

4.Ахметьянова, З.А. К теме об объектах права собственности [Текст] / З.А. Ахметьянова // Юрист. - 2017. - №23.- С. 25 - 28

5.Дерхо, Д.С. Сущность и виды вещных имущественных прав[Текст]/ Д.С. Дерхо// Хозяйство и право. - 2018.-№14.- С.10

6.Малышева, А.В. Актуальные проблемы признания права собственности на земельные участки[Текст] / А.В. Малышева //Юрист. – 2016. -№ 12.-С.18

7.Умеренко, Ю.А. Тенденции развития и отдельные проблемы земельного законодательства Российской Федерации на теперешнем этапе[Текст] / Ю.А. Умеренко //Имущественные отношения в Российской Федерации,- 2016, -№ 7.- С.16



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: