Этнополитические конфликты: природа и пути разрешения.




Владикавказский филиал Финуниверситета

Кафедра «________________________________________________»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Политология»

Этнополитические конфликты: природа и пути разрешения.

 

Выполнил (а) студент (ка) группы ______________

__________________________________

Ф.И.О. студента

__________________________________

 

Проверил преподаватель

__________________________________

_____________________________

Ф.И.О.

_____________________________

 

 

Дата поступления работы на кафедру «___»____________20___г. Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено подпись
  «___» ________________ 20___ г.

 

Владикавказ 2017 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………  
1. Природа этнополитических конфликтов……………………………….......  
1.1. Происхождение и причины этнополитических конфликтов …………...  
1.2 Структура и классификация этнических конфликтов……………………  
1.3.Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов…..  
2. Пути решения этнополитических конфликтов……………………….…….  
Заключение………………………………………………………………….......  
Список использованной литературы………………………………….……….  

 

Введение

Если сравнительно изучить этнические конфликты, то можно заметить, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили, что: [9]

1. Этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;

2. Этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этни­ческую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осоз­нанным;

3. Этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер;

4. Этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - клас­совые, экономические, правовые, экологические.

Считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.

Этнические конфликты красной нитью проходят через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфлик­тные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу.

Актуальность выбранной темы в том, что этнические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.

Задача – рассмотреть, что такое этнополитические конфликты и их природу.

Цель контрольной работы – найти пути разрешения этнополитических конфликтов.

Предмет исследования контрольной работы – этнополитические конфликты. Объект исследования – природа и пути разрешения этнополитических конфликтов.

 


 

1. Природа этнополитических конфликтов.

1.1. Происхождение и причины этнических конфликтов

Этнические конфликты возникли еще на заре человеческой истории и происходили за обладание средой обитания. Случалось, что в одних этнических конфликтах погибали и исчезали целые народы; в других слабые подвергались мощной ассимиляции. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение эт­носов по территории Земли. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобальных этносдвигов на поверхности планеты.

Древние письменные источники оставили нам свидетельства о крупнейших этнических конфликтах. Трагическая история депор­тации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н. э. и повторявша­яся неоднократно, изгнание арабов из Европы, которые сами при­шли в Европу как завоеватели, вытеснение калмыков со своей исторической родины в северо-западном Китае, исторические све­дения о других народах доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, геноцид, изгнание с земель не были исключительным явлением.[10]

Захват иноплеменников с целью превращения их в рабство, а затем и для продажи как товар, было известно давно. Этим про­мыслом занимались еще во втором тысячелетии до н.э. финикийские пираты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершались набеги на Северный Кавказ, в южные районы России с территории Крымского Ханства, затем само Крымс­кое Ханство стало объектом подобных набегов с Кавказа.[7] Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском Ханстве. Не исключением в разные периоды были Америка, Англия, Япония, Китай, а также другие государства старого и нового света.


 

1.2. Структура и классификация этнических конфликтов.

Несмотря на то, что каждый этнический конфликт является самостоятельным социально-историческим событием, в нем можно обнаружить признаки присущие другим этническим конфликтам. Выявление этих признаков позволяет перейти к более сложным этапам научного поиска, связанных с анализом, моделированием и прогнозированием конфликтов.

Классификация этнических конфликтов по сферам обществен­ной жизни - весьма распространенный в зарубежной и отечественной науке подход. Выделяются политические этнические конфликты, экономические этнические конфликты и конфликты в духовной сфере. [1]

Большинство этнических конфликтов имеют межсферный характер.

Существует также классификация по предметам или объектам. В данном, случае предметы конфликта имеют четко выраженный межсферный характер. Таковыми являются конфликты, сложившиеся, например, вокруг проблемы государственного языка, территории и её экономических ресурсов, бытовые этнические конфликты.

Классификация по субъектам-носителям выделяет конфликты между однопорядковыми и разнопорядковыми субъектами. К пер­вому типу относятся, к примеру, осетинско-ингушский конфликт, конфликт между пророссийскими и проукраинскими настроенны­ми гражданами Украины приведший к срыву выборов на Украине в 2004 г. и другие международные конфликты. Дру­гой тип конфликтов вовлекает разнопорядковые субъекты, напри­мер, этническое меньшинство, с одной стороны, и титульный на­род или его государственные структуры - с другой. Это очень распространенный конфликт в постсоветском пространстве, типич­ным примером таких конфликтов являются российско-чеченский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский, грузино-южно-осетинский.

Более содержательной и четкой по структуре является классификация конфликтов по их институционализации. Бывают слу­чаи, когда оба субъекта конфликта не институционализированы, т.е. государственно или иным образом оформлены, после чего конфликт приобретает характер международного.

Зачастую этнические отношения внутри страны имеют много общего с международными отношениями. Война часто напоминает расширенный межэтнический конфликт, в котором есть место всем формам конфликтов. А этнический конфликт напоминает локальную войну. Война заканчивается рано или поздно прекращением огня и заключением мира. Серьезным этническим конфликтам нет конца. Разгораясь и затухая, они продолжаются веками. [4]

 


 

1.3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.

Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала: экономического, социального, культурного, престижного.

Политические, экономические, духовные и прочие конфликты есть столкновение социальных сил на соответствующих по­лях за удовлетворение, решение социальных проблем через соб­ственность. Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу. [2]

Социальный фактор синтезирует все сферы и процессы в конфликтах. Этноконфликт в социальной сфере является конфликтом и по поводу экономической политики, обусловленной социальными факторами и потребностями. Например, экономические забастовки, стачки, экономические движения направлены на решение социальных задач, удовлетворение социальных интересов, улучшение жизни.

Социальный фактор включает:

1. Важные аспекты экономики политики;

2. Степень благосостояния людей;

3. Социальный статус граж­данина и ощущение уверенности в будущем;

4. Общественную безопасность, уровень социальной дифференциации;

5. Гражданские права и возможность населения влиять на политику.

Конфликты по данным проблемам могут разгораться и на полях экономики, политики и духовной жизни.

Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством.[11] Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов. Марксистская парадигма также придает важное значение осознанию этого обстоятельства для превращения «класса в себе» в «класс для себя». [3]

Россия превратилась в огромную лабораторию для изучения этносоциальной природы конфликтов. Главная линия противоборства в переходный период российского общества представлена тенденциями, выражающими основное интегральное, ведущее противоречие между двумя возможными типами рыночных отношений:

1. Традиционалистским и современным;

2. Буржуазно-рациональным и продуктивным.

Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского общества 90-х годов.

Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политическо­го, экономического, социального и этнического свойства. Наибо­лее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются, преж­де всего, через отношения растущего неравенства крупных соци­альных групп – средоточия полярных интересов. Интенсивное образование нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации, консолидация на новой базе бывшей номенклатуры новых общественных элит, способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.

В центре конфликтов в России сегодня стоит вопрос об обузда­нии всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, ком­прадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Глав­ный конфликт сегодня – противоборство основных социально-по­литических сил, олицетворяющих два противоположных типа ры­ночных отношений, соответствующие им формы демократии, цен­ности и нормы, образцы поведения.

Анализируя причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свиде­тельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопо­ставить их друг с другом поражают своей пестротой и непо­хожестью.[9]

Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый кон­фликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен.


 

2. Пути решения этнополитических конфликтов.

Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне проанализировать, используя инструментарий только од­ной науки. Их изучают представители многих отраслей на­учного знания - философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие.[1] Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) кон­фликтов.

Однако целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились два подхода.

Первый – социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняют­ся при опоре на анализ этнических параметров основных со­циальных группировок, исследуется взаи­мосвязь и взаимовлияние социальной стратификации обще­ства и разделения труда с этническими характеристиками региона, испытывающего этнополитическую напряжен­ность.

Систематический мониторинг, конкретная статистика, регулярные опросы - все это говорит о том, что самостоя­тельная научная дисциплина "этносоциология" приобретает все более отчетливые очертания.

Второй – политологический, тоже занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного раз­вития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли нацио­нальных элит, прежде всего интеллектуальных и политичес­ких, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтни­ческой напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта.[6]

В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, до­ступе к ресурсам. Примечательно, что возникшая в нача­ле 80-х годов в США наука «этнополитология» – новая и пока пробивающая себе дорогу с определенными трудно­стями - обрела множество последователей в России и в других странах СНГ, особенно в ходе бурного этнополитического развития нашей страны за минувшее десятиле­тие.[12]

Рассмотрим меры и средства достижения мира, т. е. сами пути разрешения этнополитических конфликтов. Прежде всего, в любых региональных и социально-эко­номических условиях необходимо заблаговременно вырабо­тать модель политического поведения на случай межэтни­ческих коллизий. Это должен быть четкий и ясный доку­мент, привязывающий конкретные политические шаги к по­требностям данного региона и опирающийся на концепцию государственной национальной политики. []

Многонациональность как явление, а обострение межэт­нических отношений тем более требует от политических структур заранее подумать о том, как подготовить группу профессионалов-этнополитологов, обладающих банком дан­ных, электронной связью с центром, сопредельными регио­нами по географической горизонтали и вертикали.

Однако группа даже прекрасно подготовленных этнополитологов, предоставленная сама себе и не обладающая реальной политической, а тем более широкой общественной поддержкой, вряд ли сможет оказать ощутимое воздействие на развитие этнополитических процессов в регионе. Эта группа должна опираться на надежный и хорошо подготов­ленный актив авторитетных жителей региона, имеющих влияние на местное многонациональное население.

Властные структуры должны иметь надежную возмож­ность переключать потенциал средств массовой информа­ции практически целиком на нужды этнополитического ре­гулирования.

В период назревания, а тем более развертывания этнопо­литических столкновений нужна высокая степень готовнос­ти к исполнению специфических задач подразделений МЧС, а также специально подготовленных подразделений и силовых ведомств.

 

Заключение

Вопрос разрешения этнополитических конфликтов был рассмотрен.

Итак, в вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше меха­низма выравнивания этнополитического пространства региона.

Разумеется, вышеперечисленные меры только форми­руют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего регио­на.

Так же были рассмотрены сами этнополитические конфликты и можно сказать, что Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на террито­рии других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягче­ние конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном. Благодаря России бы­ло остановлено кровопролитие в Приднестровье. Она слу­жит сдерживающим фактором в гражданской войне в Тад­жикистане.

Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных отно­шений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном госу­дарстве. Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротвор­ческой роли политического центризма.

Ориентация на максимальное ослабление пагубного воз­действия социальных и национальных катаклизмов на со­стояние общественных, в том числе межэтнических, отно­шений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходи­мых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен са­мим межэтническим отношениям, осуществляющим их на­циональным элитам и группам.

Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следущее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический кон­цепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность со­здания алгоритма компромисса между партнерами, придер­живавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способствующий эволюции позиций партнеров, опираясь на кото­рую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами.[8]

Этот опыт может быть использован для решения про­блем, связанных с этнополитическими конфликтами в Рос­сии. Он указывает на необходимость скорейшего формиро­вания добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть созда­ние системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов. Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицирован­ные и достоверные экспертные оценки развивающихся в ре­гионах процессов, предложить оперативную и долговремен­ную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам.

Важную роль в интересах достижения и сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций поли­тических партий, движений, союзов, которые могут и долж­ны стать проводниками народной дипломатии и образовы­вать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах.


 

Список используемой литературы

1. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2014, С.: 57, 34.

2. Аствацатурова М. А. Проблемы этнических отношений на Северном Кавказе. Пятигорск 2014, 152 стр.

3. Бутенко В. П. Любить на век. Ставрополь 2014 г., 203 стр.

4. Губенко О. В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2015 г., 120 стр.

5. Замагильный С. И. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Волгоград 2014 г., 209 стр.

6. Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2016 г., 136 стр.

7. Ткачев Г. А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 2014 г. (переиздано Пятигорск 2016 г.), 276 стр.

8. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. // Матер. междун. симп. 2013 г., 49 стр.

9. Фельдман Д. М. Политология конфликта/Д.М. Фельдман. - М., 2015 г., 260 стр.

10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. 2015 г., 142 стр.

11. Шуверова В.Д. История этнических отношений в СССР (1970-1980-е гг.) в англо-американской историографии; М., 2016 г., 316 стр.

12. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // М.: 2014 г., 89 стр.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: