Владикавказский филиал Финуниверситета
Кафедра «________________________________________________»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Политология»
Этнополитические конфликты: природа и пути разрешения.
Выполнил (а) студент (ка) группы ______________
__________________________________
Ф.И.О. студента
__________________________________
Проверил преподаватель
__________________________________
_____________________________
Ф.И.О.
_____________________________
Дата поступления работы на кафедру «___»____________20___г. | Оценка ___________________ __________ количество баллов, зачтено/не зачтено подпись |
«___» ________________ 20___ г. |
Владикавказ 2017 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………… | |
1. Природа этнополитических конфликтов………………………………....... | |
1.1. Происхождение и причины этнополитических конфликтов …………... | |
1.2 Структура и классификация этнических конфликтов…………………… | |
1.3.Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов….. | |
2. Пути решения этнополитических конфликтов……………………….……. | |
Заключение…………………………………………………………………....... | |
Список использованной литературы………………………………….………. |
Введение
Если сравнительно изучить этнические конфликты, то можно заметить, что в их эволюции имеются повторяющиеся черты и этапы, позволяющие выделить некоторые закономерности в пределах сходных типов конфликтов. Изучая природу этнических конфликтов, ученые обнаружили, что: [9]
1. Этничность - одна из наиболее ранних форм социальной организации общества и этноконфликты - древнейшая форма социальных конфликтов, сопровождающая всю историю человечества;
2. Этничность не является предметом свободного выбора. В подавляющем большинстве случаев человек «выбирает» свою этническую принадлежность один раз и на всю жизнь в процессе социализации, который за редчайшим исключением не является осознанным;
|
3. Этнические конфликты приобретают особую остроту, если их объекты имеют территориальный характер;
4. Этнические конфликты обладают способностью вовлекать в свою орбиту самые разные фрагменты социальной реальности по своему происхождению далекие от этнических отношений - классовые, экономические, правовые, экологические.
Считается, что именно этнический конфликт предстает наиболее фундаментальным явлением в истории человечества, а остальные играют второстепенную роль. Причина в особой значимости этнической идентификации в жизни человека и общества.
Этнические конфликты красной нитью проходят через различные исторические эпохи, в том числе доклассовые, проникают во все другие типы конфликтов, захватывают конфликтные ситуации. И наконец, почти все известные в истории войны имели в большей или меньшей степени этническую основу.
Актуальность выбранной темы в том, что этнические конфликты привлекли внимание ученых уже после того, как были изучены классовые, трудовые и межгосударственные конфликты. Ученые отмечают, что ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к возрастающей роли этнического фактора.
Задача – рассмотреть, что такое этнополитические конфликты и их природу.
Цель контрольной работы – найти пути разрешения этнополитических конфликтов.
|
Предмет исследования контрольной работы – этнополитические конфликты. Объект исследования – природа и пути разрешения этнополитических конфликтов.
1. Природа этнополитических конфликтов.
1.1. Происхождение и причины этнических конфликтов
Этнические конфликты возникли еще на заре человеческой истории и происходили за обладание средой обитания. Случалось, что в одних этнических конфликтах погибали и исчезали целые народы; в других слабые подвергались мощной ассимиляции. На протяжении всей человеческой истории происходило постоянное перемещение этносов по территории Земли. Эту мысль можно выразить даже так: мировая история - это проект глобальных этносдвигов на поверхности планеты.
Древние письменные источники оставили нам свидетельства о крупнейших этнических конфликтах. Трагическая история депортации еврейского народа, начавшаяся в VI в. до н. э. и повторявшаяся неоднократно, изгнание арабов из Европы, которые сами пришли в Европу как завоеватели, вытеснение калмыков со своей исторической родины в северо-западном Китае, исторические сведения о других народах доказывают, что крупные межэтнические конфликты, завоевания, геноцид, изгнание с земель не были исключительным явлением.[10]
Захват иноплеменников с целью превращения их в рабство, а затем и для продажи как товар, было известно давно. Этим промыслом занимались еще во втором тысячелетии до н.э. финикийские пираты. С целью захвата чужеплеменников и продажи их в рабство совершались набеги на Северный Кавказ, в южные районы России с территории Крымского Ханства, затем само Крымское Ханство стало объектом подобных набегов с Кавказа.[7] Работорговля была процветающим промыслом и в Казанском Ханстве. Не исключением в разные периоды были Америка, Англия, Япония, Китай, а также другие государства старого и нового света.
|
1.2. Структура и классификация этнических конфликтов.
Несмотря на то, что каждый этнический конфликт является самостоятельным социально-историческим событием, в нем можно обнаружить признаки присущие другим этническим конфликтам. Выявление этих признаков позволяет перейти к более сложным этапам научного поиска, связанных с анализом, моделированием и прогнозированием конфликтов.
Классификация этнических конфликтов по сферам общественной жизни - весьма распространенный в зарубежной и отечественной науке подход. Выделяются политические этнические конфликты, экономические этнические конфликты и конфликты в духовной сфере. [1]
Большинство этнических конфликтов имеют межсферный характер.
Существует также классификация по предметам или объектам. В данном, случае предметы конфликта имеют четко выраженный межсферный характер. Таковыми являются конфликты, сложившиеся, например, вокруг проблемы государственного языка, территории и её экономических ресурсов, бытовые этнические конфликты.
Классификация по субъектам-носителям выделяет конфликты между однопорядковыми и разнопорядковыми субъектами. К первому типу относятся, к примеру, осетинско-ингушский конфликт, конфликт между пророссийскими и проукраинскими настроенными гражданами Украины приведший к срыву выборов на Украине в 2004 г. и другие международные конфликты. Другой тип конфликтов вовлекает разнопорядковые субъекты, например, этническое меньшинство, с одной стороны, и титульный народ или его государственные структуры - с другой. Это очень распространенный конфликт в постсоветском пространстве, типичным примером таких конфликтов являются российско-чеченский, грузино-абхазский, молдавско-приднестровский, грузино-южно-осетинский.
Более содержательной и четкой по структуре является классификация конфликтов по их институционализации. Бывают случаи, когда оба субъекта конфликта не институционализированы, т.е. государственно или иным образом оформлены, после чего конфликт приобретает характер международного.
Зачастую этнические отношения внутри страны имеют много общего с международными отношениями. Война часто напоминает расширенный межэтнический конфликт, в котором есть место всем формам конфликтов. А этнический конфликт напоминает локальную войну. Война заканчивается рано или поздно прекращением огня и заключением мира. Серьезным этническим конфликтам нет конца. Разгораясь и затухая, они продолжаются веками. [4]
1.3. Участники, движущие силы, цели и формы этнических конфликтов.
Все общественные конфликты, в том числе и этнические, возникают и развиваются в общем социальном пространстве, решая социально значимые задачи. Чтобы понять природу конфликтов, необходимо проанализировать их структуру, выявить социальную логику их возникновения и развития. Например, Пьер Бурдье формирование и развитие конфликтов между классами и группами связывает с неравным распределением капитала: экономического, социального, культурного, престижного.
Политические, экономические, духовные и прочие конфликты есть столкновение социальных сил на соответствующих полях за удовлетворение, решение социальных проблем через собственность. Любые процессы на социальных полях получают не только социальное отражение, но и основополагающую социальную базу. [2]
Социальный фактор синтезирует все сферы и процессы в конфликтах. Этноконфликт в социальной сфере является конфликтом и по поводу экономической политики, обусловленной социальными факторами и потребностями. Например, экономические забастовки, стачки, экономические движения направлены на решение социальных задач, удовлетворение социальных интересов, улучшение жизни.
Социальный фактор включает:
1. Важные аспекты экономики политики;
2. Степень благосостояния людей;
3. Социальный статус гражданина и ощущение уверенности в будущем;
4. Общественную безопасность, уровень социальной дифференциации;
5. Гражданские права и возможность населения влиять на политику.
Конфликты по данным проблемам могут разгораться и на полях экономики, политики и духовной жизни.
Этносоциальные конфликты, по существу предстают конфликтами между интересами. Чтобы разобраться в природе конфликтов, важно уяснить природу интересов и способы их осознания субъектами конфликтов. По Дорендорфу именно скрытые интересы, соединенные с требованиями, вытекающими из ролевых позиций и имеющие в качестве своей основы; материально значимые средства жизнедеятельности (территория, природные богатства, энергетические и природные ресурсы, сферы политического влияния или доминирования) делают конфликт, в том числе и этноконфликт, устойчивым противоборством.[11] Процесс генезиса и созревания конфликта - это процесс кристаллизации латентных, скрытых интересов. Марксистская парадигма также придает важное значение осознанию этого обстоятельства для превращения «класса в себе» в «класс для себя». [3]
Россия превратилась в огромную лабораторию для изучения этносоциальной природы конфликтов. Главная линия противоборства в переходный период российского общества представлена тенденциями, выражающими основное интегральное, ведущее противоречие между двумя возможными типами рыночных отношений:
1. Традиционалистским и современным;
2. Буржуазно-рациональным и продуктивным.
Коррупция, криминальность и организованная преступность, культ силы, бандитизм, разбой и войны становятся постоянными спутниками в переходном периоде российского общества 90-х годов.
Утверждающиеся в России рынок и новый уклад жизни, связанный с многообразием собственности, породили и родственную им социальную структуру. В недрах этой структуры формируются и постоянно выходят на поверхность конфликты политического, экономического, социального и этнического свойства. Наиболее, глубокие корни конфликтной ситуации прослеживаются, прежде всего, через отношения растущего неравенства крупных социальных групп – средоточия полярных интересов. Интенсивное образование нового класса собственников и предпринимателей, создавших свои практические организации, консолидация на новой базе бывшей номенклатуры новых общественных элит, способствуют возникновению глубочайшего социального противоречия между ними и народом, отчужденной приватизацией от собственности, а в ходе политической борьбы - от самой власти.
В центре конфликтов в России сегодня стоит вопрос об обуздании всевластия «иррационально-традиционалистских кругов, компрадорских групп» и связанных с ними криминальных сил. Главный конфликт сегодня – противоборство основных социально-политических сил, олицетворяющих два противоположных типа рыночных отношений, соответствующие им формы демократии, ценности и нормы, образцы поведения.
Анализируя причины, сущность и эволюцию коллизий в этнополитическом пространстве России, о которых свидетельствуют происходящие конфликты, прежде всего нельзя не обратить внимание на необычайное разнообразие самого явления. Этнополитические конфликты при попытках сопоставить их друг с другом поражают своей пестротой и непохожестью.[9]
Отмечая это свойство и обилие столь грозного материала для изучения, этнополитологи считают, что каждый конфликт по-своему уникален, но все же сопоставительный анализ возможен, целесообразен и продуктивен.
2. Пути решения этнополитических конфликтов.
Природу этнополитических конфликтов и их динамику в современных условиях, учитывая комплексность и многоаспектность самого предмета, вряд ли возможно всесторонне проанализировать, используя инструментарий только одной науки. Их изучают представители многих отраслей научного знания - философы, этнологи, психологи, этнополитологи, экономисты и многие другие.[1] Сформулировано несколько теорий, объясняющих причины возникновения, эволюцию и динамику этнических (этнополитических) конфликтов.
Однако целостного, обстоятельного исследования пока не создано. Вместе с тем выявились два подхода.
Первый – социологический, который явно доминирует. В рамках данного подхода причины конфликтов объясняются при опоре на анализ этнических параметров основных социальных группировок, исследуется взаимосвязь и взаимовлияние социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, испытывающего этнополитическую напряженность.
Систематический мониторинг, конкретная статистика, регулярные опросы - все это говорит о том, что самостоятельная научная дисциплина "этносоциология" приобретает все более отчетливые очертания.
Второй – политологический, тоже занимающий важное место при исследовании причин этноконфликтогенного развития и межэтнических коллизий. В рамках данного подхода первоочередное внимание уделяется трактовке роли национальных элит, прежде всего интеллектуальных и политических, в мобилизации этнических чувств, в процессе межэтнической напряженности и ее эскалации до уровня открытого конфликта.[6]
В качестве ключевого исследуется вопрос о власти, доступе к ресурсам. Примечательно, что возникшая в начале 80-х годов в США наука «этнополитология» – новая и пока пробивающая себе дорогу с определенными трудностями - обрела множество последователей в России и в других странах СНГ, особенно в ходе бурного этнополитического развития нашей страны за минувшее десятилетие.[12]
Рассмотрим меры и средства достижения мира, т. е. сами пути разрешения этнополитических конфликтов. Прежде всего, в любых региональных и социально-экономических условиях необходимо заблаговременно выработать модель политического поведения на случай межэтнических коллизий. Это должен быть четкий и ясный документ, привязывающий конкретные политические шаги к потребностям данного региона и опирающийся на концепцию государственной национальной политики. []
Многонациональность как явление, а обострение межэтнических отношений тем более требует от политических структур заранее подумать о том, как подготовить группу профессионалов-этнополитологов, обладающих банком данных, электронной связью с центром, сопредельными регионами по географической горизонтали и вертикали.
Однако группа даже прекрасно подготовленных этнополитологов, предоставленная сама себе и не обладающая реальной политической, а тем более широкой общественной поддержкой, вряд ли сможет оказать ощутимое воздействие на развитие этнополитических процессов в регионе. Эта группа должна опираться на надежный и хорошо подготовленный актив авторитетных жителей региона, имеющих влияние на местное многонациональное население.
Властные структуры должны иметь надежную возможность переключать потенциал средств массовой информации практически целиком на нужды этнополитического регулирования.
В период назревания, а тем более развертывания этнополитических столкновений нужна высокая степень готовности к исполнению специфических задач подразделений МЧС, а также специально подготовленных подразделений и силовых ведомств.
Заключение
Вопрос разрешения этнополитических конфликтов был рассмотрен.
Итак, в вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше механизма выравнивания этнополитического пространства региона.
Разумеется, вышеперечисленные меры только формируют модель политического поведения, которая должна быть приспособлена к условиям соответствующего региона.
Так же были рассмотрены сами этнополитические конфликты и можно сказать, что Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории других государств СНГ. Она внесла свой вклад в смягчение конфликтов и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией, Арменией и Азербайджаном. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье. Она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.
Если, вернуться к общим предпосылкам упреждения этнополитических столкновений, то необходимо отметить значительный потенциал оптимизации межнациональных отношений, которым обладает благоприятно структурированная партийно-политическая система в многонациональном государстве. Речь идет, прежде всего, о потенциальной миротворческой роли политического центризма.
Ориентация на максимальное ослабление пагубного воздействия социальных и национальных катаклизмов на состояние общественных, в том числе межэтнических, отношений неизбежно вызывает потребность в центристских действиях, направленных на поиск объективно необходимых компромиссов в рамках проявившихся политических тенденций. К тому же центризм объективно имманентен самим межэтническим отношениям, осуществляющим их национальным элитам и группам.
Переходя к вопросу о технологии управления этнополитическими конфликтами, необходимо отметить следущее. Опыт выработки и реализации внешнеполитический концепции СССР второй половины 80-х годов при всех недочетах и ошибках, порожденных ею, показал возможность создания алгоритма компромисса между партнерами, придерживавшимися, казалось бы, противоположных взглядов и десятилетия рассматривавшими друг друга через прорезь прицела. В результате начинал работать механизм, способствующий эволюции позиций партнеров, опираясь на которую удавалось свести на нет глобальный конфликт между сверхдержавами.[8]
Этот опыт может быть использован для решения проблем, связанных с этнополитическими конфликтами в России. Он указывает на необходимость скорейшего формирования добротной инфраструктуры, обслуживающей всю сферу этнополитических отношений в стране, то есть создание системы, которая включала бы эффективную экспертную службу профессионалов-этнополитологов. Они будут владеть полноценной информацией об этой сфере в рамках соответствующего региона, могли бы дать квалифицированные и достоверные экспертные оценки развивающихся в регионах процессов, предложить оперативную и долговременную прогностику и практические рекомендации соответствующим структурам.
Важную роль в интересах достижения и сохранения межнационального согласия, возрождения и укрепления единства многонациональной России призваны сыграть межрегиональные связи общественных организаций политических партий, движений, союзов, которые могут и должны стать проводниками народной дипломатии и образовывать пространство для посредничества в этнополитических конфликтах.
Список используемой литературы
1. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2014, С.: 57, 34.
2. Аствацатурова М. А. Проблемы этнических отношений на Северном Кавказе. Пятигорск 2014, 152 стр.
3. Бутенко В. П. Любить на век. Ставрополь 2014 г., 203 стр.
4. Губенко О. В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2015 г., 120 стр.
5. Замагильный С. И. Проблемы управления в сфере межнациональных отношений. Волгоград 2014 г., 209 стр.
6. Основы национальных и федеральных отношений. Москва РАГС 2016 г., 136 стр.
7. Ткачев Г. А. Ингуши и чеченцы в семье народностей Терской области. Владикавказ 2014 г. (переиздано Пятигорск 2016 г.), 276 стр.
8. Трансформационные процессы в России и Восточной Европе и их отражение в массовом сознании. // Матер. междун. симп. 2013 г., 49 стр.
9. Фельдман Д. М. Политология конфликта/Д.М. Фельдман. - М., 2015 г., 260 стр.
10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. 2015 г., 142 стр.
11. Шуверова В.Д. История этнических отношений в СССР (1970-1980-е гг.) в англо-американской историографии; М., 2016 г., 316 стр.
12. Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт // М.: 2014 г., 89 стр.