Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению




Контрольная работа является одним из основных видов самостоятельной работы студентов заочной формы обучения. Цель контрольной работы способствовать формированию, закреплению и углублению теоретических знаний по изучаемому курсу и практических навыков подготовки и оформления письменных работ.

Контрольная работа состоит из двух частей:

1. Реферативная работа по одной из предложенных тем.

2. Экономическое обоснование целесообразности оказания образовательной услуги.

Темы реферативных работ

1. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки.

2. Концепция финансирования подготовки рабочей силы.

3. Инвестиции в человеческий капитал: теория и практика.

4. Совершенствование отношений собственности в сфере образования.

5. Интеллектуальная собственность в сфере образования.

6. Типы современных образовательных учреждений России.

7. Отличительные особенности казенных, бюджетных и автономных образовательных учреждений.

8. Сочетание рыночного и государственного регулирования в образовании.

9. Источники финансирования образования.

10. Принципы управления затратами в образовании.

11. Подходы к формированию цены образовательных услуг.

12. Методы самофинансирования образовательных учреждений.

13. Стоимость образования с позиции теории человеческого капитала.

14. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

15. Эндаумент-фонды в образовательном фандрайзинге.

16. Разнообразие методов фандрайзинга.

17. Виды налогов в образовании.

18. Формирование общественных институтов управления образованием.

19. Материально-техническая база образовательного учреждения.

20. Новая система оплаты труда педагогов.

21. Законодательное регулирование заработной платы педагогов.

22. Материальное и нематериальное стимулирование педагогического труда.

23. Актуальность предпринимательского капитала для сферы образования.

24. Развитие предпринимательства в сфере образования.

25. Количественные показатели эффективности деятельности образовательных учреждений.

26. Качественные показатели эффективности деятельности образовательных учреждений.

27. Экономический, педагогический и социальный аспекты эффективности образовательной деятельности.

28. Экономические инновации в образовательной сфере.

29. Статистический учет и отчетность в образовании.

30. Пути проникновения иностранного капитала на российский образовательный рынок.

Методика выполнения работы.

Выбор темы реферативной работы осуществляется по последней цифре номера зачётной книжки (например, номер зачётной книжки №380024, то тема работы № 4 или № 14 или № 24 – по выбору).

После выбора темы студент должен наметить порядок её выполнения. При этом предлагается работу условно разделить на следующие три этапа:

1. Ознакомиться с решением данной проблемы по литературным источникам, конспектам, статьям и другим документам.

2. При необходимости организовать сбор материалов посредством опроса, анкетирования, интервьюирования и других статистических способов.

3. Систематизировать, обобщить, структурировать собранные материалы и подготовить их к написанию работы.

Реферативная работа состоит из следующих частей:

- оглавление (содержание), которое включает наименования всех частей работы, с указанием страницы, на которой они начинаются;

- введение, в котором обозначается актуальность темы и задачи работы;

- основная часть, состоящая из 2-5 параграфов и раскрывающая содержание темы работы;

- заключение, содержащее краткое обобщение изложенного материала и собственные выводы;

- список использованной литературы, расположенный по алфавиту. Сведения об использованном источнике нужно располагать в такой последовательности: фамилия и инициалы автора (при наличии на обложке), заглавие книги (статьи), название периодического издания (для статьи), место издания, издательство, год издания, номер периодического издания (для статьи), объём в страницах.

В тексте работы обязательно должны содержаться ссылки на источники, из которых приводятся цитаты, таблицы, цифровой материал. Для этого после заимствования (приведенной цитаты и т.д.), в квадратных скобках указывается порядковый номер источника, согласно списку использованной литературы и номер страницы из этого источника, например [4, c. 45]. Каждый раздел озаглавливается, выделяется и начинается с новой страницы.

Оформленная реферативная работа должна соответствовать стандарту, принятому в высшей школе. На титульном листе контрольной работы нужно указать название университета, института, кафедры, название учебной дисциплины, по которой написана работа, тему, фамилию, имя, отчество студента, курс, факультет, номер группы и номер зачётной книжки.

По контрольной работе, после её рецензирования, проводится собеседование. Без зачтённой реферативной работы студент к сдаче зачёта не допускается.

Практическое задание

Выполнение второй части контрольной работы предполагает проведение презентации реального (условного) образовательного учреждения или образовательной услуги.

Общий вид презентации:

1. Основные цели финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения (организации).

2. Описание деятельности образовательного учреждения (организации).

3. Описание услуги.

4. Анализ рынка.

5. Организационно-правовые вопросы.

6. Ресурсное обеспечение деятельности образовательного учреждения (организации). Обоснование сметы доходов и расходов.

7. Требуемый размер капитальных вложений и планируемая эффективность.

8. Заключение.

При определении целей образовательного учреждения (организации) следует обратить внимание на миссию и философию учреждения (организации). Важно выделить главную цель деятельности и задачи, способствующие ее достижению.

Описать деятельность образовательного учреждения (организации) позволит развернутый ответ на вопросы:

- что является предметом деятельности образовательного учреждения (организации)?

- как планируется использовать многоканальное финансирование в деятельности образовательного учреждения (организации)?

- что будет способствовать успеху предлагаемого направления совершенствования деятельности образовательного учреждения (организации)?

При описании услуги акцент делается на отличительных особенностях предлагаемого направления (более высокое качество услуг, чем у конкурентов; нестандартный набор свойств услуги; нетрадиционный способ оказания услуг и т.д.). Следует учесть, что выбор одновременно двух основ может заведомо обречь хорошие идеи на провал, так как каждая основа для выбора определяет разные стратегии деятельности, которые необходимо описать.

Помогут в описании услуги ответы на вопросы:

- какие потребности потребителей позволят удовлетворить предлагаемые услуги?

- какие особенности или свойства предлагаемой услуги могут привлечь внимание будущих потребителей и заставить их отдать предпочтение Вашей услуги?

- как долго предлагаемые услуги могут оставаться оригинальными на рынке и приносить Вам успех?

При выполнении анализа рынка следует обратить внимание на критерии сегментации рынка, выделяя отдельно юридических и физических лиц по кажущимся Вам важным признакам.

В этом разделе Вам предстоит ответить на вопросы:

- почему Ваши услуги будут предпочитать продукции конкурентов?

- какую именно продукцию образовательного учреждения Вы сможете предлагать достаточно долго при неизменном спросе?

- ограничен ли установленным сегментом круг будущих потребителей Ваших услуг или его можно расширить? Каким образом это возможно?

- какова емкость выделенного Вами рынка?

- на какую роль на рассматриваемом рынке Вы рассчитываете в будущем?

Оценить свои конкурентные преимущества помогут Вам SWOT-анализ или ответы на вопросы:

- какая ценовая политика на аналогичные услуги у Ваших конкурентов?

- как Вы планируете обеспечить более низкие цены?

- какие ошибки при выходе на рынок совершили Ваши конкуренты?

- как будут выглядеть Ваши доходы и расходы в сравнении с конкурентами?

При рассмотрении организационно-правовых вопросов следует четко определить организационно-правовую форму деятельности образовательного учреждения (организации), систему управления оказанием услуг, организационную структуру управления, механизмы управленческой деятельности, объемы и направления налогообложения, применение льгот по налогообложению.

При описании ресурсного обеспечения образовательной деятельности Вам необходимо представить рассуждения о кадровой, материально-технической, снабженческой, финансовой и других видах деятельности.

При описании требуемого размера капитальных вложений и планировании эффективности деятельности образовательного учреждения (организации) следует обосновать окупаемость требуемых капитальных вложений, структурируя основные статьи будущих расходов. Для того, чтобы оценить будущий доход, необходимо:

- рассчитать себестоимость организации оказания услуги;

- определить предполагаемую цену услуги с учетом возможности ее сбыта;

- оценить ожидаемый доход (вычесть из общей массы планируемой выручки совокупность расходов).

Как известно, в образовательном учреждении (организации) все доходы, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, должны быть реинвестированы в образовательный процесс. Обоснуйте как Вы намерены это сделать.

При составлении заключения обобщаются результаты всех предыдущих разделов.

Общий объем выполняемого задания не должен превышать 20 страниц печатного текста.

Вопросы для подготовки к экзамену

1) Экономические отношения в сфере образования.

2) Двойственная природа образования как общественного и частного блага.

3) Принципы государственного финансирования сферы образования.

4) Программное и проектное финансирование.

5) Бюджетирование, ориентированное на результат.

6) Нормативно-подушевое финансирование.

7) Нормирование труда в образовании.

8) Заработная плата и ее организация в учебных заведениях.

9) Новая система оплаты труда в образовании.

10) Принципы оплаты за качество и результат.

11) Механизмы стимулирования в образовании.

12) Экономическая самостоятельность и академическая автономия образовательных организаций.

13) Сравнительные характеристики казенных, бюджетных и автономных учреждений.

14) Формирование государственного (муниципального) задания.

15) Критерии и показатели качества образовательных услуг.

16) Расчетно-нормативные затраты на оказание услуг.

17) Тенденции и перспективы развития государственного сектора в образовании.

18) Основные модели частно-государственного партнерства в образовании.

19) Аутсорсинг в образовании.

20) Хозяйственно-финансовая деятельность и имущество образовательного учреждения (организации).

21) Попечительский совет: экономические механизмы и правовые основы.

22) Кадровый менеджмент в системе образования.

23) Имидж образовательного учреждения (организации) как ресурс его развития.

24) Организационная структура образовательного учреждения (организации).

25) Совершенствование системы управления образовательным учреждением (организацией).

26) Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.

27) Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений (организаций).

28) Управление затратами в образовании.

29) Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг.

30) Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы.

31) Налогообложение в сфере образования.

32) Сущность, назначение, специфика и структура материально-технической базы образовательного комплекса.

33) Маркетинг образовательных услуг.

34) Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг.

35) Пиар-технологии в образовании.

36) Продвижение образовательных услуг.

37) Социальная эффективность высшего образования.

38) Проблемы экономического роста в образовательной сфере.

39) Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения.

40) Возможности и способы повышения эффективности образования.

41) Виды внебюджетной деятельности образовательных учреждений (организаций).

42) Классификация внебюджетных доходов.

43) Факторы эффективности внебюджетной деятельности.

44) Особенности ценообразования во внебюджетной деятельности образовательных учреждений.

45) Эндаумент в образовании.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: